7.1.5. Нарушения гибкости переключений в процессе внимания. Расстройства исполнительных функций
7. 1. 5. Нарушения гибкости переключений в процессе внимания. Расстройства исполнительных функций В таких тестах рутинное, часто автоматическое выполнение должно быть перевернуто, то есть счет месяцев, цифр или алфавит обычно делается автоматически и может не требовать использования механизмов внимания, но, если считать месяцы наоборот, с декабря... ноябрь... или цифры с 20... 19... до 1, вниманию приходится преодолевать хорошо выученный автоматический процесс обработки, перевора- чивая счет наоборот, от конца к началу. Такие тесты часто используются в клинической практике в ходе обследования умственного состояния. Они также включают в себя ряд коротких тестов (BNCE, Tonkonogy, 1997). Эти тесты часто используются для оценивания управляющих функций (см. главу 2, раздел «Агнозия действий»). Тест Струпа (Stroop, 1935) является одним из наиболее часто используемых тестов такого типа в нейропсихологических клинических исследованиях и практическом тестировании. В тесте Струпа вначале требуется прочитать слово, которое соответствует цвету чернил, которыми оно напечатано, то есть слово зеленый напечатано зеленым цветом. Затем субъект должен преодолеть рутинное представление, чтобы прочитать название, отличаюшееся от напечатанного цвета. Например, такие слова, как красный, голубой, зеленый, голубой или пурпурный, напечатаны зеленым цветом и субъект вместо того, чтобы назвать зеленый цвет напечатанного слова, называет цвет, обозначенный словом, а не его фактическим цветом, например голубой вместо зеленого. Внимание должно переключаться и фиксироваться на процессе обработки цели в таких тестах, то есть на цвете печати, тем временем фоновый шум и чтение слова должно подавляться, сдерживаемое механизмами внимания.
Нарушенное выполнение в тесте Струпа было выявлено у больных с различными повреждениями мозга, включая травмы мозга, различные типы дегенеративной деменции, шизофрении, так же как и расстройства настроения (см. обзор Spreen, Strauss, 1998). Исследования с помощью нейровизуализации мозга обнаружили активацию средней линии в поясной извилине в ходе предъявления теста (обзор Posner, DiGirgolamo, 1998). Однако Janer и Pardo (1991) дали тест Струпа 34-летнему больному за неделю до и две недели после двухсторонней резекции передней части поясной извилины. После операции у больного не был выявлен значительный дефицит в выполнении теста Струпа. Конечно, необходимы дальнейшие исследования. 7. 1. 6. Выводы Можно сделать следующие выводы об основных локализациях поражений у больных с нарушениями внимания (рис. 7. 1. 4). 1. Анатомические данные указывают на роль теменно-затылочных поражений главным образом в правом полушарии при нарушениях смещения и удерживании фокуса внимания при синдроме Балинта и правостороннего поражения теменной области при одностороннем зрительном игнорировании. 2. Локализация поражений при синдромах нарушения зрительного внимания часто сходна с локализацией поражения зрительной пространственной агнозии, захватывая затылочно-теменную область. Вероятно, что операции внимания являются независимыми, но расположенными близко к областям, вовлеченным в пространственные аспекты предмета и места действия, что облегчает процесс обработки информации, относящейся к функции внимания. 3. Механизмы внимания могут играть важную роль в процессе обработки необычной информации, помогая преодолевать автоматический, обычный тип об- работки информации. Похоже, что в дополнение к затылочно-теменной области, в эти операции вовлечены дорсолатеральные отделы лобных долей и передние отделы поясной извилины. Поражения в этих областях могут привести к нарушению объема внимания и способности удерживать фокус внимания на длительный период времени.
4. Подобно рабочей памяти, механизмы внимания, вероятно, предоставляют операции поддержки, главным образом расположенные в дорсолатеральных областях, распространяющихся от затылочной через теменную к лобной доле. Глава 8. Клинические аспекты нейропсихологического тестирования 8. 1. Нейропсихологическое тестирование и нейровизуализация мозга Может показаться, что успехи в нейровизуализации мозга (brain imaging) и электроэнцефалографии (ЭЭГ) в диагностической оценке патологий мозга уменьшают роль нейропсихологического тестирования, как диагностического показателя типа локализации и распространения повреждения мозга у больных с различными психическими и неврологическими заболеваниями. Эта оценка «позволила сместить фокус нейропсихологического тестирования оценки с диагноза повреждения мозга на большее понимание специфической взаимосвязи «мозг—поведение» и психосоциальных последствий повреждения мозга» (Howieson, Lezack, 2002, с. 217). Однако соотношение между клиническими данными, результатами нейровизуализации мозга, ЭЭГ в этих случаях остается слабым, особенно у больных с первичными психическими заболеваниями, такими как шизофрения и биполярные расстройства. Абнормальные данные, полученные при нейровизуализации мозга, обычно минимальные и часто перекрываются с данными в нормальной контрольной группе или отсутствуют совсем у больных с шизофренией и биполярными расстройствами, несмотря на то что они признаны по большей части результатом болезней мозга. Слабое соотношение между степенью и типом нарушения познавательных способностей и данными нейровизуализации мозга также часто отмечалось у больных с неврологическими заболеваниями, такими как прогрессивная дегенеративная деменция по типу болезни Альцгеймера или Пика, сосудистая деменция, болезнь Хантингтона или травмы мозга. Именно по этим причинам становится важным возвращение к старым целям нейропсихологического тестирования, как способа получить диагностические показатели патологии мозга. Нейропсихологические диагностические данные могут использоваться наряду с клиническими данными, изображением мозга и данными ЭЭГ при оценке наличия, типа, локализации и распространения поражений, приводящих к клиническим синдромам нарушений познавательных способностей.
Принципы психометрических систем, которые использовались при нейропси-хологической диагностической оценке, систематизированы и описаны Howieson Lezack (2002). В этой оценке имеются две главные системы, психометрическая система с нормативными данными группы нормальных индивидуумов и психометрическая система, основанная на клинических нормативных данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|