Отношения к природным объектам
Восприятие природных объектов может характеризоваться рядом специфических особенностей, присущих процессу социальной перцепции, т.е. восприятию человеком других людей. Во-первых, в отличие от неодушевленных предметов, объекты природы, так же как и «социальные объекты», могут вести себя непассивно и небезразлично по отношению к воспринимающему их субъекту. Во-вторых, при восприятии природных объектов внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего не на самом процессе порождения образа как такового, а на смысловых и оценочных его интерпретациях. В-третьих, восприятие природных объектов, так же как и социальных, может характеризоваться высокой степенью нерасчлененности познавательных и эмоциональных компонентов, большой зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Сказанное позволяет предполагать, что в процессе восприятия природных объектов могут проявляться такие феномены социальной перцепции, как идентификация и эмпатия. В социальной психологии идентификация в самом общем виде понимается как отождествление индивидом себя с другими, непосредственное переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом. Очевидно, что в определенных условиях идентификация возможна и в отношении природных объектов. Например, когда человек видит дрожащую от холода бездомную собаку, он невольно идентифицирует, отождествляет себя с ней, у него возникает естественное желание «накормить и обогреть» ее — иными словами, начинает складываться субъектно-этическое отношение. Феномен идентификации является разноплановым, поэтому разные исследователи акцентируют внимание на различных его аспектах. В.А.Петровский и Н.Н.Авдеева подчеркивают его преимущественно эмоциональный характер, а Е.Стотланд и Л.К.Кэнон — когнитивный. Н.Н.Обозов считает, что «идентификация -
фундаментальный механизм не только когнитивных процессов взаимодействия, но и аффективной, и поведенческой составляющих» (1981, с. 82). При этом им отмечается, что идентификация выступает в качестве общего механизма понимания другого. Таким образом, феномен идентификации может проявляться в той или иной форме в рамках каждого из каналов развития субъективного отношения к объектам природы. Роль идентификации в процессе развития субъектно-этичес-кого отношения к природе заключается в обеспечении человеку ориентации в природных объектах, возможности моделировать их характерные состояния и витальные проявления через механизм проекции. В исследовании П.Н.Кириллова было установлено, что «одним из важных психологических механизмов, определяющих мотивацию взаимодействия человека с природными объектами, является проекция. В большинстве случаев испытуемые с низкой самооценкой указывали в качестве наиболее привлекательного то животное, которое, по их мнению, обладало сходными с ними особенностями. В качестве основных указывались особенности, являющиеся "причиной" низкой самооценки. Так, подростки, остро переживающие свой маленький рост, находили самыми привлекательными миниатюрных представителей групп животных, в которых были крупные особи (например, карликовая игрунка на фоне яванских макаков). Животные маленького размера (как, например, мыши) не имеющие "крупного фона", ими не выбирались... Отдельно проводился эксперимент, в котором одинаковые животные помещались в разных местах — наиболее посещаемых и хорошо оформленных, в средних по условиям и в помещениях, некомфортабельных для существования с точки зрения человека (например, в кладовке). Животные, размещенные в последней, пользовались особой популярностью детей, имеющих проблемы в отношениях с родителями, а также у большинства детей из интернатов и детских домов» (1997, с. 11).
Следует отметить, что, как подчеркивают Р.Л.Кричевский и Е.М.Дубовская, «идентификация обусловливается разверткой особого перцептивного процесса, поставляющего субъекту необходимую информацию о партнерах взаимодействия. Идентификация может выступать лишь как результат развернутого во времени (выделено нами. - - В.Я.) процесса познания Другого, но не как следствие кратковременного наблюдения за Действиями модели» (1981, с. 114). В качестве механизма, актуализирующего установки индивида, Т.П.Гаврилова рассматривает эмпатию, которую она понимает как механизмы развития отношения к природе развитие субъективного отношения к природе как система
«способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизи-рованный объект», причем «в реальной жизни эмпатические переживания могут быть реакцией не только на наблюдаемые, но и на воображаемые переживания других... которых индивид не воспринимает непосредственно» (1981, с. 123—124). То, что объектом эмпатии может быть состояние не только другого человека, но и антропоморфизированного объекта, подчеркивает также Н.Н.Обозов (1981). Чаще всего выделяют две формы эмпатии: сочувствие и сопереживание. Сопереживание — это переживание индивидом тех же чувств, что испытывает другой, но обращено это переживание на самого себя. Человек переживает или то, что могло случиться с ним в будущем, или то, что он переживал в прошлом. При сочувствии человек переживает неблагополучие другого как таковое, безотносительно к собственному состоянию. Н.Н.Обозовым выделяются три формы эмпатии: сопереживание, взаимопонимание, соучастие. «В феномене эмпатии отчетливо проявляется единство трех компонентов... Преобладание гностического компонента в процессе эмпатического отображения проявляется в точности и адекватности понимания состояния отражаемой личности. Доминирование аффективного компонента выражается в высокой эмоциональной вовлеченности в состояние другой личности — сопереживание. В действенной эмпатии преобладает праксический компонент. Личность в данном случае не только понимает состояние другого, но и действует, оказывает активную поддержку» (1981, с. 90).
Нетрудно заметить, что выделенные им три формы эмпатии соотносимы с тремя каналами развития отношения: сопереживание -- с перцептивно-эмоциональным, взаимопонимание -- с когнитивным, соучастие — с практическим. Однако, не всегда возможно четкое разграничение, имеем ли мы дело с проявлением идентификации или эмпатии. Тем более, что диапазон трактовок этих понятий различными авторами достаточно широк. Как отмечает Т.П.Гаврилова: «Смешение понятий эмпатии и идентификации происходит потому, что эмоциональная децентрация структурирует не только эмпатические переживания, но и различные ролевые процессы, тем самым функционально частично совпадая с идентификацией» (1981, с. 130—131). Благодаря механизмам идентификации и эмпатии, результа том восприятия природного объекта может стать симпатия к это му объекту, т.е. устойчивое внутреннее расположение. Симпатия побуждает человека к дальнейшему взаимодействию с этим природным объектом, оказанию ему внимания и помощи и т.д. Симпатия к объекту природы фиксируется в виде соответствующих установок на него. Обусловленность проявления идентификации и эмпатии по отношению к животным действием присущих им положительных релизе-ров хорошо иллюстрируется воспоминаниями зоолога Айвена Сандерсона: «В конце концов мы раскопали трех громадных сухопутных черепах (Тпопух 1гшп&ш8). Они испуганно сбились в кучу и моргали из-под своих панцирей кроткими черными глазами, словно понимая, что их судьба в наших руках. В жизни я не видел у животных такого печального и умоляющего выражения, хотя при виде любого животного, оказавшегося в беспомощном состоянии, я едва не умираю от сострадания. Деле намеревался прихватить их в лагерь — для общего котла, но я непоколебимо встал на защиту своих протеже, может быть, в основном из-за того, что они боятся щекотки сзади под панцирем, а это еще больше связывало нас узами взаимопонимания и симпатии» (1996, с. 74—76).
В данном эпизоде натуралист подвергся воздействию целого комплекса релизеров: поведенческого — «испуганно сбились в кучу в беспомощном состоянии», визуального — «печального и умоляющего выражения кротких глаз», к тому же, моргание глазами и боязнь щекотки детерминировали невольное установление параллелизма с человеком, что, по словам самого А.Сандерсона, оказало на него наибольшее впечатление. «Взаимопонимание и симпатия», т.е. по сути проявление действия механизмов идентификации и эмпатии, в свою очередь и предопределили этику поведения в данной ситуации. Педагогическая актуализация процессов идентификации и эмпатии по отношению к природным объектам — один из наиболее характерных методических приемов, широко используемых, например, в так называемых вальдорфских школах, философской основой которых служит антропософское учение Р.Штейнера. Учеников в этих школах учат наблюдению и сопереживанию всего, что их окружает во внешней среде — каждого растения, каждого животного, каждого человека. Дети «учатся видеть растение не только в его чувственной форме, но сливаясь с самой его жизнью, его оживляющей таким образом, чтобы мысль полностью освобождалась от своей отражательной природы и включалась в реальность мировой жизни. Можно внутренне отождествиться с растением настолько, чтобы почувствовать, как сила тяжести привязывает его к земле посредством корней, а силы цветения, напротив, поднимаются вверх к точке, где распускается цветок. И тогда дети сопереживают законы цветения и плодоношения, пол- механизмы развития отношения к природе развитие субъективного отношения к природе как система
ностью погружаются во внешний мир. И этот внешний мир захватывает и поглощает ребенка... Мир заключает в себе больше, чем то, что могут сказать о нем абстрактные понятия логики!... Логика нужна только для того, чтобы дисциплинировать ум, но силой одной только логики нельзя ничего понять в мире!» (Штейнер, 1922, с. 20). По мнению педагогов-антропософов, именно занятия естествознанием требуют от ребенка высокого уровня развития душевной жизни: способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Знания должны «переживаться» ребенком, именно это обеспечивает их осмысление личностью и формирование ее отношений к миру. 13.4. феномен субъектификации природных объектов и его роль в развитии отношения к
ПРИРОДЕ В процессе развития субъективного отношения к тому или иному природному объекту важнейшее значение имеет следующее обстоятельство: воспринимает ли человек его как «субъекта» или же как «объект». Без рассмотрения этого вопроса невозможен анализ практически ни одной из затрагиваемых в этой книге проблем: процесс социогенеза экологического сознания неразрывно связан с эволюцией отношения к природе как субъекту или как объекту; психологический анализ общения человека с миром природы также требует внимания к данному аспекту; наконец, в нашей типологии отношения личности к природе одним из важнейших параметров мы считаем характер (субъектный или объектный) ее восприятия человеком. При этом для нас не принципиален вопрос, можно ли считать «субъектом» данный природный объект с философской точки зрения*. Для нас важно субъективное отношение личности к растениям и животным в ситуациях взаимодействия (как реального, так и идеального). Другими словами, нас интересует субъектность природных объектов в аспекте ее отражения личностью, т.е. их «отражаемая субъектность» (Дерябо, 1995). * Ряд философов считают возможным относить понятие «субъект» лишь к человеку, отмечая, что у животных существуют только «зачатки» субъектности (В.Ф.Кузьмин, К.Р.Мегрелидзе, С.Л.Рубинштейн). Другие допускают распространение этого понятия и на сферу биологической активности (К.Р.Абульханова, Я.А.Пономарев, В.Ф.Сержантов) (см. Каган, 1988 и др.) Б.Е.Райков в своей статье, опубликованной в 1915 г. в сборнике «Естествознание в школе», пишет: «В особенности свойственно одухотворение природы и вкладывание в нее своих чувств детям. Стенли Холл собрал в своем исследовании (Эволюция и воспитание чувства природы у детей. Спб., 1914. Изд. Школа и Жизнь. — В.Я.) множество примеров тех чувств, которые дети питают к солнцу, звездам, луне, облакам, ветру, воде, камням, растениям, животным. Произведенные им сотни опросов в полной мере подтвердили своеобразный анимизм детской эстетики. Деревья в глазах детей имеют руки и ноги. Листья составляют их одежду, и они стыдятся терять ее. Кора — их кожа. Они одушевлены, влюбляются друг в друга, чувствуют себя одинокими, если деревья, стоявшие вблизи, срублены. Если они добры, то дают детям тень, стерегут дом, плачут от одиночества, ведут тесную дружбу с птицами и проч. Деревья разговаривают друг с другом и понимают язык друг друга. Одна 13-летняя девочка, любившая цветы, каждому давала имя, обозначавшее какое-нибудь качество, и если цветок погибал, то его имя никогда не передавалось другому цветку, но подыскивалось новое. Она очень любила играть в школу, учить и журить каждый цветок. Иногда она читала им нотации и уговаривала их быть добрыми, рано вставать, быть чистоплотными. Иногда цветы заболевали и нуждались в специальном лечении, воде, укрывании и т.д.» (1997, с. 162). Феноменология восприятия природных существ в качестве субъектов подробно рассмотрена С.Д.Дерябо (1993, 1995). Им, в частности, показано, что природные объекты могут выполнять по отношению к человеку, по меньшей мере, три специфически субъектные функции, что обеспечивает их отражение личностью в качестве субъектов. Во-первых, это обеспечение отражающему переживания собственной личностной динамики. Человек, устанавливая определенное сходство своих характеристик с характеристиками того или иного природного объекта, начинает сопоставлять его с собой и через это сопоставление переживать самого себя. В качестве механизмов наделения субъектностью природного объекта при этом выступают психологические релизеры и «эффект параллелизма» (например, в словосочетании «мудрый дуб» изначально содержится параллелизм с человеком). Приписывание субъектности здесь происходит на основе идентификации в форме проекции, чему способствует эмпатия в форме сопереживания. Во-вторых, это способность опосредствовать отношения человека к миру. механизмы развития отношения к природе развитие субъективного отношения к природе как система
Природные объекты могут оказываться значимыми для человека при построении системы его отношений с миром, выступая в качестве опосредствующих элементов в триаде субъект — опосредствующий субъект -- объект. Моделирование субъектное™ природного объекта происходит в этом случае в результате заполнения «ниши» субъектности, необходимой для ориентации в объекте. Такой наделенный субъект-ностью природный объект может теперь уже сам выступить в качестве «референтного лица», способного влиять на оценки других объектов (см. Дерябо, 1995). Приписывание субъектности природному объекту в данном случае происходит на основе идентификации как постановки себя на место другого. В-третьих, это способность открыться в качестве субъекта совместной деятельности и общения. Принципиален сам факт переживания человеком возможности природного объекта выступать в качестве партнера взаимодействия. В процессе непрагматического взаимодействия с природным объектом человек начинает «видеть» его «предмет деятельности» (его выживание и благополучие), по отношению к которому природный объект выступает уже как субъект. В дальнейшем «предмет деятельности» природного объекта становится общим, и по отношению к нему человек и природный объект являются уже партнерами, что обеспечивает субъектное восприятие данного природного объекта. На следующем этапе возникает идентификация как объединение с другим, включение в мир личности его образцов, ценностей, норм и образование нового совокупного субъекта -- человек + природный объект. Наиболее ярко проявляется субъектификация животных их дрессировщиком в процессе подготовки цирковых номеров, когда человек и животные выступают как равноправные партнеры в совместной деятельности. Выдающийся российский дрессировщик и ученый В.Л.Дуров утверждал, что для успеха во взаимодействии с животными необходимо видеть «в животном личность, сознающую, думающую, радующуюся и страдающую». Характерно, что это положение до сих пор считается важнейшим в системе творческой школы династии Дуровых. Таким образом, природные объекты, выполняющие по отношению к личности указанные функции, могут открываться для нее в качестве субъектов. Специфика отражения субъектности природных объектов заключается в том, что эта субъектность моделируется личностью, приписывается им. Этот процесс был назван СД.Дерябо субъектификацией (субъект +...фикация — от лат. Гасю — делаю, создаю). Субъектификация — это наделение объектов мира субъектно-стью, т.е. свойствами, качествами и функциями субъекта, в результате чего они открываются отражающему как субъекты. Следует подчеркнуть, что субъектификация не тождественна таким понятиям, как анимизм, антропоморфизм, персонификация, олицетворение и т.д. (Дерябо, 1995). Представляется, что процесс приписывания субъектности объектам природы носит двунаправленный характер. В определенных ситуациях вполне возможна «реобъектификация» ранее субъек-тифицированного объекта, т.е. смена «субъектного» восприятия вновь на «объектное». Характерная для этого процесса замена употребления имени субъектифицированного ранее животного на его обезличенное обозначение, носящее явно отрицательный оттенок, «уничтожающее» его субъектность, демонстрируется Дж.Дар-реллом: «В минуты натянутых отношений Чам превращался в "паршивую обезьяну"» (19946, с. 313). В основе реобъектификации могут лежать также защита от психотравмы, когда, например, приходится из-за болезни усыпить «всего лишь собаку», долгие годы бывшую «членом семьи»; рационализация этически не одобряемых поступков по отношению к природным объектам и т.д. «Сегодня я позавтракал поджаренным хлебом с колбасой. И колбасой и жиром, на котором поджаривался хлеб, я был обязан свинье, которую знавал очаровательным юрким поросенком. Однако, едва она вышла из этого нежного возраста, я прекратил с ней всяко§ знакомство, дабы избавить свою совесть от угрызений, когда придет неизбежный час» (Лоренц, 1995, с. 7). Феномен субъектификации играет важнейшую роль в процессе развития отношения личности к природным объектам, является основой субъектно-этического типа отношения к природе. Если отражение природного объекта происходит в парадигме субъект (человек) -- объект (животное или растение), то взаи- •модействия между ними на психологическом уровне не происходит. Речь может идти только об одностороннем воздействии субъекта на объект: 3 •* О. Если же объект природы подвергнут субъектификации (8о), то уже появляется возможность идеально представленного психологического взаимодействия с ним (Деря-бо, Ясвин, 1994), включения его в сферу действия этических норм. механизмы развития отношения к природе развитие субъективного отношения к природе как система
Таким образом, субъектификация личностью какого-либо природного объекта выступает как системное качество в процессе развития субъектно-этического типа отношения личности к данному объекту. В этом плане очень показательна приводившаяся уже ситуация, которую описывает Дж.Даррелл: «Когда я показываю посетителям моих питомцев, один из первых вопросов (если животное не наделено располагающей внешностью), который они задают, неизменно гласит: "А какая от него польза?"» (1994ж, с. 367). Это можно интерпретировать следующим образом. Когда под воздействием системы естественных релизеров («располагающей внешности») происходит субъектификация объекта природы, вопрос о «пользе» не возникает: за субъектом априори, изначально подразумевается право на существование «просто так», только потому, что он субъект. Объект же должен его «доказать»: быть чем-то полезным человеку. Именно эта объектно-прагматическая парадигма восприятия природы служит психологической основой действий людей, приближающих экологический кризис. Без принятия личностью субъектной сущности природы любая система экологического образования не даст полноценного педагогического эффекта. Вспоминается одно из «Десяти оснований легкости обучения» Я.А.Коменского, который полагал, что обучение можно начинать только «после должной подготовки умов». Формирование субъектно-этического отношения к природе и есть такая подготовка, в результате которой экологические знания формируют экологическое мировоззрение как общее понимание мира природы, роли человека и общества в этом мире, ценностное отношение к природе — мировоззрение, определяющее философскую, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека, а не остаются «интеллектуальным балластом». Субъектно-этическое отношение — это стержень экологического сознания личности. Педагогическое значение субъектификации природных объектов трудно переоценить. Именно субъектификация позволяет использовать в экологическом воспитании (в широком смысле -нравственном воспитании), такое уникальное психолого-педагогическое средство, как отраженную субъектность, т.е. идеальную представленность одного субъекта в другом, инобытие кого-либо в ком-либо (Петровский, 1992). Отражаясь в личности, субъекти-фицированный объект природы может выступить как действенное начало, способствующее изменению ее взглядов, личностных смыслов, установок, формированию новых побуждений, возникновению не испытанных ранее переживаний. Объект природы, следовательно, может открываться личности как источник новых образцов активности. В результате идеального взаимодействия с объектом природы, подвергнутым субъектификации, сам субъект претерпевает реальные личностные изменения, становится «другим». Такие личностные изменения и составляют «педагогический потенциал» влияния на личность со стороны мира природы. В части VI нами будут рассмотрены способы педагогической актуализации процесса субъектификации личностью природных объектов. 13.5. системная модель процесса развития субъективного отношения к природе Обобщая все сказанное о механизмах развития отношения к природе по трем каналам, выделим несколько особенностей, характеризующих этот процесс как систему. 1. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие релизеров связано в основном с влиянием на бессознательную сферу личности, то в когнитивном канале ведущую роль начинает играть уже вторая сигнальная система, а в практическом этот процесс детерминирован характером мотивов и целей личности. 2. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу При развитии отношения по перцептивно-эмоциональному каналу человек выступает как достаточно пассивное начало: он подвергается воздействию релизеров, определяющих этот процесс, а природные объекты, в сущности, становятся его «инициаторами». Когнитивный канал предполагает как влияние на человека поступающей к нему от других информации, так и собственную его активность в поиске информации об объектах природы, ее переработке и интерпретации. Практический же канал необходимо подразумевает обязательную собственную активность личности. механизмы развития отношения к природе 3. Развитие субъективного отношения к природе — это не Он определяется, с одной стороны, структурой деятельности субъекта, с другой стороны, существуют определенные сензитив-ные периоды, например, для воздействия психологических рели-зеров, действующих по разным каналам. 4. Процесс развития субъективного отношения к природе но Степень интенсивности субъективного отношения с каждым циклом увеличивается за счет включения новых элементов системы. К развитию нового цикла приводит повышение степени активности личности, ее стремление к взаимодействию с природными объектами, которое получается в результате предыдущего цикла. Системный характер процесса развития отношения подчеркивается В.Н.Мясищевым: «Процесс развития связан с тем, что новые уровни отношений характеризуются иными функционально-психическими структурами... Конкретные представления об объектах отношения сменяются абстрактными и принципиальными. Непосредственные, внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сменяются внутренними, интеллектуально-волевыми. Но не только отношения активируют функцию, но и, наоборот, развивающаяся функциональная структура является условием реализации отношения: потребность, интерес, любовь мобилизует функциональные возможности психической деятельности для удовлетворения потребностей и интересов, но этим уже создают новую потребность, удовлетворение которой поднимает на новую ступень функциональную характеристику на основе овладения новым опытом, новыми средствами деятельности. Стремление не только мобилизует, но и развивает, двигая к новым достижениям, которые создают новые стремления, и так далее... Наша внутренняя активность проявляется тенденцией к деятельности, направленной в сторону наибольшего интереса и поднимающейся от внутреннего темного влечения к целеустремленной осознанной потребности» (1960, с. 170—171). 5. На отдельных этапах процесса развития субъективного отно Одни элементы системы могут оказывать корректирующее влияние на другие. Иерархия структурных элементов также не постоянна, и доминирующее положение могут занимать то одни из них, то другие. развитие субъективного отношения к природе как система_______ 349 Например, когда человек начинает испытывать потребность в экологической активности, его готовность к усвоению информации о данном объекте становится максимальной, причем наиболее ценной и желанной становится информация, касающаяся технологии взаимодействия с данным объектом природы. Человека интересует, как правильно посадить и ухаживать за данным растением, как оборудовать аквариум и добиться размножения рыб и т.д., т.е. человек активно старается получить информацию о том, как создать условия, в которых животное или растение будет чувствовать себя наиболее комфортно. Таким образом, определенный уровень развития субъективного отношения к природе, достигнутый в результате действия механизмов практического канала, обусловливает сензитивность, восприимчивость к действиям механизмов когнитивного канала, и в дальнейшем особенно активно отношение формируется именно через когнитивный канал. Иными словами, в процессе развития отношения роль ведущего могут попеременно играть различные каналы. 6. Личность человека является системообразующим фактором В рассмотренном ранее примере с восприятием кукушки для одних, в силу их личностных особенностей, может оказаться доминирующим естественный аудиальный релизер («ку-ку»), а для кого-то, скажем воспитанников детдома, -- этический релизер («подбрасывает своих детей»). Соответственно у первых будет формироваться положительное, а у вторых — отрицательное отношение. Или же дуб, будучи «симпатичным» растением для мальчиков, не выступает в качестве такового для девочек, так как последние «нечувствительны» к действию социального ре-лизера «могучий богатырь», которым маркировано это дерево. 7. Процесс развития субъективного отношения к природным Субъективное отношение к миру природы не просто инициируется системой стимулов, поступающих от природных объектов, а развивается за счет собственной активности личности. Образ мира, существующий у личности, постоянно генерирует познаватель- * Образ мира (картина мира, модель универсума) — многомерное психологическое образование, репрезентирующее субъекту окружающий мир и его самого. механизмы развития отношения к природе развитие субъективного отношения к природе как система
ные гипотезы навстречу внешней стимуляции, которые могут подтверждаться, корректироваться или опровергаться (Смирнов, 1985). «Мы не строим заново на основе наличной стимуляции образ и не вводим его затем в нашу картину мира, не вырабатываем далее отношение к нему и не строим в соответствии с этим свою деятельность. Все обстоит как раз наоборот. И предметное значение, и эмоционально-личностный смысл образа предшествуют его актуальному чувственному переживанию и заданы всем контекстом нашей деятельности, актуализированной (в соответствии с задачами деятельности) частью образа мира. Скорее можно сказать, что мы ищем нужные нам признаки стимульного поля, а не занимаемся поиском подходящих значений для стимулов, навязанных нам извне» (с. 143). Развитие отношения идет не по схеме: стимул — образ — реакция, а по схеме: образ мира — действие — измененная действием стимуляция — измененный образ мира (там же). Таким образом, процесс развития отношения к природе в первую очередь детерминирован образом мира личности, который обусловливает ее сензитивность к тем или иным стимульным элементам. Образ мира личности играет ведущую роль в системе факторов, определяющих процесс развития субъективного отношения личности к миру природы. Все сказанное показывает необходимость включить в педагогический процесс как можно больше разнообразных факторов и механизмов, способствующих развитию субъектно-этического отношения к природе. Динамическая система психологических механизмов развития субъективного отношения личности к природе может быть представлена графически. Следует подчеркнуть, что процесс развития отношения, безусловно, носит комплексный, синкретичный характер, и пока-нальное разделение его психологических механизмов обусловлено в значительной степени дискретностью мышления, что позволяет оптимально структурировать материал, делает его более «удобным» для восприятия. В результате такого структурирования и его графического представления получена «матрица» психологических механизмов развития субъективного отношения к природе, которая, конечно, не охватывает всех деталей и вариантов протекания этого процесса, однако, фиксирует наше представление о его основных этапах и системных элементах. Как отмечают основоположники НЛП (нейро-лингвистичес-кого программирования) Д.Гриндер и Р.Бэндлер: «Задача моде- механизмы развития отношения к природ
лирования -- находить полезные описания... Мы не предлагаем Вам ничего истинного, только полезное» (1994, с. 13). Наша «психологическая матрица», также не претендуя на абсолютную истинность, тем не менее позволяет «наложить» на нее соответствующую «педагогическую кальку», т.е. систему педагогических принципов, методов и приемов, которые целенаправленно конструируются на основе тех или иных представлений психологических феноменах процесса развития субъективного отношения к природе. Это позволяет установить четкое соответствие педагогического процесса экологического воспитания психологическому процессу развития субъективного отношения к природе. часть VI ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ Я стараюсь психологизировать обучение, стараюсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего существования. Иоганн Генрих Песталоцци «Метод»
Предисловие К.Д.Ушинского к его главному сочинению «Человек как предмет воспитания» начинается следующей фразой: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически» (1950, с. 11). Хорошо понимая справедливость предостережения классика, мы все же решаемся на рассмотрение ряда «воспитательных» вопросов для полного завершения «гештальта» нашего анализа развития субъективного отношения к природе. При этом необходимо отметить, что написание нескольких педагогических глав стало, в значительной степени, результатом влияния ближайших коллег: Сергея Дмитриевича Дерябо и Михаила Францевича Пупиныпа. Так, Сергей Дмитриевич выполнил функцию катализатора в процессе структурирования принципов и методов педагогической коррекции отношения к природе, в результате чего сложилась соответствующая методологическая система. В свою очередь, эколого-образовательная практика Михаила Францевича, в частности используемые им оригинальные педагогические приемы стали предметом теоретического осмысления и основой для разработки ряда коррекционных методов и форм. • методологические основы педагогической коррекции
глава XIV. методологические основы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|