Развития отношения к природе
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В дальнейшем развитии отношения к тем или иным природным объектам большую роль играют экологические сведения (факты), которые по сути выполняют функции психологических релизеров когнитивного канала. Однако, следует констатировать, что не всякая информация о природных объектах в равной степени способствует развитию субъектно-этического отношения к ним. Например, сведения об особенностях поведения и социальной организации обезьян или *Уравлей оказывают на человека гораздо большее влияние в пла-Не формирования отношения к этим живым существам, чем сведения о строении их органов пищеварения или специфике Устройства скелета. Наиболее значимы те факты, которые несут Значение «похож на меня», «как я», «полезен мне» и т.д. При этом существенное влияние оказывают эмоции, вызы-ваемые данным фактом. Так, сходство строения кровеносных сие- механизмы развития отношения к приро. механизмы когнитивного канала.
тем человека и обезьяны воспринимается гораздо менее эмощ онально, чем, скажем, поведенческий акт, приведенный Дж.Гу-долл: дикие шимпанзе после долгой разлуки при встрече здороваются за руки и обнимаются, как люди. Думается, что дело здесь в том, что строение своей собственной кровеносной системы человек воспринимает достаточно абстрактно, как бы со стороны, видит ее в атласе как условную схему, а процесс «здорования» или «обнимания» — действие, с которым он сталкивается каждый день и которое в бытовом сознании считается собственно «человеческим».
Анализируя взаимоотношения человека с кошками и собаками, Н.Романова подчеркивает, что именно поведенческие проявления, особенно те, в которых наиболее ярко выражается индивидуальность, характер этих животных, вызывают у человека сильный эмоциональный отклик, способствуют установлению психологической близости с ними. «Мы можем сказать, что именно потому собаки и кошки, возможно, смогли так приблизиться к человеку и приблизить его к себе, что черты их характера более, чем у других животных, сродни человеческим... Мы ведь не удивляемся, что у кошки голова, и два глаза, и сердце, как у человека. Что голова, и глаза, и сердце — не странно, а вот характер -странно. А вот тут, быть может, как раз в характере все и дело» (1996, с. 315-316). С другой стороны, информация, полученная путем личного наблюдения*, субъективно «открытая», даже если она относится к «абстрактной» сфере, может оказывать более сильное влияние на развитие отношения, чем, казалось бы, более эмоционально значимые факты, но полученные от других людей или из книг. Здесь проявляется феномен вложенного труда, «состоящий в том, что субъект в большей степени, чем другими компонентами (например, затраченным временем), дорожит вкладываемым в деятельность личнос-тно значимым отношением к ней, реализующим его возможности, в особенности творческие» (Психология. Словарь, 1990, с. 54). Как уже говорилось, такая информация не является собственно психологическим релизером перцептивно-эмоционального канала, поскольку воспринимается как достаточно абстрактный, обобщенный «экологический факт»: в этом случае на развитие отношения оказывает влияние не сама информация, получаемая с помощью сенсорных систем, а ее интерпретация на уровне второй сигнальной системы. Экологические сведения могут быть условно классифицированы по степени их влияния на развитие отношения к природному объекту и по содержанию:
1) Наиболее значима информация, связанная с социальным 2) Большую роль в формировании установки «похож на меня» 3) Значительно меньшее влияние оказывает информация внут- 4) И, наконец, наименее эмоционально, «сухо» воспринима Рис. 44. Степень психологического воздействия экологических сведений различных типов. В связи с этим необходимо отметить, что в содержании школьного биологического образования доля экологических сведений механизмы развития отношения к приро. механизмы когнитивного канала...
надорганизменного и организменного уровня как раз относи тельно невелика. Распространено представление, что мировоззрение учащихся наиболее эффективно формируется именно на основе информации молекулярно-клеточного и внутриорганиз-менного уровня, демонстрирующей общие, базовые свойства, относительно универсальные для всей живой материи. Однако, при ориентации на развитие субъектно-этического типа отношения к природе в целом и отдельным ее объектам, представляется целесообразным такую систему приоритетов пересмотреть, увеличив долю информации организменного и особенно надорганизменного уровней. восприятие, то дальнейший ход развития субъектно-этического отношения может быть заблокирован. Именно таким психологическим механизмом можно объяснить разочарование зоолога Р.Пфеффера в своих симпатиях к соням — небольшим древесным грызунам, внешне напоминающим белку. «В детстве я держал этих зверьков в неволе. Их легко приручить, они не требовательны к пище, ну а облик сонь умилит даже равнодушных к природе людей. Но шли годы, мне открылись другие черты зверьков, и прежних симпатий как не бывало» (1984, с. 83). «Другие черты зверьков» заключались в их склонности разорять гнезда птиц, поселявшихся в дуплянках, что для Р.Пфеффера, страстного орнитолога, оказалось непреодолимым барьером в формировании положительного отношения к соням.
11.4. интеллектуализация эмоций Экологические сведения могут влиять на развитие отношения как непосредственно — через вызываемые ими эмоциональные оценки, так и на основе интеллектуализации эмоций — специфического механизма когнитивного канала. Интеллектуализация эмоций -- это механизм, в результате действия которого «происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуа-лизированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности» (Ломов, 1984, с. 333—334)*. В процессе интеллектуализации эмоций повышается степень обобщенности субъективных отношений. Если эти отношения начинают формироваться под влиянием случайных, единичных фактов и выступают сначала как ситуативные, то, по мере овладения информацией о природных объектах, отношение к ним становится более обобщенным, связывается уже не только с конкретными объектами, но и с их категориями (Ломов, 1984). В результате интеллектуализации эмоций также может осуществляться дальнейшая дифференциация процесса развития отношения. Если отношение, сформировавшееся в результате действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, характеризуется положительным знаком, а полученная впоследствии информация об этом объекте природы обусловливает его отрицательное * Интеллектуализация эмоций принципиально отличается от рационализации, когда с помощью интеллектуальных действий наоборот достигается снижение эмоциональной значимости того или иного объекта, явления, отношения.
Рис. 45. Лесная соня. * Однако, возможна ситуация, когда при сильно выраженном эмоционально положительном отношении человек игнорирует поступающую к нему «отрицательную» информацию о данном природном объекте. В подобном случае его позиция может быть выражена фразой: «Ну и что, что он такой, все равно он мне очень нравится». Интеллектуализация эмоций может оказывать и корректирующее воздействие на процесс развития субъектно-этического отношения в том случае, когда сформировавшееся ранее через перцептивно-эмоциональный канал отрицательное отношение вступает в диссонанс с полученными человеком «положительными» экологическими сведениями. Например, «кровожадный хищ- механизмы развития отношения к природе механизмы когнитивного канала.
ник» после прочтения книги Ф.Моуэта «Не кричи, волки!» предстает совершенно в другом свете. Канадский натуралист, месяцами наблюдавший за поведением волчьей семьи из палатки, расположенной вблизи логова, сообщает такие факты о поведении этих животных, которые буквально заставляют читателей из менить свое отношение к ним. При этом сам автор признается.. предисловии, что именно такую задачу он и ставил себе при написании книги. Если же эмоциональная и когнитивная составляющие отно природы (при отрицательном знаке), либо происходит усилие такого процесса (при положительном). Итак, варианты действия механизма интеллектуализации эмоций могут быть классифицированы следующим образом: 1) Эмоционально-положительное отношение — когнитивно-от а) блокировка процесса развития субъектно-этического отно б) попытка игнорировать экологические факты. 2) Эмоционально-отрицательное отношение — когнитивно-по а) попытка игнорировать экологические факты, б) коррекция процесса развития субъектно-этического отно 3) Эмоционально-отрицательное отношение — когнитивно-от 4) Эмоционально-положительное отношение — когнитивно-по Таким образом, при «положительном» результате интеллектуализации эмоций может повышаться интерес человека
* Необходимо отметить, что в первом и втором случаях приводятся гипотетические, крайне дихотомические варианты. В реальности, в соответствии с теорией конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбау-ма, проходит одновременное изменение двух составляющих: уменьшается степень «положительности» положительной и степень «отрицательности» отрицательной до достижения баланса между ними. природному объекту, что, в свою очередь, вызывает стремление искать об этом объекте новую информацию, а также склонность к практическому взаимодействию, общению, к реальному, специально организованному контакту с ним. рис. 46. Специфические механизмы развития отношения к природным объектам по когнитивному каналу. практический канал развития отношения к природе
глава XII. специфические механизмы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|