У молодых людей, не состоящих в браке
Анализ анкетных данных, полученных в результате обследования 40 заикающихся молодых людей, не состоящих в браке, позволил выявить следующие наиболее типичные для этой группы больных особенности, которые наблюдались у 29 человек (18 юношей, 11 девушек). Юноши, вошедшие в указанную группу, вследствие робости, болезненной мнительности, переоценки социальной значимости нарушения речи, испытывая значительные трудности при общении с окружающими, зачастую избегали знакомства с девушками либо держались с ними очень напряженно и неуверенно. Нередко любое замечание, шутку девушки готовы были отнести на счет своей нарушенной речи. Невозможность завязать отношения, распавшиеся в силу характерологических особенностей больных знакомства лишали многих заикающихся этой группы перспективы естественного удовлетворения влечения к женщине, укрепляли мысли о невозможности устройства личной жизни и семьи. Некоторые юноши в таких ситуациях отмечали усиление частоты онанистических эксцессов. В силу обывательских представлений о неизбежности тяжелых последствий онанизма у больных с тревожно-мнительными чертами характера развивалась онанофобия, которая, в свою очередь, усиливала боязнь знакомства с женщинами, еще более невротизировала заикающихся, отрицательно сказывалась на состоянии их речи. При изучении анкетных данных девушек и молодых женщин, не состоящих в браке, и беседуя с ними, мы выявили проблемы, в известной мере аналогичные тем, которые были описаны выше в связи с обсуждением результатов наблюдений мужской части исследуемой группы. Но для отдельных наших пациенток указанные проблемы были еще более актуальными и неразрешимыми, чем для некоторых заикающихся юношей.
Особенно неуверенно чувствуют себя девушки, у которых заикание сочетается, по их мнению, с отсутствием у них женской привлекательности. Мнительность, болезненная застенчивость, сомнения в возможности выйти замуж по любви, нередко бестактные разговоры родственников и знакомых о том, что больная засиделась в девицах, быстро проходящие годы молодости и перспектива одиночества — все это часто приводит к сниженному фону настроения, обострению невротической симптоматики и усилению заикания. Среди обследованных нами пациенток указанной группы были и такие больные, которые в силу названных выше причин выходили замуж без любви и вскоре оставляли своих мужей либо, страдая от комплекса неполноценности, сознательно шли на случайные, внебрачные связи, что также мало способствовало улучшению состояния их нервной системы и речи. Таким образом, на основании вышеизложенного вполне правомерно говорить об определенной связи заикания с проблемами пола у некоторой части молодых людей, не состоящих в браке. Специфика 1990-х годов Вопрос о взаимосвязи речевых и сексуальных расстройств у взрослых заикающихся в последнее десятилетие необходимо рассматривать в свете значительных социальных изменений, произошедших в нашей стране в области отношений между мужчиной и женщиной. Так называемые рыночные отношения, т. е. капитализация страны и, как следствие, появление большого количества нищих и находящихся за чертой бедности людей, явились причиной значительного роста проституции, особенно детско-под-ростковой. Неуклонно растет количество лиц, болеющих венерическими заболеваниями, в том числе и ВИЧ-инфекциями. Этому способствуют различные виды наркомании и токсикомании, борьба с которыми не проводится на должном уровне. Порнографические книги, журналы, телефильмы и телепередачи, порнокассеты, специальные сайты в Интернете стали многим доступны.
При этом во многих средних учебных заведениях значительно ухудшилось качество преподавания литературы, т. е. снизилось ее воспитательное и эстетическое влияние на подростков. Многие из них очень плохо представляют произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова и других «программных» писателей, описавших подлинные человеческие чувства, преданность, верность, героические поступки во имя любви и пр. С другой стороны, наблюдается массовое увлечение современными детективами и фантастикой, где пропагандируются культ силы, убийства, изощренные пытки, порнография, фантазии, очень напоминающие бред психически больных людей. Нет необходимости перечислять «удовольствия», которые могут получить за деньги люди разного возраста в многочисленных ночных клубах, массажных салонах, саунах и пр. В сложившихся условиях во многих случаях не только изменились интимные отношения между мужчиной и женщиной, но и прочно входят в обиход такие формы «любви», которые были известны и ранее, хотя широкое распространение получили в последние годы. К ним можно отнести значительное «омоложение» первых сексуальных опытов, нередко протекающих в подваль-но-чердачных условиях; специализацию проституток (часто школьного возраста) в области орально-генитальных контактов; различного рода перверсии; открытые поиски женщинами «спонсоров», которые на определенный период взяли бы их на содержание (см. объявления в газете «Из рук в руки»); браки по расчету и, как следствие, частые и беспорядочные супружеские измены, разводы; «институт» хорошо оплачиваемых секретарей-референток, обязанных по указанию шефа обслуживать отдельных клиентов; совместное проживание без регистрации, т. е. пробные и, как правило, временные браки, и т. д. В нашем логотерапевтическом кабинете лечился по поводу заикания в средней степени больной Н., 17 лет, ученик одиннадцатого класса массовой школы.
Клинический диагноз: заикание у больного, акцентуированного по истероидному типу. Н. — юноша высокий, статный, внешне привлекательный, модно одетый. Общительный, никакими комплексами, в том числе и логофобией, не страдает.
Обратился к нам по поводу заикания вполне сознательно, так как хотел поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Родители, люди состоятельные, занимающиеся бизнесом, одобряли его планы. Из беседы с матерью мы выяснили, что Н. уже в течение года (с 16 лет) находится в близких отношениях со своей одноклассницей М., которая, со слов матери, влюблена в сына «до безумия». На вопрос, пользуется ли она взаимностью, мать ответила, что, конечно, Н. ее тоже любит, но, пожалуй, сильнее всего он любит самого себя. «Хотя, — добавила мать, — теперь это не порок. Только такие люди могут чего-то добиться в жизни». А связь сына с М., разумеется временную, она одобряет, так как лучше жить с одной девочкой, чем «таскаться» по разным компаниям. Встречаются они 2— 3 раза в неделю в их квартире. Девочке от этого тоже прямая польза. Ее родители «простые» бюджетные врачи, и она, конечно, нуждается, а они с мужем ей помогают: дарят к праздникам что-нибудь из вещей, подкармливают. Мелкие расходы берет на себя, конечно, сын. Все об этом знают, но никто никого не осуждает. В старших классах все этим занимаются, и учителя теперь в обморок не падают. С М. мы встретились случайно. Вечером в дождливую осеннюю погоду она приехала с большим зонтом встречать своего друга, который находился в этот момент на логопедических занятиях. Проходя по коридору, я заметил до нитки промокшую девушку, сидящую около моего кабинета. В руках у нее был закрытый сухой зонт. Я сразу понял, кто это. — Здравствуйте, — она приподнялась, назвав меня по имени и отчеству. — Добрый вечер, — ответил я, также назвав ее по имени. — Ой, откуда Вы меня знаете? — Мне все полагается знать, — я улыбнулся и присел рядом с девушкой. — Почему Вы промокшая, а зонт сухой? — Если бы я его открыла, он на обратном пути начал бы пропускать воду. — Вы так боитесь за здоровье Н.? — Да, конечно, Вы ведь говорили на первой беседе, что любая простуда может помешать лечению, — в ее голосе прозвучала почти материнская тревога и бесконечная нежность.
Я внимательно посмотрел на нее. Передо мной была совсем юная и уже страдающая женщина. — Скажи, девочка, ты так сильно его любишь? — Очень сильно, — ответила М., опуская голову. — А он тебя? — Не знаю... Раньше говорил, что любит, а теперь сердится, когда я его спрашиваю об этом. Она зашмыгала носом и потянулась за носовым платком. — Не плачь и не теряй гордости. Сейчас мы ничего не решим. Приходи ко мне на прием, подумаем, что можно сделать. И чаще думай о своих родителях. Они, наверное, тоже очень волнуются... — Да, спасибо Вам, я приду... Но она не пришла. Вскоре с очень хорошим результатом Н. окончил курс лечения. Видимо, отдаленные результаты были стойкими, так как на контрольные проверки речи он не являлся. В приведенном случае, который на первый взгляд не имеет прямого отношения к обсуждаемому вопросу, ни речь, ни половая функция Н. опасений не вызывали. Мы видим эгоистичного, незрелого юношу, воспитанного родителями по принципу вседозволенности и вступившего в 16-летнем возрасте в интимные отношения со своей одноклассницей. Девушка его любила, он позволял себя любить. На определенном этапе это устраивало Н. и его родителей: полезно для здоровья, безопасно, а главное — временно. О браке ни Н., ни его родители не помышляли. Нужно окончить институт, сделать карьеру, потом можно жениться, но обязательно на «ровне». А таких женщин, как М., в наше время более чем достаточно (из беседы с матерью). О том, какая тяжелая психотравма наносится впервые полюбившей девушке, никто и думать не хотел. Но все, казалось бы, предусмотревшая практичная и любящая мать не понимала, что и ее сын в дальнейшей жизни может также сильно пострадать. Человек, привыкший только использовать окружающих в своих интересах, ничего не давая взамен, никого по-настоящему не любя, рано или поздно может остаться в полном одиночестве. И это его новое положение, к которому он не привык, наложит отпечаток на всю его жизнь, может ухудшить состояние нервной системы и речи, сделать неразрешимыми личные проблемы.
Изучая вопрос о взаимосвязи речевых и сексуальных нарушений у взрослых заикающихся в 1990-е годы, мы выявили следующую специфику: 1. С помощью анкетирования мы обследовали 92 больных логоневрозом с 18 до 52 лет, т. е. примерно 50% от количества обследованных в 1980-е годы. Многие из тех, кому предлагалось заполнить анкету, от этого отказались. Причины приводились различные. В основном ссылались на то, что анонимность анкетирования условна, и анкеты могут попасть в «чужие» руки. На словах эти пациенты жалоб на нарушения половой функции не предъявляли.
2. Из 92 больных (81 мужчина, 11 женщин) в зарегистрированном браке состояли 23 человека (17 мужчин, 6 женщин), т. е. мы видим в последнее десятилетие значительное снижение количества зарегистрированных браков (в 1980-е годы — 79%, в 1990-е годы — 20%). Таким образом, в последнее десятилетие появилась новая категория пациентов, состоящих в незарегистрированном (пробном) браке — 4 человека (21%). Характерной особенностью является то, что в зарегистрированном браке состояли пациенты старшего возраста — от 35 до 52 лет. В незарегистрированных браках находились больные от 19 до 36 лет, т. е. лица, которые менее подвержены влиянию старых традиций. Из лиц, состоящих в брачных отношениях (обе формы брака — 47 человек), 16 человек (34%) предъявляли жалобы на половые нарушения. 3. Характер жалоб пациентов в ряде случаев отличался от жалоб обследованных в 1980-е годы, отражая современное состояние общества. Так, несколько студентов и бюджетных служащих жаловались на периодическое отсутствие адекватной эрекции, вызванное астенизацией нервной системы в связи с тяжелым переутомлением (дополнительная работа, в том числе и в ночное время). У них заикание протекало на фоне неврастении и астеноневротической акцентуации личности. Четверо немолодых состоятельных пациентов отметили в анкетах значительное ослабление либидо в интимных отношениях с женами и, как следствие, почти полное прекращение супружеских отношений. Из индивидуальных бесед мы узнали, что причина у всех, по сути дела, одна и та же: частая смена молодых женщин, беспорядоч-
ная «нервная» жизнь, в двух случаях — злоупотребление алкоголем. Две молодые женщины, акцентуированные по истероидно-му типу, живущие на содержании пожилых мужчин, отмечали отсутствие либидо и оргазма. При этом они находились под неусыпным контролем своих «спонсоров» и никаких интимных связей на стороне иметь не могли, что постепенно ухудшало состояние их нервной системы и речи. В остальных немногочисленных случаях жалобы были в основном аналогичны тем, которые описаны в первом параграфе этой главы. Из 45 больных, не состоящих в браке, у 23 молодых людей, учащихся различных учебных заведений, имевших «boyfriends» и «girlfriends», которые нередко сменялись, жалоб на сексуальные проблемы не было. 22 пациента — студенты институтов, техникумов и пр. — в анкетах указали, что половой жизнью не жили, онанизм, онанофобию, перверсии отрицали. Из индивидуальных бесед с больными, а также их родителями становилось понятно, что ответы многих обследуемых были неискренними. Родители во многих случаях жаловались на то, что их ребенок все свободное время проводит, уединившись в своей комнате, за компьютером, который ему заменяет друзей, родных, книги, общение со сверстниками противоположного пола. По клиническим диагнозам у таких пациентов преобладали невротическое развитие и психопатия различных форм, по логотерапевтической диагностике — заикание в тяжелой степени. Ведущими чертами характера этих больных по данным психологического обследования являлись замкнутость, тревожность, мнительность, повышенная раздражительность, неадекватная ситуации вспыльчивость, в ряде случаев агрессивность и т. п. Установить с ними неформальный контакт было трудно. Эти больные нуждались прежде всего в длительной индивидуальной психотерапии. Проблема взаимосвязи речевых и сексуальных нарушений у больных, страдающих заиканием, в последнее десятилетие, как видно из приведенного материала, не претерпела каких-либо значительных изменений. Появились ее новые качественные аспекты, отражающие современную жизнь. Есть основания полагать, что описанные выше условия, на фоне
которых протекают и открыто демонстрируются в наше время интимные отношения, лет через 10-15 пагубно отразятся на личной жизни сегодняшних детей и подростков, особенно тех, кто страдает различной нервно-психической патологией, в том числе заиканием.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Укажите специфику 1980-х годов в плане исследуемой проблемы. 2. Укажите специфику 1990-х годов в сравнении с предыдущим десятилетием.
Глава 4 МАЛОИЗУЧЕННЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЗАИКАНИЯ Истерическое заикание Заикание («детская болезнь», по Сикорскому И. А., 1889) развивается в подавляющем большинстве случаев в дошкольном и младшем школьном возрасте. Но широко известны случаи возникновения заикания и у взрослых. Так, невропатологам и логопедам-афазиологам приходится наблюдать заикание, развившееся у больных с органическим поражением головного мозга на этапах выхода из состояния моторной афазии. В этой главе описывается заикание, которое остро возникает у взрослых людей на фоне функциональных расстройств нервной системы. В процессе работы со взрослыми заикающимися мы наблюдали 19 случаев такого заикания. При сравнении их с заиканием, возникшим в детстве, можно выделить ряд особенностей, связанных с развитием и течением этого нарушения речи. Как отмечалось выше, заикание наблюдается среди мужчин в 3—4 раза чаще, чем среди женщин. В указанных случаях все 19 человек были женщины, у них заикание возникло на фоне истерического невроза либо акцентуации личности по истерическому типу. Этот факт, видимо, можно объяснить тем, что истерический невроз значительно чаще встречается у женщин. Подобного рода заикание, очевидно, может развиться и у мужчин. В ряде работ (Правдина О. В., 1969; Свядощ А. М., 1982 и др.) описываются случаи сходного по механизмам развития заикания, возникшего во время Великой Отечественной войны в результате постконтузионного истерического сурдомутизма. Мы таких случаев не наблюдали. У 19 пациенток заикание наступило в результате тяжелой психической травматизации. Нарушение речи, в отличие от многих случаев «детского» заикания, развивалось не постепенно, а возникло сразу в выраженной степени. В 8 случаях из 19 заиканию предшествовала недлительная потеря речи. У нескольких человек в нарушение речи перешли тяжелые рыдания, которыми сопровождалась стрессовая ситуация. Характерной особенностью речи больных явилось то, что у всех пациенток наблюдалось заикание с выраженным преобладанием дыхательных явлений, напоминающих судорожные всхлипывания во время плача. Самостоятельная речь и чтение были нарушены в равной мере. Диалог, несколько скандированный, протекал для больных с видимым усилием, напряжением, но тяжелых тонических судорог артикуляционной локализации ни в одном случае не отмечалось. Голос напряженный, плохо модулированный, артикуляция и темп речи в большинстве случаев были в пределах нормы, сопутствующих и ритуальных движений не наблюдалось. При шепоте речь несколько улучшалась, но дыхательные явления оставались выраженными. Указанная картина, очевидно, может свидетельствовать об определенной избирательности нарушения речи, об отсутствии системности и постепенного нарастания его симптоматики. В психологическом плане у этой группы больных также можно отметить определенную специфику. Если у заикающихся со сниженным интеллектом отсутствует или почти отсутствует фиксация внимания на дефекте речи (Миссуло-вин Л. Я., 1966), а у подавляющего большинства больных логоневрозом, у которых заикание возникло в детстве, наблюдается страх речи (Шкловский В. М., 1967, 1979, 1994 и др.), то у исследуемых больных картина была несколько иной. Не имея за своими плечами многолетнего опыта заикания и определенной системы психологической защиты, которая в той или иной мере вырабатывается у заикающихся даже с выраженными вторичными невротическими наслоениями, взрослые люди в результате внезапно возникшего у них заикания встают перед рядом неотложных социальных проблем, и к решению этих проблем они не подготовлены. У них не отмечалось сформировавшегося страха речи, связанного с какими-либо конкретными эмоционально значимыми ситуациями, а наблюдались тревога, смятение, снижен- ный фон настроения, связанные с мыслями о дальнейшей работе, учебе, семье в связи с внезапно нарушенной речью. Но у большинства пациенток все эти раздумья и волнения носили эгоцентрический характер. На первое место они ставили свои ощущения и переживания, все остальное уходило как бы на задний план. У большинства больных, у которых психогенными явились конфликты на работе и в семье, наблюдался определенный уход в заикание. Они, в общем при искреннем стремлении избавиться от речевого нарушения, в социальном плане извлекали из него определенную пользу (например, больничный лист, т. е. возможность отложить на какое-то время на работе разрешение конфликтной ситуации). В результате этого у них иногда появлялось некоторое застревание на болезненных проявлениях, при том что их никак нельзя было заподозрить в сознательной аггравации. Приведем примеры. Больная С, 44 года, бухгалтер по специальности, образование среднее, работает в художественно-графическом комбинате. В Санкт-Петербург приехала из Калининской области в 17-летнем возрасте. Находится во втором браке с человеком, который моложе ее на 3 года. Детей не имеет. Больная малокультурна, манерна, эгоистична, претенциозна. Считает себя человеком интеллигентным, так как работает среди художников, поэтому к мужу, рабочему по специальности, относится свысока. За несколько дней до заболевания С. узнала, что муж изменяет ей с молодой женщиной и собирается ее покинуть, кроме того, утаивает от нее часть зарплаты. В связи с этим устроила несколько скандалов, во время которых муж отмалчивался, но в конце концов не сдержался и сильно ударил больную по лицу. Она долго рыдала, на следующий день у нее развилось тяжелое заикание. Почти сразу С. попала к нам на лечение, добросовестно выполняла все рекомендации, состояние речи быстро улучшилось. На работе больную жалели, проявляли внимание, предоставили внеочередной отпуск. Дома ситуация внешне вполне наладилась: муж испугался, чувствовал себя виноватым, стал внимательно относиться к больной, дал обещание ее не покидать. С. лечилась около месяца, кабинет посещала охотно. К концу курса лечения в различных ситуациях говорила нормально, но, когда мы заговаривали об окончании лечения, она как бы пугалась и жаловалась на некоторые речевые затруднения в состоянии волнения.
Больная Н., 42 года, по специальности искусствовед, читает историю западноевропейского искусства в гуманитарном вузе. Работает ассистентом, ученой степени не имеет. Родилась в Ленинграде, в семье профессора физики. Была единственным ребенком. В тяжелые военные годы, которые провела с родителями на Урале, и в трудное послевоенное время в детстве ни в чем не нуждалась. Со слов больной, многие одноклассники ей завидовали, искали ее дружбы. В школе училась неровно, хотя считалась способной ученицей. Отец воспитанием больной почти не занимался, так как «всю жизнь отдавал работе». Больная всегда гордилась отцом, но переживала его «оторванность от семьи». До сих пор, спустя много лет после его смерти, говорит о нем с чувством затаенной обиды. Мать — женщина «обыкновенная», ее больная любит, но относится к ней покровительственно, с некоторым раздражением. Мать свою жизнь посвятила дочери, всегда шла навстречу ее желаниям. Наперекор отцу, который хотел, чтобы дочь занималась точными науками и не очень доверял ее увлечению искусством, Н. закончила искусствоведческий факультет Института им. И. Е. Репина. По словам больной, в институте учиться было легко и интересно, работать значительно тяжелее. В студенческие годы была лидером компании молодых «интеллектуалов», которые стремились не отставать от моды (с тех пор больная курит, может при случае и выпить). Личная жизнь не сложилась. В браке состояла три раза, в настоящее время в разводе. В первых двух случаях инициатива развода исходила от нее — быстро разочаровывалась в своих избранниках. Третий брак распался по инициативе мужа, потому что больная мало времени уделяла семье. От третьего брака имеет сына одиннадцати лет. Его воспитанием занимается бабушка — мать больной. В период окончания института умер ее отец. Материальное положение семьи ухудшилось. В это время она сближается со своими родственниками, особенно с двоюродной сестрой, которая «ее очень хорошо понимает, стала по-настоящему единственным близким человеком». Трудовая деятельность больной складывается не очень удачно. Она считает, что в институте ее недооценивают, сознательно мешают ее научной работе. Студенты часто раздражают «отсутствием вкуса, неумением понять самые простые вещи». Особенно негативно настроена против заведующего кафедрой, который, по ее словам, к ней относится необъективно, не принимает ее всерьез. Примерно за две недели до возникновения заикания Н. узнала, что ее двоюродная сестра тяжело заболела и госпитализирована в онкологическую больницу., где ей предложили операцию, которая оказалась безуспешной в связи с запущенностью болезни.
Больная ежедневно по многу часов проводила в больнице у родственницы, в душе не веря, что сестра обречена, надеясь на врачебную ошибку. И действительно, самочувствие сестры как будто стало улучшаться, но затем наступило резкое ухудшение состояния, и она умерла в присутствии больной. Хотя последняя, в известной мере, была к этому подготовлена, тем не менее смерть сестры ее настолько поразила (в особенности ошеломила мысль о потере единственного близкого друга), что она там же, в больнице сильно и долго рыдала, а когда рыдания прекратились, оказалось, что у больной развилось заикание. Она начала говорить на вдохе, сопровождая каждое слово тяжелой дыхательной судорогой. Новое несчастье, по словам больной, вытеснило переживания, связанные со смертью родственницы, так как она поняла, что с нарушенной речью больше не может работать преподавателем. В течение двух месяцев безрезультатно лечилась у терапевта и невропатолога по месту жительства. За это время «приняла тонну разных таблеток, в которые перестала верить, и вообще больше никогда не поверит ни одному врачу». Была направлена в логотерапевтический центр районным психотерапевтом. На первом приеме произвела впечатление измученного, удрученного и очень несчастного человека; все время плакала, одета была неряшливо. В беседе откровенно заявила, что помощи не ждет, так как, видно, ее заболевание лечить никто не умеет. Обратилась сразу с просьбой о выдаче больничного листа, который даст ей возможность подыскать какую-нибудь другую работу. После длительной психотерапевтической беседы немного успокоилась, решила сделать «последнюю попытку лечиться». Кабинет посещала регулярно, выполняя все рекомендации и назначения специалистов. Через месяц после начала лечения речь была полностью восстановлена, и больная приступила к своей работе. В дальнейшем она была осмотрена группой курсантов-психотерапевтов и очень образно, но несколько экзальтированно рассказала врачам о своем «редком» заболевании и чудесном исцелении. Если сравнивать заикание обсуждаемой группы больных с расстройством речи, возникшим в детстве и протекающим на фоне истероидных черт личности либо на фоне истерического невроза, то заикание в первом случае представляется как истерический моносимптом, сходный по механизмам развития с такими симптомами, как комок в горле, различные двигательные нарушения, истерический сурдомутизм, афония. Отдельными специалистами такое нарушение речи неправомерно квалифицируется как рецидив заикания, впервые возникшего в детстве (Флоренская Ю. А., 1949). Во втором случае заикание, видимо, можно рассматривать как нарушение речи, явившееся у некоторых больных причиной формирования истероидных черт личности. И в этой связи мы имеем в виду в первую очередь таких больных, в анамнезе которых четко прослеживаются дефекты воспитания, связанные с имевшимся у детей недостатком речи (чрезмерная жалость со стороны родителей, стремление оградить ребенка от различного рода трудностей, освобождение от экзаменов и т. п.). Из 19 случаев описанного выше истерического заикания 14 человек лечились в разное время до 1990 года, 5 больных — с 1990 по 1995 год. Обращает на себя внимание следующее: 1. 14 случаев наблюдались в течение 27 лет (в среднем один больной в 2 года), 5 случаев — в течение 6 лет (в среднем один больной в год), т. е. мы можем констагировать рост случаев истерического заикания в последние годы в 2 раза. 2. Причины этого явления, очевидно, иожно рассматривать в связи с анализом содержания психических травм. Они приведены в таблице 7. Таблица 7 Сравнительное содержание психотравм в разные периоды
Как видно из таблицы 7, содержание психотравм, полученных нашими пациентами в период с 1962 по 1989 год, резко отличается от содержания психического травмирования периода 1990—1995 годов. Если в первом случае психотравмы носят семейный, бытовой, производственный характер, то во втором — они имеют выраженную криминальную направленность, отражающую общее неблагополучное социально-экономическое положение нашего общества. Приведенные сравнительные данные позволяют говорить о социальном и, как следствие, этиологическом патоморфозе истерического заикания у взрослых, который прослеживается в последние годы. 4.2. Заикание у детей и подростков, страдающих олигофренией ИСТОРИЯ ВОПРОСА Проблема патологии речи у умственно отсталых детей освещена в большом количестве работ по специальной педагогике, психологии и психоневрологии (Занков Л. В., 1959; Фрейеров О. Е., 1964; Лалаева Р. И., 1995; Липакова В. И., 1995 и др.). Тем не менее по вопросам распространения, этиологии, патогенеза и методики устранения заикания у больных со сниженным интеллектом в литературе имеются лишь отдельные, нередко противоречивые высказывания. Так, В. Айрлэнд (1880), специально не занимаясь изучением частоты распространения заикания у детей-олигофренов, пишет: «Заикание, обусловливающееся, как полагают д-ра Арно, Мюллер и другие, спазматическим поражением гортанной щели, не часто встречается у идиотов...» [4] (автор имеет в виду олигофрению). Большинство авторов придерживаются противоположной точки зрения, считая, что заикание значительно распространено среди умственно отсталых детей. Р. Крафт-Эбинг (1890), характеризуя речь «тупоумных» и «слабоумных», отмечает, что у них «во многих случаях существуют: в сфере глазных мышц — страбизм... в сфере речевого аппарата — заикание» [75]. Аналогичное мнение высказывают Г. Эмминггауз (1880), Э. Сеген (1903), Е. Я. Гиндес (1923), М. Е. Хватцев (1959), М. Зееман (1962). Некоторые авторы, не говоря о частоте распространения заикания среди указанной категории детей, констатируют лишь наличие заикания в числе других недостатков речи, которыми могут страдать олигофрены. Маньян и Легрэн (1903), отмечая у умственно отсталых плохую память и ограниченный запас слов, пишут: «Что касается до способности выражения слов, то она также бывает расстроена: об этом свидетельствуют заикание, шепелявость и их видоизменения» [99]. Подобную точку зрения мы встречаем в работах Е. И. Буцковой (1933), Г. А. Каше (1957). Отдельными исследователями приводятся конкретные данные о количестве умственно отсталых детей, страдающих заиканием: Г. Я. Трошин (1915) — 7%; А. Н. Грабаров (1961) — 23%. Мы, обследовав 548 учеников вспомогательных школ Ленинграда, обнаружили среди них 30 заикающихся, т. е. более 5% (Миссуловин Л. Я., 1966). Несмотря на различные точки зрения, имеющиеся в литературе, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что заикание распространено среди детей со сниженным интеллектом значительно чаще, чем у нормальных детей (около 2%). О причинах возникновения заикания у детей, страдающих олигофренией, в литературе можно найти только краткие и немногочисленные сведения. Маньян и Легрэн считают, что недостатки речи, в частности заикание, и умственная отсталость у детей порождены одной и той же причиной, а именно аномальным развитием личности ребенка в целом. Это мнение разделяет М. В. Богданов-Березовский (1909), а в качестве ближайших причин появления заикания у олигофренов он выдвигает нарушение процессов дыхания, фонации и артикуляции. О неправильности координации мышц, участвующих в фонации, как о причине возникновения заикания у детей со сниженным интеллектом говорит и Е. Я. Гиндес (1923). М. В. Богданов-Березовский, разделяя точку зрения Э. Сегена, отмечает, что начало заикания у олигофренов совпадает с периодом развития у них фразовой речи. Более определенное мнение о происхождении заикания у отсталых детей высказывает М. Зееман (1962). Он пишет: <<...частое проявление заикания у слабоумных свидетельствует об органических причинах его возникновения... Частые неудачи и затруднения при лечении заикания у слабоумных говорят также об его органической основе» [54]. Отдельные исследователи не видят в возникновении заикания у детей со сниженным интеллектом каких-либо особенностей. Так, Е. И. Буцкова, останавливаясь на вопросе этиологии заикания у учащихся вспомогательной школы, указывает причины возникновения этого дефекта речи, характерные для умственно полноценных детей. По вопросу специфики проявления заикания у олигофренов в литературе можно выделить наиболее общие для ряда авторов положения. М. В. Богданов-Березовский, Е. И. Буцкова, М. Е. Хватцев, М. Зееман, Л. Г. Парамонова отмечают, что для заикающихся умственно отсталых детей характерны чрезвычайно многочисленные и тяжелые нарушения звукопроизношения в виде полиморфного косноязычия, лепета, аграмматизма, звуковых персевераций и т. д. Такое многообразие речевых недостатков у олигофренов свидетельствует о глубоком нарушении их речи в целом. По наблюдениям Э. Сегена, Р. Крафта-Эбинга, М. В. Богданова-Березовского, М. Е. Хватцева, заикание у олигофренов связано с нарушениями общей моторики ребенка. У умственно отсталых детей и «особенно у тех из них, которые одержимы спазматическими движениями, довольно часто появляется заикание», — пишет Эдуард Сеген [136]. Слабое, поверхностное дыхание, в особенности короткий речевой выдох у заикающихся детей со сниженным интеллектом отмечается в работах М. В. Богданова-Березовского и М. Е. Хватцева. По поводу переживаний заикающихся олигофренов в связи с их речевым дефектом отдельными авторами высказываются различные точки зрения. «Желание сказать что-либо и остаться при этом непонятым, — говорит Е. Я. Гиндес, — является большим несчастьем для ребенка, он страдает от этого, раздражается, теряет душевное равновесие, а главное — тормозит свое умственное развитие» [39]. Несколько иную точку зрения высказывает Л. Г. Парамонова (1965), которая считает, что переживания в связи с ре- чевыми недостатками, звукофобии не являются типичными для олигофренов, страдающих заиканием. Наиболее правильной представляется точка зрения М. Е. Хватцева. Он подчеркивает, что психические наслоения у олигофренов менее развиты, чем у умственно полноценных школьников, страдающих заиканием, т. е. автор говорит о различном уровне переживаний по поводу заикания у нормальных и отсталых детей. В литературе имеются некоторые данные и по вопросу методики устранения заикания у детей со сниженным интеллектом. Успех логопедической работы с заикающимися олигофренами, по мнению Э. Сегена, зависит от умения работать с такими детьми не по шаблону, а подходя к каждому случаю строго индивидуально, на основе тщательного изучения педагогом особенностей личности умственно отсталого ребенка. Это мнение разделяют М. В. Богданов-Березовский, Е. Я. Гиндес, М. Е. Хватцев. Эти же авторы подчеркивают необходимость развития умственных способностей в процессе устранения речевых недостатков, в частности заикания, у остальных детей. Для воспитания правильной речи заикающихся детей с олигофренией Е. Я. Гиндес рекомендует пользоваться как общими приемами развития интеллекта ребенка, так и местными способами — массажем лицевых мышц, артикуляционными упражнениями, произношением слов с орехом во рту, общей ритмической и дыхательной гимнастикой, электризацией языка и мышц лица при параличе, скандированным произношением фраз и т. д. По мнению автора, помимо других мероприятий, следует также широко применять продолжительное молчание, прерываемое уроками модулированного пения и декламацией. Проводить специальную работу по развитию дыхания, голоса, артикуляции, моторики при устранении заикания у учащихся вспомогательной школы ре
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|