Практического канала развития отношения к природе
12.1. цели взаимодействия с природными ОБЪЕКТАМИ Для практического канала развития субъективного отношения к различным природным существам характерен наиболее высокий уровень активности личности при организации взаимодействия с ними. При этом интерес к миру природы перерастает в склонность к натуралистическим занятиям. Склонность — это «избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. В ее основе лежит глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью» (Психология. Словарь, 1990, с. 364). Иными словами, в результате действия перцептивно-эмоционального и когнитивного каналов развития отношения у человека появляется устойчивая потребность в натуралистической деятельности. Главное, что для него «становятся привлекательными не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности» (Психологический словарь, 1983, с. 342). Развиваясь, такая склонность обусловливает постоянное стремление к контактам с природными объектами, к освоению оптимальных технологий взаимодействия с ними, к творчеству, к совершенствованию натуралистических умений и навыков и т.д. Таким образом, склонность к натуралистической деятельности обеспечивает целенаправленный характер активности личности. Характер цели в единстве с мотивами деятельности (вектор «мотив — цель») оказывается важным фактором, определяющим саму возможность или невозможность развития субъектно-этичес-кого типа отношения. В зависимости от характера вектора «мотив — цель» практическую деятельность с объектами природы можно разделить на два типа: прагматическую и непрагматическую. В непрагматической деятельности мотив задается потребностью в компетентности (наличии вооруженности определенными навыками и умениями, необходимыми для выполнения деятельности, опыта переживания аффективных состояний, возникающих в ней, освоенности стратегий деятельности), а цель состоит в получении такой компетентности, в удовольствии от самого процесса взаимодействия. При этом не преследуется цель получить какой-либо материальный «полезный продукт», от объекта природы. Если практическая деятельность с объектом природы носит непрагматический характер, то к нему, как правило, постепенно формируется субъектно-этическое отношение.
И напротив, в прагматической деятельности с объектами природы ее мотив задается прагматическими (пищевыми, производственными или другими аналогичного характера) потребностями, а целью является именно получение материальной пользы, т.е. объект используется для извлечения какого-либо продукта (шкура, шерсть, мясо и т.д.) или функции (сторож, транспортное средство и т.д.). В этом случае наиболее вероятно формирование объектно-прагматического отношения. Например, к морской свинке, которая содержится в квартире для удовольствия ребенка, т.е. собственно для самого процесса взаимодействия с ней, постепенно вырабатывается субъектно-эти-ческое отношение. К другой же морской свинке, предназначенной для скармливания, скажем, удаву в зоопарке, формируется только объектно-прагматическое отношение: человек взаимодействует с ней лишь для получения «полезного продукта» — корма удаву; удав же, в свою очередь, может быть «любимцем», контакты с которым носят непрагматический характер и поддерживаются ради удовольствия от самого процесса взаимодействия. Важнейшим механизмом развития отношения к объектам природы, характерным именно для практического канала, может быть присвоение им имени, кстати, очень часто человеческого. Психологическая функция присвоения имени в этом случае заключается в обособлении данного существа, персональном выделении его из ряда других аналогичных, придании ему уникальности, неповторимости — одного из важнейших свойств субъекта по Кагану (1988).
Такой потребности, в общем, не ощущается при действии механизмов перцептивно-эмоционального и когнитивного каналов, она возникает непосредственно в связи с процессом практического взаимодействия. механизмы развития отношения к природ* практический канал развития отношения к природе
Наделение кого-либо именем — это признание его субъектности поэтому наличие имени может служить критерием существования субъектно-этического отношения к живому существу. Например, фра, за: «Мы купим самочку для нашего Гоши» — свидетельствует о том что «самочка» пока воспринимается как объект, причем цель ее покупки — порадовать именно «нашего Гошу», к которому явно сформировано субъектно-этическое отношение. Когда же заработают механизмы развития субъектно-этического отношения, речь уже пойдет не о «Гоше» и «самочке», а о «Гоше» и, скажем, «Катюше». Само по себе употребление имени оказывает на людей программирующее влияние. Допустим, произносятся две фразы: «Наша корова, наконец, дала ведро молока» и «Наша Зорька, наконец, дала ведро молока». В первом случае ощущается психологический подтекст: «Наконец-то наши труды по уходу принесли нам ощутимую пользу». Совершенно другой психологический подтекст во втором варианте: «Наконец-то она постаралась, молодец. Мы не зря трудились, ухаживая за ней». Как видно, психологический смысл в этих фразах различается прежде всего по субъекту деятельности. В первом случае — это человек, корова же выступает в качестве объекта его воздействия. Во втором — корова представляется, наряду с человеком, субъектом совместной деятельности, человек взаимодействует с ней на субъективном уровне. От директора Даугавпилсского муниципального зоопарка М.Ф.Пу-пиньша мы узнали любопытный факт, связанный с ролью имени в процессе развития отношения к животным.
В специальном вольере находились две морские свинки. На пояснительном стенде имелась такая надпись: «Я морская свинка. Меня зовут Цуцулис*. Меня можно брать на руки, гладить, кормить, но нельзя обижать». Практически все посетители зоопарка, а особенно дети, обращались к сотрудникам с вопросом: «А кто из них Цуцулис?» Получив ответ, они с восторгом начинали ласкать «Цуцулиса»; вторая свинка не вызывала абсолютно никакого интереса. Когда М.Ф.Пупинып специально «делал Цуцулисом» вторую свинку, бывший «Цуцулис» оставался одиноко сидеть в вольере, пока восторги посетителей изливались на «новоиспеченного Цуцулиса». Следует отметить, что факт «использования» того или иного живого существа человеком сам по себе еще не служит фактором, безусловно определяющим формирование к нему объектно-прагматического отношения. Существует определенная разница в отношении к природному объекту -- «источнику» полезного продукта и к природному объекту -- «носителю» полезной функции. Например, к поросятам, которых «выращивают на мясо» обычно г Слово «цуцулис» (сисиПз) с латышского языка может быть переведено как «свиненок». формируется объектно-прагматическое отношение. Характерно, что им редко присваивают имя. Об имени для поросенка чаще вспоминают, когда его показывают детям. Но ведь в этой ситуации меняется цель и мотив деятельности: поросенок выступает как партнер по взаимодействию с ребенком, его задача — развлечь малыша, и на это время он становится Хрюшей или Пятачком. К.Лоренц также отмечает, что «отношение человека к животным, которых он выращивает для еды, носит противоречивый характер. У фермеров оно определяется вековыми традициями и давно уже вылилось в строго определенную, почти ритуальную форму поведения, что полностью освобождает их от ощущения моральной ответственности и вины» (1995, с. 8). Типично, что в крестьянских хозяйствах все коровы и телки имеют имена, а бычки так и остаются просто «бычками», кроме тех, кому посчастливилось стать племенными производителями: Геркулесами, Ильями Муромцами или Верзилами. Кстати, колхозные коровы, кроме отощавших боков, отличались от домашних еще и тем, что вместо имени получали «кличку», огромный номер на спину и, соответственно, объектно-прагматическое отношение к себе. Стоит ли удивляться, что они и «отдавали» значительно меньше.
Субъектно-этическое отношение гораздо чаще проявляется к тем «полезным» живым существам, которые выступают в качестве носителей полезной функции: собака — сторож или пастух, лошадь — транспортное средство, ловчий сокол — помощник на охоте и т.п. Характерные высказывания: «конь — мой боевой товарищ», «пес — друг пограничника» и т.д. — говорят сами за себя. «Только два вида животных стали членами домашнего круга человека не как пленники и были приручены не с помощью щшнужде-ния. Я имею в виду собаку и кошку. Их объединяют два момента — оба они хищники и у обоих человек использует их охотничьи способности» (Лоренц, 1995, с. 9). Действительно, функциональное использование животных, как правило, предполагает тесное взаимодействие человека с ними в процессе деятельности. При этом для человека и животного-помощника предмет деятельности как бы становится общим, животное и человек выступают как партнеры, субъекты совместной Деятельности, что, безусловно, формирует субъектно-этический тип отношения к этому животному. Строго говоря, совместная деятельность в большинстве подобных случаев отсутствует. Например, при поездке на лошади и мотив, и цель деятельности, и планирование, и принятие реше- механизмы развития отношения к природ^ практический канал развития отношения к природе
ния задаются человеком, принадлежат человеку. Для самого же человека эта деятельность может мыслиться именно как совмест> ная: «Мы приехали домой». Но для развития субъектно-этическо-го отношения важен не объективно совместный характер деятельности, а ее восприятие как таковой, восприятие объекта природы как субъекта совместной деятельности. Однако, в отдельных случаях, животные могут выступать в качестве субъектов совместной деятельности в самом строгом понимании этого термина: брать на себя инициативу, принимать нестандартные решения в критических ситуациях и т.д. Немалый материал по этому вопросу накоплен любителями собак, лошадей, знатоками природы. Именно рассказы о подобном поведении животных составляют «самую соль» общения таких «фанатов» между собой. Л.Н.Толстой, немало в своей жизни имевший дело с лошадьми, в романе «Анна Каренина» описывает особенно «одаренную» лошадь Вронского Фру-Фру. Перед скачками жокей предупреждает Вронского, что он не должен ни удерживать лошадь, ни понуждать ее брать препятствия: «Давайте ей выбирать, как она хочет». Во время скачек Вронский решает обогнать одного из находящихся впереди него соперников, но этот последний никак не освобождает для него дорожку. Едва только Вронский задумывает обогнать его с внешней стороны, как Фру-Фру меняет ногу и начинает обходить именно так, как нужно. Наверное, каждый из нас может вспомнить подобные случаи поведения каких-то животных при их взаимодействии с человеком. Именно при контактах человека с природными объектами -носителями полезной функции — наиболее отчетливо проявляется двойственность отношения к ним: в одних ситуациях это субъектно-этическое отношение, в других — тот же человек к тому же живому существу демонстрирует своими поступками объектно-прагматический тип отношения. В этом случае можно говорить о невысоком уровне такого параметра субъективного отношения, как принципиальность.
Итак, влияние характера цели деятельности, направленной на объект природы, на развитие субъектно-этического или объектно-прагматического отношения может быть классифицировано следующим образом: 1. Использование непосредственно самого природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы. Примеры: нутрии на шкуру, капуста в пищу, лес на древесину и т.д. В этом случае формируется только объектно-прагматический тип отношения. 2. Использование части природного объекта или продуктов его Примеры: курица для откладывания яиц, яблоня для получения яблок, корова для получения молока и т.д. Доминирует объектно-прагматический тип отношения, но возможны и элементы субъектно-этического. 3. Использование какой-либо поведенческой функции природ Примеры: кот-крысолов, верблюд-носильщик и т.д. Объектно-прагматическое отношение в процессе взаимодействия может трансформироваться в субъектно-этическое. 4. Использование природных объектов в качестве источника Примеры: кино- и фотосъемка в природе, фенологические наблюдения, этологические исследования и т.д. 5. Забота о благополучии самих природных объектов. Примеры: содержание аквариумных рыбок или комнатных растений, изготовление и развешивание искусственных гнездовий и кормушек, охрана животных в заповеднике и т.д. В этом случае, как правило, формируется субъектно-этическое отношение. Однако в ситуациях, когда мотив натуралистической деятельности побуждает, прежде всего, к достижению каких-либо профессиональных успехов, обусловливающих социальное и признание, повышение статуса, природные объекты могут использоваться лишь как средство, и тогда к ним складывается объектно-прагматическое отношение. Например, при выведении «чистых линий» пород аквариумных рыбок аквариумист «выбраковывает», т.е. уничтожает, тех мальков, которые не вполне соответствуют стандарту и т.д. Анализируя мотивы природоохранных поступков людей, В.Борей-ко (1997в) выделяет десять мотиваций, не связанных собственно с уровнем развития их субъективного отношения к природе. «При отсутствии непосредственного интереса к природе у таких людей на первый план выступают совершенно другие мотивы, в основном свя- механизмы развития отношения к природе практический канал развития отношения к природе
занные с личностным «Я» (с. 58). К таким мотивам отнесены: 1) мемориальное поведение («поступок будет служить доброй памяти о них»); 2) материальная выгода; 3) потребность соответствовать социальному окружению; 4) потребность быть полезным обществу; 5) потребность в удовольствии (от пребывания в походе, в экспедиции и т.п.); 6) потребность в уважении, высоком статусе, престижном деле; 7) желание не обострять, не ухудшать отношения с кем-либо; 8) потребность в самоутверждении; 9) потребность в общении, ощущении «чувства локтя»; 10) потребность освободиться от чувства вины, желание «замолить грехи». Для развития субъектно-этического типа отношения к природным объектам необходимо, чтобы характер вектора «мотив-цель» в качестве условия достижения цели деятельности задавал процесс взаимодействия, общения с этими объектами. На возможность общения человека с природными объектами обращает внимание М.С.Каган, который подчеркивает, что «животное... может стать партнером человека в процессе общения. Более удивительно, однако, что в такой же роли выступает подчас и растение, и море, горы, облака» (1988, с. 225). Характерно, что к комнатной собаке развивается субъектно-этическое отношение, а к сторожевой во дворе на цепи — скорее всего, объектно-прагматическое. Ведь целью взаимодействия с комнатной собакой является собственно общение, а со сторожевой — получение определенной пользы: охраны имущества. Интересно, что профессиональные дрессировщики цирковых собак часто заводят себе еще и специальную собаку «для души», которую ничему не обучают, а только возят ее повсюду с собой на гастроли в качестве «компаньона» для общения. О возможности изменения типа субъективного отношения к домашним животным с объектно-прагматического на субъектно-эти-ческий именно в процессе общения с ними ярко свидетельствует, например, отрывок из сочинения, написанного студенткой психологического факультета после прослушанного курса зоопсихологии и сравнительной психологии: «... я (как человек сельский) имела довольно-таки одностороннее отношение к животным: это, в первую очередь, «охранник» дома (собака), поедателъ мышей (кот) и, конечно же, пищи (куры, утки, корова и т.д.). Оказавшись здесь, в Москве, я столкнулась с тем, что к животному можно относиться как к ребенку. Хозяйка, У которой я снимаю квартиру, живет только своей Викой — это старый пудель, действительно очень напоминающий ребенка. Сначала я долго привыкала к собаке в доме на правах равноправного члена. Даже сопротивлялась: раздражение от запахов, шерсти. Сейчас хозяйка в санагпо-^ рии, и я с Викой одна. Бедная, как она тоскует. Наверное, не каждый^ человек может проявлять такую привязанность. Дело в том, что в ней мало чего осталось от "собачьего ". Так где же правда, я вас спрашиваю, что же лучше? Как говорил Жеглов: "Вор должен сидеть в тюрьме ", т.е. собака должна оставаться собакой, или как?» Последние вопросительные интонации свидетельствуют о мировоззренческих сомнениях автора, о процессе постепенного преодоления доминирующего ранее четко выраженного объектно-прагматического отношения к животным под влиянием новых представлений, полученных как в процессе близкого взаимодействия с собакой в условиях «совместного проживания» с ней, так и в курсе зоопсихологии. 12.2. Мотивы натуралистической деятельности в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|