Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к технике безопасности при выполнении




Требования к технике безопасности при выполнении

практических работ

- Вход в аудиторию осуществляется только по разрешению преподавателя.

- На первом занятии преподаватель проводит первичный инструктаж по технике безопасности и напоминает студентам о бережном отношении к оборудованию и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки.

- При обнаружении повреждений оборудования персональную ответственность несут студенты, выполнявшие работу на этом оборудовании. Виновники обязаны возместить материальный ущерб.

- Если во время проведения работы на оборудовании замечены какие-либо неисправности оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю.

- После окончания работы рабочее место следует привести в порядок.

 


Практические работы

Тема 1. 2. «Экологические права и обязанности граждан»

1. Система экологических прав граждан и организаций в Российской Федерации.

2. Право граждан и организаций на экологически значимую информацию. Состав экологической информации и требования, предъявляемые к ней.

3. Соотношение экологической информации со сведениями, составляющими охраняемую законом тайну (государственную, военную, коммерческую, врачебную и т. д. ).

4. Экологические обязанности граждан и организаций в Российской Федерации.

5. Система государственных мер по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

 

Эпиграф к практической работе:

Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей.

( И. В. Гёте)

ЦЕЛЬ:

· Обучающая: расширение знаний студентов о особенностях экологии, экологического правонарушения и видах ответственности за него, предусмотренное законодательством

· Развивающая: развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный диалог с преподавателями, анализировать события и давать им оценку.

· Воспитательная:  способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав в социуме. Формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию отношений между человеком и окружающей средой.

Задачи:

· показать специфику нарушения экологического баланса в
природе;

· помочь уяснить специфику экологических отношений;

· ознакомить учащихся с различными способами защиты
экологических прав;

· подчеркнуть роль экологических обязанностей каждого
гражданина в обеспечении экологических прав;

· раскрыть суть экологических правонарушений и основные
меры эколого-правовой ответственности

Оборудование:

· Компьютер.

· Проектор, экран.

· Учебник обществознания под ред. Боголюбова.

· Файлы с демонстрационным материалом.

· Файлы с практическими заданиями.

· Карточки с заданиями для практической работы.

· Выдержки статей из Конституции РФ.

Планируемые образовательные результаты:

· Научатся осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, формировать собственную точку зрения, выделять главное, объяснять, каковы составные части окружающей среды, характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ и других НПА; называть основные способы защиты экологических прав граждан

Раздаточный материал

Экологические обязанности граждан

По мнению большинства специалистов в данной области, 2 3, вопрос об экологических правах гражданина является одним из ключевых в современном экологическом праве, поскольку, согласно ст. 2 Конституции РФ, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Впервые в российском законодательстве экологические права человека были закреплены в Законе РСФСР от 19. 12. 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», а затем - в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12. 12. 1993 г. и Федеральном законе от 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

М. М. Бринчук под экологическими правами человека понимает признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Экологические права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбора места жительства и др.

Необходимо отметить, что проблему экологических прав человека в мире стали активно обсуждать с середины 60-х годов нашего столетия, когда многие индустриально развитые страны Запада стали ощущать последствия экологического кризиса, вызванного чрезмерным воздействием на окружающую среду и потреблением природных ресурсов.
Политическая сторона экологических прав человека отражена в нормах международного права, которые нашли выражение в различных декларациях прав человека.

Первые документы ООН, в частности, Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г., Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных икультурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не выделяли право человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. В то же время, оно выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г., закрепившей право человека на жизнь. Кроме того, в ст. 25 Декларации указывается такой «жизненный уровень», который необходим человеку для поддержания его здоровья и благосостояния.
Важнейшей вехой в становлении и развитии экологических прав гражданина стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году, где впервые была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, принцип 1 Стокгольмской декларации провозгласил, что человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Высказывается мнение, что после Стокгольмской конференции 1972 г. начался неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявилось в упоминании о необходимости защиты окружающей среды в узкоспециализированных документах в области прав человека (например, во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания 1974 г. ), которые напрямую природоохранные действия не предполагают.
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де- Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его тесная связь с охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил: «Люди имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».

В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо учитывать международные документы о правах человека этой организации. В частности, в рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих в той или иной степени отношения в данной сфере. Основными из них являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г. ) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г. ). В этих документах не только закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой механизм их защиты. Положения этих документов юридически обязательны для России как члена Совета Европы.
Выделяют основные (или конституционные) и иные экологические права граждан.

К основным (конституционным) правам относятся, прежде всего, содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ:

· право каждого на благоприятную окружающую среду;

· право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

· право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением. Кроме того, к этой группе отнесены следующие конституционные права:

· право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36 Конституции РФ);

· право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ);

· право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).

Для успешной реализации и надежной защиты вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29); право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.
К группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в других, помимо Конституции, нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, и прежде всего - в Федеральном законе от 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который не только закрепил право каждого на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты.

Права граждан

¾ содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

¾ требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

¾ принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установление нормативов качества окружающей среды.

¾ требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологических вредных объектов и т. д., оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

¾ своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства.

¾ ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинению здоровью и имущества граждан экологическим правонарушением.

¾ постоянно повышать уровень знаний о природе, экологическую культуру

¾ создавать общественные объединения по охране окружающей среды и т. п., вступать в члены таких объединений и фондов, вносить в них свои трудовые сбережения.

¾ принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и т. д. по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения.

 

 

Экологические обязанности граждан

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.

По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.

Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов.

Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве.

Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).

Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников - иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Различают два основных вида экологических обязанностей - позитивные и запретительные.

Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т. д.

Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.

 

Студентам необходимо заполнить таблицу

 

Права граждан в области экологии Обязанности граждан в области экологии
   
   
   

 

Рефлексия (1 мин. ) (На слайде выводится начало предложения, которое обучающийся должен закончить исходя из собственных соображений)

· сегодня я узнал…

· было интересно…

· было трудно…

· я выполнял задания…

· я понял, что…

· теперь я могу…

· я почувствовал, что…

· я приобрел…

· я научился…

· у меня получилось …

· я смог…

· я попробую…

· меня удивило…

· урок дал мне для жизни…

· мне захотелось

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...