Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения к природным объектам




Восприятие природных объектов может характеризоваться ря­дом специфических особенностей, присущих процессу социаль­ной перцепции, т.е. восприятию человеком других людей.

Во-первых, в отличие от неодушевленных предметов, объек­ты природы, так же как и «социальные объекты», могут вести себя непассивно и небезразлично по отношению к воспринимаю­щему их субъекту.

Во-вторых, при восприятии природных объектов внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего не на самом про­цессе порождения образа как такового, а на смысловых и оценоч­ных его интерпретациях.

В-третьих, восприятие природных объектов, так же как и со­циальных, может характеризоваться высокой степенью нерасчле­ненности познавательных и эмоциональных компонентов, большой зависимостью от мотивационно-смысловой структу­ры деятельности воспринимающего субъекта.

Сказанное позволяет предполагать, что в процессе восприя­тия природных объектов могут проявляться такие феномены со­циальной перцепции, как идентификация и эмпатия.

В социальной психологии идентификация в самом общем виде понимается как отождествление индивидом себя с другими, не­посредственное переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом.

Очевидно, что в определенных условиях идентификация воз­можна и в отношении природных объектов. Например, когда че­ловек видит дрожащую от холода бездомную собаку, он невольно идентифицирует, отождествляет себя с ней, у него возникает ес­тественное желание «накормить и обогреть» ее — иными слова­ми, начинает складываться субъектно-этическое отношение.

Феномен идентификации является разноплановым, поэтому разные исследователи акцентируют внимание на различных его аспектах. В.А.Петровский и Н.Н.Авдеева подчеркивают его пре­имущественно эмоциональный характер, а Е.Стотланд и Л.К.Кэ­нон — когнитивный. Н.Н.Обозов считает, что «идентификация -


фундаментальный механизм не только когнитивных процессов взаимодействия, но и аффективной, и поведенческой составляю­щих» (1981, с. 82). При этом им отмечается, что идентификация выступает в качестве общего механизма понимания другого.

Таким образом, феномен идентификации может проявляться в той или иной форме в рамках каждого из каналов развития субъек­тивного отношения к объектам природы.

Роль идентификации в процессе развития субъектно-этичес-кого отношения к природе заключается в обеспечении человеку ориентации в природных объектах, возможности моделировать их характерные состояния и витальные проявления через механизм проекции.

В исследовании П.Н.Кириллова было установлено, что «одним из важных психологических механизмов, определяющих мотивацию вза­имодействия человека с природными объектами, является проекция. В большинстве случаев испытуемые с низкой самооценкой указывали в качестве наиболее привлекательного то животное, которое, по их мнению, обладало сходными с ними особенностями. В качестве ос­новных указывались особенности, являющиеся "причиной" низкой самооценки. Так, подростки, остро переживающие свой маленький рост, находили самыми привлекательными миниатюрных представи­телей групп животных, в которых были крупные особи (например, карликовая игрунка на фоне яванских макаков). Животные маленько­го размера (как, например, мыши) не имеющие "крупного фона", ими не выбирались...

Отдельно проводился эксперимент, в котором одинаковые живот­ные помещались в разных местах — наиболее посещаемых и хорошо оформленных, в средних по условиям и в помещениях, некомфорта­бельных для существования с точки зрения человека (например, в кладовке). Животные, размещенные в последней, пользовались осо­бой популярностью детей, имеющих проблемы в отношениях с роди­телями, а также у большинства детей из интернатов и детских домов» (1997, с. 11).

Следует отметить, что, как подчеркивают Р.Л.Кричевский и Е.М.Дубовская, «идентификация обусловливается разверткой осо­бого перцептивного процесса, поставляющего субъекту необхо­димую информацию о партнерах взаимодействия. Идентификация может выступать лишь как результат разверну­того во времени (выделено нами. - - В.Я.) процесса познания Другого, но не как следствие кратковременного наблюдения за Действиями модели» (1981, с. 114).

В качестве механизма, актуализирующего установки индивида, Т.П.Гаврилова рассматривает эмпатию, которую она понимает как



механизмы развития отношения к природе


развитие субъективного отношения к природе как система



 


«способность человека эмоционально отзываться на пережива­ния другого, будь то человек, животное или антропоморфизи-рованный объект», причем «в реальной жизни эмпатические переживания могут быть реакцией не только на наблюдаемые, но и на воображаемые переживания других... которых индивид не воспринимает непосредственно» (1981, с. 123—124). То, что объектом эмпатии может быть состояние не только другого человека, но и антропоморфизированного объекта, подчерки­вает также Н.Н.Обозов (1981).

Чаще всего выделяют две формы эмпатии: сочувствие и сопе­реживание. Сопереживание — это переживание индивидом тех же чувств, что испытывает другой, но обращено это переживание на самого себя. Человек переживает или то, что могло случиться с ним в будущем, или то, что он переживал в прошлом. При сочув­ствии человек переживает неблагополучие другого как таковое, безотносительно к собственному состоянию.

Н.Н.Обозовым выделяются три формы эмпатии: сопережива­ние, взаимопонимание, соучастие. «В феномене эмпатии отчетли­во проявляется единство трех компонентов... Преобладание гностического компонента в процессе эмпатического отображе­ния проявляется в точности и адекватности понимания состоя­ния отражаемой личности. Доминирование аффективного компонента выражается в высокой эмоциональной вовлеченнос­ти в состояние другой личности — сопереживание. В действенной эмпатии преобладает праксический компонент. Личность в дан­ном случае не только понимает состояние другого, но и действу­ет, оказывает активную поддержку» (1981, с. 90).

Нетрудно заметить, что выделенные им три формы эмпатии соотносимы с тремя каналами развития отношения: сопережива­ние -- с перцептивно-эмоциональным, взаимопонимание -- с когнитивным, соучастие — с практическим.

Однако, не всегда возможно четкое разграничение, имеем ли мы дело с проявлением идентификации или эмпатии. Тем более, что диапазон трактовок этих понятий различными авторами доста­точно широк. Как отмечает Т.П.Гаврилова: «Смешение понятий эм­патии и идентификации происходит потому, что эмоциональная децентрация структурирует не только эмпатические переживания, но и различные ролевые процессы, тем самым функционально час­тично совпадая с идентификацией» (1981, с. 130—131).

Благодаря механизмам идентификации и эмпатии, результа том восприятия природного объекта может стать симпатия к это


му объекту, т.е. устойчивое внутреннее расположение. Симпатия побуждает человека к дальнейшему взаимодействию с этим при­родным объектом, оказанию ему внимания и помощи и т.д. Сим­патия к объекту природы фиксируется в виде соответствующих установок на него.

Обусловленность проявления идентификации и эмпатии по отно­шению к животным действием присущих им положительных релизе-ров хорошо иллюстрируется воспоминаниями зоолога Айвена Сандерсона: «В конце концов мы раскопали трех громадных сухопут­ных черепах (Тпопух 1гшп&ш8). Они испуганно сбились в кучу и морга­ли из-под своих панцирей кроткими черными глазами, словно понимая, что их судьба в наших руках. В жизни я не видел у животных такого печального и умоляющего выражения, хотя при виде любого животного, оказавшегося в беспомощном состоянии, я едва не уми­раю от сострадания. Деле намеревался прихватить их в лагерь — для общего котла, но я непоколебимо встал на защиту своих протеже, может быть, в основном из-за того, что они боятся щекотки сзади под панцирем, а это еще больше связывало нас узами взаимопони­мания и симпатии» (1996, с. 74—76).

В данном эпизоде натуралист подвергся воздействию целого комп­лекса релизеров: поведенческого — «испуганно сбились в кучу в бес­помощном состоянии», визуального — «печального и умоляющего выражения кротких глаз», к тому же, моргание глазами и боязнь ще­котки детерминировали невольное установление параллелизма с че­ловеком, что, по словам самого А.Сандерсона, оказало на него наибольшее впечатление. «Взаимопонимание и симпатия», т.е. по сути проявление действия механизмов идентификации и эмпатии, в свою очередь и предопределили этику поведения в данной ситуации. Педагогическая актуализация процессов идентификации и эмпатии по отношению к природным объектам — один из наибо­лее характерных методических приемов, широко используемых, например, в так называемых вальдорфских школах, философской основой которых служит антропософское учение Р.Штейнера. Уче­ников в этих школах учат наблюдению и сопереживанию всего, что их окружает во внешней среде — каждого растения, каждого животного, каждого человека.

Дети «учатся видеть растение не только в его чувственной форме, но сливаясь с самой его жизнью, его оживляющей таким образом, чтобы мысль полностью освобождалась от своей отражательной при­роды и включалась в реальность мировой жизни. Можно внутренне отождествиться с растением настолько, чтобы почувствовать, как сила тяжести привязывает его к земле посредством корней, а силы цвете­ния, напротив, поднимаются вверх к точке, где распускается цветок. И тогда дети сопереживают законы цветения и плодоношения, пол-



механизмы развития отношения к природе


развитие субъективного отношения к природе как система



 


 


ностью погружаются во внешний мир. И этот внешний мир захваты­вает и поглощает ребенка... Мир заключает в себе больше, чем то, что могут сказать о нем абстрактные понятия логики!... Логика нужна толь­ко для того, чтобы дисциплинировать ум, но силой одной только логики нельзя ничего понять в мире!» (Штейнер, 1922, с. 20). По мнению педагогов-антропософов, именно занятия есте­ствознанием требуют от ребенка высокого уровня развития ду­шевной жизни: способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Знания должны «переживаться» ребенком, имен­но это обеспечивает их осмысление личностью и формирование ее отношений к миру.

13.4. феномен субъектификации природных объектов и его роль в развитии отношения к

ПРИРОДЕ

В процессе развития субъективного отношения к тому или иному природному объекту важнейшее значение имеет следую­щее обстоятельство: воспринимает ли человек его как «субъекта» или же как «объект». Без рассмотрения этого вопроса невозможен анализ практически ни одной из затрагиваемых в этой книге про­блем: процесс социогенеза экологического сознания неразрывно связан с эволюцией отношения к природе как субъекту или как объекту; психологический анализ общения человека с миром при­роды также требует внимания к данному аспекту; наконец, в на­шей типологии отношения личности к природе одним из важнейших параметров мы считаем характер (субъектный или объектный) ее восприятия человеком.

При этом для нас не принципиален вопрос, можно ли считать «субъектом» данный природный объект с философской точки зре­ния*. Для нас важно субъективное отношение личности к расте­ниям и животным в ситуациях взаимодействия (как реального, так и идеального). Другими словами, нас интересует субъектность природных объектов в аспекте ее отражения личностью, т.е. их «отражаемая субъектность» (Дерябо, 1995).

* Ряд философов считают возможным относить понятие «субъект» лишь к человеку, отмечая, что у животных существуют только «за­чатки» субъектности (В.Ф.Кузьмин, К.Р.Мегрелидзе, С.Л.Рубинш­тейн). Другие допускают распространение этого понятия и на сферу биологической активности (К.Р.Абульханова, Я.А.Пономарев, В.Ф.Сержантов) (см. Каган, 1988 и др.)


Б.Е.Райков в своей статье, опубликованной в 1915 г. в сборнике «Естествознание в школе», пишет: «В особенности свойственно оду­хотворение природы и вкладывание в нее своих чувств детям. Стенли Холл собрал в своем исследовании (Эволюция и воспитание чувства природы у детей. Спб., 1914. Изд. Школа и Жизнь. — В.Я.) множество примеров тех чувств, которые дети питают к солнцу, звездам, луне, облакам, ветру, воде, камням, растениям, животным. Произведен­ные им сотни опросов в полной мере подтвердили своеобразный ани­мизм детской эстетики. Деревья в глазах детей имеют руки и ноги. Листья составляют их одежду, и они стыдятся терять ее. Кора — их кожа. Они одушевлены, влюбляются друг в друга, чувствуют себя оди­нокими, если деревья, стоявшие вблизи, срублены. Если они добры, то дают детям тень, стерегут дом, плачут от одиночества, ведут тес­ную дружбу с птицами и проч. Деревья разговаривают друг с другом и понимают язык друг друга. Одна 13-летняя девочка, любившая цве­ты, каждому давала имя, обозначавшее какое-нибудь качество, и если цветок погибал, то его имя никогда не передавалось другому цветку, но подыскивалось новое. Она очень любила играть в школу, учить и журить каждый цветок. Иногда она читала им нотации и уговаривала их быть добрыми, рано вставать, быть чистоплотными. Иногда цветы заболевали и нуждались в специальном лечении, воде, укрывании и т.д.» (1997, с. 162).

Феноменология восприятия природных существ в качестве субъектов подробно рассмотрена С.Д.Дерябо (1993, 1995). Им, в частности, показано, что природные объекты могут выполнять по отношению к человеку, по меньшей мере, три специфически субъектные функции, что обеспечивает их отражение личностью в качестве субъектов.

Во-первых, это обеспечение отражающему переживания соб­ственной личностной динамики.

Человек, устанавливая определенное сходство своих характе­ристик с характеристиками того или иного природного объекта, начинает сопоставлять его с собой и через это сопоставление пе­реживать самого себя.

В качестве механизмов наделения субъектностью природного объекта при этом выступают психологические релизеры и «эф­фект параллелизма» (например, в словосочетании «мудрый дуб» изначально содержится параллелизм с человеком). Приписыва­ние субъектности здесь происходит на основе идентификации в форме проекции, чему способствует эмпатия в форме сопере­живания.

Во-вторых, это способность опосредствовать отношения чело­века к миру.




механизмы развития отношения к природе


развитие субъективного отношения к природе как система



 


Природные объекты могут оказываться значимыми для че­ловека при построении системы его отношений с миром, выс­тупая в качестве опосредствующих элементов в триаде субъект — опосредствующий субъект -- объект.

Моделирование субъектное™ природного объекта происходит в этом случае в результате заполнения «ниши» субъектности, не­обходимой для ориентации в объекте. Такой наделенный субъект-ностью природный объект может теперь уже сам выступить в качестве «референтного лица», способного влиять на оценки дру­гих объектов (см. Дерябо, 1995).

Приписывание субъектности природному объекту в данном случае происходит на основе идентификации как постановки себя на место другого.

В-третьих, это способность открыться в качестве субъекта совместной деятельности и общения.

Принципиален сам факт переживания человеком возможнос­ти природного объекта выступать в качестве партнера взаимодей­ствия.

В процессе непрагматического взаимодействия с природным объектом человек начинает «видеть» его «предмет деятельности» (его выживание и благополучие), по отношению к которому при­родный объект выступает уже как субъект. В дальнейшем «предмет деятельности» природного объекта становится общим, и по отно­шению к нему человек и природный объект являются уже партне­рами, что обеспечивает субъектное восприятие данного природного объекта. На следующем этапе возникает идентифи­кация как объединение с другим, включение в мир личности его образцов, ценностей, норм и образование нового совокуп­ного субъекта -- человек + природный объект.

Наиболее ярко проявляется субъектификация животных их дрессировщиком в процессе подготовки цирковых номеров, ког­да человек и животные выступают как равноправные партнеры в совместной деятельности. Выдающийся российский дрессировщик и ученый В.Л.Дуров утверждал, что для успеха во взаимодействии с животными необходимо видеть «в животном личность, сознаю­щую, думающую, радующуюся и страдающую». Характерно, что это положение до сих пор считается важнейшим в системе твор­ческой школы династии Дуровых.

Таким образом, природные объекты, выполняющие по отно­шению к личности указанные функции, могут открываться для нее в качестве субъектов. Специфика отражения субъектности


природных объектов заключается в том, что эта субъектность моделируется личностью, приписывается им. Этот процесс был на­зван СД.Дерябо субъектификацией (субъект +...фикация — от лат. Гасю — делаю, создаю).

Субъектификация — это наделение объектов мира субъектно-стью, т.е. свойствами, качествами и функциями субъекта, в ре­зультате чего они открываются отражающему как субъекты.

Следует подчеркнуть, что субъектификация не тождественна таким понятиям, как анимизм, антропоморфизм, персонифика­ция, олицетворение и т.д. (Дерябо, 1995).

Представляется, что процесс приписывания субъектности объектам природы носит двунаправленный характер. В определен­ных ситуациях вполне возможна «реобъектификация» ранее субъек-тифицированного объекта, т.е. смена «субъектного» восприятия вновь на «объектное». Характерная для этого процесса замена упот­ребления имени субъектифицированного ранее животного на его обезличенное обозначение, носящее явно отрицательный отте­нок, «уничтожающее» его субъектность, демонстрируется Дж.Дар-реллом: «В минуты натянутых отношений Чам превращался в "паршивую обезьяну"» (19946, с. 313).

В основе реобъектификации могут лежать также защита от пси­хотравмы, когда, например, приходится из-за болезни усыпить «всего лишь собаку», долгие годы бывшую «членом семьи»; раци­онализация этически не одобряемых поступков по отношению к природным объектам и т.д.

«Сегодня я позавтракал поджаренным хлебом с колбасой. И колба­сой и жиром, на котором поджаривался хлеб, я был обязан свинье, которую знавал очаровательным юрким поросенком. Однако, едва она вышла из этого нежного возраста, я прекратил с ней всяко§ знаком­ство, дабы избавить свою совесть от угрызений, когда придет неиз­бежный час» (Лоренц, 1995, с. 7).

Феномен субъектификации играет важнейшую роль в процес­се развития отношения личности к природным объектам, являет­ся основой субъектно-этического типа отношения к природе.

Если отражение природного объекта происходит в парадигме субъект (человек) -- объект (животное или растение), то взаи- •модействия между ними на психологическом уровне не происхо­дит. Речь может идти только об одностороннем воздействии субъекта на объект: 3 •* О. Если же объект природы подвергнут субъектификации (8о), то уже появляется возможность идеально представленного психологического взаимодействия с ним (Деря-бо, Ясвин, 1994), включения его в сферу действия этических норм.



механизмы развития отношения к природе


развитие субъективного отношения к природе как система



 


Таким образом, субъектификация личностью какого-либо природного объекта выступает как системное качество в про­цессе развития субъектно-этического типа отношения личности к данному объекту.

В этом плане очень показательна приводившаяся уже ситуа­ция, которую описывает Дж.Даррелл: «Когда я показываю посе­тителям моих питомцев, один из первых вопросов (если животное не наделено располагающей внешностью), который они задают, неизменно гласит: "А какая от него польза?"» (1994ж, с. 367). Это можно интерпретировать следующим образом. Когда под воздей­ствием системы естественных релизеров («располагающей внешно­сти») происходит субъектификация объекта природы, вопрос о «пользе» не возникает: за субъектом априори, изначально подра­зумевается право на существование «просто так», только потому, что он субъект. Объект же должен его «доказать»: быть чем-то по­лезным человеку. Именно эта объектно-прагматическая парадиг­ма восприятия природы служит психологической основой действий людей, приближающих экологический кризис.

Без принятия личностью субъектной сущности природы лю­бая система экологического образования не даст полноценного педагогического эффекта. Вспоминается одно из «Десяти основа­ний легкости обучения» Я.А.Коменского, который полагал, что обучение можно начинать только «после должной подготовки умов». Формирование субъектно-этического отношения к природе и есть такая подготовка, в результате которой экологические знания фор­мируют экологическое мировоззрение как общее понимание мира природы, роли человека и общества в этом мире, ценностное от­ношение к природе мировоззрение, определяющее философс­кую, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека, а не остаются «интеллектуальным баллас­том». Субъектно-этическое отношение — это стержень экологи­ческого сознания личности.

Педагогическое значение субъектификации природных объек­тов трудно переоценить. Именно субъектификация позволяет ис­пользовать в экологическом воспитании (в широком смысле -нравственном воспитании), такое уникальное психолого-педаго­гическое средство, как отраженную субъектность, т.е. идеальную представленность одного субъекта в другом, инобытие кого-либо в ком-либо (Петровский, 1992). Отражаясь в личности, субъекти-фицированный объект природы может выступить как действен­ное начало, способствующее изменению ее взглядов, личностных


смыслов, установок, формированию новых побуждений, возник­новению не испытанных ранее переживаний. Объект природы, сле­довательно, может открываться личности как источник новых образцов активности.

В результате идеального взаимодействия с объектом природы, подвергнутым субъектификации, сам субъект претерпевает реаль­ные личностные изменения, становится «другим». Такие личност­ные изменения и составляют «педагогический потенциал» влияния на личность со стороны мира природы.

В части VI нами будут рассмотрены способы педагогической актуализации процесса субъектификации личностью природных объектов.

13.5. системная модель процесса развития субъективного отношения к природе

Обобщая все сказанное о механизмах развития отношения к природе по трем каналам, выделим несколько особенностей, ха­рактеризующих этот процесс как систему.

1. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу
возрастает роль сознательной регуляции человеком процесса фор­
мирования отношения к объектам природы.

Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие ре­лизеров связано в основном с влиянием на бессознательную сфе­ру личности, то в когнитивном канале ведущую роль начинает играть уже вторая сигнальная система, а в практическом этот про­цесс детерминирован характером мотивов и целей личности.

2. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу
происходит нарастание роли собственной активности личности.

При развитии отношения по перцептивно-эмоциональному каналу человек выступает как достаточно пассивное начало: он подвергается воздействию релизеров, определяющих этот про­цесс, а природные объекты, в сущности, становятся его «ини­циаторами».

Когнитивный канал предполагает как влияние на человека поступающей к нему от других информации, так и собственную его активность в поиске информации об объектах природы, ее переработке и интерпретации.

Практический же канал необходимо подразумевает обязатель­ную собственную активность личности.


 

механизмы развития отношения к природе

3. Развитие субъективного отношения к природе — это не
одномоментный акт, а процесс, протекающий в течение значи­
тельных временных промежутков, идущий неравномерно и нео-
днонаправленно.

Он определяется, с одной стороны, структурой деятельности субъекта, с другой стороны, существуют определенные сензитив-ные периоды, например, для воздействия психологических рели-зеров, действующих по разным каналам.

4. Процесс развития субъективного отношения к природе но­
сит цикличный и ступенчатый характер.

Степень интенсивности субъективного отношения с каждым циклом увеличивается за счет включения новых элементов сис­темы. К развитию нового цикла приводит повышение степени активности личности, ее стремление к взаимодействию с при­родными объектами, которое получается в результате предыду­щего цикла.

Системный характер процесса развития отношения подчеркивает­ся В.Н.Мясищевым: «Процесс развития связан с тем, что новые уров­ни отношений характеризуются иными функционально-психическими структурами... Конкретные представления об объектах отношения сменяются абстрактными и принципиальными. Непосредственные, внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сменя­ются внутренними, интеллектуально-волевыми. Но не только отно­шения активируют функцию, но и, наоборот, развивающаяся функциональная структура является условием реализации отноше­ния: потребность, интерес, любовь мобилизует функциональные воз­можности психической деятельности для удовлетворения потребностей и интересов, но этим уже создают новую потребность, удовлетворе­ние которой поднимает на новую ступень функциональную характе­ристику на основе овладения новым опытом, новыми средствами деятельности. Стремление не только мобилизует, но и развивает, дви­гая к новым достижениям, которые создают новые стремления, и так далее... Наша внутренняя активность проявляется тенденцией к дея­тельности, направленной в сторону наибольшего интереса и подни­мающейся от внутреннего темного влечения к целеустремленной осознанной потребности» (1960, с. 170—171).

5. На отдельных этапах процесса развития субъективного отно­
шения к природе происходит усложнение, дифференциация,
трансформация различных структурных элементов этой системы.

Одни элементы системы могут оказывать корректирующее вли­яние на другие. Иерархия структурных элементов также не посто­янна, и доминирующее положение могут занимать то одни из них, то другие.


развитие субъективного отношения к природе как система_______ 349

Например, когда человек начинает испытывать потребность в экологической активности, его готовность к усвоению инфор­мации о данном объекте становится максимальной, причем наи­более ценной и желанной становится информация, касающаяся технологии взаимодействия с данным объектом природы. Челове­ка интересует, как правильно посадить и ухаживать за данным растением, как оборудовать аквариум и добиться размножения рыб и т.д., т.е. человек активно старается получить информацию о том, как создать условия, в которых животное или растение будет чувствовать себя наиболее комфортно.

Таким образом, определенный уровень развития субъектив­ного отношения к природе, достигнутый в результате действия механизмов практического канала, обусловливает сензитивность, восприимчивость к действиям механизмов когнитивного канала, и в дальнейшем особенно активно отношение формируется именно через когнитивный канал. Иными словами, в процессе развития отношения роль ведущего могут попеременно играть различные каналы.

6. Личность человека является системообразующим фактором
развития субъективного отношения к природе, механизмов воз­
никновения и взаимодействия его структурных элементов.

В рассмотренном ранее примере с восприятием кукушки для одних, в силу их личностных особенностей, может оказаться до­минирующим естественный аудиальный релизер («ку-ку»), а для кого-то, скажем воспитанников детдома, -- этический релизер («подбрасывает своих детей»). Соответственно у первых будет фор­мироваться положительное, а у вторых — отрицательное отноше­ние. Или же дуб, будучи «симпатичным» растением для мальчиков, не выступает в качестве такового для девочек, так как последние «нечувствительны» к действию социального ре-лизера «могучий богатырь», которым маркировано это дерево.

7. Процесс развития субъективного отношения к природным
объектам обусловлен особенностями образа мира* личности.

Субъективное отношение к миру природы не просто иниции­руется системой стимулов, поступающих от природных объектов, а развивается за счет собственной активности личности. Образ мира, существующий у личности, постоянно генерирует познаватель-

* Образ мира (картина мира, модель универсума) — многомерное психологическое образование, репрезентирующее субъекту окру­жающий мир и его самого.



механизмы развития отношения к природе


развитие субъективного отношения к природе как система



 



ные гипотезы навстречу внешней стимуляции, которые могут подтверждаться, корректироваться или опровергаться (Смирнов, 1985). «Мы не строим заново на основе наличной стимуляции об­раз и не вводим его затем в нашу картину мира, не вырабатываем далее отношение к нему и не строим в соответствии с этим свою деятельность. Все обстоит как раз наоборот. И предметное значе­ние, и эмоционально-личностный смысл образа предшествуют его актуальному чувственному переживанию и заданы всем кон­текстом нашей деятельности, актуализированной (в соответствии с задачами деятельности) частью образа мира. Скорее можно ска­зать, что мы ищем нужные нам признаки стимульного поля, а не занимаемся поиском подходящих значений для стимулов, навя­занных нам извне» (с. 143).

Развитие отношения идет не по схеме: стимул — образ — ре­акция, а по схеме: образ мира — действие — измененная действи­ем стимуляция — измененный образ мира (там же).

Таким образом, процесс развития отношения к природе в пер­вую очередь детерминирован образом мира личности, который обусловливает ее сензитивность к тем или иным стимульным эле­ментам. Образ мира личности играет ведущую роль в системе фак­торов, определяющих процесс развития субъективного отношения личности к миру природы.

Все сказанное показывает необходимость включить в педаго­гический процесс как можно больше разнообразных факторов и механизмов, способствующих развитию субъектно-этического от­ношения к природе.

Динамическая система психологических механизмов развития субъективного отношения личности к природе может быть пред­ставлена графически.

Следует подчеркнуть, что процесс развития отношения, бе­зусловно, носит комплексный, синкретичный характер, и пока-нальное разделение его психологических механизмов обусловлено в значительной степени дискретностью мышления, что позволяет оптимально структурировать материал, делает его более «удоб­ным» для восприятия. В результате такого структурирования и его графического представления получена «матрица» психологичес­ких механизмов развития субъективного отношения к природе, которая, конечно, не охватывает всех деталей и вариантов проте­кания этого процесса, однако, фиксирует наше представление о его основных этапах и системных элементах.

Как отмечают основоположники НЛП (нейро-лингвистичес-кого программирования) Д.Гриндер и Р.Бэндлер: «Задача моде-



механизмы развития отношения к природ


 


 


лирования -- находить полезные описания... Мы не предлагаем Вам ничего истинного, только полезное» (1994, с. 13). Наша «пси­хологическая матрица», также не претендуя на абсолютную ис­тинность, тем не менее позволяет «наложить» на нее соответствующую «педагогическую кальку», т.е. систему педагоги­ческих принципов, методов и приемов, которые целенаправлен­но конструируются на основе тех или иных представлений психологических феноменах процесса развития субъективного отношения к природе.

Это позволяет установить четкое соответствие педагогичес­кого процесса экологического воспитания психологическому процессу развития субъективного отношения к природе.


часть VI

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ

СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ПРИРОДЕ

Я стараюсь психологизировать обучение, стараюсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего существования.

Иоганн Генрих Песталоцци «Метод»


 



 


Предисловие К.Д.Ушинского к его главному сочинению «Че­ловек как предмет воспитания» начинается следующей фразой: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лег­ким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически» (1950, с. 11). Хорошо понимая справедливость предостережения классика, мы все же решаемся на рассмотрение ряда «воспитательных» вопросов для полного завершения «гештальта» нашего анализа развития субъек­тивного отношения к природе.

При этом необходимо отметить, что написание нескольких пе­дагогических глав стало, в значительной степени, результатом вли­яния ближайших коллег: Сергея Дмитриевича Дерябо и Михаила Францевича Пупиныпа. Так, Сергей Дмитриевич выполнил функ­цию катализатора в процессе структурирования принципов и ме­тодов педагогической коррекции отношения к природе, в результате чего сложилась соответствующая методологическая система. В свою очередь, эколого-образовательная практика Михаила Францеви­ча, в частности используемые им оригинальные педагогические приемы стали предметом теоретического осмысления и основой для разработки ряда коррекционных методов и форм. •


методологические основы педагогической коррекции



 


 


глава XIV. методологические основы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...