Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпизод 12. «В кухне». Этюд 58. «Перемена отношения к объекту». Как будет и будет ли осуществлена технически подмена куклы-ребенка на куклу(?)-поросенка – дело постановщика. Одно важно для педагога: добиться от актрисы оценки факта превращения младенца в х




Эпизод 12. «В кухне»

Алиса входит в кухню. Там стоит дым коромыслом: посреди на трехногой табуретке сидит Герцогиня и качает на коленях младенца; Повариха, согнувшись над плитой, что-то помешивает в большой кастрюле. Герцогиня чихает, а ребенок еще и ревет. Большущий Кот лежит у печки и улыбается во весь рот.

 

Этюд 57. «Организованный беспорядок». В театре не может быть беспорядка вообще – это не искусство. Чем сумбурнее изображаемое действо, тем тщательнее, до мелочей, оно должно быть организовано.

Алиса (в зал, чихая). И-и-и-чхи! В этом - апчхи! - супе - чхи! - слишком много... а-а-а-пчхерцу! (Нерешительно, Герцогине). Скажите, пожалуйста, почему ваш кот так улыбается?

Герцогиня. Это Чеширский Кот, вот почему. (Яростно, ребенку). Поросенок!

Алиса. Я не знала, что Чеширские Коты должны улыбаться. По правде говоря, я вообще не знала, что коты умеют улыбаться.

Герцогиня. Все они умеют, и большинство не упускает случая!

Алиса (светским тоном). А я, представьте, ни одного такого не знала!

Герцогиня (категорически). Ты многого не знаешь, это факт!

Пауза. Повариха снимает кастрюлю с плиты и начинает швырять кухонной утварью в Герцогиню с младенцем. Герцогиня не обращает на это никакого внимания, продолжая укачивать ребенка.

 

Этюд 57. «Отношение к неживому объекту как к одушевленному». Конечно, нереально тащить живого грудного младенца в этот сумбур. Тем более, что в дальнейшем ребенок должен по замыслу автора превратиться в поросенка. Поэтому необходимо добиться от актеров правдоподобного обращения с куклой-муляжом и отношения к ней как к живому существу.

 

Алиса (вне себя от ужаса). Пожалуйста, пожалуйста, перестаньте! Ой, вот сейчас прямо в наш дорогой носик!

Герцогиня. Если бы никто не совал носа в чужие дела, мир завертелся бы куда быстрей, чем сейчас.

Алиса. Ну, и что же тут хорошего? Представляете, какая бы началась путаница? Никто бы не знал, когда день, когда ночь! Ведь тогда бы от вращения...

Герцогиня. Кстати, об отвращении! Отвратительных девчонок казнят!

Алиса (испуганно). Я только хотела сказать, что если сейчас Земля совершает один оборот за двадцать четыре часа... Или наоборот: двадцать четыре оборота за час...

Герцогиня. Ах, не мучай меня, дорогая, - цифры - это мое слабое место! (Снова принимается укачивать ребенка, напевая нечто вроде колыбельной и изо всех сил встряхивая бедняжку в конце каждой строчки).

Малютку сына - баю-бай! -

Прижми покрепче к сердцу

И никогда не забывай

Задать ребенку перцу!

Баюкай сына своего

Хорошею дубиной -

Увидишь, будет у него

Характер голубиный!

Припев.

(Его дружно подхватывают Повариха и младенец):

Уа-а! Уа-а! Уа-а!

Уж я-то деточку свою

Лелею, словно розу!

И я его баю-баю,

Как Сидорову козу!

Припев.

Уа-а! Уа-а! Уа-а!

(Допев, швыряет ребенка Алисе). Держи! Можешь понянчиться с ним, если хочешь. Я должна переодеться к вечернему крокету у Королевы.

Герцогиня выбегает из кухни. Повариха запускает сковородкой ей вдогонку, но промахивается.

Алиса (с рудом удерживая малыша в руках, в зал). Он какой-то странный. А руки и ноги торчат во все стороны. Прямо как у морской звезды. И пыхтит как паровоз.. (Младенец вырывается, Алиса пытается взять его поудобнее, для чего ей приходится завязать ребенка узлом и крепко держать за правое ухо и левую пятку, чтобы он не мог развязаться). Придется взять малыша с собой, а то они его не сегодня завтра укокошат! Оставить его тут - это просто преступление! (Выходит из дома, идет по дорожке. Ребенок хрюкает). Не хрюкай, детям хрюкать неприлично, и никто тебя не поймет! А все-таки, может быть, ты просто хныкал? Смотри, мой дорогой, если ты решил вести себя по-свински, я с тобой не буду водиться! Заруби себе на носу. (Ребенок хрюкает). Что же я буду с ним делать?.. (Хрюканье. Алиса всматривается).

Этюд 58. «Перемена отношения к объекту». Как будет и будет ли осуществлена технически подмена куклы-ребенка на куклу(? )-поросенка – дело постановщика. Одно важно для педагога: добиться от актрисы оценки факта превращения младенца в хрюшку.

 

Алиса. Никаких сомнений; это самый настоящий поросенок! И совершенно нелепо тащить его дальше на руках. (Пускает малыша на землю). Ну что ж, ничего, ведь из него мог выйти очень противный мальчишка. А так получился очень симпатичный поросенок! (В зал). Кстати, я знаю детей, из которых могли бы выйти развеликолепные поросята…Вот бы только узнать такое средство, чтобы превратить их...

   

 

            Эпизод 13. «Чеширский Кот»

На ветке дерева сидит Чеширский Кот и улыбается, заметив Алису.

Алиса ( в зал). На вид он не злой…(Коту). Чеширский Мурлыка... (В зал). Улыбается, значит, не сердится. (Коту). Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

Кот. Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти.

Алиса. Да мне почти все равно…

Кот. Тогда все равно, куда идти.

Алиса. …Лишь бы попасть куда-нибудь.

Кот. Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, конечно, если не остановишься на полпути.

Алиса (меняет тему). Скажите, а кто тут кругом живет?

Кот (показывает лапой). В этой стороне живет некто Шляпа. Форменная Шляпа! А в этой стороне (Показывает). живет Очумелый Заяц. Очумел в марте. Навести кого хочешь. Оба ненормальные.

Алиса (испуганно). Зачем это я пойду к ненормальным? Я их... Я лучше к ним не пойду...

Кот. Видишь ли, этого все равно не избежать - ведь мы тут все ненормальные. Я ненормальный. Ты ненормальная.

Алиса. А почему вы знаете, что я ненормальная?

Кот. Потому что ты тут. Иначе бы ты сюда не попала.

Алиса. А почему вы знаете, что вы ненормальный?

Кот. Начнем с собаки. Возьмем нормальную собаку, не бешеную. Согласна?

Алиса. Конечно!

Кот. Итак, собака рычит, когда сердится, и виляет хвостом, когда радуется. Она, как мы условились, нормальная. А я? Я ворчу, когда мне приятно, и виляю хвостом, когда злюсь. Вывод: я - ненормальный.

Алиса. Разве вы ворчите? По-моему, это называется мурлыкать.

Кот. Пусть называется как угодно. Ты вечером будешь на крокете у Королевы?

Алиса. Ой, я бы очень хотела, да только меня что-то еще не приглашали.

Кот. Значит, до вечера. (Исчезает. После паузы появляется снова). Кстати, чуть не забыл спросить, что случилось с тем ребенком?

Алиса. Он превратился в поросенка.

Кот. Так я и думал. (Исчезает. Появляется). Как ты сказала: " в поросенка" или " в карасенка"?

Алиса. Я сказала " в поросенка", и можно вас попросить не исчезать и не появляться все время так внезапно, а то у меня прямо голова кружится!

 

Не этюд 60. До этого момента работа шла по старой схеме: исполнитель роли Кота должен был выполнить элементы: " наблюдение за животными" и " удержание темпоритма"; надо было проработать с Алисой смену тона и темпоритма в апартах и добиться правильной оценки факта (реакция на окружающих ее сумасшедших)…

И вдруг – это постепенное исчезновение. Зачем оно нам нужно? Мы же условились не ставить спектакль, а прорабатывать на примере сказки элементы актерского мастерства. Какое уж тут актерство?.. Ведь понятно, что без привлечения технических средств (например, специального точечного освещения или эффекта " черного кабинета", когда исполнитель в состоящем из нескольких частей полосатом " кошачьем" костюме, под которым надето сплошное черное трико и закрывающая лицо маска, работает на фоне черного бархатного задника, постепенно снимая детали – хвост, лапы и т. д., оставляя к финалу сцены видимой зрителю лишь подчеркнутую гримом улыбку) эту сцену не поставишь.

Но педагогический эффект именно в том и состоит, что, убедившись в невозможности самостоятельно выполнить задачу, молодой актер приучается ценить режиссерское решение, привыкает признавать главенство режиссера в театральном процессе. " Много людей нужно, чтобы двигать рояль, и только один человек, - чтобы играть на нем", - как любит повторять опытнейший мастер Щукинского училища, профессор В. А. Эуфер.

Способ, как изобразить исчезновение Чеширского Кота, может быть любым, но он должен обязательно исходить от Вас, дорогие педагоги, ведь именно Вы выступаете в качестве р е ж и с с е р о в по отношению к Вашим молодым актерам. Поэтому №59 – скорее этюд для учителей, чем для учеников. Договорились?

        

Кот. Договорились. (Начинает исчезать по частям, не спеша: сначала - кончик хвоста, а потом постепенно все остальное; наконец остается только одна улыбка).

Алиса (в зал). Вот это да! Кот с улыбкой - и то редкость, но уж улыбка без кота - это я прямо не знаю что такое!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...