Я группа. Общение на работе
В эту группу (12 ситуаций) вошли работающие подростки и взрослые. Как показано в таблице 3, в условиях производственных коллективов ухудшение речи отмечается у взрослых чаще, чем у подростков (усиление заикания: подростки — 66, взрослые — 77). Вместе с тем в условиях работы у взрослых в сравнении с подростками значительно преобладает показатель улучшения состояния речи (ослабление заикания: подростки — 2, взрослые — 9), а отсутствие выраженных эмоциональных реакций и соответственно изменений в состоянии речи примерно в два раза чаще наблюдается у подростков. Анализ историй болезни заикающихся, вошедших в 5-ю группу, дает возможность объяснить приведенные цифровые данные следующим образом. В производственных коллективах обязанности и задачи, стоящие перед взрослыми, значительно сложнее, чем у подростков. Намного шире у взрослых людей и круг речевого общения с окружающими. При этом один и тот же человек нередко является по отношению к тем или иным группам сотрудников либо отдельным лицам — руководителем, подчиненным, коллегой по работе. Такое положение определяет особенности ролевого поведения и обусловливает изменения эмоциональных реакций и условий речевого общения. Кроме того, взрослым намного чаще, чем подросткам, приходится выступать на различных собраниях, производственных совещаниях, конференциях и т. п. Специалистам, работающим со взрослыми больными, часто приходится слышать от своих пациентов, отличающихся тревожно-мнительными чертами характера, боязливостью, нерешительностью, что у них речь значительно ухудшается, когда им надо поговорить с руководителем, особенно если во время беседы необходимо защищать свою точку зрения или отвечать за какие-либо допущенные ошибки, т. е. в напряженной в эмоциональном отношении обстановке.
Речь, как правило, несколько улучшается при общении с подчиненными в обычных рабочих условиях. Но при проведении собрания в качестве руководителя многие больные также отмечают значительное волнение, связанное с боязнью лишний раз обнаружить в аудитории свой речевой дефект и, как следствие, возникающее в этих ситуациях ухудшение речи. В тех же случаях, когда у взрослых пациентов речь на работе не ухудшается, а у отдельных заикающихся наблюдается и улучшение речи, больные обычно в своем коллективе являются высококвалифицированными, авторитетными работниками, всеми уважаемыми людьми, чувствующими себя свободно и уверенно. Однако у этой же категории заикающихся в других условиях не исключаются «трудные» речевые ситуации. Подростки, как правило, на любом производстве являются учениками или начинающими работниками, недавно вошедшими в коллектив. В силу возрастных особенностей, отсутствия необходимого профессионального опыта и положения новичков, к которым окружающие присматриваются, эти больные чувствуют себя недостаточно уверенно, нередко встречаются с определенными трудностями, возникающими при овладении специальностью, боятся совершить ту или иную ошибку. В этих условиях речь большинства заикающихся указанной возрастной категории ухудшается. В ряде случаев, когда начало производственной деятельности не вызывает отрицательных реакций и соответственно ухудшения речи, эти больные большей частью принадлежат к числу добросовестных, ответственно относящихся к порученному делу людей. Они быстро завоевывают признание старших и становятся полноправными членами коллектива. Отсутствие изменений в состоянии речи данной категории больных объясняется их безразличным отношением к выполняемой работе и производственному коллективу. Причины возможны различные: например, характерологические особенности больного, связанные с некоторой психической инфантильностью, нежелание оставаться на данной работе, ощущение временности пребывания в коллективе в связи с предстоящим призывом в армию и пр.
К 4-й и 5-й группам примыкают и немногочисленные случаи речевого общения заикающихся в условиях военной службы. Они касаются курсантов военных училищ и военнослужащих, у которых к моменту поступления в учебное заведение либо началу службы в армии наблюдалось легкое, малозаметное заикание, позволившее им беспрепятственно пройти медицинские комиссии. В этой связи были выделены следующие ситуации речевого общения: отдача рапорта и команды, доклад командиру, общение с подчиненными, проведение занятий и ответы на занятиях в аудитории, речь в условиях боевой обстановки и пр. Ухудшение речи в указанных ситуациях отмечалось примерно у трети пациентов этой категории заикающихся (наиболее характерные жалобы — трудности, возникающие при отдаче рапорта, а также в конфликтных ситуациях), у трети — изменений в состоянии речи не возникало, и у оставшейся трети в условиях военной службы речь улучшалась. В основе ухудшения речи лежат причины, аналогичные тем, которые были указаны в связи с речевыми нарушениями у заикающихся в эмоционально значимых ситуациях 4-й и 5-й групп. Изменений речи не наблюдалось у легко заикающихся военнослужащих, находившихся в благоприятных условиях и не фиксировавших внимания на речевом недостатке. Случаи улучшения речи были зафиксированы у лиц, в характере которых до военной службы отмечались такие черты, как нерешительность, неуверенность в своих силах, недостаточная организованность, неумение четко планировать свое время. Благоприятные условия службы в армии (что в последние годы наблюдается нечасто): твердый распорядок дня, спортивные занятия, физическое закаливание, воспитание внутренней самодисциплины и воли — все это в некоторых случаях благотворно отражалось на характере юношей, их физических и нервно-психических особенностях и соответственно улучшало их речь.
6-я группа. Общение в учреждениях сферы обслуживания Как показывают жалобы больных, наиболее выраженные затруднения возникают при общении с продавцами и кассирами магазинов, в кассах театров и кинотеатров, в библиотеках, в различного рода ателье, в регистратуре лечебных учреждений и в других аналогичных условиях (всего 11 ситуаций). В этой группе наибольшие трудности возникают у подростков (81), наименьшие — у детей (33), взрослые занимают промежуточное положение (68). Исчезновения и ослабления заикания не наблюдается, без изменений состояния речи отмечены дети — 61, подростки — 19, взрослые — 32. Указанное распределение больных по возрастным группам можно объяснить следующими причинами. Наибольшее количество затруднений у подростков обусловлено особенностями этого возраста (эмоциональная неустойчивость, повышенная ранимость и впечатлительность, недостаточный житейский опыт). Дети, у которых ухудшается речь в данных условиях, приближаются к пубертату; отсутствие выраженных затруднений наблюдается у большинства детей младшего школьного возраста, что, очевидно, объясняется более суженным кругом перечисленных ситуаций (например, только булочная, киоск) и менее сложными конкретными задачами, самостоятельно решаемыми этими детьми. Некоторое улучшение речи у взрослых в сравнении с подростками, видимо, обусловливается определенной адаптацией части пациентов к данным условиям общения. Анализ историй болезни заикающихся, испытывающих речевые затруднения в учреждениях сферы обслуживания, показывает, что ухудшение речи протекает большей частью на фоне различных форм неврозов и акцентуаций личности у людей с тревожно-мнительными чертами характера, повышенной раздражительностью, впечатлительностью, сенси-тивностью. В этой связи в клинической картине заикающихся немаловажную роль играют фобии отдельных речевых звуков, звукосочетаний, некоторых слов, а в отдельных случаях устойчивых словосочетаний (например, «скажите, пожалуйста», «сколько стоит?» и др.)- Выраженность ло-гофобий и речевых затруднений у одних и тех же больных зависит, как правило, от конкретных условий. Подавляющее большинство пациентов, входящих в эту группу, отмечают, что говорить значительно труднее в тех случаях, когда приходится постоять к продавцу либо к кассиру в очереди. В таких ситуациях у многих заикающихся появляется сложная гамма ощущений: боязнь обнаружить перед публикой дефект речи, боязнь задержать очередь и сотрудника учреждения, боязнь вызвать у сотрудника раздражение и нетактичное замечание и пр. В тех случаях, когда очередь отсутствует и у больного нет времени для привычных размышлений по поводу своей речи, начало речевого акта менее затруднено в связи со снижением уровня отрицательных эмоций ожидания неудачи.
Нередко приходится слышать от пациентов, что их состояние и речь в учреждениях сферы обслуживания часто зависят от того, какое, например, лицо у кассира — доброе или злое, какие люди стоят сзади — спокойные или нетерпеливые, а также от содержания вопроса или просьбы, с которой обращается к сотруднику учреждения больной (например: количество покупок, простой или запутанный вопрос, возможность отказа в просьбе, т. е. возникновение ситуации с оттенком конфликтности, и т. п.). Фобии отдельных звуков или звукосочетаний иногда приводят к тому, что заикающийся, например, вместо трехсот граммов масла просит продавца взвесить двести и отдельным весом — еще сто граммов (наиболее распространенная фобия сочетания звуков «тр»). Приходилось сталкиваться и с полным отказом заикающихся посещать учреждения сферы обслуживания. Из торговых предприятий в подобных случаях больные посещают только магазины самообслуживания, в которых можно молча предъявить кассиру выбранный товар и заплатить деньги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|