Некоторые советы заикающимся подросткам, взрослым и их близким, а также пациентам, которые прошли курс лечения по поводу заикания
⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 В научно-популярной литературе (Абелева И. Ю., Синицина Н. Ф., 1969; Миссуловин Л. Я., 1971; Хватцев М. Е„ 1972; Джонсон У., 1988; Буянов М. И., 1989; Калягин В. А., Степанова Г. М., 1993 и др.) даются различные, дополняющие друг друга, а иногда и противоречивые рекомендации по поводу самостоятельной работы заикающихся над своей речью. Общим недостатком большинства таких работ является то, что в них приводятся определенные советы и правила, руководствуясь которыми заикающийся в указанные авторами сроки, по их мнению, может избавиться от заикания. Но в этих рекомендациях многие верные положения не конкретизируются, и заикающийся, представляя, чего ему следует добиваться, не знает, как это нужно делать. Например, во многих работах заикающемуся рекомендуется говорить медленно, но что является образцом небыстрой речи, не указывается. Трудно согласиться с советами американского исследователя Уинделла Джонсона (1988), который обращаясь к своим пациентам, утверждает: «Вы, очевидно, стараетесь говорить и читать медленнее, чем люди с нормальной речью. Если же вы постараетесь делать это с максимально возможной скоростью, напряженностей и запинок, вероятно, будет гораздо меньше. Это поможет избавиться от чувства чрезмерной осторожности». Если приведенный совет звучит просто бездоказательно и игнорирует широко известное положение об ускоренном в большинстве случаев темпе речи заикающихся, то утверждение того же автора, что не так уж и плохо быть заикающимся, так как в случае излечения налагаемая на больных ответственность возрастает, просто является антипсихотерапевтическим и может спровоцировать у заикающе- гося появление истерических механизмов «условной желательности симптома». Не преследуя цели изложить стройную систему самостоятельной работы по преодолению заикания, постараемся сосредоточить внимание больных и их близких на отдельных рекомендациях, которые могут быть им полезны и вытекают из теоретических и методических положений настоящего пособия.
В широко распространенных правилах для заикающихся рекомендуется: прежде чем вы начнете говорить, обдумайте хорошо фразу, потом сделайте вдох, начинайте говорить на выдохе, говорите медленно, прямо глядя в глаза собеседнику, и пр. Если человек, даже не страдающий речевыми нарушениями, будет следовать указанным правилам, он не сможет разговаривать нормально, так как будет нарушена целостность функционирования речевой системы, и он начнет спотыкаться на каждом слове. Точно так же будет спотыкаться при ходьбе любой, кто заранее станет обдумывать каждый свой шаг, потому что будет нарушен двигательный стереотип. Заикающемуся не следует заранее обдумывать каждое свое слово. Необходимо в целом хорошо представлять, о чем вы собираетесь говорить (учащимся и студентам нужно свободно владеть учебным материалом). Надо сосредоточивать внимание не только на форме речи, но и на ее содержании. Совершенно не требуется неотрывно смотреть в глаза собеседнику. Это может создать определенную неловкость в общении с окружающими. Разговаривая с человеком, смотрите ему в лицо. Иногда можно перевести взгляд и на другой предмет. Проявите живой интерес к собеседнику, сосредоточьтесь на теме разговора, внимательно слушайте, что вам говорят. Пользуйтесь естественными смысловыми жестами. Если тема беседы позволяет, старайтесь чаще улыбаться. Это даст вам возможность чувствовать себя свободно и непринужденно. В случае конфликтной ситуации старайтесь расслабить руки, все тело, не повышайте голоса, но говорите четко и небыстро. Ваша веская и спокойная речь снимет остроту момента, ваш собеседник также начнет приходить в состояние душевного равновесия.
Что значит говорить небыстро? Ориентируйтесь на автоматизированное произнесение речевых образцов: ряда цифр от 1 до 10, дней недели, простой фразы, например: «Сегодня-на-улице-хорошая-морозная-погода». От 1 до 10 вы должны
считать плавно, четко артикулируя звуки речи, и слитно. На правильное произнесение образца должно уйти 9—10 секунд. Если вы справитесь с этим заданием за 6—7 секунд, темп вашей речи ускорен. Дни недели вы должны произнести за 7 секунд. Фразу «Се 'го 'дня на у ли 'це хо ро 'ша 'я 'мо 'ро 'зна 'я 'по го да» вы проговариваете слитно и с ритмом за 9—10 секунд (работайте с часами в руках, следите за секундной стрелкой). Рассмотрим некоторые аспекты применения приема ритмизированной речи. Этот прием, вытекающий из рекомендаций немецких авторов XIX века Либмана, Кленфера и других, с успехом применяется в различных модификациях и в настоящее время. Он заключается в слитном и ритмичном произнесении фразы, состоящей как бы не из слов, а из слогов, выделяемых ударением. Последний слог во фразе ударением не выделяйте, так как интонация в повествовательной фразе к концу понижается. Произносите фразу по правилам произношения, а не письма. Например, мы пишем: «Бодучая корова», а произносим: «Ба' ду' ча' я' ка' ро' ва'». Отбивать ритм лучше всего указательным и большим пальцами. Это можно делать незаметно в любых ситуациях речевого общения. Тренируйте этот прием на простых фразах и в диалоге с близкими людьми. Помните, многократное повторение одних и тех же фраз является основой самовнушения. Поэтому фразы должны по содержанию обладать положительным эмоциональным зарядом. Когда вы овладеете правильным произнесением фраз-образцов, приступайте к чтению и пересказам выбранных вами текстов. Сначала используйте простые тексты с несложными в логико-грамматическом отношении фразами. Затем (учащиеся и студенты) тренируйте речь на учебном материале, который вы, возможно, будете отвечать в аудитории. Предварительно используйте прием «перекидного мостика», приведенный выше.
Преодолевая стеснительность и страх речи в различных ситуациях общения, систематически проводите функциональ- ные тренировки. Аутогенной тренировкой целесообразно заниматься под руководством специалистов, но если вы такой возможности не имеете, можете с успехом использовать наши рекомендации. Кроме того, если у вас нет возможности посещать сеансы лечебного гипноза, используйте магнитофонную кассету «Заикание. Психотерапия и логопедические упражнения» (Миссуловин Л. Я., 1989). Уважаемые родители и близкие заикающихся подростков и взрослых! Помните, что от вашего доброго участия во многом зависит успех проводимой работы. Вы можете не только помогать им в проведении тренировок речи, но и должны поддерживать у своих близких веру в успех проводимых занятий. Не нужно болезненно реагировать на возможные неудачи. Любое заболевание, ослабляющее нервную систему, пси-хотравмирующая ситуация могут ухудшить речь близкого вам человека. Постарайтесь морально поддержать его, успокоить, создайте ему необходимые условия для занятий, и он преодолеет временное ухудшение речи. По отношению к подросткам и даже к некоторым взрослым (особенно к мужчинам) не проявляйте гиперопеки, не освобождайте их от посещений магазинов, от выполнения других обязанностей, связанных с активным речевым общением. Это будет способствовать более успешной и быстрой их социально-психологической адаптации. Особенно хочется предупредить близких заикающегося, который проходил лечение в другом городе, уехав из дома на 1—2 месяца. По его возвращении не устраивайте ему экзамена, не прислушивайтесь настороженно к его речи, не задавайте ему при первой встрече вопросов о результатах лечения. Иначе он будет чувствовать себя напряженно и может сорваться, а ваше огорчение зафиксирует рецидив заикания. Дайте возможность вернувшемуся после лечения спокойно «ввести» улучшенную речь в условия своего дома и семьи. Не торопите его демонстрировать хорошие результаты, и он спокойно реализует в жизни рекомендованные приемы.
Не доверяйте различного рода шарлатанам, которые за деньги берутся быстро избавить вас от заикания, возникшего в детстве. Только упорная работа над собой и своей речью, оздоровление нервной системы, длительное закрепление достигнутых результатов приведут вас к успеху. Рекомендации родителям, ребенок которых внезапно начал заикаться
В некоторых случаях только что возникшее заикание у маленького ребенка можно устранить и в домашней обстановке. После того как врачом назначается лекарственное лечение, следует положить малыша в постель и почти перестать с ним разговаривать. В случаях необходимости обращаться к нему шепотом. При этом жизнь в доме должна как бы замереть: телевизор, приемники, радио не включаются, не допускается контакт с другими детьми. Взрослые в присутствии ребенка разговаривают, когда это необходимо, только шепотом. Дней через пять-шесть, когда малыш привыкнет к шепотной речи и сам по подражанию перейдет на шепот, постельный режим ему можно заменить обычным домашним режимом. Но шепотной, несколько замедленной речью все члены семьи продолжают пользоваться еще 3—4 недели, пока ребенок к ней окончательно не привыкнет. А это необходимо потому, что при шепоте у детей, как правило, речевые судороги исчезают. Таким образом, ребенок, перейдя на шепотную речь и пользуясь ею в течение 3—4 недель, отвыкнет от заикания, приобретет навык здоровой речи. Понемногу взрослые начинают усиливать голос, и малыш, подражая им, также возвращается постепенно к озвученной, спокойной речи и обычному режиму. Опыт показывает, что в тех случаях, когда семья может правильно провести этот охранительный режим и режим шепотной речи, результаты бывают положительными.
Памятка для больных, самостоятельно работающих над речью с применением аппарата АИР В тех случаях, когда отсутствуют условия для лечения заикания под наблюдением специалистов, можно самостоятельно работать над речью с помощью аппарата АИР. Самостоятельная работа с применением аппарата может быть рекомендована заикающимся, достигшим 12—13-летнего возраста. Перед приобретением аппарата желательно проконсультироваться с логопедом о целесообразности его использования
либо заикающийся может на себе проверить действие аппарата в магазине, в котором он приобретается. При этом заикающийся должен испытать аппарат в диалоге, чтении и самостоятельной речи, подобрав оптимальную задержку звука. Во избежание привыкания к аппарату работу над речью рекомендуется проводить курсами по 2,5—3 месяца. После курса самостоятельных занятий следует сделать двух-трех-недельный перерыв.
Самостоятельные занятия целесообразно проводить одновременно с медикаментозным лечением, которое назначается невропатологом (при наличии показаний), и самостоятельной аутогенной тренировкой. Заикающийся может использовать в аутотренинге формулу самовнушения, связанную с задачами преодоления страха речи в той или иной ситуации. Начинать тренировку речи с аппаратом лучше всего с 5— 7 минут два раза в день (в первой и во второй половине дня). Постепенно время каждой тренировки можно увеличить до 12—15 минут. Более длительные занятия могут вызвать усталость, головную боль, напряженность голоса, что, в свою очередь, аннулирует положительное воздействие аппарата. Учитывая, что подавляющее большинство заикающихся наедине с собой или близким человеком говорят хорошо, занятия с помощью аппарата в домашних условиях рекомендуется по возможности проводить в присутствии нескольких человек (родители, родственники, друзья, соседи и т. д.). Занятия следует начинать с тренировки плавности, четкости и слитности речи на речевых образцах, в диалоге и при произнесении простых фраз. При тренировке диалога собеседником заикающегося должен быть человек, обладающий небыстрой, четкой и плавной речью. В отдельных случаях можно прибегнуть к чтению стихотворного текста (один из логотерапевтических приемов, снижающих судорожность). Рекомендуется подбирать стихотворения или отрывки из поэм таким образом, чтобы ритм и напевность стиха, в известной мере, совпадали с ритмом и темпом речи, которые обусловливаются применением аппарата. (С успехом можно использовать стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге», «Зеленый шум», отрывки из поэмы «Мороз, Красный Нос» и др.)
Примерно через две недели после начала самостоятельных занятий можно приступить к чтению и пересказам отрывков из художественных прозаических произведений. Также на этом этапе работы следует начинать тренировки речи в реальных условиях (телефон, магазины, улица, библиотеки и т.д.). Тренируя свою речь в реальных условиях, заикающийся должен периодически отключать аппарат, добиваясь при этом плавной, небыстрой и четкой речи. Овладев приведенными выше методами самостоятельной работы, заикающийся должен без стеснения начать пользоваться аппаратом в жизни (семинары в институте, различного рода собрания, совещания и т. п.). Регулярные самостоятельные занятия, аутогенные тренировки и периодическое применение аппарата в трудных ситуациях дают возможность постепенно избавиться от страха речи и создают реальные условия для полного устранения заикания . Примерная формула самовнушения при проведении аутогенной тренировки больным, использующим аппарат АИР «Теперь, когда мышцы моего тела совершенно расслабились, я внушаю себе четкую, ритмичную работу сердца, ровное, спокойное дыхание, веру в окончательный успех лечения. Мое сердце бьется четко и ритмично. Мое дыхание ровное, свободное, глубокое. В результате проводимого курса специального лечения мое самочувствие с каждым днем становится все лучше и лучше. У меня спокойное, хорошее настроение. Я систематически занимаюсь подготовительными упражнениями, готовлюсь к дальнейшей работе над своей речью. На логопедических занятиях я с успехом применяю аппарат АИР. Аппарат дает возможность произносить речевые образцы в спокойном темпе, плавно и слитно, четко и ритмично. Задержанная речь является средством, которое поможет мне добиться конечной цели — свободной речи в разных ситуациях».
Литература 1. Абабков В. А. Патоморфоз неврозов: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — СПб., 1992. 2. Абелева И. Ю. Экспериментальные наблюдения за поведением глотки заикающихся в процессе порождения речи // Дефектология. 1976. №5. 3. Абрамович Г. Б. О частоте, формах и патогенезе психозов, возникающих при эпилепсии у детей // Вопросы психиатрии и невропатологии. — Л., 1968. Вып. 13. 4. Айрлэнд В. Идиотизм и тупоумие: Пер. с англ. —■ СПб., 1880. 5. Александровская А. С. Развитие интонационной стороны речи заикающихся дошкольников // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990. 6. Александровская А. С, Пантелеева Т. В. Использование пения в кор-рекционной работе с заикающимися детьми // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990. 7. Андронова Л. 3., Лохов М. И. Использование методов дестабилизации устойчивого состояния в клинике и лечении заикания // Физиология человека. — М., 1983. 8. Андронова-Арутюнян Л. 3., Жданова О. Д. Заикание как патологически измененное функциональное состояние // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990. 9. Асатиани Н. М. Психотерапия невроза навязчивых состояний // Руководство по психотерапии: 2-е изд. — Ташкент, 1979. 10. Асатиани Н. М. и др. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. — М., 1980. 11. Беккер К.П., Совак М. Логопедия / Под ред. Н.А.Власовой. — М., 1981. 12. Белоключевский Г. С. Из опыта работы коррекции заикания по методике Л. 3. Андроновой-Арутюнян // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990. 13. Белякова Л. И., Лубенская А. И. Прием угашения страха речи у взрослых заикающихся //Дефектология.
14 Белякова Л. И. Особенности электроэнцефалограммы больных с заиканием // Журн. невропатол. и психиатр. 1975. № 12. Белякова Л. И. Нарушение функциональной системы речи при заикании // Журн. невропатол. и психиатр. 1976. № 10. Белякова Л. И., Кумалья И. Сравнительный анализ состояния двигательных и речевых функций у заикающихся дошкольников // Дефектология. 1985. № 1. 15Бехтерев В. М. Избранные произведения. — Л., 1954. Богданов-Березовский М. В. Неговорящие и плохоговорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. — СПб., 1909. Богомолова А. И. 16 Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы. — М., 1977. 17Брунс М. Ф. Из опыта работы с заикающимися предшкольниками в условиях детской поликлиники // Спец. школа. — М., 1960. Вып. 5 (99). 18Буль П. И. Основы психотерапии. — Л., 1974. Буцкова Е. И. Борьба с дефектами речи во вспомогательной школе. — М., 1933. 19Буянов М. И. Мутизм: классификация, психотерапия, прогноз, личность при мутизме // Дефектология. 1985. № 2. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А, Меерсон Я. А. Методы нейропси-хологической диагностики. — СПб., 1997. 20Вессарт О. В. Определение форм заикания по данным слухового анализа // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. — М., 1979. 21Вессарт О. В.. Драбик Н. А. Методические приемы и дидактический материал для речевой тренировки заикающихся: Методические рекомендации. — Л., 1982. 22Виленская Е. Ю. и др. Солдатские матери Санкт-Петербурга. — СПб., 1997. 23Винокуров Б. Л., Эскузян Ф. Ф. Медицинская и социальная реабилитация сексуальной дисгармонии и расстройств мужской потенции при неврозах. — Сочи, 1993. 24Власова Н. А. Эффективность лечения заикания у детей по данным катамнеза // Журн. невропатол. и психиатр. 1958. № 7. Власова Н. А. Психотерапевтические моменты в логопедической работе с детьми, страдающими заиканием // Вопросы психотерапии. — М., 1958. 25Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983. 26Волкова Л, С. Общие и специфические проявления различных речевых нарушений // XV съезд оториноларингологов России. 1995. Т. 2. 27Вольперт И. Е. Психотерапия. — Л., 1972. 28Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984. 29Герасимова А. С, Степанова Г. М. Виды логокоррекционной работы с заикающимися школьниками при закреплении навыков правильной речи // Расстройства речи. — СПб., 1994.
36. Теркина М. И. Речь заикающихся дошкольников в различных условиях общения // Дефектология. 1972. № 3. 37. Гиляровский В. А. О лечении истерических расстройств речи и слуха у контуженных // Труды 2-го пленума госпитального совета. — М., 1943. 38. Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечения // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. — М., 1932. Т. 1. Вып. 9—10. 39. Гиндес Е. Я. Дефективные дети. — Баку, 1923. 40. Грабаров А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. — М., 1961. 41. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. — М., 1980. 42. Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. — Л., 1970. 43. Джонсон У. Вы заикаетесь? Попробуйте помочь себе: Пер. с англ. // Наука и жизнь. 1988. № 7. 44. Драбкин Б. 3. «Терапия радостью» — сущность детско-подростко-вой психотерапии // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. — М., 1981. Т. 3. 45. Дубровский К. М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы Харьковского научного общества. — Харьков, 1966. 46. Евсиевич И. В. Из опыта работы по коррекции заикания по методике Л. 3. Андроновой-Арутюнян // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990. 47. Ересько Д. Б. и др. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах: Методическое пособие. — СПб., 1994. 48. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958. 49. Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккер. — М., 1983. 50. Заикание у подростков / Сост. М. И. Буянов. — М., 1989. 51. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л., 1982. 52. Заяепицкий Р. А. Психотерапия истерии // Руководство по психотерапии: 2-е изд. — Ташкент, 1979. 53. Здравомыслов В. И., Анисимова 3. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. — Алма-Ата, 1985. 54. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте: Пер. с чешек. — М., 1962. 55. Иванов Н. В. Вопросы психотерапии функциональных сексуальных расстройств. — М., 1966. 56. Иванов Е. С. Подростковый возраст и неврозы // В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1980. 57. Иогихес М. И. Неврозы в детском возрасте. — Л., 1929. 58. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982. 59. Казаков В. Г. Клиническая характеристика больных затяжными формами заикания: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1973. 60. Казанская В. Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения. — СПб., 1996.
61 Калягин В. А, Киселева М. Н. Методика психологического тестирования заикающихся: Методические рекомендации. — СПб., 1992. 62 Калягин В. А Результаты психологического тестирования взрослых больных с заиканием // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983. 63 Карвасарский Б. Д. Неврозы // Руководство для врачей. — М., 1980. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л., 1982. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985. Карвасарский Б. Д., Простомолотов В.Ф. Невротические расстройства внутренних органов. — Кишинев, 1988. 64Каше Г. А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы / Под ред. Р. В. Левиной. — М., 1957. 65Кириченко Е. И., Леденев Б. А. Олигофрения (общие вопросы) // Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979. Киселева М. Н. Некоторые данные о трудовой деятельности заикающихся // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979. Ковшиков В. А. Особенности заикания и педагогические пути его устранения у больных с различными нервно-психическими расстройствами: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — Л., 1972. 66 Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей / Под ред. Е. С. Иванова. — Л., 1976.. Кочергина В. С. Некоторые клинические и патофизиологические особенности заикающихся детей дошкольного возраста: Авторефераты докл. годичной конф. ин-та психиатрии МЗ СССР. — М., 1956.. 67Кочергина В. С. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых // Журн. невропатол. и психиатр. 1971. Вып. 12. 68Крафт-Эбинг Р. Учебник психиатрии. — СПб., 1890. 69 Крыжановский А. В. Эволюция клинической картины неврозов // Материалы республ. конф. невропатологов и психиатров УССР. — Харьков, 1974. 70Крылов Б. С, Кузьмин Ю. И. Основные направления работ по изучению речевых нарушений в Ленинградском НИИ ЛОР и основные результаты этих исследований // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983. 71Крышова Н. А. Развитие экспериментально-физиологических исследований неврозов в больнице им. И. П. Павлова // Неврозы и их лечение. — Л., 1969. 72 Куршев В. А. Заикание. — М., 1973. 73Куссмауль А. Расстройства речи: Опыт патологии речи д-ра А. Кус-смауля: Пер. с нем. — Киев, 1879. Лавкай И. Ю. О характерологических изменениях у подростков, страдающих заиканием // Дефектология. 1976. № 2. Лагузен X. Способы излечения заикания. — СПб., 1938. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология: Учебное пособие для медицинских институтов: 2-е изд. — М., 1984. Лалаева Р. И. Характеристика речевого дефекта у умственно отсталых школьников с явлениями дизартрии // XV съезд оториноларингологов России. — СПб., 1995. Т. 2.
85. Левина Р. Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи // Дефектология. 1981. № 1. 86. Левина Р. Е. О генезе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи // Тезисы докл. на симпоз. по вопросам заикания у детей. — М., 1963. 87. Левина Р. Е. Пути изучения и преодоления заикания у детей // Спец. школа. — М., 1966. Вып. 4 (120). 88. Лежепекова Л. Н. Алкоголь — опасный враг здоровья подростков // В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1980. 89. Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. — Л., 1974. 90. Либих С. С. Коллективная и групповая психотерапия // Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1979. 91. Либман А. Патология и терапия заикания и косноязычия: Пер. с нем., с доп. — СПб., 1901. 92. Липакова В. И. Развитие устной речи у детей с умственной отсталостью средней тяжести // XV съезд оториноларингологов России. — СПб., 1995. Т. 2. 93. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977. 94. Личко А. Е. Некоторые вопросы психопатологии подростков // В мире подростка / Под ред. А, А. Бодалева. — М., 1980. 95. Лохов М. И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. — СПб., 1994. 96. Лурия А. Р. Высшие корковые функции. — М., 1969. 97. Любинская С. М. От заикания к свободной речи. — М., 1970. 98. Ляпидевский С. С. Некоторые вопросы теории и практики исправления заикания // Труды второй научной сессии по дефектологии. — М., 1959. 99. Маньян и Легрэн. Вырождающиеся: Пер. с франц. — СПб., 1903. 100. Миссуловин Л. Я. Особенности логопедической работы с заикающимися учащимися вспомогательной школы // Спец. школа. — М., 1966. Вып. 3. 101. Миссуловин Л. Я. Применение аппарата «Эхо» при устранении заикания: Метод, рекомендации. — Л., 1979. 102. Миссуловин Л. Я. К вопросу о лечении взрослых с остро развившимся заиканием на фоне истерического невроза // Патология речи органического и функционального генеза. — М., 1985. 103. Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. — Л., 1988. 104. Миссуловин Л. Я. Заикание: Психотерапия и логопедические упражнения. — Л., 1989. 105. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. — СПб., 1997. 106. Миссуловин Л. Я. Классификация патоморфоза моторных, речевых и нервно-психических проявлений заикания // Реабилитация психиатрии (клинические и социальные аспекты) / Под ред. В. Л. Семке. — Томск, 1998. 107. Миссуловин Л. Я. Заикание: Особенности возникновения, течения и терапии. — СПб., 1999. 108. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. 109. Некрасова Ю. Б. Сеансы психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся // Вопросы психологии. — М., 1980. № 5. 110Негпкачев Г. Д. Новый психологический способ лечения заикания и его противники. — М., 1911. 111Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания: Новый психологический способ лечения. — М., 1913. 112Неткачев Г. Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых: Новый психологический способ лечения. — М., 1909. 113Оганесян Е. В., Белякова Л. И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе со взрослыми заикающимися // Дефектология. 1982. № 1. 114 Оганесян Е. В. Дифференцированные занятия с заикающимися подростками и взрослыми // Дефектология. 1983. № 1. 115 Оганесян Е. В. Анализ взаимосвязей некоторых сторон моторики и речи взрослых заикающихся // Дефектология. 1983. № 3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968. 116Осокин Б. К. О некоторых особенностях личности больных логонев-розами // Клинико-психологическое исследование личности (в связи с задачами профилактики, диагностики и лечения нервно-психических заболеваний): Материалы симпозиума, 16—17 декабря, 1971. — Л., 1971. 117. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных: Сборник статей. — М.; Л., 1938. . 118 Пайкин М. И. О сущности заикания // Советская психоневрология. — М., 1932. № 6. 119Панков Д. В. Рациональная психотерапия // Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1979. 120Панов А. Г. и др. Теория и практика аутогенной тренировки. — Л., 1980. 121Парамонова Л. Г. Особенности проявления заикания, осложненного косноязычием, у олигофренов // XVIII Герценовские чтения: Педагогические науки. — Л., 1965. 122Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор: 3-е изд. — М., 1962. 123Покрасс М. Л. Социально-психологические проблемы заикающегося и логопеда // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990. Попова Н. И. Прием «логопедическое зеркало» при работе с заикающимися // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990. 124 Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973. Психотерапевтическая энциклопедия // Серия «Мастера психологии» / Под общ. ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб., 1998. Рапопорт Я. Л. Проблема патоморфоза //Архив патологии. 1962. Т. 24. М 2
125Pay E. Ф. О заикании детей дошкольного возраста: советы родителям. — М., 1964. 126Pay E. Ф. «Ситуационный феномен» заикания и его преодоление // Расстройства речи. — СПб., 1994. 127Рожнов В. Е. Гипнотерапия // Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1979. 128Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова: 2-е изд. — Ташкент, 1979. 129Рычкова Н. А. Состояние произвольной двигательной деятельности и речи детей дошкольного возраста с невротической и неврозопо-добной формой заикания // Дефектология. 1981. № 6. Рычкова Н. А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста // Дефектология. 1984. № 3. Свядощ А. М. Неврозы: 3-е изд. — М., 1982. 130Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей: Пер. с франц. — СПб., 1903. 131 Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979. 132 Серов В. В. Проблема изменчивости болезней (патоморфоз) // Архив патологии. 1979. Т. 41. № 7. 133 Сикорскип И. А. О заикании. — М., 1889. 134Слуцкий А. С. Поведенческая психотерапия // Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1979. 135Смирнова М. В., Евгенова А. Я. О лечении заикания у детей-дошкольников: советы родителям. — М., 1958. 136Соловьева С. Л. Психотерапия в клинической практике: Методическое пособие / Под ред. Н.Г.Незнанова, В. И. Крылова. — СПб., 1997. Талат М. Г. Аналитическое изучение ситуаций, связанных с заиканием // Дефектология. 1972. № 5. 137Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. — М., 1934. Трауготт Н. Н., 138 Оноприйчук Е. И. Особенности электроэнцефалограммы при разных клинических формах заикания у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 4. 139Трошин Г. Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. — Пг., 1915. Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1949. 140Федоров А. П. Затяжные неврозы и их психотерапия: Автореф. дис.... д-ра мед. наук — СПб., 1995. 141Фрейеров О. Е. Легкие степени олигофрении (дебильность). — М., 1964. 142Филимошкина Н. М., Тимченко В. А. Рекомендации родителям заикающихся детей // Дефектология. 1982. № 5. 143Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1949. 144 Фрегиельс Э. Расстройства речи и голоса (косноязычие, заикание и т. д.) // Психогигиенические исследования: Пер. с нем. — М., 1930. Т. 2. Выи. 1. 145Фрешельс Э. Заикание. Ассоциативная афазия: Пер. с нем. — М.; Л., 1931. 146 Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959.
155. Хватцев М. Е. Опыт устранения заикания с применением технических звуковых средств // XVIII Герценовские чтения: Педагогические науки. — Л., 1965. 156. Хватцев М. Е. Заикание — недуг устраняемый. — Л., 1972. 157. Хмелевский И. К. Заикание. Его сущность, причины, предупреждение и лечение. — Одесса, 1897. 158. Хохлов Л. К. Спорные вопросы в понимании патоморфоза психических заболеваний // Актуальные вопросы патоморфоза психических заболеваний. — Свердловск, 1986. 159. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся детей в процессе ручной деятельности // Тезисы докл. на симпоз. по вопросам заикания у детей. — М., 1963. 160. Чевелева Н.А. О занятиях по исправлению заикания в процессе ручного труда // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 6. 161. Шкловский В. М. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах. — Л., 1966. 162. Шкловский В. М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных с заиканием в связи с задачами комплексного лечения: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — Л., 1967. 163. Шкловский В. М., Хавин А. Б. Некоторые показатели стрессовой толерантности при логоневрозе //Актуальные вопросы психотерапии. — Минск, 1973. 164. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии ло-гоневрозов // Руководство по психотерапии. — М., 1974. 165. Шкловский В. М. Заикание: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — Л., 1975. 166. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания /,/ Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1979. 167. Шкловский В. М. Заикание. — М., 1994. 168. Шкловский В. М., Кролль Л. М., Михайлова Е. Л. Методы групповой психотерапевтической работы с больными, страдающими заиканием. — М., 1985. 169. Эмминггауз Г. Психические расстройства в детском возрасте: Пер. с нем. — СПб., 1890. 170. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1980. 171. Adamczyk В. Psychotheraoeutische Factoren der Behaundlung des Stot-terns mit den «Echometrie» // Folia phioniatr. 1969. 21. № 4. 172. Ambrose N., Cox N., Yairi E. The Genetic Basis of Persistence and Recovery in Stuttering // J. of speech, language and hearing research. 1997. 40. 173. Ardila A., Lopez M. V. Severe stuttering associated with rigth hemisphere disease // Brain and Language. 1986. 27. 174. Averly J. S., Rozenfild S. [Эверли Дж. С, Розенфслъд С. Стресс — природа и лечение. — М., 1985.] 175. Bekker К. Two supplemental scoring procedures for diagnostic evaluations with the Speech Situations Checklist // J. of fluency disorders. 1995. 20 (2). 176. Bekker K.P., Sovak M. [Веккер К.-Л., Совак М. Логопедия. — М., 1981.] 177. Bernstein Rather N. Language complexity and stuttering in children // Topics in language disorders. 1995. 15 (3). 178. Block E., Goldstein G. Functional speech disorders and personality // A decade of research. JSHD. 1971. 3. 179. Blood G. W. A behavioural-cognitive therapy program for adults who stutter: Computers and counselling // J. of communication disorders. 1995. 28. 180. Blood G. Power 2: Relapse management with adolescents who stutter // Language, speech and hearing services in the school. 1995. 26. 181. Bloodsteln O. Communication attitudes of school — age stutters // J. of fluency disorders. 1993. 182. Bosshardt H., Fransen H. Online Sentences Processing in Adults Who Stutter and Adults Who do not Stutter // J. of speech and hearing research. 1996. 39 (4). 183. Boutsen F. A comparative study of stress timing of stutterers and non-stutterers // J. of fluency disorders. 1995. 20 (2). 184. Brutten G. J., Vamyckeghem M. The development of stuttering: A reply to Bloodstein // J. of fluency disorders. 1993. 18 (4). 185. Caizuso A. J. et al. Adults who stutter: Responses to cognitive stress // J. of speech and hearing research. 1994. 37 (4). 186. Cooper E. В., Cooper C. S. Treating fluency disordered adolescents // J. of communication disorders. 1995. 28. 187. Corder A. K. Stuttering includes both within-word and between-word disfluencies // J. of speech and hearing research. 1995. 38 (2). 188. Corder A. K. Letters to the editor: Disfluency types and stuttering measurement: a necessary connection // J. of speech and hearing. 1996. 39. 189. Coulet G., Domier R. Rev. Laryng. (Bordeaux). 1958. 79. 190. Craig A. Long-term effect of intensive treatment for a client with both a cluttering and stuttering disorder // J. of fluency disorders. 1996. 21 (3/4). 191. Craing A., Hancock K., Chang E. et al. A Controlled Clinical Trial for Stuttering in Persons Aged 9 to 14 Years // J. of speech and hearing research. 1996. 39 (4). 192. Curlee R. F., Yairi E. Early intervention with early childhood stuttering: A critical examination of the data // American speech-language pathology. 1997. 6. 193. Daly D. A., Simon С A., Burnett-Stolnack M. Helping addescents who stutter fociis on fluency /'/ Language, speech and hearing serving serices in the school. 1995. 26. 194. De Nil L. F. The influence of phonetic context on temporal sequencing of upper lip, lower lip, and jaw peak velocity and movement onset during bilabial consonants in stuttering and nonstuttering adults // J. of fluency disorders. 1995. 20 (2). 195. De Nil L. F., Kroll R. M., Ham R. E. Therapy review Successful Stuttering Management Program (SSMP) // J. of fluency disorders. 1996. 21. 196. De Nil L. F., Kroll R. M. The relationship between locus of control and longterm stuttering treatment outcome in adult stutterers // J. of fluency disorders. 1995. 20 (4).
197. Demuth W. Klinische Praxis der Verhaltenstherapie: Psichodiagnos-tisches Vademecumund Kasuistik haufig verkommender Psychischer und Psychosomatischer Storungen. — Berlin, 1981. 198. Douglass E. Canad. med. Ass. J. 1951. 64. 199. Douglass E. Canad. med. Ass. J. 1954. 71. 200. Drayna D. T. Genetic linkage studies of stuttering: ready for prime time? // J. of fluency disorders. 1997. 22. 201.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|