Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпизод 5. «В луже из слез». Эпизод 6. «Кто свалился в пруд»




Эпизод 5. «В луже из слез»

Алиса, подскользнувшись, оказывается по шейку в воде.

Алиса (плывет). Тогда ничего, я поеду домой в поезде! Я однажды уже побывала на море. Туда ездят по железной дороге. Там есть ряды купальных кабинок, пляж, где малыши с деревянными лопатками копаются в песочке, затем - крыши, а уж за ними - обязательно железнодорожная станция. (Пауза. ) А-а-а! Догадалась! На самом деле это не море, а пруд, который получился из тех самых слез, какие я проливала, когда была великаншей трех метров ростом. (Ругает себя). Зачем ты только столько ревела, дурочка! Вот теперь в наказание еще утонешь в собственных слезах! Да нет, этого не может быть. (Пугается). Это уж ни на что не похоже! Хотя сегодня ведь все ни на что не похоже! Это и называется, по-моему, оказаться в плачевном положении...

 

Этюд 33. «Память физических действий. Плавание». Как изобразить на сцене плывущего человека? Чем отличаются движения в воде от движений на суше? К счастью, начинающие актеры еще не успели забыть законы физики и должны помнить про сопротивление жидкости, замедляющее пластику.

 

Появляется Мышь. Молча плывет рядом с Алисой.

Алиса. Заговорить, что ли, с этой Мышью? Может, она мне чем-нибудь поможет? А уж говорить-то она, наверное, умеет - что тут такого, сегодня и не то бывало! Заговорю с ней - попытка не пытка. (В зал). Не знаю, как вам, а мне никогда раньше не приходилось беседовать с мышами. Я даже не знаю, как позвать (или назвать) Мышь, чтобы та не обиделась. (Пауза. ) Вспомнила! Брат как-то забыл на столе (случайно) старинную грамматику, и я заглянула туда (конечно, уж совершенно случайно) - и представляете, там как раз было написано, как нужно вежливо звать мышь! Да, да! Прямо так и было написано:

Именительный: кто? - Мышь.

Родительный: кого? - Мыши.

Дательный: кому? - Мыши.

А в конце: Звательный: - О Мышь!

Какие могут быть после этого сомнения? (К Мыши). О Мышь! Может быть, вы знаете, как отсюда выбраться? Я ужасно устала плавать в этом пруду, о Мышь!

Мышь молчит, только взглядывает с любопытством и подмигивает Алисе.

Алиса. Наверное, она не понимает по-нашему. А-а, я догадалась: это, наверное, французская мышь. Приплыла сюда с войсками Вильгельма Завоевателя! А что я знаю по-французски? Только одну фразу! (К мыши). Ou est ma chatte?

 Мышь в ужасе дрожит.

Алиса. Ой, простите! Я просто как-то не подумала, что ведь вы не любите кошек.

Мышь (пронзительно передразнивает). Не любите кошек! А ты бы их любила на моем месте?

Алиса (примирительным тоном). Наверное, наверное, нет. Вы только не сердитесь! А все-таки я бы хотела познакомить вас с нашей Диночкой! Вот ручаюсь, если вы ее только увидите, вы сразу полюбите кошечек! Она такая ласковая, милая кисонька. (Продолжает вспоминать, не спеша подплывая к Мыши. ) И она так приятно мурлычет у камина, и так хорошо умывается - и лапки, и мордочку моет; и она так уютно сидит на руках, и она вся такая мягонькая, пушистая - одно удовольствие, и она так здорово ловит мышей... Ой, простите меня, пожалуйста! (Смущенно). Не будем больше о ней говорить, раз вам так неприятно.

Мышь (с негодованием, задрожав до самого кончика хвоста). Говорить? Стала бы я говорить о таком неприличном предмете! Я и слышать об этом не желаю! В нашем семействе всегда терпеть не могли этих подлых, мерзких, вульгарных тварей! И прошу вас - больше ни слова!

Алиса (торопливо). Не буду, не буду… (Пауза. ) А вы... а вы любите... любите... собачек? (Поскольку Мышь молчит, с воодушевлением продолжает). Вот и хорошо! Как раз около нас живет чудный песик, вот бы вам его показать! Представляете, хорошенький маленький терьер, глазки блестят, а шерстка - просто восторг! Длинная, шоколадная и вся вьется! И он умеет подавать поноску, и служить, и давать лапку, и чего-чего только не умеет, я даже не все помню! Его хозяин говорит, он бы с ним ни за какие тысячи не расстался - такой он умный и столько пользы приносит, он даже всех крыс переловил, не только мы... (Перебивает себя). О господи, какая я бестактная девочка! (Несчастная Мышь тем временем спасается бегством). Мышенька, милая, хорошая, вернитесь! Честное-пречестное, больше ни слова не скажу ни про Кы, ни про Сы! (В зал). Наверное, очень сердится.

Мышь (медленно возвращается. Еле слышным, дрожащим голосом). Выйдем на сушу, дитя, и я расскажу тебе мою историю. Тогда ты поймешь, почему я ненавижу как Тех, так и Этих.

 

Эпизод 6. «Кто свалился в пруд»

Во время предыдущей сцены пруд вокруг Алисы и Мыши постепенно заполняется разными птицами и зверями. Среди них: Утка и Попугай, Стреляный Воробей и Орленок Цып-Цып, и даже вымершая птица Додо, он же Ископаемый Дронт. И кого там  еще только не было!

 

Этюд 34. «Наблюдение за животными и фантазия». Персонажи – все, свалившиеся в пруд, каждый – со своими неповторимыми внешностью, повадками и характером.

 

 Алиса, а за ней и другие, вылезают на берег.

Этюд 35. «Массовая мизансцена». Очень часто бедой самодеятельных театров является неумение исполнителей «распределиться» на сценической площадке. Задача педагога – добиться от каждого яркой, «вылепленной» мизансцены и, вместе с тем, общего темпоритма существования для всех.

Вид у всех довольно-таки жалкий: все мокрые, со всех течет вода.

Этюд 36. «Психофизическое самочувствие». Можно, конечно, окатить всю труппу холодным душем. Но, во-первых, есть риск простудить начинающих артистов, а во-вторых, гораздо интереснее это состояние сыграть, будучи на самом деле сухими.

 Мышь (громко, ко всем). Первым делом, разумеется, надо придумать, как скорее обсушиться.

В ответ раздаются разные предложения. Алиса постепенно вступает со зверюшками в разговор. Что-то говорит Попугаю.

Попугай. Я старше тебя, значит, я все лучше знаю!

Алиса. Тогда скажите, сколько вам лет.

Попугай. Не скажу.

  

Этюд 37. «Принятие решения». У всех зверюшек задача одна – как обсушиться. Автор не написал, какие у них возникают предложения. Задача актеров здесь – дофантазировать это, причем предложения должны быть свойственны именно этому персонажу.

Задача Алисы, ведущей эту сцену, - реагировать на каждую идею, принимая или отвергая ее в силу ее конкретики или абсурда.

 

Мышь (перекрикивая всех). А ну-ка, все садитесь и слушайте меня! Сейчас вы у меня будете сухонькие!

 Все послушно усаживаются вокруг нее, готовые слушать. Мышь торжественно прокашливается.

 

Этюд 38. «Выход персонажа на первый план». Персонаж – Мышь. Задача Мыши – овладеть инициативой и перекрыть общий гомон.

Мышь. Экхем! Ну, я надеюсь, все готовы? Так вот, воспользуемся самым сухим предметом, какой мне известен, кхегем! Прошу полной тишины в аудитории!

 

Этюд 41. «Наблюдение». Это – тот нередкий в театре случай, когда надо играть «маску в маске» – с одной стороны зверька из породы грызунов, а с другой – скучного профессора, читающего с кафедры свою лекцию и не терпящего возражений аудитории.

Мышь (тоном профессионального лектора). Вильгельм Завоеватель, чью руку держал римский первосвященник, вскоре привел к полному повиновению англосаксов, каковые не имели достойных вождей и в последние годы слишком привыкли равнодушно встречать узурпацию власти и захваты чужих владений. Эдвин, граф Мерсии и Моркар, эрл Нортумбрии...

Попугай (дрожа от холода). Б-рррр!

Мышь(нахмурясь, но с подчеркнутой вежливостью). Простите, вы, кажется, о чем-то спросили?

Попугай. Я? Что вы, что вы!

Мышь. Значит, мне показалось. Позвольте продолжать?... Эдвин, граф Мерсии и Моркар, эрл Нортумбрии, присягнули на верность чужеземцу, и даже Стиганд, славный любовью к отечеству архиепископ Кентерберийский, нашел это достохвальным...

Утка (заинтересованно). Что, что он нашел?

Мышь (раздраженно). Нашел это… Ты что, не знаешь, что такое " это"?

Утка (невозмутимо). Я прекрасно знаю, что такое " это", когда я его нахожу, Обычно это - лягушка или червяк. Вот я и спрашиваю: что именно нашел архиепископ?

Мышь (не удостоив Утку ответом, торопливо продолжает). …хвальным; он же сопутствовал Эдгару Ателингу, отправившемуся к завоевателю, дабы предложить ему корону Англии. Поначалу действия Вильгельма отличались умеренностью, однако разнузданность его норманнов... (Внезапно перебив себя, к Алисе). Ну, как твои делишки, дорогая, сохнешь?

Алиса (безнадежно). Мокну. Что-то на меня это совсем не действует!

Дронт (торжественно встает). В таком случае, вношу предложение: немедленно распустить митинг и принять энергичные меры с целью скорейшего...

Орленок (перебивает). А может, хватит на сегодня тарабарщины? Я и половины этой абракадабры не понимаю, да и ты сам, по-моему, тоже! (Деликатно отворачивается, чтобы скрыть улыбку. Все хихикают).  

Дронт (обиженно). Я только хотел сказать, что в нашем положении лучшее средство просохнуть - это, конечно, устроить Кросс по Инстанциям.

Алиса (чтобы поддержать Дронта). А что такое это - Кросс по Инстанциям?

Дронт (радостно). Ну, лучший способ объяснить - это самому сделать!

Этюд 42. «Движение в массовых сценах». Далее персонажи, чтобы обсохнуть, начнут бегать. У каждого – свой темпоритм, своя траектория, своя пластика. А потом все вдруг начинают двигаться синхронно, в одном темпоритме, но по разным траекториям.

Дронт. Прежде всего, разметим инстанцию… (Рисует на земле круг, расставляет всех присутствующих как попало. Все начинают бегать, хаотично перемещаясь внутри круга и останавливаясь когда кто пожелает. Через какое-то время Дронт командует). Финиш! Стоп! Соревнования закончены!

Попугай. А кто же победил?

Дронт (долго стоит неподвижно, приставив палец ко лбу, наконец говорит). Победили все! И все получат призы.

Все (хором). А кто же будет выдавать призы?

Дронт (указывая на Алису). Что за вопрос! Конечно, ОНА.

Все (хором). Призы! Где призы? Давай призы!

Алиса, не зная, что ей делать; в растерянности она сует руку в кармашек и вытаскивает коробочку цукатов. Начинает раздавать конфеты всем участникам соревнований, хватает на всех, кроме нее.

Мышь (с упреком). Как же так? Ты тоже должна получить приз!

Дронт (внушительным тоном). Сейчас уладим! (К Алисе). У тебя еще что-нибудь осталось в кармане?

Алиса (грустно). Ничего. Только наперсток.

Дронт. Превосходно! Передай его мне. (Берет наперсток и торжественно протягивает его Алисе). Я счастлив, сударыня, что имею честь от имени всех участников просить вас принять заслуженную награду - этот почетный наперсток!

Все хлопают, кричат: «Ура»! Алиса вежливо кланяется. Все принимаются за конфеты. Писк, визг, суета.

Алиса (после паузы). Вы обещали рассказать мне вашу историю, помните? (Шепотом, чтобы не расстроить Мышь). И почему вы так не любите - Кы и Сы.

Мышь (поворачиваясь к Алисе и тяжело вздохнув). Внемли, о дитя! Этой страшной истории с хвостиком тысяча лет!

Алиса (с удивлением посмотрев на ее хвостик). Истории с хвостиком? А что с ним случилось страшного? По-моему, он совершенно цел - вон он какой длинный!

Мышь (начинает рассказывать).

Кот сказал бедной мышке:  

- Знаю я понаслышке, что у вас очень

тонкий изысканный вкус, а живете вы в нор-

ке и глотаете корки.

Так ведь вкус ваш испортиться может,

боюсь!

Хоть мы с вами, соседка, встречаемся

редко, ваш визит я бы счел за особую

честь!

Приходите к обеду в ближайшую среду!

В нашем доме умеют со вкусом поесть!..

...

Но в столовой у кошки даже хлеба ни

крошки...

- Пустяки! Не волнуйтесь, мадам!

 Наше дело котово - раз, два, три, и го-

тово - не успеете пикнуть, как на стол я

подам!

 

Этюд 43. «Выполнение жесткого мизансценического рисунка». В театре довольно часто актерам приходится выполнять не только действенную задачу, но и те мизансцены, которые связаны с режиссерским видением спектакля. Что бы режиссер ни придумал, - актер обязан выполнить.

В данном же случае речь идет не о самодурстве постановщика, а о попытке максимально точно воплотить в сценическом образе идею автора. Кэролл придумал такую странную графическую форму для рассказа Мыши – в виде хвоста. Мы предлагаем актерам – Коту и Мышке перемещаться по площадке по соответствующей «хвостатой» траектории, желательно, к тому же, в четком музыкальном рисунке.

 

Мышь (сердито прерывает рассказ. Алисе). Ты не слушаешь, отвлекаешься посторонними предметами и не следишь за ходом повествования!

Алиса. Простите, я слежу, слежу за ним, по-моему, вы остановились... на пятом повороте.

Мышь (сердито). Спасибо! Вот я по твоей милости потеряла нить! Алиса. (Участливо). Потеряла нить? Она, наверное, в траву упала! Позвольте, я ее найду!..

Мышь. Ты и так себе слишком много позволяешь! (Решительно удаляется, бормоча). Вот и мечи бисер перед свиньями! После того, что я рассказала, слушать такие глупости! Очень обидно!

Алиса (ей вслед). Да я не нарочно! Вы какая-то очень обидчивая! Не уходите, пожалуйста, и доскажите свой рассказ!

Все (поддерживая Алису). Пожалуйста, доскажите!

Мышь уходит.

Попугай. Ах, как жалко-жалко, что она ушла.

Каракатица (назидательно, своей дочери). Пусть это послужит тебе серьезным уроком, дорогая! Видишь, как важно всегда владеть собой!

Дочь (раздраженно). Помолчали бы лучше, мамаша! Вы и устрицу выведете из себя!

Алиса (неожиданно). Вот уж когда жаль, что Диночки тут нет! Она бы ее живо сюда притащила.

Попугай. Кто эта Диночка, позвольте полюбопытствовать?  

Алиса (радостно). Дина - это наша кошечка! Она так здорово ловит мышей, вы себе просто не представляете! Она даже птиц ловит, да еще как! Только увидит пташку - и готово дело!

Все при упоминании о кошке тут же начинают разбегаться. Алиса остается одна.

Алиса (грустно). И зачем я только вспомнила про Диночку. Никому-то она тут не нравится, а ведь она такая хорошая кошечка, лучше ее нет на свете! Диночка ты моя дорогая, неужели я тебя вообще больше никогда не увижу! (Опять начинает плакать).

Появляется Белый Кролик, озабоченно озираясь, словно что-то потерял, и бормоча себе под нос.

Кролик. И еще эта Герцогиня! Пропала моя головушка, и шкурка пропала, и усики тоже! Пиши пропало! Велит она меня казнить, нет на нее пропасти! И где только я их мог обронить? (Замечает Алису, сердито окликает ее). Эй, Мери-Энн! Ты что тут околачиваешься? Сию минуту беги домой и принеси мне веер и бальные перчатки! А ну, пошевеливайся!

Алиса ошеломленно кидается исполнять приказание, даже не попытавшись объяснить Кролику, что он обознался.

Алиса (в зал). Он, наверное, принял меня за свою прислугу. Вот удивится, когда увидит, как он ошибся! Но я уж, так и быть, лучше принесу ему перчатки с веером. Только вот где их найти? (Убегает).

 

             

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...