Психолого-педагогическая коррекция. . .
Наконец, необходимо обратить внимание на такой важный педагогический аспект как «естественность», «неизбежность» включения мира природы в образовательную среду (как семейную, так и школьную). Когда ребенок живет в квартире без растений и животных, ходит в школу, в которой живой уголок доступен только «избранным» юннатам, он привыкает к среде, лишенной мира природы. При этом, как подчеркивает П.Н.Виноградов, «использование для экологического образования элементов природной среды, "вынесенных" из естественных условий существования, а потому воспринимаемых как объекты собственных манипуляций» (1996, с. 29), — одно из важнейших условий, затрудняющих «становление оптимальной модели экологического поведения школьника, проживающего в большом городе». Т.е. речь идет о преимущественном развитии объектно-прагматического отношения к природе («объекты собственных манипуляций» и «использование элементов природной среды»). Такой ребенок живет с установкой типа: «Без всего этого можно обойтись». В то же время, маленький ребенок входит в мир, в котором «естественно» и «неизбежно» присутствуют холодильник, телевизор, стол и стул -это и есть «нормально». В этом случае животное или растение, купленное впоследствии родителями, как бы привносится в жизненную среду «извне». Совсем иначе воспринимается мир природы, если ребенок с первых сознательных шагов живет рядом с комнатными животными (собакой, кошкой, попугаем или морской свинкой), среди растений, которые в этом случае представляются такими же естественными и необходимыми, как мама и папа, кроватка, плюшевый мишка, тарелка с кашей и бутылочка с молоком. Когда на подоконнике родительской спальни ребенок с детства видит «тропический сад», то наступает день, когда он задает родителям вопрос: «А почему у меня до сих пор нет на подоконнике растения?» И после выбора «подходящего» экземпляра первый свой горшок появляется и у малыша, возникает первый практический контакт с «зеленым другом».
Таким образом, создание соответствующей образовательной среды — важнейшее условие эффективности процесса развития субъективного отношения ребенка к миру природы. методические аспекты психолого-педагогической коррекции 389 15.2. эколого-психологический тренинг В настоящее время намечается тенденция интеграции педагогики, экологии и психологии в сфере разработки новых эффективных технологий экологического образования (Бурнашов, 1996; Виноградов, 1996; Камнев, Конюшев, 1996; Кавтарадзе, 1996; Николаева, 1995; Пахомов, 1996; Самкова, 1996; Хухлаева, 1996; Цвет-кова, 1996 и др.). Характерная особенность этих поисков состоит в стремлении специалистов не ограничиваться традиционным формированием экологических знаний, умений и навыков, а активно влиять именно на процессы развития субъективного отношения к миру природы, затрагивая при этом глубинные психологические сферы человека. «Практически ориентированной проблемой является разработка технологий воспитания экологической культуры, т.е. такого сочетания психолого-педагогических приемов и средств, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии» (Дежникова, 1996, с. 47). «За долгие годы работы в области экологической пропаганды и обучения я пришел к заключению, что беседы, лекции, статьи в газетах и журналах, посвященные вопросам охраны природы, малоэффективны в смысле отдачи. Люди возмущаются и негодуют, узнав для себя новые удручающие факты из области современного состояния окружающей среды. На этом заканчивается их активность...
Действительно, без развития у людей с младенчества любви к кра Психолога-педагогическая коррекция... Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга, направленного на решение следующих задач: 1) коррекция, формирование и развитие экологических уста 2) коррекция целей взаимодействия личности с природными 3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия; 4) развитие перцептивных возможностей человека при его кон 5) расширение индивидуального экологического пространства. руководством ведущего-тренера. Он достаточно универсален в отношении социально-возрастного состава группы. Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой.
Группы комплектуются из школьников, начиная с 10-летнего возраста (отдельные элементы эколого-психологического тренинга могут быть использованы в работе с детьми начиная с 5 лет), студентов, учителей, в принципе, из представителей любых социально-профессиональных категорий. Особенно эффективно проведение тренинга в группах, состоящих из нескольких семей (3—4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае, кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются и общие социально-психологические проблемы семьи. Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга. Большинство упражнений (техник) не требует специального материального обеспечения и может, в принципе, проводиться в самых обычных условиях, хотя эффект от тренинга существенно выше, если он проходит в условиях соответствующим образом организованной образовательной среды (см. 15.1). Для семейного эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется форма еженедельных воскресных за- методические аспекты психолого-педагогической коррекции 391 нятий продолжительностью 3—4 часа. В группах студентов это может быть недельный курс по 5—6 часов каждый день: возможна вечерняя форма (по 2—3 часа ежедневно) или раз в неделю и т.д. Эколого-психологический тренинг органично вписывается в работу летних лагерей для школьников, семейных клубов, экологических семинаров, детских и молодежных движений. Отдельные упражнения могут использоваться в воспитательной работе детских садов, в начальной школе, на уроках биологии в средних и старших классах, а также в семейном воспитании. Тренинговые упражнения применяются тренером в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно, используется следующая стратегия. Вначале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем на развитие экологической эмпатии, стимулирование идентификации с природными объектами. Это создает психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширение субъективного экологического пространства — зоны персональной ответственности за природу.
Приведем для примера некоторые базовые упражнения (техники) эколого-психологического тренинга, которые могут служить основой для конструирования по аналогии серии соответствующих заданий. ^ упражнение «экскурсия» Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе. Ориентировочное время: Около 1 часа (с обсуждением). Материалы и подготовка: Живой уголок (зоопарк, музей природы и т.п.), подготовка ведущего к экскурсии. Процедура: Рассказывая об объектах природы, ведущий подчеркивает особенности их образа жизни, те опасности, которые им грозят, любопытные случаи, связанные с ними и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|