Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпизод 3. «Очень странное место»




Алиса, моментально вскочив на ноги, осматривается. Мимо пробегает Белый Кролик. Алиса бросается в погоню.

Кролик (убегая). Ах, вы ушки-усики мои! Как я опаздываю! Боже мой! (Исчезает. )

 

Этюд 12. «Игра в догонялки с Кроликом». Персонажи – Алиса и Белый Кролик. Скучно, если Кролик убежит просто по прямой из одной кулисы в другую. Театр – это прежде всего и г р а, даже если эта игра – детские «салочки». Но! Никакая игра в театре не может быть спонтанной, бессистемной. Поэтому, разрешив вначале юным артистам порезвиться, надо постепенно заставлять их запоминать и повторять («з а к р е п л я т ь») наиболее, с точки зрения педагога, удачные игровые ситуации, и, наоборот, отказываться от всего случайного, рожденного в этюде, но непригодного в контексте данной сцены. Таким образом, исполнители приучаются «фиксировать» мизансцены.

 

Алиса, оставшись одна, продолжает осмотр помещения. Увидев ряд дверей, пробует их открыть, но все они оказываются запертыми.

 

Этюд 13. «Упражнение с предметом». Персонаж – Алиса. Ученики должны усвоить: любой предмет на сцене должен быть «обыгран». Казалось бы – простая вещь: дверь, но как интересно с ней играть! Даже подойти к двери можно по-разному: осторожно, с опаской, решительно, с любопытством…Можно прислушаться к тому, что происходит за дверью, постучать, посмотреть в замочную скважину, попытаться дверь открыть, взломать. К каждой из стоящих на сцене дверей у нашей Алисы должно быть свое отношение и с каждой – свой этюд. Но маленькой исполнительнице надо помнить одно: все эти манипуляции должны преследовать одну цель – выбраться из подземелья. Действия, не оправданного задачей, на сцене быть не может.

 

Алиса. Как же отсюда выбраться? (Внезапно натыкается на маленький стеклянный столик, на котором лежит крохотный золотой ключик. Быстро берет его, подходит к каждой двери, но, увы, он не подходит. Замечает штору, спускающуюся до самого пола, а за ней - маленькую дверцу сантиметров тридцать высотой. Вставляет золотой ключик в замочную скважину и открывает дверь. Радость. Встает на коленки, заглядывает в отверстие).

 

Этюд 14. «Оценки факта». На самом деле предыдущий текст Кэррола представляет собой цепь нескольких этюдов. Тут и радость Алисы по поводу нахождения ключа, и разочарование после неудачных попыток открывания дверей, и надежда, возникающая после того, как девочка замечает штору, и, наконец, финальное ликование – ключ подошел!

 

Какой чудесный сад! Как бы мне хотелось выбраться из этого мрачного подземелья на волю, погулять среди прохладных фонтанов и клумб с яркими цветами?!.. (Пауза. Разочарованно). Но сюда не прошла бы даже одна моя голова!.. А если бы и прошла, - тоже хорошего мало: ведь голова должна быть на плечах! Почему я такая большая и нескладная! Вот если бы я умела вся складываться, как подзорная труба или, еще лучше, как веер, - тогда бы другое дело! Научил бы меня кто-нибудь, я бы сложилась - и все в порядке! (Возвращается к стеклянному столику. ) Может быть, там все-таки найдется другой ключ или, на худой конец, книжка: " УЧИСЬ СКЛАДЫВАТЬСЯ! " (Видит стоящий на столике пузырек, разглядывает его. )

 

Этюд 15. «Упражнение с предметом». Персонаж – Алиса. Предмет – пузырек. Этот этюд отличается от этюда 12 тем, что на действие здесь, как говорят в театре, «н а д о п о л о ж и т ь             т е к с т». И не просто текст, а целый большой монолог, отражающий целую гамму чувств персонажа. Слово должно быть совмещено с действием, а не существовать отдельно, как это часто бывает у начинающих артистов. Механическое произнесение текстов на сцене невозможно, поэтому всегда надо ставить перед актером точную действенную задачу: для чего его персонаж производит на сцене те или иные действия, зачем говорит те или иные слова. Только тогда будет понятно, что, например, в данный момент Алиса не просто разглядывает пузырек, сопровождая свои манипуляции словами, а продолжает искать выход из пещеры. Пузырек с жидкостью здесь – не что иное, как средство для достижения ее цели, - а вдруг его содержимое поможет уменьшиться и пройти сквозьмаленькую дверь?..

 

Алиса. Ой, какой хорошенький пузырек! Ручаюсь, что раньше его тут не было. (Читает  этикетку). " ВЫПЕЙ МЕНЯ! " Конечно, это очень заманчиво, но я же умная девочка! Нет, я сначала посмотрю, написано тут " Яд! " или нет. Я же недаром читала множество поучительных рассказов про детей, с которыми случались разные неприятности - бедные крошки и погибали в пламени, и доставались на съедение диким зверям, - и все только потому, что они забывали советы старших. А ведь, кажется, так просто запомнить, что, например, раскаленной докрасна кочергой можно обжечься, если будешь держать ее в руках слишком долго; что если ОЧЕНЬ глубоко порезать палец ножом, из этого пальца, как правило, пойдет кровь. И уж отлично помню, что если выпьешь слишком много из бутылки, на которой нарисованы череп и кости и написано " Яд! ", то почти наверняка тебе не поздоровится. Однако здесь нет ни черепа, ни костей, ни надписи " Яд! " Рискну! (Пьет). Как вкусно! Точь-в-точь смесь вишневого пирога, омлета, ананаса, жареной индюшки, тянучки и горячих гренков с маслом! Как, уже все?!..

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...