IV группа. «В армии служить категорически не хочу»
Это самая малочисленная группа. В нее вошли 4 человека в возрасте от 21 года до 26 лет. Один больной окончил технический институт, в момент обследования — безработный. Двое призывников — рабочие со средним техническим образованием и один заикающийся — учащийся гуманитарного колледжа. Все четверо пациентов страдают заиканием в тяжелой степени. V двух больных диагностирована психопатия (шизоидная и истероидная формы), у других двух пациентов заикание протекает на фоне акцентуации личности по истероидному типу. Отличительной особенностью больных IV группы является то, что категорическое нежелание служить в армии им внушается и полностью поддерживается семьями. В одном случае (больной С, 26 лет, клинический диагноз: шизоидная психопатия) бабушка, воспитавшая больного, хорошо понимает его «странное поведение» (замкнутость, неумение общаться с людьми, полное отсутствие друзей и знакомых, избирательное отношение к еде — ест только то, что сам себе приготовит, остатки пищи закрывает в буфете на ключ и т. п.), считает, что он в армии, где бы ни служил, сразу погибнет. В трех других случаях пациенты заявили, что брать в руки оружие им запрещают религиозные убеждения. Больной Т., 24-х лет, посещает секту «Братья во Христе». Двое заикающихся и их родители являются членами секты «Свидетели Иеговы». Семьи знакомы уже несколько лет. Их сыновья вместе окончили одну речевую школу и техникум. Одна семья вовлекла в секту другую. Аггравации заикания ни в одном случае мы не наблюдали. Три пациента прошли курс лечения с результатом: улучшение состояния речи, длительность ремиссии от 3 до 6 месяцев. Больной С. периодически посещает Городской логотерапев-тический центр в течение 4 лет. Речи уделяет мало внимания. Пользу, по словам больного, ему приносят индивидуальные психотерапевтические беседы.
Как видно из таблицы 18, вопросы анамнеза и логотера-певтического обследования используются достаточно выборочно, так как специалисты опираюся на те данные, по которым можно провести сравнение речи заикающегося, проходящего обследование и не имеющего каких-либо тенденций к аггравации и диссимуляции речевого нарушения. Привлечение таких параметров, как органическая основа, исследование орального и динамического праксиса, леворукости, особого смысла не имеет, потому что указанные характеристики относятся не только к заиканию. Приведенные в таблице 18 приемы также не имеют абсолютно четких различий, и использовать их нужно с учетом индивидуальных особенностей больного и условий проведения экспертизы.
Обобщая материал, изложенный в главе б, можно сделать следующие выводы. При проведении военной экспертизы заикания необходимо учитывать не только выраженность речевого судорожного синдрома, но и наличие и уровень логофобии, которая в подавляющем большинстве случаев наблюдается у обследуемых, особенно в условиях выявленного клинического патоморфоза указанного речевого нарушения. Проведенные клинические и экспериментально-психологические исследования указывают на надежность нашего «Речевого опросника» — методики, дающей возможность объективно диагностировать уровень логофобии. Установки призывника на службу в армии влияют на особенности его поведения при проведении экспертного обследования. Нежелание обследуемого идти на действительную военную службу не должно являться причиной негативного к нему отношения, а требует от специалиста-эксперта самого тщательного, объективного и мотивированного заключения о его состоянии, связанном с речевым нарушением, равно как и при желании заикающегося поступить на военную службу или в военные (военизированные) учебные заведения. Установки больного оказывают влияние на решение вопроса о прохождении курса лечения и прогнозировании результатов терапии. Наиболее благоприятный прогноз при исходно равноценной выраженности речевых и нервно-психических нарушений у заикающихся призывного возраста наблюдается в тех случаях, когда пациент очень заинтересован в улучшении состояния своей речи.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Почему при проведении обследования заикающегося призывника необходимо диагностировать у него кроме степени заикания наличие либо отсутствие логофобических наслоений?
2. Укажите три составные части экспертного обследования J. Что представляет из себя экспериментально-психологическая методика «Речевой опросник»? 4. Как можно использовать «Речевой опросник» не только при проведении экспертного обследования? 5. Опишите приемы выявления аггравации и диссимуляции.
Глава 7 ПРОФИЛАКТИКА Широко известно, что многие заболевания, в частности заикание, легче предупредить, чем лечить. В связи с этим сосредоточим внимание на вопросе профилактических мероприятий, предупреждающих развитие этого нарушения речи. Основой хорошей речи являются физическое здоровье и нормальное состояние нервной системы человека. Поэтому о здоровье будущего ребенка родители, особенно мать, должны думать уже задолго до его появления на свет, точно выполняя все советы и назначения врача женской консультации. В семье необходимо предусмотреть все, чтобы женщина в период беременности находилась в спокойной обстановке, не подвергалась вредным воздействиям окружающей среды, правильно сочетала физические нагрузки и отдых. С первых дней своего существования малыш должен находиться в таких условиях, которые смогли бы обеспечить его нормальное психофизическое и речевое развитие. В случае каких-либо заболеваний или отклонений в развитии он должен своевременно получить квалифицированную помощь специалистов. В связи с профилактикой заикания особенно внимательно следует отнестись к первым проявлениям детской нервности — нарушению сна, повышенной возбудимости, капризности, ночному недержанию мочи и другим симптомам. Общеукрепляющее и успокаивающее лечение, назначенное специалистами, поможет успешно бороться с этим состоянием. Но главная роль в борьбе за здоровую нервную систему ребенка принадлежит семье. Спокойные условия жизни, правильный режим сна и питания, ежедневные прогулки, закрепление рекомендованного врачом необходимого для ребенка двигательного стереотипа, постепенное приучение малыша
к правильному общению со взрослыми и сверстниками — все это не только дает ему возможность полноценно развиваться в физическом и интеллектуальном отношении, но и укрепляет нервную систему, закладывает основу в воспитании нужных черт характера и, в конечном счете, помогает предупредить заикание.
Разговаривая с ребенком, ни в коем случае нельзя «сюсюкать», т. е. искажать язык, подделываясь под детскую речь. Малыш должен слышать здоровую и неторопливую речь окружающих его людей. Не следует маленьких детей перегружать большим количеством стихотворений, рассказов, сказок (тем более страшных), позволять им смотреть не предназначенные для них телепередачи, водить на различные зрелищные мероприятия, которые могут травмировать неокрепшую детскую психику. Психическое развитие маленького человека должно осуществляться постепенно, и искусственно форсировать его не нужно. В случаях задержки психического и речевого развития, выраженного нарушения звукопроизношения, ускоренного темпа речи, нарушения речевого дыхания и пр. следует своевременно обратиться к врачам-специалистам и детскому логопеду. Для того чтобы нервная система ребенка развивалась нормально, отношение к нему взрослых должно быть спокойным и ровным, он должен расти и воспитываться в морально здоровом психологическом климате семьи. Совершенно не допустимы запугивания детей, различные психо-травмирующие наказания, пугающие шутки и т. д. И в этой связи исключительно важное значение приобретают мероприятия по борьбе с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, так как нередко источником пси-хотравматизации ребенка в семье и вне ее, повлекшей за собой заикание, являются люди, находящиеся в нетрезвом состоянии и нарушенном сознании. Очень важно, чтобы маленькому человеку с раннего детства прививалась любовь к природе и животному миру. Своевременные и доступные пониманию ребенка объяснения некоторых «пугающих» явлений природы, особенностей поведения домашних животных могут снизить уровень эмоционального воздействия удара грома, воя ветра, блеска молнии, лая собаки и пр.
В связи с обсуждаемой проблемой медицинские работники различных специальностей и педагоги, работающие с детьми, должны обладать необходимыми знаниями по профилактике психогенных расстройств в детском возрасте. Маленькие пациенты, воспитанники дошкольных учреждений и школьники должны в любых случаях чувствовать исходящую от медработника и педагога моральную поддержку, человеческую доброту, принципиальность, необходимую разумную твердость и справедливость. Это та моральная основа, фундамент, опираясь на который ребенок может сохранить или вновь обрести утраченное душевное равновесие. Низкий профессиональный уровень, безразличие и бездушие, высокомерие и крикливость, а порой неприкрытые злобность и издевательский тон — вот почва ятро- и дидактогенных нервных заболеваний, в том числе и отдельных случаев заикания.
Вышесказанное, разумеется, относится не только к семье, медработникам и педагогам, но имеет прямое отношение и ко всем окружающим — взрослым и детям. В случаях только что начавшегося у ребенка заикания грубая насмешка, передразнивание, обидные прозвища, раздражение, вызванное молчанием заикающегося или его затрудненной речью, могут зафиксировать внимание больного на этом нарушении и положить начало развитию логофобии. Поэтому проведение среди населения санитарно-просветитель-ной работы по вопросу предупреждения и лечения заикания (популярные брошюры, лекции, беседы, телепередачи и пр.) представляется исключительно важным делом, которым необходимо заниматься специалистам систематически. Случаи возникновения заикания у взрослых наблюдаются редко. Тем не менее с целью предотвращения этих случаев, а также рецидивов заикания у подростков и взрослых, лечившихся ранее, необходимо принимать все меры для укрепления здоровья и нервно-психического состояния. В настоящее время родители подростков, прошедших курс лечения по поводу заикания, с целью предупреждения рецидива этого речевого нарушения, помимо сказанного выше, должны ненавязчиво контролировать круг общения своего ребенка, его привычки и занятия. Необходимо не допускать излишнего увлечения больным компьютерными играми, просмотров эротических и порнографических сайтов, которые перевозбуждают подростка, истощают его нервную систему.
Эротика и порнография преждевременно привлекают внимание заикающегося к проблемам пола, нередко в извращенных формах, могут стать причиной значительного учащения она-нистических эксцессов, поисков половых контактов. Все это не только отвлекает подростка от занятий в учебных заведениях и от выполнения рекомендованного режима, но может привести и к самым тяжелым последствиям (сомнительные компании, заражение венерическими заболеваниями и пр.). В этих условиях профилактика заикания потеряет свою актуальность, и жизнь заставит решать более тяжелые проблемы. Уважаемые родители, с раннего детства приучайте вашего ребенка к хорошему чтению. Только русская и зарубежная классическая литература (как и другие виды настоящего искусства) научат его разбираться в том, «что такое хорошо и что такое плохо», сделают духовный мир подрастающего человека богатым и ярким, научат его грамотно говорить и писать на родном языке, что также является профилактикой заикания и его рецидивов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какую роль играет дидактогения и ятрогения в развитии заикания у ребенка? 2. Приведите примеры дидакто- и ятрогении. 3. Какие формы профилактики заикания следует проводить среди широких кругов населения?
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|