Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция социальной структуры общества в 19 в.




В 19 веке меняется социальная структура общества. Постепенно исчезает прежнее сословное общество со строгой иерархией: дворянство, духовенство, крестьянство. Социальная структура общества очень усложняется.

Произошел процесс социальной диффузии, в результате которого аристократы обуржуазивались, а верхушка буржуазии аристократизировалась.

Рост интеллигенции (творческой, научной, производственной, юристы, преподаватели, врачи, журналисты и т.д.) – в том числе за счет представителей мелкой буржуазии, выходцев из средних слоев, редко - из представителей низов.

Буржуазия очень неоднородна, различается как по уровню богатства (крупная, средняя, мелкая), так и по характеру занятий (промышленная, финансовая, торговая).

Заметно возрастает чиновничье-бюрократический слой в сфере государственного управления, в банках, в торговле, сфере услуг и т.д.

Происходит сильное расслоение среди крестьянства – зажиточные, середняки, бедняки, батраки + сокращение его численности.

И рабочий класс неоднороден – рабочая аристократия (квалифицированные, профессионально подготовленные), рабочие среднего уровня, мало- и неквалифицированные, чернорабочие.

Возникает социальный (или рабочий) вопрос. С одной стороны, высокие темпы роста численности рабочего класса, а с другой – достаточно тяжелые условия труда и жизни рабочих. Это и выдвинуло рабочий вопрос на первое место среди множества проблем, с которыми сталкивалось общество на рубеже 19-20 вв.

Исчезновение сословного строя и изменение социальной структуры общества, утрата аристократией своей руководящей роли, формирование новой политической элиты, создание широкого спектра собственников, их претензии на усиление позиций в управлении государством, изменение в соотношении сельского и городского населения в пользу последнего, а также усиление радикализма низов, особенно в среде фабричного пролетариата –

все это означало, что менялась сущность общественного конфликта: не между «старым» и «новым порядком», а внутри самих новых политических и социальных структур. Это требовало создания качественно новых государственных и общественных механизмов, способных обеспечить политическую стабильность.

 

 

Социальные и демографические изменения на рубеже 19 – 20 вв.

1) прирост народонаселения. К началу мировой войны население мира составляло 1,7 млрд. чел., из них население Европы – 450 млн. чел. (Англия, Франция, Германия)

2) урбанизация, рост городов и городского населения – за счет сельского населения. Приток сельского населения в город 1) давал новые рабочие руки для промышленности (формировался рынок рабочей силы), 2) создавал и новые массы потребителей (спрос на промышленные товары).

3) процесс пролетаризации масс, т.е. разорение мелких самостоятельных производителей и превращение их в наемных рабочих или мелких служащих.

4) усиливаются миграционные процессы. Продолжается эмиграция из Европы в Америку, Канаду, Австралию.

5) меняется социальная структура общества. Исчезает постепенно прежнее сословное общество со своей строгой иерархией: дворянство, духовенство, крестьянство. Социальная структура общества чрезвычайно усложняется.

Процесс социальной диффузии, в результате которого аристократы обуржуазивались, а верхушка буржуазии аристократизировалась.

Рост интеллигенции (творческой, научной, производственной, юристы, преподаватели, врачи, журналисты и т.д.) – в том числе за счет представителей мелкой буржуазии, выходцев из средних слоев, редко - из представителей низов.

Буржуазия очень неоднородна, различается как по уровню богатства (крупная, средняя, мелкая), так и по характеру занятий (промышленная, финансовая, торговая).

Заметно возрастает чиновничье-бюрократический слой в сфере государственного управления, в банках, в торговле, сфере услуг и т.д.

Происходит сильное расслоение среди крестьянства – зажиточные, середняки, бедняки, батраки + сокращение его численности.

И рабочий класс неоднороден – рабочая аристократия (квалифицированные, профессионально подготовленные), рабочие среднего уровня, мало- и неквалифицированные, чернорабочие.

Возникает социальный (или рабочий) вопрос. С одной стороны, высокие темпы роста численности рабочего класса, а с другой – достаточно тяжелые условия труда и жизни рабочих. Это и выдвинуло рабочий вопрос на первое место среди множества проблем, с которыми сталкивалось общество на рубеже 19-20 вв.

Исчезновение сословного строя и изменение социальной структуры общества, утрата аристократией своей руководящей роли, формирование новой политической элиты, создание широкого спектра собственников, их претензии на усиление позиций в управлении государством, изменение в соотношении сельского и городского населения в пользу последнего, а также усиление радикализма низов, особенно в среде фабричного пролетариата –

все это означало, что менялась сущность общественного конфликта: не между «старым» и «новым порядком», а внутри самих новых политических и социальных структур. Это требовало создания качественно новых государственных и общественных механизмов, способных обеспечить политическую стабильность.

 

 

Революции 90-х годов

В 19 веке произошел переход от сословно-абсолютистских порядков к иным государственным и общественным системам. Переход от «старого порядка» к современному обществу был сложным и противоречивым. Он сопровождался политическими и социальными катаклизмами, революциями и гражданскими конфликтами, национальными войнами, внутренними переворотами. Неслучайно 19 век называют «веком революций». В этот период революционные движения наблюдались в Испании, Португалии, Неаполитанском и Сардинском королевствах, во Франции, Бельгии, Швейцарии и т.д.

Коротко об основных:

Бельгийская революция — конфликт 1830 года, привёдший к отделению Южных провинций от Объединённого королевства Нидерландов и возникновению независимого Королевства Бельгия. Преимущественно католическое франкоязычное население южных частей Нидерландского королевства выразили протест против доминирующих протестантских Северных провинций.

Революция 1848—1849 гг. в Австрийской империи — буржуазно-демократическая революция в Австрийской империи, одна из европейских революций 1848—1849 гг. Задачами революции было установление гражданских прав и свобод, ликвидация феодальных пережитков. Помимо глубокого кризиса политической системы поводом к революции послужили межэтнические противоречия в многонациональном государстве, стремление народов империи к культурно-политической автономии. Фактически революция, начавшаяся в Вене, вскоре распалась на несколько отдельных национальных революций в разных частях империи.

Целью революций в Италии было объединение Итальянского королевства и освобождения территорий Италии от Австрийского ига.

1) революция 1848-49 гг., в ходе которой под давлением народных вступлений были введены конституции в Королевстве обеих Сицилий, Сардинском королевстве, Тоскане, Папской области; освободились от австрийского ига Ломбардия и Венеция; началась война за независимость (против австрийского господства).

2) революция 1859-60 гг., в ходе которой большая часть территории страны была освобождена из-под власти Австрии, и было создано единое Итальянское королевство (во главе – Виктор-Эммануил, король Сардинии). Однако в его состав не вошли Венеция - оставалась под властью Австрии, и Папская область (вместе с Римом), которая была оккупирована французскими властями.

Венеция вошла в состав Итальянского государства в 1866 году после победы Пруссии над Австрией, а Папская область – в 1870 после победы Пруссии над Францией. Таким образом, итальянские революции закончились объединением Италии и образованием единого Итальянского государства.

МАРТОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ движения, начавшееся большею частью в марте 1848 г. почти во всех германских государствах, бывшие причиной весьма важных и значительных изменений в конституциях и законодательствах.

Июльская революция 1830 во Франции, буржуазная революция, покончившая с монархией Бурбонов. Дворянско-клерикальный режим Реставрации тормозил экономическое развитие страны. Промышленный кризис и депрессия 1827—30, неурожаи 1828—29, ухудшившие и без того тяжёлое положение трудящихся, ускорили революционизирование народных масс. Новая конституция, революция свергла политическое господство дворянской аристократии и покончила с попытками восстановления в той или иной форме феодально-абсолютистских порядков.

Во Франции волнения начались после разгрома французской армии под Седаном («седанская» катастрофа) в ходе франко-прусской войны, и 4 сентября 1870 года волнения в Париже вылились в новую революцию, которая произошла быстро и бескровно, в один день. Франция была провозглашена Третьей республикой. Революция изменила характер войны – приобрела оборонительный, справедливый характер.

Первая Испанская революция 1808-14. Началась в условиях оккупации Испании Наполеоном I в период проведения им захватнических войн в Европе. Особенностью этой революции было сочетание антифеодальной борьбы с борьбой народных масс против французских оккупантов. Вторая Испанская революция 1820-23. Третья: манифест о сохранении абсолютистских порядков в Испании вызвал широкое недовольство в 1834-43 гг. Четвёртая 1854-56 восстановило конституцию 1845 и другие законы. 5я в 1868 году в Испании происходит «Славная революция». Она представляла собой государственный переворот, приведший к отстранению от власти королевы Изабеллы II.

 

 

15. Европейская идея в новое время

«Европейская идея» - стремление к объединению европейских народов либо посредством силы, либо путем убеждения, появилась уже в раннем Средневековье в Западной Европе.

Первым «объединителем» Европы можно считать короля франков Карла Великого, (800 г.) – границы его империи приблизительно совпадали с границами Европейского сообщества в составе первых шести государств.

Вторую попытку предпринял один из германских королей ОттонI, создавший спустя полтора столетия Священную Римскую империю, которая просуществовала почти тысячу лет. Основная идея – объединение всех католиков, живущих в Европе.

Таким образом, первенство в провозглашении идеи уникальности, единства всей Европы принадлежало католической церкви.

С развитием процесса секуляризации общества, роль церкви как идеолога тенденции объединения Европы постепенно падала, однако именно христианство явилось одним из основных истоков гуманистического и пацифистского толкования «европейского единства».

Первые дошедшие до нас письменные проекты «единой Европы» относятся к началу 14 в.

Итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери (трактат «Монархия») мечтал о создании идеального государства, основанного на добровольном подчинении людей воле правителя, источником власти которого является воля Господа Бога.

В первой половине 17 века немец ЭмирикКрюсе видел основу мирового порядка в экономике. Главную роль в поддержании мира должно было играть купечество. Важная роль в объединительном процессе отводилась и единой валюте.

Поздний период эпохи Возрождения – рождение еще одного направления европеизма, основной чертой которого был политический прагматизм.

Прагматик того времени герцог де Сюлли в своем «Великом плане» считал, что объединение Европы может быть достигнуто лишь при помощи военной силы. Франция должна была играть главенствующую роль в Европе после окончания «войны за объединение». Ключевым понятием новой карты Европы было понятие равновесие сил

Одна была очевидна утопичность проектов европейской конфедерации, так как реальные национальные интересы подталкивали государства к соперничеству и конфликтам.

В эпоху Просвещения, англичанин Уильям Пенн являлся «первым европейским федералистом». Его «Очерк о настоящем и будущем мире в Европе» - попытка учитывать реальную политическую структуру Европы, разделенной на множество государств. Главный принцип, на котором должен базироваться мир, это справедливость. В соответствии с идеей Пенна, ни одно государство не осмелилось бы нарушить мир, зная, что оно неизбежно столкнется с объединенной мощью всех других держав.

Французский философ и дипломат Шарль де Сен-Пьер – «Записка о сохранении вечного мира в Европе», обосновывал необходимость объединения европейских государств их сильнейшей взаимозависимостью. В поддержании равновесия между государствами важную роль отводил дипломатии. Все державы Европы получали равные права по отношению друг к другу, что помогло бы предотвращать или устранять конфликты.

 

В дополнение к данному проекту, великий французский просветитель Жан-Жак Руссо написал добавление под названием «Суждение о вечном мире». Он не верил в возможность исключения войны из жизни Европы, по его мнению, Европейская федерация могла возникнуть лишь как итог совместной революционной борьбы европейских народов за свободу и справедливость.

Наибольший вклад в развитие идеи мира, основанной на международном праве, внес великий немецкий философ Иммануил Кант. Трактат «К вечному миру»: мир необходимо «устанавливать», необходимо правовое соглашение, гарантирующее состояние мира. Для этого во всех странах Европы необходимо ввести республиканское правление, основанное на принципах свободы и равенства всех граждан перед законом.

18 век – век просветительства – эволюция европеизма:

1) формирование европейской цивилизации как особого типа духовной и политической культуры;

2) интенсивное осмысление роли Европы в мире, ее особой миссии;

3) напряженные размышления об устройстве самой Европы.

Четко выявляются два противоположных течения в европеизме:

- европоцентризм - космополитизм (универсализм)

19-й век начался с амбициозной попытки Наполеона «унифицировать» Европу под французским господством.

Наполеон имел вполне конкретные планы переустройства Европы: создать Европейскую федерацию, подчиненную своей личной власти (единое общее законодательство, европейский кассационный суд, единая армия, денежная система, система мер и весов и т.п.) Во главе этой Европы - император.

В 19 веке происходит резкое размежевание между консервативными и революционно-демократическими приверженцами «европейской идеи».

Волна консервативного европеизма: воссоздание священной Римской империи во главе с папой, восхваление войны и героев войны.

Демократическая тенденция в развитии европеизма: Европейская федерация как мирная ассоциация европейских народов.

40-60-е годы 19 в. – пацифистское движение (проявлялось в созываемых мирных конгрессах)

Но: очень слабое влияние на «реальную политику», вместе с тем пацифистское движение оживило европейские идеи и проекты.

С пацифистским движением связано рождение идеи, являвшейся центральной в европеизме на протяжении всего ХХ в. – это идея Соединенных Штатов Европы. Впервые громко этот лозунг был провозглашен выдающимся французским писателем Виктором Гюго. Его знаменитая речь стала своеобразным манифестом европеизма.

Во второй половине 19 в. началось падение интереса к идее «единой Европы». Международная обстановка обострялась, мир шел к Первой мировой войне.

Вывод:

1) от века к веку «европейская идея» становилась все более содержательной

2) при наличии общей основы «европейская идея» постоянно принимала разные толкования: гуманистическое, пацифистское, консервативное, либеральное, националистическое, социал-демократическое, утопическое;

3) к началу 20 века сложилась евроцентристская концепция – представления об изначальном превосходстве европейской цивилизации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...