Требования к технике безопасности при выполнении
Требования к технике безопасности при выполнении практических работ - Вход в аудиторию осуществляется только по разрешению преподавателя. - На первом занятии преподаватель проводит первичный инструктаж по технике безопасности и напоминает студентам о бережном отношении к оборудованию и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки. - При обнаружении повреждений оборудования персональную ответственность несут студенты, выполнявшие работу на этом оборудовании. Виновники обязаны возместить материальный ущерб. - Если во время проведения работы на оборудовании замечены какие-либо неисправности оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю. - После окончания работы рабочее место следует привести в порядок.
Практические работы Тема 1. 2. «Экологические права и обязанности граждан» 1. Система экологических прав граждан и организаций в Российской Федерации. 2. Право граждан и организаций на экологически значимую информацию. Состав экологической информации и требования, предъявляемые к ней. 3. Соотношение экологической информации со сведениями, составляющими охраняемую законом тайну (государственную, военную, коммерческую, врачебную и т. д. ). 4. Экологические обязанности граждан и организаций в Российской Федерации. 5. Система государственных мер по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Эпиграф к практической работе: Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей. ( И. В. Гёте)
ЦЕЛЬ: · Обучающая: расширение знаний студентов о особенностях экологии, экологического правонарушения и видах ответственности за него, предусмотренное законодательством · Развивающая: развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный диалог с преподавателями, анализировать события и давать им оценку. · Воспитательная: способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав в социуме. Формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию отношений между человеком и окружающей средой. Задачи: · показать специфику нарушения экологического баланса в · помочь уяснить специфику экологических отношений; · ознакомить учащихся с различными способами защиты · подчеркнуть роль экологических обязанностей каждого · раскрыть суть экологических правонарушений и основные Оборудование: · Компьютер. · Проектор, экран. · Учебник обществознания под ред. Боголюбова. · Файлы с демонстрационным материалом. · Файлы с практическими заданиями. · Карточки с заданиями для практической работы. · Выдержки статей из Конституции РФ. Планируемые образовательные результаты: · Научатся осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, формировать собственную точку зрения, выделять главное, объяснять, каковы составные части окружающей среды, характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ и других НПА; называть основные способы защиты экологических прав граждан Раздаточный материал Экологические обязанности граждан
По мнению большинства специалистов в данной области, 2 3, вопрос об экологических правах гражданина является одним из ключевых в современном экологическом праве, поскольку, согласно ст. 2 Конституции РФ, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». М. М. Бринчук под экологическими правами человека понимает признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. Экологические права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбора места жительства и др. Необходимо отметить, что проблему экологических прав человека в мире стали активно обсуждать с середины 60-х годов нашего столетия, когда многие индустриально развитые страны Запада стали ощущать последствия экологического кризиса, вызванного чрезмерным воздействием на окружающую среду и потреблением природных ресурсов. Первые документы ООН, в частности, Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г., Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных икультурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не выделяли право человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. В то же время, оно выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г., закрепившей право человека на жизнь. Кроме того, в ст. 25 Декларации указывается такой «жизненный уровень», который необходим человеку для поддержания его здоровья и благосостояния.
В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо учитывать международные документы о правах человека этой организации. В частности, в рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих в той или иной степени отношения в данной сфере. Основными из них являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г. ) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г. ). В этих документах не только закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой механизм их защиты. Положения этих документов юридически обязательны для России как члена Совета Европы.
К основным (конституционным) правам относятся, прежде всего, содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ: · право каждого на благоприятную окружающую среду; · право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; · право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением. Кроме того, к этой группе отнесены следующие конституционные права: · право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36 Конституции РФ); · право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ); · право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Для успешной реализации и надежной защиты вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29); право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др. Права граждан ¾ содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. ¾ требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. ¾ принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установление нормативов качества окружающей среды. ¾ требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологических вредных объектов и т. д., оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
¾ своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства. ¾ ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинению здоровью и имущества граждан экологическим правонарушением. ¾ постоянно повышать уровень знаний о природе, экологическую культуру ¾ создавать общественные объединения по охране окружающей среды и т. п., вступать в члены таких объединений и фондов, вносить в них свои трудовые сбережения. ¾ принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и т. д. по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения.
Экологические обязанности граждан Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ. В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности. Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов. Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны: - сохранять природу и окружающую среду; - бережно относиться к природе и природным богатствам; - соблюдать иные требования законодательства. В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; - не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве. Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»). Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников - иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Различают два основных вида экологических обязанностей - позитивные и запретительные. Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т. д. Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.
Студентам необходимо заполнить таблицу
Рефлексия (1 мин. ) (На слайде выводится начало предложения, которое обучающийся должен закончить исходя из собственных соображений) · сегодня я узнал… · было интересно… · было трудно… · я выполнял задания… · я понял, что… · теперь я могу… · я почувствовал, что… · я приобрел… · я научился… · у меня получилось … · я смог… · я попробую… · меня удивило… · урок дал мне для жизни… · мне захотелось
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|