Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 7.1.2. Контуры предметов на фоне шума, сформированного текстурой. Верхние картинки, плотность черных квадратиков - р = 0,25; нижние картинки - р = 0,45. Объяснения в тексте




Рис. 7. 1. 2. Контуры предметов на фоне шума, сформированного текстурой. Верхние картинки, плотность черных квадратиков - р = 0, 25; нижние картинки - р = 0, 45. Объяснения в тексте

Роль дифференциации одиночных черт в обнаружении сигнала из шума может объяснить возникновение нарушений в этом тесте у больных с затылочными поражениями, по сравнению с незначительным числом ошибок в группах больных с теменной, височной и лобной локализацией поражений. В то же время, несмотря на легкое обнаружение, распознавание предметов становится затруднительным в тесте, так как фон текстуры может закрывать некоторые существенные черты контура предмета (см. главу 2, раздел «Зрительная предметная агнозия»).

Мы наблюдали значительные нарушения при обнаружении сигнала из шума у больных с острым алкогольным делирием. В таких случаях функциональные нарушения, вероятно, затрагивают затылочно-теменную область, учитывая локализацию анатомических поражений при синдроме Балинта, характеризуемого нарушениями смещения фокуса внимания.

Обнаружение и восприятие сигнала из шума особенно затруднено, когда основные компоненты сигнала и шума схожи друг с другом. Некоторые тесты направлены на исследование, обнаружение и восприятие сигнала, который принадлежит к той же категории, как и фоновый шум, и его более трудно обнаружить. В корректурной пробе, популярной в классической нейропсихологии, целью обнаружения и восприятия являются буквы, которые нужно найти и перечеркнуть в массе других букв, представляющих собой фоновый шум или дистрактор.

Субъект может читать без затруднений буквы алфавита и знает заранее букву — цель обнаружения. Тест позволяет оценить способность смещать фокус внимания от одной буквы к другой и обнаруживать букву — цель среди фонового шума, составленного из других букв. Выполнению теста может, вероятно, помочь то, что больной способен использовать некоторые простые черты формы, для того, чтобы различить основное месторасположение для дальнейшего распознавания буквы, то есть X нужно различить от других букв алфавита без необходимости узнавать эти буквы. Более сложный тип теста включает в себя цель, составленную из

Рис. 7. 1. 3. Тест вычеркивания цифр. Объяснения в тексте

комбинации букв, таких как АХ. Тест предоставляет возможность не только подсчитывать общее число ошибок, но также подсчитывать число ошибок или пропущенные буквы — цель на правой или левой стороне бумаги. Мы разработали «тест вычеркивания цифр», в котором используются цифры в качестве основного компонента. Этот тест выполняется более легко, так как субъекту нужно знать одну из десяти цифр вместо одной буквы из алфавита (32 буквы). Это делает тест удобным для оценивания больных с нарушениями познавательной способности. Он также полезен для тестирования неграмотных субъектов (рис. 7. 1. 3).

7. 1. 4. Нарушения объема и устойчивости внимания

Нарушение объема внимания, способности удерживать внимание на продолжительный период времени представляет собой одно из наиболее часто встречающихся нарушений познавательных способностей у больных с различными типами патологии мозга. Это часто наблюдается в ходе неспособности больного удерживать внимание на содержании дискуссии или тестировании больше, чем на несколько минут. Тест вычеркивания обычно используется для того чтобы оценить эту способность удерживать внимание для повторного обнаружения заданной буквы среди других букв. Способность обнаруживать и распознавать одну букву сохраняется, но повторное выполнение той же самой задачи может нарушаться.

Эти способности специально оцениваются с помощью Теста Продолжающегося Выполнения {Continuous Performance Test — СРТ) (Rosvold et al., 1956). Субъект сталкивается с комбинацией различных букв, появляющихся в последовательном порядке на экране тахистоскопа или компьютера. Больному нужно нажать на клавишу, когда буква — цель появляется на экране. Используются различные целевые стимулы, включая комбинацию букв АХ, цифры, цвета, геометрические фигуры. Программа теста длится 14 минут, позволяя провести исследование объема и устойчивости внимания. Тест показал, что СРТ обнаруживает нарушенное внимание у больных с повреждениями мозга, особенно у группы больных с такими расстройствами, как дефицит внимания и дефицит внимания с гиперактивностью с локализацией вероятного поражения в лобных долях (см. Spreen, Strauss, 1998). Некоторые исследования сканирования SPECT {single proton emission tomography — компьютеризованная томография эмиссии единичного протона) обнаружили, что СРТ производил активацию в средних отделах лобных долей двусторонне (Rezai et al., 1993). Было бы важно сравнить результаты СРТ у больных с различным расположением ограниченных кортикальных и подкорковых поражений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...