Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Война за независимость в Северной Америке и образование США.




С 17 века происходила интенсивная колонизация североамериканских земель (где проживало около 1 млн. индейцев). Основная масса переселенцев – выходцы из Англии, Франции и Голландии. В итоге с 1607 по 1733 гг. сложилось 13 английских колоний.

С самого начала:

- имело место вытеснение и истребление североамериканских индейцев

- острая борьба между английскими и французскими потоками колонизации

- для большинства английских колоний (северных и среднеатлантических) было характерно преобладание капиталистического развития. На юге – плантационное рабство (сахарный тростник, табак, хлопок).

Главная причина войны за независимость – недовольство политикой Англии, которая всячески препятствовала экономическому прогрессу своих колоний (повышение налогов).

Военные действия продолжались с 1775 по 1781 гг. Для координации усилий в 1775 г. был созван Континентальный конгресс в Филадельфии (из представителей всех колоний).

1) Он постановил создать регулярную армию и назначил ее главнокомандующим Джорджа Вашингтона

2) 4 июля 1776 г. была принята Декларация независимости (автор – Томас Джефферсон). Все 13 колоний провозгласили себя независимыми от Великобритании штатами и заявили об их объединении в новое государство под названием Соединенные Штаты Америки, позднее принимается решение о конфискации земель короля, церкви и ленд-лордов.

3 сентября 1783 г. в Версале был подписан мирный договор, по которому Англия признавала независимость США.

В 1787 г. была подготовлена и принята Конституция, которая провозгласила США федеративной республикой и установила принцип разделения властей как основу государственного устройства.

Законодательная власть – Конгресс из двух палат. Палата представителей и сенат.

Исполнительная власть – президент, который является главой государства, правительства и главнокомандующим. Выборы не прямые.

Судебная власть – Верховный суд из 9 пожизненно назначаемых судей.

Так называемая «система сдержек и противовесов» обеспечивает принцип равновесия трех ветвей власти. Возможность внесения поправок – с одобрения ¾ штатов

1789 г. - первый Конгресс и первый президент – Джордж Вашингтон.

1791 г. - Конгресс принял первые 10 поправок к Конституции, которые получили название «Билль о правах». В них содержались гарантии основных гражданских свобод: совести, печати, союзов, собраний, права ношения оружия и т.д. Институт рабства при этом оставался в неприкосновенности.

Война за независимость североамериканских колоний имела характер буржуазной революции, поскольку в ходе борьбы шел процесс утверждения капитализма (произошла национализация западных земель, создавался внутренний рынок для развития промышленности).

Идеология просвещения

Просвещение – это широкое идейное течение или движение, отражавшее антифеодальные, антиабсолютистские настроения буржуазии и народных масс. Получило развитие с середины 17 в. – 18 в. в Европе и Северной Америке. Представители этого течения – Дж.Локк, Т.Гоббс, Дж.А.Коллинз, Вольтер, Ш.Монтескьё, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Г.Э.Лессинг, Ф.Шиллер, И.В.Гёте, Т.Джефферсон, Б.Франклин, Т.Пейн, Н.Новиков, А.Радищев

Большинство просветителей являлись сторонниками теории естественного права. В центре теории – учение о независимых от чьей-либо воли, от государства правах каждого человека, которые были дарованы ему самой природой.

Представители данного течения являлись философами теории общественного договора. Теория общественного договора – учение о возникновении государства. Государству предшествует «естественное состояние» - неограниченная личная свобода людей. Для охраны собственности и других прав, для обеспечения своей безопасности люди заключили между собой договор о передаче части своей личной свободы в пользу государства. Функции государства, главным образом, и ограничиваются сферой защиты этих прав.

Чтобы обезопасить общество от попыток государственной власти узурпировать не полагающиеся ей права, нарушить общественный договор, они разработали концепцию разделения властей, при этом, ветви власти не следует противопоставлять друг другу, разделяя их в попытках решить, кто главнее. Они должны тесно сотрудничать, дополнять и одновременно уравновешивать друг друга.

Таким образом, причинами человеческих бедствий просветители считали невежество, религиозный фанатизм, выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Их взгляды и деятельность стали идеологической основой для развития нового, буржуазного общества.

6. Просвещенный абсолютизм. Кризис абсолютизма

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, проникнута философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. Просвещённый абсолютизм внёс новое понимание государства, которое налагает на государственную власть не только права, но и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ.

«Просветительная» литература XVIII века, содержавшая полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сошлись в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма, а во Франции прежний строй был разрушен революцией.

Один закон для всех.

Общая черта, отличающая представителей просвещенного абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность. Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.

Однако идеи просвещенного абсолютизма не приносили желаемого результата, но вместе с тем, одновременно расшатывали основы того миропорядка, в который они пытались вдохнуть новую жизнь.

Великая Французская революция 1789 г. и наполеоновские войны положили начало краху абсолютизма не только в самой Франции, но и по всей Европе, расчищая почву для утверждения и развития буржуазных отношений.

В 19 веке произошел переход от сословно-абсолютистских порядков к иным государственным и общественным системам. Переход от «старого порядка» к современному обществу был сложным и противоречивым. Он сопровождался политическими и социальными катаклизмами, революциями и гражданскими конфликтами, национальными войнами, внутренними переворотами. Неслучайно 19 век называют «веком революций».

 

7. Великая французская буржуазная революция: причины, участники, этапы, значения

В отличие от Англии:

1) социальная группа нового дворянства во Франции не сложилась, класс феодалов выступал единым фронтом,

2) буржуазия за 100 лет накопила значительные силы и богатства,

3) общественный конфликт во Франции принял более острые формы, и результаты оказались более радикальными.

+ влияние идеологии Просвещения, которое выработало буржуазные идеи и ценности западноевропейской цивилизации: права человека, как естественные права; идея суверенитета народа; равенство всех перед законом; невмешательство государства в экономику (собственность – священный институт) и т.п.

Основные политические силы:

Роялисты – духовенство и дворянство, объединившиеся вокруг короля Людовика XVI. Противники преобразований.

Фельяны – крупная буржуазия. Искали компромисса с королем и выступали за конституционную монархию.

Жирондисты – средняя и провинциальная крупная буржуазия. Требовали полной свободы торговли. Склонялись к республиканской форме правления.

Якобинцы – наиболее радикальные требования (Робеспьер, Сен-Жюст, Жан-Поль Марат). Мелкая буржуазия, демократическая интеллигенция, большинство крестьян, ремесленники, рабочие. Конфискация земли у феодалов и передача ее крестьянам. Узаконение собственности крестьян на землю. За республику.

Этапы революции:

1. Конституционно-монархический период (14 июля 1789 г. – 10 августа 1792 г.). В ответ на требования короля ввести дополнительные налоги Генеральные Штаты ответили отказом, представители третьего сословия провозгласили себя новым парламентом – Национальным собранием. Оно заявило о том, что не станет больше зависеть от короля, и от имени французского народа само будет принимать законы и конституцию страны. В ответ на попытку короля разогнать парламент – восстание 14 июля 1789 г. (штурм крепости-тюрьмы Бастилии). Король признал собрание высшим органом государства. Фактически абсолютизм во Франции был ликвидирован. У власти фельяны.

26 августа 1789 г. - Декларация прав человека и гражданина, в основу которой составили идеи Просвещения. В сентябре 1791 г. принята первая в истории Европы Конституция, по которой Франция стала буржуазной конституционной монархией.

Стала утверждаться политика экономического либерализма: устранялись препятствия развитию промышленности + конфискация земель католической церкви.

2. Республиканско-жирондистский период (10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г.). Под давлением народа жирондисты провозгласили Францию республикой. В историю она вошла как Первая и существовала почти 12 лет. Суд и казнь короля Людовика XVI в январе 1793 г.

С сентября 1792 г. – новый парламент принял ряд законов, по которым крестьяне должны были получить землю, но не получили + спекуляция, рост цен + действия антифранцузской коалиции (не смогли организовать оборону). Ухудшение положения республики. Острая внутриполитическая борьба между жирондистами и якобинцами.

3. Якобинская революционно-демократическая диктатура (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.). У власти – партия якобинцев.

- приняли демократическую конституцию и ряд законов, которые закрепили право частной собственности крестьян на землю и освободили их от феодальных повинностей;

- создали сильную революционную армию за короткий срок, введя принцип всеобщей воинской повинности;

- установили революционно-демократическую диктатуру.

- создан революционный трибунал, который широко использовал практику террора. Террор стал основным средством борьбы с противниками революции и в борьбе за власть.

Якобинцы не смогли удержать власть (блок слишком разных социальных сил, внутренние разногласия, падение социальной поддержки). 27 июля 1794 г. – государственный переворот (термидорианский, по 9 месяцу революционного календаря – термидора). Якобинская диктатура пала. Власть перешла в руки более умеренных элементов.

Итог: Революция осуществила глубокие изменения в стране.

- Были упразднены феодальные повинности и сословные привилегии.

- Французская буржуазия полностью сосредоточила в своих руках экономическую и политическую власть.

- Была расчищена почва для утверждения и развития буржуазных отношений.

- В сознании людей новые, политические и гражданские ценности потеснили старые, религиозные и монархические.

- Идеи свободы и формального равенства, которые выдвинула Французская революция, получили в 19 в. широкое распространение во всем мире. В этом состоит всемирно-историческое значение Великой французской революции.

Революция положила начало краху абсолютизма не только в самой Франции, но и по всей Европе, расчищая почву для утверждения и развития буржуазных отношений. Под влиянием ее идей происходили преобразования во всех странах Европы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...