Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я группа. Общение на работе




В эту группу (12 ситуаций) вошли работающие подростки и взрослые. Как показано в таблице 3, в условиях производ­ственных коллективов ухудшение речи отмечается у взрос­лых чаще, чем у подростков (усиление заикания: подростки — 66, взрослые — 77). Вместе с тем в условиях работы у взрос­лых в сравнении с подростками значительно преобладает показатель улучшения состояния речи (ослабление заикания: подростки — 2, взрослые — 9), а отсутствие выраженных эмо­циональных реакций и соответственно изменений в состоянии речи примерно в два раза чаще наблюдается у подростков.

Анализ историй болезни заикающихся, вошедших в 5-ю группу, дает возможность объяснить приведенные цифровые

данные следующим образом. В производственных коллекти­вах обязанности и задачи, стоящие перед взрослыми, значи­тельно сложнее, чем у подростков. Намного шире у взрос­лых людей и круг речевого общения с окружающими. При этом один и тот же человек нередко является по отношению к тем или иным группам сотрудников либо отдельным ли­цам — руководителем, подчиненным, коллегой по работе. Такое положение определяет особенности ролевого поведения и обусловливает изменения эмоциональных реакций и усло­вий речевого общения. Кроме того, взрослым намного чаще, чем подросткам, приходится выступать на различных собра­ниях, производственных совещаниях, конференциях и т. п.

Специалистам, работающим со взрослыми больными, ча­сто приходится слышать от своих пациентов, отличающих­ся тревожно-мнительными чертами характера, боязливос­тью, нерешительностью, что у них речь значительно ухуд­шается, когда им надо поговорить с руководителем, особенно если во время беседы необходимо защищать свою точку зре­ния или отвечать за какие-либо допущенные ошибки, т. е. в напряженной в эмоциональном отношении обстановке.

Речь, как правило, несколько улучшается при общении с подчиненными в обычных рабочих условиях. Но при прове­дении собрания в качестве руководителя многие больные также отмечают значительное волнение, связанное с бояз­нью лишний раз обнаружить в аудитории свой речевой де­фект и, как следствие, возникающее в этих ситуациях ухуд­шение речи. В тех же случаях, когда у взрослых пациентов речь на работе не ухудшается, а у отдельных заикающихся наблюдается и улучшение речи, больные обычно в своем коллективе являются высококвалифицированными, автори­тетными работниками, всеми уважаемыми людьми, чувству­ющими себя свободно и уверенно. Однако у этой же катего­рии заикающихся в других условиях не исключаются «труд­ные» речевые ситуации.

Подростки, как правило, на любом производстве являют­ся учениками или начинающими работниками, недавно во­шедшими в коллектив. В силу возрастных особенностей, отсутствия необходимого профессионального опыта и поло­жения новичков, к которым окружающие присматриваются, эти больные чувствуют себя недостаточно уверенно, нередко встречаются с определенными трудностями, возникающими

при овладении специальностью, боятся совершить ту или иную ошибку. В этих условиях речь большинства заикаю­щихся указанной возрастной категории ухудшается.

В ряде случаев, когда начало производственной деятель­ности не вызывает отрицательных реакций и соответствен­но ухудшения речи, эти больные большей частью принадле­жат к числу добросовестных, ответственно относящихся к порученному делу людей. Они быстро завоевывают призна­ние старших и становятся полноправными членами коллек­тива. Отсутствие изменений в состоянии речи данной кате­гории больных объясняется их безразличным отношением к выполняемой работе и производственному коллективу. При­чины возможны различные: например, характерологические особенности больного, связанные с некоторой психической инфантильностью, нежелание оставаться на данной работе, ощущение временности пребывания в коллективе в связи с предстоящим призывом в армию и пр.

К 4-й и 5-й группам примыкают и немногочисленные слу­чаи речевого общения заикающихся в условиях военной служ­бы. Они касаются курсантов военных училищ и военнослужа­щих, у которых к моменту поступления в учебное заведение либо началу службы в армии наблюдалось легкое, малозамет­ное заикание, позволившее им беспрепятственно пройти ме­дицинские комиссии.

В этой связи были выделены следующие ситуации рече­вого общения: отдача рапорта и команды, доклад команди­ру, общение с подчиненными, проведение занятий и ответы на занятиях в аудитории, речь в условиях боевой обстанов­ки и пр.

Ухудшение речи в указанных ситуациях отмечалось при­мерно у трети пациентов этой категории заикающихся (на­иболее характерные жалобы — трудности, возникающие при отдаче рапорта, а также в конфликтных ситуациях), у трети — изменений в состоянии речи не возникало, и у оставшейся трети в условиях военной службы речь улуч­шалась.

В основе ухудшения речи лежат причины, аналогичные тем, которые были указаны в связи с речевыми нарушения­ми у заикающихся в эмоционально значимых ситуациях 4-й и 5-й групп. Изменений речи не наблюдалось у легко заика­ющихся военнослужащих, находившихся в благоприятных

условиях и не фиксировавших внимания на речевом недостат­ке. Случаи улучшения речи были зафиксированы у лиц, в характере которых до военной службы отмечались такие чер­ты, как нерешительность, неуверенность в своих силах, не­достаточная организованность, неумение четко планировать свое время. Благоприятные условия службы в армии (что в последние годы наблюдается нечасто): твердый распорядок дня, спортивные занятия, физическое закаливание, воспита­ние внутренней самодисциплины и воли — все это в некото­рых случаях благотворно отражалось на характере юношей, их физических и нервно-психических особенностях и соответ­ственно улучшало их речь.

6-я группа. Общение в учреждениях сферы обслуживания Как показывают жалобы больных, наиболее выраженные затруднения возникают при общении с продавцами и касси­рами магазинов, в кассах театров и кинотеатров, в библио­теках, в различного рода ателье, в регистратуре лечебных учреждений и в других аналогичных условиях (всего 11 си­туаций).

В этой группе наибольшие трудности возникают у подро­стков (81), наименьшие — у детей (33), взрослые занимают промежуточное положение (68). Исчезновения и ослабления заикания не наблюдается, без изменений состояния речи отмечены дети — 61, подростки — 19, взрослые — 32.

Указанное распределение больных по возрастным груп­пам можно объяснить следующими причинами. Наиболь­шее количество затруднений у подростков обусловлено осо­бенностями этого возраста (эмоциональная неустойчивость, повышенная ранимость и впечатлительность, недостаточ­ный житейский опыт). Дети, у которых ухудшается речь в данных условиях, приближаются к пубертату; отсутствие выраженных затруднений наблюдается у большинства де­тей младшего школьного возраста, что, очевидно, объяс­няется более суженным кругом перечисленных ситуаций (например, только булочная, киоск) и менее сложными конкретными задачами, самостоятельно решаемыми эти­ми детьми. Некоторое улучшение речи у взрослых в срав­нении с подростками, видимо, обусловливается определен­ной адаптацией части пациентов к данным условиям об­щения.

Анализ историй болезни заикающихся, испытывающих речевые затруднения в учреждениях сферы обслуживания, показывает, что ухудшение речи протекает большей частью на фоне различных форм неврозов и акцентуаций личности у людей с тревожно-мнительными чертами характера, по­вышенной раздражительностью, впечатлительностью, сенси-тивностью. В этой связи в клинической картине заикающих­ся немаловажную роль играют фобии отдельных речевых звуков, звукосочетаний, некоторых слов, а в отдельных случаях устойчивых словосочетаний (например, «скажите, пожалуйста», «сколько стоит?» и др.)- Выраженность ло-гофобий и речевых затруднений у одних и тех же больных зависит, как правило, от конкретных условий. Подавляю­щее большинство пациентов, входящих в эту группу, от­мечают, что говорить значительно труднее в тех случаях, когда приходится постоять к продавцу либо к кассиру в очереди. В таких ситуациях у многих заикающихся появ­ляется сложная гамма ощущений: боязнь обнаружить пе­ред публикой дефект речи, боязнь задержать очередь и со­трудника учреждения, боязнь вызвать у сотрудника раздра­жение и нетактичное замечание и пр. В тех случаях, когда очередь отсутствует и у больного нет времени для привыч­ных размышлений по поводу своей речи, начало речевого акта менее затруднено в связи со снижением уровня отри­цательных эмоций ожидания неудачи.

Нередко приходится слышать от пациентов, что их состо­яние и речь в учреждениях сферы обслуживания часто за­висят от того, какое, например, лицо у кассира — доброе или злое, какие люди стоят сзади — спокойные или нетерпели­вые, а также от содержания вопроса или просьбы, с которой обращается к сотруднику учреждения больной (например: количество покупок, простой или запутанный вопрос, воз­можность отказа в просьбе, т. е. возникновение ситуации с оттенком конфликтности, и т. п.).

Фобии отдельных звуков или звукосочетаний иногда при­водят к тому, что заикающийся, например, вместо трехсот граммов масла просит продавца взвесить двести и отдельным весом — еще сто граммов (наиболее распространенная фобия сочетания звуков «тр»). Приходилось сталкиваться и с пол­ным отказом заикающихся посещать учреждения сферы об­служивания. Из торговых предприятий в подобных случаях

больные посещают только магазины самообслуживания, в ко­торых можно молча предъявить кассиру выбранный товар и заплатить деньги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...