Эмоционально значимые ситуации
В таблице 6 (ср. с табл. 3) приводится 10-я группа эмоционально значимых ситуаций.
тельствует об определенном утяжелении речевой и моторной симптоматики в трех возрастных группах. Расширение диапазона нервно-психических состояний у заикающихся, их утяжеление можно отнести к общему нозоморфозу, а обусловленное им утяжеление речевой и моторной симптоматики, усиление заикания в различных эмоционально значимых ситуациях общения — к частному нозоморфозу (по терминологии В. В. Серова). Исходя из представления различных авторов о патоморфо-зе как стойком и существенном изменении картины определенной болезни, ее внешних проявлений и обусловливающих их более глубоких патологических процессах, развивающихся под влиянием различных факторов среды (Хеллпач В., 1950; Хохлов Л. К., 1986; Абабков В. А., 1992 и др.), мы разработали следующую типологию патоморфоза заикания. I. Общий нозоморфоз Включает в себя три аспекта. 1. Этиологический. В последнее десятилетие выявлена зависимость утяжеления картины заикания и его нервно-психического фона от социально-экономических факторов, которые обусловливают новые по своему содержанию пси-хотравмирующие ситуации и острые психотравмы (проблемы безработицы, существование за чертой бедности, криминогенные острые психотравмы и др.). 2. Клинический. Наблюдается значительный рост случаев заикания на органической основе: 1980-е годы — 48%, 1990-е годы — 97%, р < 0,05 (сравнение проводится по группе детей от 2 до 14 лет). Выявлена тенденция к затяжному течению невротического заикания и перерастанию его в невротическое развитие личности. Наблюдается размывание четких границ синдрома заикания в клинике неврозов и других пограничных состояний. Выявлено увеличение количества заикающихся с истерической симптоматикой (12% и 35% соответственно, р < 0,05, по трем возрастным группам). Увеличилось количество заикающихся с психопатией (1,3% и 8%, р < 0,05), эпилепсией (2,3% и 4%) и психическими заболеваниями (1% и 2,3%).
3. Клинико-психологический. Выявлена отчетливая сопряженность личностных особенностей пациента и нервно-психического фона заикания. II. Частный нозоморфоз 1. Речедвигателъный. Наблюдается количественный рост случаев заикания с тяжелой степенью и снижение числа больных с легкой степенью речевого нарушения — 65,6% и 72,3% (0,1> р > 0,05) и 8% и 4,3% соответственно. Выявлена зависимость степени заикания от утяжеления типа речевых судорог и формы дефекта речи. Наблюдается количественный рост случаев заикания, осложненного дизартрией, что обусловлено увеличением числа больных с органической основой речевого дефекта (25% и 28,3% соответственно). 2. Возрастной. Выявлена зависимость проявлений заикания и его нервно-психического фона от возраста больного. По многим характеристикам (степень, форма, тип судорог, нервно-психические заболевания) на первое место выходят больные в возрасте 15—17 лет. 3. Ситуационный. Отмечено изменение выраженности заикания в зависимости от эмоционально значимых ситуаций речевого общения. Выявлена новая группа в перечне этих ситуаций — «общение в условиях, связанных с увольнением и поисками работы». Таким образом, исходя из сравнительных данных этио-патогенетических механизмов и клинических особенностей заикания в последние десятилетия, нами предложена следующая типология патоморфоза этого нарушения речи. ПАТОМОРФОЗ ЗАИКАНИЯ I Общий нозоморфоз 1. Этиологический 2. Клинический 3. Клинико-психологический И. Частный нозоморфоз 1. Речедвигательный
2. Возрастной 3. Ситуационный Только учет всего многообразия и взаимосвязи речевой и нервно-психической симптоматики заикающихся, выявленный в 1990-е годы, дает возможность осуществлять целенаправленный подход к отбору не менее многообразных методов ных, страдающих заиканием, так как в механизме развития логоневроза и половых нарушений невротического характера имеется ряд общих черт. Половые расстройства анатомического, эндокринного, спинального генеза, а также нарушения половой функции, развившиеся в результате органического поражения центральной нервной системы, здесь рассматриваться не будут. Прежде всего следует обратить внимание на то, что лого-невроз и невротические нарушения половой функции во многих случаях являются специфическими, т. е. речевыми и половыми проявлениями функциональных заболеваний нервной системы, в основе которых лежит психогения. Анализ данных о нервно-психических заболеваниях взрослых заикающихся показал, что у большинства этих больных нарушение речи протекало на фоне неврозов либо выраженных акцентуаций характера. А. М. Свядощ (1982), ссылаясь на исследования А. П. Федорова по поводу невротического фона у больных с нарушениями половой функции, приводит следующие данные: невротические сексуальные конфликты имелись у 70% больных истерией, у 43% больных неврастенией и у 45% больных неврозом навязчивых состояний. Так же как и при заикании, в результате нарушений половой функции у подавляющего большинства больных развиваются вторичные невротические наслоения, так как, по определению Б. Д. Карвасарского (1980), сексуальные дисгармонии занимают существенное место в ряду психотравмиру-ющих ситуаций. А. М. Свядощ (1982) указывает, что половая функция име ет важное биологическое и социальное значение, так как не только обеспечивает продолжение рода, но pi дает возмож ность создать семью, решает в известной мере проблему одиночества. Она влияет на социальный статус личности, ее самоутверждение и занимает важное положение среди ценностных ориентации человека. Нарушения ее делают мужчину неспособным обеспечить женщине половое удовлетворение, нарушают взаимоотношения в семье и нередко ведут к ее распаду. Холостой мужчина, страдая истинной или мнимой импотенцией, не решается вступить в брак, нередко стесняется обратиться за помощью к специалистам. В этих случаях, как правило, больной на-
чинает считать себя неполноценным человеком, болезненно переживает свое состояние, которое является для него источником тяжелой психической травматизации, приводящей к развитию вторичных невротических наслоений, что, в свою очередь, ухудшает состояние нервной системы и половой функции больного. Таким образом, возникает порочный круг, подобный тому, который рассматривался выше в связи с логоневрозом. Характерной общей чертой для логоневроза и половых нарушений также является боязнь неудачи, нередко переходящая в явления навязчивости у лиц с психастенической акцентуацией личности. Как было показано выше, у многих заикающихся с тревожно-мнительными чертами характера по механизму отрицательной условнорефлекторной связи появляются эмоционально значимые речевые ситуации, в которых заикание значительно усиливается, и больной, зафиксировав на этом внимание, заранее в подобных ситуациях ждет речевого срыва. По аналогичному психофизиологическому механизму у больных с сексуальными нарушениями, обладающих теми же психическими и личностными особенностями, развивается боязнь половой неудачи, например, напряженное ожидание отсутствия в нужный момент полноценной эрекции или возникновение преждевременной эякуляции — у мужчин, либо явление психогенного вагинизма — у женщин. Одним из ведущих этиопатогенетических факторов в развитии логоневроза является психическая травма, которая играет роль патогенного раздражителя, вызывающего очаги застойного торможения в коре больших полушарий. Н. И. Жин-кин (1958), анализируя патофизиологические механизмы заикания, говорит о том, что при повышенной эмоциональной возбудимости или при сильных аффектах, вроде страха, происходят значительные перестройки во внутренней среде организма, что тотчас же сказывается на речи, делая ее прерывистой. Торопливая и прерывистая речь принимается слухом говорящего и расценивается им как дефектная. Чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается слухом как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркуляторным.
Аналогичные патофизиологические механизмы лежат и в основе психогенных половых нарушений. Так, Н. В. Иванов (1959) к психогенной импотенции относит клиническую форму импотенции, обусловленную наличием механизмов торможения психических компонентов полового акта, что ведет к нарушению условнорефлекторной регуляции половой функции. Л. Я. Мильман (1972) отмечает, что психогенные половые расстройства могут возникать в результате самых разнообразных психотравмирующих моментов — тяжелых переживаний, потрясений, конфликтов и других отрицательно влияющих на психику эмоций. Особое значение автор придает психотравматизации посредством слова, которое играет роль отрицательного условнорефлекторного раздражителя. Смысловая сторона слова, имевшего патогенное значение, как указывает автор, во многих случаях обусловливает те или иные конкретные переживания больного, связанные с нарушением его половой функции. В механизме развития как психогенных половых нарушений, так и логоневроза при определенной нервно-психической и индивидуальной предрасположенности больных патогенными могут оказаться самые различные раздражители, и их абсолютная величина не имеет решающего значения. Но смысл слова, даже произнесенного шепотом, его содержание может сыграть выраженную психотравмирующую роль, особенно если оно сказано человеку, испытывающему чувство стыда, неловкости, смятения, находящемуся в состоянии психологического дискомфорта. Говоря о патогенной роли семантической стороны словесного раздражителя в развитии ситуативного страха речи в определенной эмоционально значимой ситуации у заикающихся и психогенной импотенции у этих больных мужского пола, обладающих тревожно-мнительными чертами характера, можно привести следующий пример. Больной Л., 36 лет, по специальности инженер-экономист, сотрудник планового отдела крупного завода. Логопедический диагноз: заикание тяжелой степени, артикуля-торно-голосовая форма, тонико-клонический тип речевых судорог. Клинический диагноз: логоневроз у больного, страдающего неврозом навязчивых состояний.
Заиканием страдает с 5 лет после испуга. Испугал сосед-подросток, надев на себя вывернутую шубу. Наследственность не отяго-
щена. Рос боязливым, малообщительным ребенком. В детском саду и в школе больного нередко обижали, за себя он как следует постоять не мог, хотя физически развивался хорошо. Учился удовлетворительно. Математика давалась легко, гуманитарные предметы недолюбливал. В связи с нарушенной речью на устных уроках часто отвечал в письменной форме. К переходному возрасту заикание усилилось. Резко снизилась речевая активность, по характеру стал еще более замкнутым. В 16-летнем возрасте прошел у нас курс комплексного лечения по поводу заикания с положительным результатом. После лечения чувствовал себя более спокойно и уверенно. Успешно окончил среднюю школу, поступил в финансово-экономический институт. Внешне жизнь протекала достаточно спокойно. Окончил институт, продолжал жить с родителями, которые полностью обеспечивали бытовую сторону его жизни. Работа больного удовлетворяла вполне, но он старался ограничить круг своих обязанностей таким образом, чтобы ему меньше приходилось общаться с людьми, выступать перед аудиторией и т. п. Особенно Л. сторонился женского общества. Никаких попыток сближения с женщинами не делал, хотя коллектив отдела в основном был женским. Это обстоятельство не осталось незамеченным. Над Л. стали подшучивать, попытались подыскать ему невесту. Больной сердился, нервничал, становился еще более замкнутым. Когда ему было уже за 30 лет, в их отдел пришла на работу бывшая сокурсница Л., общительная женщина с энергичным характером. К моменту поступления на новую работу семьи она не имела (с мужем разошлась, детей не было). Л. всегда был ей симпатичен. Она быстро сориентировалась в ситуации, и в результате Л., к радости своих родителей, на ней женился. В течение первых лет супружества их интимные отношения протекали нормально. Жена, будучи человеком активным и достаточно опытным, руководила этой стороной жизни, не предъявляя, впрочем, мужу слишком повышенных требований. Частота половых актов колебалась от 2 до 3 в неделю. Так продолжалось около 5 лет. Осложнения начались после того, как Л. на работе при подготовке квартального отчета допустил ошибку, за что получил устный выговор от начальника отдела в присутствии всего коллектива. При этом присутствовала и жена больного. Л. был очень расстроен, пытался оправдаться, но сказать ему что-либо из-за резко усилившихся речевых судорог не удалось. Через 2 дня при попытке близости с женой он почувствовал ослабление эрекции, сильно смутился. Жена, вместо того чтобы успокоить больного, с раздражением сказала: «Во время кварталь-
ных отчетов ты лучше ко мне не прикасайся. Ты какой-то ненормальный делаешься. Мычишь, как корова, когда говорить нужно, людей стыдно. А теперь вот и это не получается. Зачем я только с тобой связалась!» После этих слов состояние больного резко ухудшилось: нарушился сон, снизилась работоспособность, в отделе перестал укладываться в установленные сроки, тормозил работу сотрудников. Заикание усилилось настолько, что трудно было говорить даже в спокойной, привычной обстановке. В этот период он все время мысленно возвращался к словам жены. Несмотря на чувство обиды, которое каждый раз переживал как бы заново, в душе он был согласен с женой, считая себя никчемным человеком. Никаких попыток к возобновлению супружеских отношений не делал. В таком состоянии Л. вновь обратился к нам с жалобами на ухудшение речи. После проведенного лечения (лекарственная терапия, аутотренинг, гипноз, рациональная психотерапия, многократные беседы с женой, а она к ним относилась серьезно, так как хотела сохранить семью) самочувствие больного улучшилось, восстановилась половая функция, улучшилась и его речь, хотя логопедическая работа с ним специально не проводилась. Но, как оказалось впоследствии, больной зафиксировал внимание на словах жены и о квартальных отчетах. В эти периоды у него наступало ухудшение состояния речи и появлялся страх потерпеть неудачу при выполнении супружеских обязанностей. По нашему совету и по настоянию жены больной перешел на другую работу, не связанную с подготовкой квартальных отчетов. Таким образом удалось разрушить условнорефлекторную цепочку и предотвратить образование устойчивой патологической цикличности, провоцирующей у Л. тревожное ожидание срывов речевой и половой функций. В приведенной истории болезни в психогенезе заикания и нарушения половой функции больного ведущую психотрав-мирующую роль сыграл словесный раздражитель, смысловая сторона которого предопределила для больного характер эмоционально значимых ситуаций. Принимая во внимание жалобы некоторых пациентов на нарушения половой функции, которые они предъявляют в процессе лечения заикания, а также учитывая ряд общих черт в механизме развития логоневроза и сексуальных расстройств психогенного характера, рассмотренных выше, мы провели специальное исследование, имевшее своей целью вы-
явление взаимосвязи нарушений речевой и половой функций у взрослых заикающихся. Было обследовано 188 больных логоневрозом в возрасте от 18 до 48 лет (126 мужчин и 62 женщины, из них 148 человек состоят в браке), лечившихся в период с 1981 по 1984 год в межрайонных логотерапевтических кабинетах психоневрологических диспансеров Василеостровского и Фрунзенского районов Ленинграда. К обследованию привлекались больные, заикание у которых протекало на фоне различных форм неврозов и акцентуаций характера. Исследование проводилось методом анкетирования и в процессе индивидуальных бесед. Нами были разработаны четыре типа анкет: 1) для мужчин, состоящих в браке; 2) для женщин, состоящих в браке; 3) для неженатых юношей и мужчин; 4) для девушек и незамужних женщин, начиная с 18-летнего возраста. В анкетах и в индивидуальных беседах был затронут широкий круг вопросов, касающихся мотивов вступления в брак, особенностей отношений (в том числе и интимных) между супругами, отношения одного из супругов к недостатку речи другого. У молодых людей, не состоящих в браке, мы выясняли наличие влечения к людям противоположного пола, возраст, в котором оно появилось; наличие или отрицание онанизма; наличие онанофобии; в каком возрасте была начата половая жизнь, ее регулярность, наличие постоянного партнера или случайных связей; отрицание начала половой жизни; отношение к своей внешности и речи; субъективную оценку впечатления, производимого на людей противоположного пола; умение познакомиться и поддерживать знакомства; основные черты характера, которые хотелось бы видеть в будущем спутнике жизни; отношение к добрачной половой жизни и т. п. Материал, полученный в результате анализа анкет и индивидуального собеседования, сопоставлялся с данными ло-готерапевтического и психиатрического обследований. Исследование 148 заикающихся, состоящих в браке, показало, что у 56 человек (около 38%) в семейной жизни наблюдалась сексуальная дисгармония, что превышает на 8% количество сексуальных расстройств среди взрослых людей, не страдающих заиканием (Щеглов Л. М., 1995). Среди
выявленного контингента больных обычное при заикании соотношение мужчин и женщин (3:1) изменилось в сторону увеличения числа женщин: 29 мужчин и 27 женщин. Видимо, это можно объяснить тем, что для женщины в филогенетическом плане сфера семейных отношений до сих пор является в некоторой степени более значимой, чем для мужчин. Характер жалоб больных, их речевые и нервно-психические особенности позволили условно разделить этих заикающихся на три группы, что дает возможность рассматривать взаимосвязь их речевых и сексуальных нарушений на основе выделяемых форм неврозов. Неврастения и акцентуации характера по астеноневроти-ческому типу Это наиболее многочисленная группа. В нее вошли 29 больных (около 52%) — 17 мужчин и 12 женщин. В результате обследований были выявлены следующие нарушения половой сферы: у мужчин — ослабление либидо и эрекции, преждевременная эякуляция; у женщин — отсутствие и снижение полового влечения, аноргазмия. При рассмотрении вопроса о взаимосвязи речевых и сексуальных нарушений у одних больных прослеживаются в качестве начального звена в ухудшении состояния нервной системы и речи расстройства половой функции; у других — речевой срыв провоцировал возникновение выраженного невротического состояния, на фоне которого развивались сексуальные нарушения. Наши наблюдения полностью соответствуют данным А. М. Свядоща (1982), который указывает, что нарушения половой функции могут быть не только причиной сексуальных конфликтов, приводящих к неврозу, но и следствием невроза. Приведем пример. Больная М., 27 лет, по специальности инженер, работает младшим научным сотрудником. Человек очень добросовестный, отзывчивый, мягкий. В школе и в институте училась хорошо, на'работе также зарекомендовала себя исполнительным, ответственно относящимся к делу работником. Заиканием страдает с 4 лет. Причину указать затрудняется. Наследственность не отягощена. Воспитывалась в условиях повышенной требовательности. Легкое заикание, обостряясь лишь в перио-
ды экзаменов, не очень мешало больной в жизни, поэтому она ранее по поводу нарушения речи не лечилась. Незадолго до окончания института вышла замуж за своего сокурсника, которого не только любила, но и очень уважала за блестящие математические способности. В начале супружества интимные отношения протекали нормально. Первый оргазм больная испытала недели через три после начала половой жизни. Супруги стали работать вместе. Вскоре муж больной начал активно работать над диссертацией. М. всячески поощряла его, старалась во всем мужу помогать, от домашней работы полностью его освободила. Муж воспринимал это как должное. Диссертацию стремился выполнить как можно быстрее. Все свое внимание сосредоточил на работе. Если что-либо его отвлекало, он раздражался и упрекал жену за неумение создать ему необходимые условия. Больную упреки мужа очень огорчали, но она считала их справедливыми и старалась свои заботы о нем удвоить, помогая ему во всем на работе и дома. В этот период изменились и интимные отношения супругов. Сохраняя прежнюю частоту половых актов (5—6 в неделю), муж больной стал с ней менее ласковым, к половому акту жену почти не подготавливал, перестал заботиться о том, чтобы жена также испытала удовлетворение. После эякуляции он сразу поднимался с постели и садился за письменный стол продолжать работу над диссертацией. Погруженный в творческую работу, муж состояния больной не замечал, а М., лишенная оргазма, испытывая чувство напряжения, не имевшего естественной разрядки, долго не засыпала и плакала, стараясь не мешать мужу заниматься. Вскоре у больной нарушился сон, появились раздражительность, плаксивость, резко снизилась работоспособность, значительно ухудшилась речь. В таком состоянии М. и обратилась в наш логотера-певтический кабинет с целью лечения заикания. При логотерапев-тическом обследовании у нее было выявлено заикание тяжелой степени, артикуляторно-голосовая форма, тонико-клонический тип речевых судорог. Клинический диагноз: неврастения. Как видно из приведенной истории болезни, М. в специальной логотерапевтической помощи не нуждалась. После медикаментозного лечения и семейной психотерапии, в результате которой муж изменил свое поведение, самочувствие больной улучшилось. Интимная близость вновь стала приносить ей удовлетворение, постепенно исчезли явления неврастении, значительно улучшилась и ее речь. 10-3116
Данный случай полностью подтверждает наблюдения В. И. Здравомыслова и соавторов (1985), которые отмечают, что вследствие ускорения темпа жизни, недостаточной подготовки супругов к браку и по ряду других причин, в результате которых мужчина заканчивает половой акт до наступления оргазма у женщины, она остается неудовлетворенной, что вызывает раздражительность, снижение настроения, нарушения сна и т. д. А мы в аналогичных ситуациях нередко отмечали и значительное ухудшение речи у лиц, ранее страдавших заиканием. Еще одно наблюдение. Больной Г., 25 лет, аспирант технического вуза. Ребенок родился у молодых, здоровых родителей (отцу было 22 года, матери — 19 лет). Отец — доктор технических наук, мать — инженер. Роды нормальные, физическое и психическое развитие — в пределах нормы. Говорить начал рано: к 1 году и 3 месяцам говорил фразами. Рос впечатлительным, легковозбудимым, обидчивым ребенком, побаивался в раннем детстве темных помещений. Из детских инфекций перенес скарлатину и ветряную оспу, часто в детстве и в последующие годы болел простудными заболеваниями. В 14 лет — двусторонняя пневмония. Всегда был сознательным, добросовестным, честолюбивым. До 7 класса учился только на «отлично». В дальнейшем иногда получал «четверки», из-за которых очень огорчался. Заикание появилось в 3 года на фоне ускоренного темпа речи после испуга (испугался на даче гуся, клюнувшего его в нос). В результате своевременно принятых мер (лекарственное лечение, охранительный режим) нарушение речи исчезло, но в 14 лет после перенесенной пневмонии возник рецидив заикания. Сразу обратился к нам в кабинет, где прошел полный курс комплексного лечения. Кабинет посещал регулярно, очень серьезно занимался речью самостоятельно. К концу курса лечения у Г. наблюдалось значительное улучшение речи. Оставшееся незначительное заикание не помешало Г. успешно закончить школу, поступить в институт, а затем продолжить учебу в аспирантуре. Женился Г. в 23 года сразу после окончания института на 20-летней девушке-студентке. Молодые люди любили друг друга. Их семейная жизнь началась и складывалась удачно, интимные отношения также протекали нормально. Так продолжалось до тех пор, пока не произошел случай, резко ухудшивший состояние больного. На заседании кафедры, выступая с отчетом о проведенной научной работе, Г. сильно разволновался и говорил с выраженными
затруднениями. Заведующий кафедрой при всех обратил внимание на нарушенную речь аспиранта и предложил ему срочно обратиться к врачу. «В противном случае, — сказал профессор, — я вынужден буду поставить вопрос о профессиональной непригодности, так как вы уже через полгода должны будете начать работу со студентами». Сказанные слова тяжело травмировали Г. Ему не только было стыдно за свой недостаток, но он отчетливо понимал, что будущее отныне зависит от его речи. Всю ночь после своего неудачного доклада он не мог уснуть. В последующие дни он также засыпал только к утру. Появились сильные головные боли, резкая слабость, потливость. Работать, как он ни старался, почти не мог. Г. постоянно что-то забывал, суетился; все, что он делал, было малопродуктивно. Речь в этот период ухудшилась настолько, что говорить стало трудно даже дома. В таком состоянии находился больной, когда жена привела его к нам. При логопедическом обследовании было выявлено заикание в тяжелой степени, протекающее на фоне тахилалии, смешанная форма с выраженными дыхательными явлениями, тонико-клонический тип речевых судорог, сопутствующие движения головы и правой руки. Клинический диагноз: логоневроз у больного неврастенией (ги-перстеническая форма). Несмотря на то что больной жаловался только на ухудшение общего состояния и речи, выяснилось, что в последнее время после злополучного доклада нарушилась и его половая функция: снизилось либидо, ослабела адекватная эрекция, эякуляция в ряде случаев наступала до начала полового акта. Жена реагировала на это спокойно, связывая состояние мужа с пережитой им психотравмой, старалась его успокоить и подбодрить. Но больной, не привыкший в жизни терпеть поражения, очень страдал из-за этой «напасти», что еще больше ухудшало состояние его нервной системы и речи. После комплексного лечения (лекарственная терапия, упорная логопедическая работа, коррекция темпа речи с помощью аппарата АИР, психотерапия, рекомендация воздержаться от половой жизни в течение месяца) состояние больного улучшилось, значительно улучшилась и его речь. На заседаниях кафедры Г. стал проявлять активность, говорил при этом почти без заикания. Заведующий кафедрой обратил на это внимание, а узнав от больного, что он лечился, похвалил его, поставив целеустремленность аспиранта в пример другим сотрудникам. Г. обрел утраченную уверенность в своих силах. Точно выполняя все наши указания, правильно соблюдал рекомендованный режим. Половая функция у него полностью восстановилась. В приведенных историях болезни заикающихся, у которых недостаток речи протекал на фоне неврастении, четко прослеживается взаимосвязь речевых и сексуальных нарушений. Но у больной М. источником психотравматизации, вызвавшим невроз и значительное ухудшение речи, являлась половая неудовлетворенность, а у Г. появление неврастении и функциональной импотенции было спровоцировано речевым срывом, который в сложившихся условиях явился причиной выраженной психотравматизации. Несмотря на то что и М. и Г. обратились в логотерапевти-ческий кабинет с жалобами на усиление заикания, тактика специалистов, как видно из истории болезни, была различной. Если Г. на фоне лечения неврастении нуждался прежде всего в коррекции речи, так как заикание являлось для него источником всех неприятностей, то для М. достаточно было нормализации интимных отношений с мужем, чтобы состояние ее нервной системы улучшилось и речевые проблемы утратили для больной актуальность. Истерия и акцентуация характера по истероидному типу В эту группу вошли 17 заикающихся (около 30%) — 6 мужчин и 11 женщин. У больных были выявлены следующие нарушения половой функции: снижение полового влечения (у мужчин и женщин), ослабление и полное исчезновение адекватной эрекции, аноргазмия и вагинизм. У всех больных, вошедших в указанную группу, во взаимосвязи речевых и сексуальных нарушений четко прослеживается механизм условной приятности и желательности симптома. В качестве примера приводим следующую историю болезни. Больной П., 34 года, учитель рисования и черчения в средней школе. Был единственным и поздним ребенком. Получая воспитание по принципу «кумира семьи», рос изнеженным и капризным. Способности к рисованию проявились рано. Родители очень гордились этим, с детства внушали сыну, что он как натура исключительная и одаренная должен всячески развивать свой талант, советовали меньше играть с товарищами, не тратить время на всякие житейские мелочи, которые легко могут сделать за него папа и мама. Когда вне дома П. приходилось сталкиваться с тем, что окружающие не считают его таким уж гениальным, каким привык он себя считать, это вызывало у эгоистичного и заносчивого ребенка про-
тест, бурные слезы, а по отношению к сверстникам — нередко неприкрытую злобность и агрессию. Заикание появилось у больного в 8 лет в результате конфликта, происшедшего в кружке рисования, где он занимался. На конкурсе детского рисунка он занял 3-е место. Мальчик от огорчения, зависти и досады в присутствии педагога сорвал со стены работу, удостоенную первой премии. За этот поступок он был лишен права участвовать в выставке. После истерики, которую П. устроил дома, у него появились первые признаки нарушения речи. Неправильное поведение родителей — слезливое сочувствие, резкие высказывания в адрес педагога, а в дальнейшем и гиперопека, связанная уже с появившимся заиканием, способствовали закреплению дефекта речи. Обычно невыраженное заикание, не мешающее больному общаться с окружающими, усиливалось в определенных ситуациях по механизму «условной приятности и желательности». П., продолжая заниматься рисованием, окончил среднюю художественную школу при Институте им. И. Е. Репина, но в институт не прошел по конкурсу. Поступив в художественно-педагогическое училище, успешно его окончил и начал преподавать рисование и черчение в школе. С работой П. справлялся, но всем своим несколько манерным поведением, разговорами, внешним видом он всячески подчеркивал, что он — художник, а учителем стал случайно, в силу независящих от него обстоятельств. Внешне интересный, всегда одетый по моде, П. пользовался расположением своих коллег (женщин) и, в целом, в школе чувствовал себя неплохо. Особенно ему сочувствовала заведующая учебной частью, преподававшая в старших классах литературу. П. показывал ей свои работы, делился с ней творческими планами. Она находила работы талантливыми, с восторгом говорила об этом не только П., но и всем окружающим. Очень скоро, несмотря на значительную разницу в возрасте (она была на 8 лет старше), П. на ней женился. В течение первых лет совместной жизни их отношения были ровными. Жена хорошо наладила семейный быт, окружила своего молодого мужа поклонением и заботой, а П. чувствовал себя с ней так же, как в родительском доме. В школе под разными предлогами он начал пользоваться некоторыми привилегиями. По просьбе жены его освободили от классного руководства, не нагружали общественными поручениями. Она всем говорила, что П. много сил тратит дома на творческую работу, готовясь к вступлению в Союз художников. Но вот в жизни супругов произошел случай, который несколько изменил их отношения. Директор школы ушел на пенсию, и жену
П. назначили на эту должность. Директором она оказалась строгим и требовательным. С некоторыми вчерашними подругами отношения ее сделались официальными. В этих условиях она не могла оольше делать поблажки своему мужу, о чем ему неоднократно говорила. Но П. не хотел с этим считаться, а дома даже подтрунивал над женой, называя ее по имени и отчеству. Жена же шутить не собиралась и на педагогическом совете потребовала от П. объяснении по поводу его отказа принять участие в праздничном оформлении школы. Учителя ее поддержали, и П. пришлось выслушать в свои адрес несколько горьких истин. Тут же на педсовете от неожиданности и досады он начал сильно заикаться. Дома разразился скандал. П. обвинил жену в предательстве, а главное, в том, что из-за нее он снова начал сильно заикаться, а она упрекала мужа в эгоизме и лени. Супруги несколько дней не разговаривали. Нарушился привычный и удобный для П. быт. Его состояние с каждым днем ухудшалось. Ухудшился сон, все его раздражало, говорил он очень плохо. Видя это и относясь к мужу в определенной мере по-матерински, жена первая предложила восстановить в семье мир. П. согласился, но в душе продолжал считать ее виновницей тяжелого рецидива заикания. Не желая обнаруживать перед коллегами и учениками нарушенную речь, он просил жену предоставить ему небольшой отпуск — хотел переменить обстановку и уехать за город, на этюды. Но она ссылаясь на веские причины, мягко в этом отказала. Больной как Удто все понял, на отпуске больше не настаивал, но сразу после разговора заикание усилилось настолько, что его трудно было понять. Ночью в момент интимной близости супругов обнаружилось, что у П. полностью исчезла адекватная эрекция. Жена была обескуражена, хотя старалась этого не показать и успокаивала больного, а ' сказал ей, что в этом нет ничего удивительного, так как он очень устал, тяготится положением учителя, не имеет возможности заниматься творчеством и страдает из-за своей нарушенной речи. В таком состоянии находился П., когда супруги обратились к нам. при логотерапевтическом обследовании было выявлено заикание крайне тяжелой степени, смешанная форма, тонико-клонический тип речевых судорог, сопутствующие движения головы. Темп речи ускорен, артикуляция в пределах нормы, голос напряженный, плохо модулированный. Оральный и динамический праксис — без нарушений. Клинический диагноз: заикание (логоневроз) у больного страдающего истерическим неврозом. В результате проведенного курса лечения (семейная психотерапия, гипнотерапия, разъяснительные беседы, логопедические занятия, седативные и общеукрепляющие препараты) речь больного
улучшилась, восстановилась его половая функция. С целью предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем мы также посоветовали супругам не работать в одном учебном заведении. Они последовали нашему совету, и П. перешел в другую школу- Из приведенного наблюдения видно, что больной с истеро-идньдаи чертами характера, страдающий невыраженным заиканием, женился на женщине, которая смогла обеспечить ему привилегированное положение в семье м на работе, т. е. такое положение, к какому он, по сути дела, всю жизнь стремился. Отношения между П. и его женой сложились по типу «мужчина-сын, женщина-мать» (по С. С. Либиху). Это вполне устраивало супругов. Переживания П., связанные с некоторой творческой неудовлетворенностью, носили не только поверхностный характер, но и дали ему возможность создать вокруг себя ореол артистизма и непризнанцОсти, а прочное положение мужа авторитетного педагога шкоЛы закрепило за ним право на исключительность его художественной натуры и давало ему по работе самые реальные пр^вилепш. Когда же стереотип поведения жены изменился и от нее как руководителя П. в присутствии коллег получил выгойор за нежелание заниматься офо
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|