Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпизод 1. «Появление Кролика». Эпизод 2. «Полет»




                Эпизод 1. «Появление Кролика»  

А л и с а сидит на берегу и мается: делать ей совершенно нечего. Пробует заглянуть в лежащую рядом книжку.

А л и с а. Кому нужны книжки без картинок... или хоть стишков, не понимаю! Неплохо бы сплести венок из маргариток, но тогда нужно подниматься и идти собирать эти маргаритки…

 

С чего начнем? На сцене как будто бы ничего не происходит: сидит несчастный одинокий ребенок и мается от безделья. Душно. Бытовая зарисовка, абсолютно реалистическая. Для чего она нам нужна? Для чего эта сцена необходима автору?

Дело в том, что всякое чудо, волшебство (а их в сказке будет предостаточно) должно быть неожиданно. Зритель должен быть застигнут врасплох.

Мы подробно остановимся на начальных этюдах потому, что они – своеобразная обманка для публики, которая «затягивается» нами в неспешную будничную атмосферу происходящего. Тем сильнее будут зрители поражены тем, что произойдет вскоре.

А с точки зрения педагога, - начинающим актерам - Вашим ученикам будет полезно начать работу не с фантастических, гротескных этюдов, а с максимально приближенных к реальной жизни. Все должно происходить «взаправду», неторопливо и очень точно.

 

Этюд 1. . " Я в предлагаемых обстоятельствах". Персонаж – Алиса. Но, впрочем, это упражнение с удовольствием выполнят многие участники труппы, так как тема этюда – " Как мне лень что-нибудь делать" – знакома практически каждому.

Алиса сидит на берегу и мается: делать ей совершенно нечего. Пробует заглянуть в лежащую рядом книгу.

Этюд 2. " Психофизическое самочувствие". Тема – " Жара". Чем отличается поведение человека или животного в жару? Что меняется в их самочувствии, движениях по сравнению с существованием, например, зимой? Этюд касается всей труппы, так как жара – атмосфера всей сказки.

 

Этюд 3. " Перемена состояния, наблюдение". Персонаж – Алиса. Тема – " Как я засыпаю". Задача – объяснить, что такое " смена темпоритма существования при перемене психофизического самочувствия". Алиса засыпает, и ее движения – на театральном языке – «п л а с т и к а» – постепенно становятся замедленными, менее уверенными, неуклюжими.

 

А л и с а засыпает. Неожиданно появляется Белый Кролик.

Кролик. Ай-ай-ай! Я опаздываю!

 

Этюд 4. " Наблюдение за животными". Попробуйте разобраться вместе с Вашими учениками, для чего вообще нужны подобные упражнения? Зачем все будущие актеры в театральных училищах выполняют это задание и изображают зверюшек? Не только ведь потому, что кому-то придется потом играть зайчиков и щенков на новогодних елках. Просто дело в том, что многие люди и обликом и поведением напоминают тех или иных животных. Один «неуклюж как медведь»; другая «грациозна как кошка»; третий – «холоден как змея» и т. д. Целый жанр литературы – басня – основан на подмене реальных персонажей действующими и говорящими представителями фауны.

Кроме того, изображая зверей, актер может максимально отдалиться от своего «я», «п е р е в о п л о т и т ь с я» в существо совершенно иной природы.

Итак, персонаж – Белый Кролик. Это – первый из серии подобных этюдов при работе над " Алисой". Важно, чтобы маленькие актеры поняли, что самое характерное для данного, изображаемого ими животного – не только внешний вид, но и поведение, скорость движений, и, главное, - взгляд. Не зря мы говорим: «Преданный собачий взгляд», «Хитрый кошачий глаз» и т. д. А какой взгляд у кролика?   И, наконец, элемент фантазии – какая у нашего Кролика речь? Наверное, быстрая, стакаттированная… а, может, и нет…это уж как исполнитель решит…

  

Этюд 5. " Оценка факта". Персонаж – Алиса. Сначала надо дать ребятам сыграть этюд по системе " " я" в предлагаемых", т. е. предложить им самим, вне контекста разыгрываемой истории, отреагировать на появление подобного чудесного Кролика. Пусть кто-то испугается, а кто-то сразу кинется ловить диковинную зверюшку - уже потом педагог может отобрать реакции, наиболее подходящие для данной героини. Ведь, согласитесь, далеко не каждый из нас в такой ситуации «не так уж удивится», а затем «сгорая от любопытства» кинется догонять убегающего Кролика!.. Иначе говоря, надо, что бы ученики поняли, что их личностные реакции могут далеко не всегда совпадать с реакциями персонажа. А они, по замыслу Автора, таковы:

 

Алиса (сама себе). Ничего… Все идет как надо…Тут нет ничего такого необыкновенного. Нет, все-таки немножко удивиться стоит, но вообще-то все идет как надо.

Кролик достает из жилетного кармана часы, и, едва взглянув на них, опрометью кидается бежать.

Алиса (удивленно). Да ведь это же первый Кролик в жилетке и при часах, какого я встретила за всю свою жизнь! (Устремляется вдогонку за Кроликом).

Белый Кролик скрывается в своей норе. Алиса, не раздумывая, устремляется за ним.

             

Эпизод 2. «Полет»

Алиса внезапно проваливается в глубокий колодец.

 

Этюд 6. «Полет». Персонаж – Алиса. Для начала интересно задать ученикам вопрос: «Как можно на сцене изобразить полет? » Некоторые станут придумывать технические средства для подъема Алисы «под колосники» – веревки, блоки и т. д. Некоторые предложат заменить на время полета актрису куклой и спускать ее из-за ширмы. Это уже попытка режисерского решения. Вариантов может быть множество, но пусть педагог не спешит отбирать наиболее, по его мнению, выигрышный, пока не добьется верного ответа: «Надо сыграть про полет так, чтобы актриса стояла на сцене, а зрители поверили, что она летит вниз». К. С. Станиславский назвал это явление термином «к и н о л е н т о- в и д е н и е». Что же видит и пытается передать зрителю Алиса?

 

Алиса(в полете). Так… Времени вволю и для того, чтобы осмотреться кругом, и для того, чтобы подумать, что меня ждет впереди…Первым делом надо понять, куда я лечу. (Смотрит вниз). Как темно! (Начинает рассматривать стены колодца). Шкафы и шкафчики,   полочки и полки, картинки и географические карты… (С одной из полок Алиса ухитряется на лету снять банку, на которой написано: " АПЕЛЬСИНОВОЕ ВАРЕНЬЕ". Заглядывает внутрь. Разочарованно). Пусто. (Хочет бросить банку вниз, но спохватывается). Нет. Еще ушибу кого-нибудь. (Ставит банку на какую-то полку. ) Да, вот это полетела, так полетела! Уж теперь я не заплачу, если полечу с лестницы! Дома скажут: вот молодчина! Может, даже с крыши слечу и не пикну! Вниз, и вниз, и вниз! Неужели это никогда не кончится? Интересно, сколько я пролетела? Наверное, я уже где-нибудь около центра Земли! Ну да: как раз тысяч шесть километров или что-то в этом роде... Ну да, расстояние я определила правильно. Вот только интересно, на каких же я тогда параллелях и меридианах?.. Какие красивые, длинные слова – параллели и мередианы… (Пауза. ) А вдруг я буду так лететь, лететь и пролечу всю Землю насквозь? Вот было бы здорово! Вылезу - и вдруг окажусь среди этих... которые ходят на головах, вверх ногами! Как они называются? Анти... Антипятки, что ли?.. Слово какое-то не совсем такое… Хорошо, что меня никто не слышит… Вниз, и вниз, и вниз… Только мне, пожалуй, там придется спрашивать у прохожих, куда я попала.

 

Этюд 7. «Фантазия. Антиподы». Алиса пытается встать на голову и представить, как же передвигаются неизвестные ей существа с другой половины земли.

 «Антиподы» могут и появиться на сцене реально вокруг девочки – ведь действие-то происходит в ее сознании. Тогда этюд становится заданием для всей труппы. Цель этюда – во-первых, показать, насколько важна физическая подготовка в работе актера – не владеющий своей пластикой исполнитель просто неспособен показать подобный эксцентрический персонаж.

Во-вторых, этюды «на фантазию» дают возможность Вашим ученикам отключиться от бытового восприятия мира и стать в полной мере «творцами» воплощаемого на сцене образа.

 

Вокруг Алисы начинают возникать вызванные ее фантазией кувыркающиеся и прыгающие в полете Антиподы.

Алиса (обращаясь к Тете-Антипод). Извините, тетя, это Австралия или Новая Зеландия? (Алиса пытается вежливо присесть).

Тетя-Антипод. Какая дурочка, совсем ничего не знает!

Алиса (обиженно). Ну, и пожалуйста, не буду спрашивать. Сама прочитаю! (Антиподы исчезают. ) Здесь ведь, наверно, где-нибудь написано, какая это страна. (Пауза. ) Вниз, вниз и вниз! Моя кошка Динка будет сегодня вечером ужасно обо мне скучать! Хоть бы они не забыли дать ей молочка вовремя!..

 

Этюд 8. «Общение с воображаемым партнером. Память физических действий». Персонаж – Алиса. Алисиной кошки сейчас на сцене нет. Поэтому актриса должна не просто фантазировать, как она общается с ней, а очень достоверно представлять ее. Упражнения на «память физических действий» – это игра с воображаемыми предметами как с реально существующими. В данном случае воображаемую кошку можно, как и настоящую, приподнять, погладить, прислушаться к ее мурлыканью и т. д.

Подобные этюды приучают к точности в актерской профессии. Закон сцены: чем более фантастична, невероятна форма, тем безусловнее, правдивее должна быть работа артиста.

Про несуществующую на сцене Динку актриса-Алиса должна знать все: ее вес, рост, цвет шубки, возраст, ощущать ее тепло на коленях…Вот Дина лежит спокойно, а потом вдруг потянулась, переменила позу, выпустила когти…

 

Алиса. Милая моя Диночка, хорошо бы ты была сейчас со мной! Мышек тут, правда, наверное, нет, но ты бы ловила летучих мышей. Не все ли тебе равно, киса? Только  вот я не знаю, кушают кошки летучих мышек или нет? (Постепенно вновь засыпает. Сквозь сон повторяет). Скушает кошка летучую мышку? Скушает мышка летучую кошку? Скушает мышка летучую мошку?..

 

Этюд 9. «Скороговорки». Персонаж – Алиса. Надо постараться объяснить начинающим актерам, насколько важна для них грамотная, четкая речь. Произнесение скороговорок – один из наиболее распространенных способов оттачивания дикции.

Текст здесь можно импровизировать до бесконечности, например: «Скушает мошка летучую кошку? », «Слушает мошка летучую мышку? » и т. д.

Еще раз повторюсь – Алиса спит, все происходит в ее фантазии, следовательно, вокруг нее могут появляться и произносить вопросы-скороговорки все персонажи сказки.

 

Алиса (в зал - апарт). Не все ли равно, о чем спрашивать, если ответа все равно не получишь, правда?

 

Этюд 10. «Апарт». Персонаж – Алиса. А п а р т – обращение актера в зал с каким-нибудь вопросом или утверждением. Публика при этом как бы вовлекается в происходящее действие. Надо научить ребят не бояться общаться со зрительным залом точно так же, как с партнерами по сценической площадке. Апарт всегда произносится ниже или выше по тону, чем предыдущий текст. Кроме того, темпоритм существования во время апарта всегда другой по сравнению с иным текстом персонажа. Если актер не будет менять тон и темпоритм, возникнет монотон, т. е. однообразие и бедность звуковой палитры спектакля.

 

Алиса. Ну- (Обращаясь к воображаемой кошке). Ну-ка, Дина, признавайся: ты хоть раз ела летучих мышей? (Неожиданно падает на кучу хвороста и сухих листьев. )

 

Этюд 11. «Приземление». Персонаж – Алиса. Это – завершение сцены «Полет». Точка эпизода должна быть эффектной. Ребятам предлагается сделать этюд «Падение». Отбор идет в сторону гротеска.

 

              

          

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...