Я группа. Речь по телефону
В этой группе учитывались следующие ситуации речевого общения: телефонный звонок, исходящий от больного, и ответ на звонок; междугородный разговор; официальный разговор; разговор с родными и близкими; разговор в условиях конфликта; справочные службы; вызов врача, такси, скорой помощи и т. п. — всего 9 ситуаций. Как видно из таблицы 3, распределение больных этой группы по возрастным категориям примерно такое же, как в 6-й и 7-й группах. Анализ историй болезни показывает, что причина указанного распределения заикающихся, их нервно-психические и характерологические особенности в подавляющем большинстве случаев для 6, 7, 8-й групп одни и те же. В числе наиболее трудных ситуаций при общении по телефону большинство заикающихся подростков и взрослых называют звонки в официальные инстанции, справочные службы, междугородные переговоры, т. е. речь идет о таких условиях, при которых больной заранее понимает, что ему нужно говорить четко и без задержки, иначе его могут не понять, а иногда и просто не выслушать. В связи с этим заикающиеся, обладающие тревожно-мнительными чертами характера, прежде чем воспользоваться телефоном, долго настраивают себя, подготавливая к предстоящему разговору, и чем дольше они это делают, тем тяжелее им этот разговор начать или вообще осуществить. При малейшей возможности такие больные стараются от своего звонка отказаться либо его отложить на какое-то время. Вместе с тем некоторые лица, относящиеся к этой же категории больных и имеющие дома или на своем служебном столе телефон, указывают, что на звонок им обычно отвечать нетрудно. В этих случаях не только облегчается начало разговора, но и весь телефонный диалог протекает более спокойно, без выраженных затруднений.
Объяснить это явление легко. В подобных случаях заикающиеся не успевают сосредоточить внимание на предстоящих привычных речевых трудностях, что значительно снижает уровень эмоций ожидания заикания в начале первой фразы. Происходит быстрое переключение на содержание разговора, и чем разговор ответственнее, тем больше сосредоточивается больной на его смысловой стороне, которая в этих случаях выполняет функцию отвлекающего сигнала. В этой связи междугородный разговор, независимо от того, сам ли больной звонит куда-либо, или ждет вызова на переговорном телефонном пункте либо у себя дома, предупрежденный телефонисткой о междугороднем звонке, представляет для заикающихся значительные трудности (за исключением одной ситуации: звонок-вызов без предупреждения по автоматической телефонной линии). В этих условиях к обычным эмоциям ожидания речевой неудачи прибавляется еще ряд отрицательных эмоций: боязнь плохой слышимости в связи со значительной географической удаленностью собеседника, ограниченное время разговора, волнение, связанное с целью и конечными результатами предстоящей беседы, и т. п. Когда в условиях общения по телефону заикающиеся трех возрастных групп не отмечают ухудшения речи (дети — 82, подростки — 18, взрослые — 33), возможны следующие варианты, обусловленные различными причинами. Изменений в состоянии речи не наблюдается у большинства детей младшего школьного возраста, так как общаться по телефону им в основном приходится с близкими родственниками и товарищами, а при редких официальных разговорах в силу возрастных особенностей у них отсутствует стойкая фиксация внимания на неудачах в данной речевой ситуации. У подростков в сравнении со взрослыми также несколько сужен круг официальных телефонных разговоров. От отдельных подростков нам приходилось слышать, что в справочные службы им звонить нетрудно, так как они собеседника не знают и собеседник их никогда не узнает, а поэтому им все равно, что о них подумают, даже если они будут заикаться. Такого рода размышления снижают уровень эмоциональной напряженности в данной ситуации.
Значительный процент взрослых, не испытывающих при разговоре по телефону усиления заикания, можно объяснить, видимо, определенной психологической адаптацией к указанным условиям общения, возникшей в результате накопленного в этой области в силу необходимости большого жизненного опыта. Улучшение речи по телефону, наступающее у незначительного числа заикающихся (подростки — 7, взрослые — 9), отмечается больными, которые стесняются не только своей нарушенной речи, но и по ряду других причин (искажающая лицо судорога, разбрызгивание во время речи слюны, гипергидроз ладоней, повышенная потливость, боязнь покраснеть и пр.) тяготятся непосредственными контактами с окружающими. Также приходилось слышать от пациентов, что в стрессовых ситуациях (пожар, угроза жизни близких, особенно детей, и т. п.) при вызове по телефону соответствующих служб заикание полностью исчезало. 9-я группа. Общение в условиях, когда окружающие обращают внимание на заикание В этой группе были выделены следующие ситуации речевого общения: собеседник дал понять больному, что обращает внимание на его нарушенную речь; спросили о заикании в неофициальной обстановке; в официальной обстановке поторопили в связи с речевыми затруднениями; сделали замечание с целью оказать помощь; грубо одернули; бестактно пожалели; из-за нарушенной речи отстранили от участия в каких-либо мероприятиях; высмеяли наедине и в присутствии группы людей и пр. (всего 9 ситуаций). В указанных ситуациях наиболее ранимыми вследствие возрастных особенностей оказались подростки — 88, наименьшее количество случаев усиления заикания наблюдается у детей — 63, взрослые занимают промежуточное положение — 71. Когда окружающие, в основном близкие родственники и педагоги, в доброжелательной форме, умело помогают заикающимся преодолеть речевое затруднение, в некоторых случаях больные отмечают улучшение речи. В количественном отношении первое место занимают дети — 30, на втором месте взрослые — 15, наименьшее количество случаев приходится на подростковую группу— 9.
При неблагоприятном влиянии окружающих, отмеченном в 9-й группе, видимо, в силу сложившегося жизненного опыта и определенной системы психологической защиты наиболее устойчивыми в речевом отношении оказываются взрослые (14), наименьшее количество случаев, когда изменений в состоянии речи в силу указанных выше причин не наблюдается, среди подростков (3), промежуточное положение занимают дети (7). В беседах с пациентами и их родственниками нередко приходится слышать, что впервые больной зафиксировал внимание на своем речевом дефекте с последующим ухудшением речи уже в детстве (старшие дошкольники, младшие школьники), когда педагоги в присутствии ребенка говорили его родителям либо своим коллегам о невозможности использовать больного в каком-либо мероприятии в связи с его нарушенной речью. Также часто приходится слышать о грубых выходках здоровых детей, а иногда и взрослых (насмешки, передразнивания, обидные прозвища), касающихся речи заикающегося ребенка. Дети впечатлительные, обидчивые, легкоранимые могут незамедлительно прореагировать на подобные психотравмирующие раздражители значительным ухудшением речи и появлением некоторых особенностей поведения — замкнутости, плаксивости, а в ряде случаев — агрессивности. У подростков и взрослых в сравнении с детьми круг ситуаций, указанных в 9-й группе, значительно расширяется. Наиболее часто больные жалуются на ухудшение речи в тех случаях, когда окружающие неожиданно спрашивают их о заикании, дают обывательские советы, как от него излечиться, бестактно в присутствии посторонних людей разглагольствуют о бедственном положении больного, выказывают показное сочувствие. Нередки случаи, когда больные вследствие повышенной мнительности и обидчивости неправильно истолковывают некоторые замечания или жесты (взгляды, улыбки) окружающих, ошибочно расценивая их как насмешку над своей нарушенной речью. Такие случаи не только являются причиной ухудшения речи в данный момент, но могут приводить к конфликтным ситуациям и неоправданному осложнению взаимоотношений больного с окружающими людьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|