Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхья-лила 4.186




Для того, кто помнит о Господе Чайтанье Махапрабху, самые тяжелые дела становятся легкими, а для того, кто не помнит о Нем, самое легкое дело становится необычайно трудным. Я в почтении склоняюсь пред Господом Чайтаньей Махапрабху.

 

Приняв прибежище у Господа Чайтаньи и проявляя терпение и настойчивость, мы увидим, что происходят удивительные вещи – трудности уходят. Вот пример из моей жизни: я много лет распространял в университетах книги со столика. Однажды я поставил свой столик в студенческом городке, на «территории свободы слова». В большинстве городков есть такая территория, так как первая поправка к Конституции США гарантирует свободу вероисповедания и свободу слова. Но в этот раз, только я расположился там со столиком и уже был готов распространять книги, пришел охранник и сказал, что для того, чтобы поставить здесь столик, я должен был получить разрешение. Мне пришлось ему подчиниться. Получение такого разрешения у администрации колледжа – это, как правило, затяжной процесс: нужно создать клуб, зарегистрировать его и так далее – короче, сплошная волокита. Но я решил: «По крайней мере, я попытаюсь».

По дороге к зданию администрации я постоянно повторял процитированный выше стих, чтобы получить милость Господа Чайтаньи.

Я пришел к руководству университета и спросил у секретаря о возможности беседы. Мне ответили, что проблем с этим не возникнет. Спустя пять минут вышла представитель руководства и спросила у меня, что мне нужно. Я ответил: «Я хочу поставить в городке столик и распространять с него Бхагавад-гиты». Она ответила: «Не проблема, можете поставить его прямо сейчас». Я был потрясен. И тогда ее секретарь сказала: «Вот видите – ничего сложного. Правда? ». Прозвучало это довольно мистическим образом, как будто через нее, обращаясь ко мне, Господь Чайтанья сказал: «Вот видишь! Просто прими у Меня прибежище и Я помогу тебе».

Одна из наибольших трудностей в распространении книг заключается в том, чтобы сохранять энтузиазм и позитивный настрой, несмотря на многочисленные отказы [со стороны людей, которым мы пытаемся распространять книги]. В одной из Своих лил, наставляя во Вриндаване Своих друзей, Кришна непосредственно имеет дело с подобной проблемой. Однажды мальчики-пастушки проголодались, и Кришна сказал им отправиться к брахманам, совершавшим неподалеку жертвоприношение, и попросить у них еды. Мальчики так и поступили, но брахманы попросту не обратили на них внимание. Опечаленные, они вернулись к Кришне, и Тот объяснил им, что прося подаяние, никогда не следует падать духом. Вот как Шрила Прабхупада описывает произошедшее: «Услышав их слова, Верховная Личность, Кришна, улыбнулся. Он сказал, что им не следует огорчаться отказом брахманов, потому что так случается с теми, кто просит милостыню. Он убедил их в том, что когда человек занимается нищенствованием, выпрашиванием милостыни, он не должен думать, что всегда будет удачлив. В некоторых местах ему, возможно, и не повезет, но это не должно стать причиной для разочарования».

По правде говоря, то, что во время распространения книг нам отказывают, благоприятно для нас, так как помогает стать непривязанным к результату [этой деятельности]. В Бхагавад-гите (5. 20) Кришна говорит:

 

на прахршйет прийам прапйа
нодвиджет прапйа чаприйам
стхира-буддхир асаммудхо
брахма-вид брахмани стхитах

 

«Кто не радуется приятным событиям и не огорчается из-за неприятностей, кто обладает невозмутимым разумом, кто не подвержен влиянию иллюзии и сведущ в науке о Боге, тот уже достиг духовного бытия».

Не стоит приходить в беспокойство, когда результат не достигается, и также не нужно чрезмерно радоваться, когда ожидаемый результат достигнут. Предположим, мне дали большое пожертвование. Я могу очень обрадоваться и решить: «Вот я молодец! Благодаря моей искренности ко мне пришла сила». Оборотной стороной такого счастья являются страдания, которые приходиться испытывать, когда неизбежно приходят отказы. Однажды в Майами один мужчина очень заинтересовался [книгами] и дал преданному, [который распространял их, ] внушительное пожертвование. Преданный так обрадовался, что пустился в пляс и стал кричать: «Харибол! ». Затем он столкнулся с трудностями в распространении книг и начал грустить. Ликование и печаль всегда идут рука об руку.

К успеху нужно относиться как к милости Кришны и при этом думать: «У меня нет никаких способностей, но Он [Кришна] – талант в человеке». Милость Кришны также и в том, что результат не приходит. Нужно просто стараться быть хорошим орудием [в руках Господа] и распространять настолько много книг, насколько это возможно. Результатом этого будет пришедшая к нам милость Кришны. Мы почувствуем себя по-настоящему удовлетворенными. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (4. 31):

 

найам локо ’стй айаджнасйа
куто ’нйах куру-саттама

 

«О лучший из рода Куру, тот, кто не совершает жертвоприношений, никогда не будет счастлив на этой планете или в этой жизни, что же тогда говорить о следующей? ».

Жертвоприношение подразумевает совершение аскез, поэтому тому, кто хочет стать удовлетворенным, необходимо пройти через аскезы санкиртана-ягьи. Однако распространение книг является аскезой лишь в самом его начале, становясь в итоге наиболее экстатичным опытом [в жизни преданного]. Несомненно, распространение книг – наиболее экстатичный опыт в моей [жизни преданного]. Так замечательно осознавать себя душой и понимать, что Кришна наблюдает за тем, как ты пытаешься помочь другим душам, используя для этого наиболее действенный способ!

Одна из многочисленных игр Кришны иллюстрирует другую интересную мысль. Прибыв в Хастинапур для того, чтобы заключить мир с Кауравами, Кришна пришел к Видуре. Видура знал, что Кауравы не последуют совету Кришны, поэтому ему не хотелось, чтобы Кришна участвовал в их собрании. Тогда Господь сказал Видуре: «Мудрецы говорят, что если человек со всей искренностью попытался совершить добродетельный поступок, но ему это не удалось, он все равно обретает благо, которое полагается за этот поступок».

[Иными словами], даже если вы не смогли распространить кому-то книгу, заслуга все равно достается вам. Совершение этой аскезы несет одно лишь благо.

В нижеприведенных фрагментах из бесед во время утренних прогулок в Мельбурне Шрила Прабхупада объясняет, какую роль в санкиртане играют решимость и беспокойства.

 

Преданный. Шрила Прабхупада, духовно ли это, когда у нас не очень хорошо получается распространять книги и мы испытываем беспокойства?

Прабхупада. Беспокойства во время распространения книг, связаны с Кришной. Когда вы беспокоитесь о том, как бы побольше распространить книг – это беспокойство за Кришну. Эти беспокойства связаны с Кришной, а не с торговлей.

Преданный. Некоторые [преданные] говорят: «Когда я иду на санкиртану распространять книги, я слишком сильно беспокоюсь, а получится ли у меня, так что уж лучше мне совсем не ходить».

Прабхупада. Нет, это беспокойство связано с Кришной. Пусть он узнает об этом. Яшода, мать Яшода, стала матерью Кришны, чтобы всегда беспокоиться за него – находится ли Он в безопасности. Таковы беспокойства матери. Поэтому она и стала матерью. Как начать беспокоиться за Кришну? Эта философия неизвестна никому. Все относятся к Кришне как к отцу. Если отец, значит я пребываю в тревоге: «Отец, удовлетвори же мои нужды». А стать отцом Кришны – значит беспокоиться за Него. [Но] они не знают эту философию.

[Утренняя прогулка, 26 апреля 1976 года, Мельбурн]

 

Прабхупада. Нет, это – миссионерская деятельность, которая им непонятна, но вы должны объяснить им [ее смысл]. Они не обращаются к вам: «Пожалуйста, приходите, я страдаю», но ваше дело – идти к ним и сказать: «Вы страдаете. Воспользуйтесь этим методом». Так можно очень быстро обрести благосклонность Кришны. А иначе, если вы думаете, «они не понимают [этого], что толку к ним идти? Пойду-ка я посплю», - это не есть хорошо. Они не понимают и, тем не менее, вам нужно идти. Тогда Кришна заметит: «Он так тяжело трудится ради Меня». Это беспокойство об успехе. Это неважно. Вы тяжело трудитесь ради Кришны. Это отмечается [свыше]. Наша задача в том, чтобы Кришна признал нас. Стал человек нашим последователем или нет – это не наше дело. Мы будем стараться изо всех сил. Нужно, чтобы Кришна видел, что мы совершаем служение Ему. Вот и все. Вот что требуется. Не нужно оценивать: я обошел столько человек и никто из них не стал сознающим Кришну. Это неважно. Вы сделали это, вы искренне совершали усилия – Кришна ценит это. Таков приказ Чайтаньи Махапрабху.

[Утренняя прогулка, 20 мая 1975 года, Мельбурн]

 

Иногда даже преданные становятся противниками такого подхода. Когда Шрила Прабхупада был [на планете], был старший преданный, ответственный за одну общину, который «освободил» преданных от распространения книг, объясняя это тем, что распространители книг причиняют беспокойства общественности. Ответ Прабхупады был таким: «Знаете способ получше – предложите его, но не прекращайте распространение книг».

Среди преданных бытует и другая идея: мы – каништха-адхикари, поэтому кто воспримет нас всерьез? Нам лучше отправиться во Вриндаван, совершать [там] бхаджан, очиститься и затем выходить на проповедь. Что хорошего мы совершим, если по-прежнему находимся под влиянием гун материальной природы? Нас слушать никто не будет». И все-таки Шрила Прабхупада нас этому не учил. Он знал, что мы каништха-адхикари, и, тем не менее, отправил нас распространять книги. Он сказал: «Благодаря этому распространению книг вас признает Кришна». Шрила Прабхупада хотел, чтобы книг[и] были у всех. Он написал знаменитое письмо: «Нет сомнения в том, что распространение книг является нашим самым важным делом. Храм - место не для еды и сна; он – база, с которой мы отправляем наших солдат сражаться с майей. Сражаться с майей – значит сбрасывать тысячи и миллионы книг в руки обусловленным душам, подобно тому как во время войны с неба градом летели бомбы». [Письмо Рамешваре, 3 августа 1973 года].

На санкиртане благо получают не только люди, взявшие книгу Шрилы Прабхупады, но также и мы, так как распространяем послание, с которым Кришна пришел в этот мир. Шрила Прабхупада был настолько увлечен распространением книг, что в последние дни своего пребывания на планете он хотел слышать только письма, в которых говорилось о результатах санкиртаны – где была не только статистика по храмам, но и результаты каждого преданного в отдельности. Прабхупада знал, что, читая эти книги, люди получат благо, и потому придавал этому большое значение. Как-то в письме, адресованном всем храмам, он пообещал: «Я приеду в храм, в котором распространяется больше всего книг».

Он пишет в последнем абзаце последней главы книги «Кришна»: «Не нужно завидовать преданным, которые проповедуют и прославляют Господа. Некоторые так называемые бабаджи из Вриндавана прямо говорили нам, что нет нужды в проповеди, что лучше всего вести уединенную жизнь во Вриндаване и повторять святое имя».

Кто-то может сказать: «Так ведь мы не говорим, что не нужно выходить проповедовать. Мы говорим – отправляйтесь во Вриндаван, воспевайте Святые Имена и, когда очиститесь, проповедуйте». Но – кому судить о том, достаточно ли очистился человек для того, чтобы проповедовать, или нет?

Шрила Прабхупада дал своим ученикам наставление: «Весь год распространяйте книги и затем, раз в год приезжайте в Майяпур и Вриндаван. Получите там вдохновение и снова отправляйтесь проповедовать».

5 января 1976 года, давая лекцию, он сказал: «Распространение книг – наше главное занятие. Нет нужды в том, чтобы заниматься чем-то еще. Если[1] распространение книг должным образом организовано, решительно и вдохновенно набирает обороты и если вместе с этим наши люди остаются духовно сильными, весь мир станет сознающим Кришну». Никому из своих учеников Прабхупада не давал наставления оставаться во Вриндаване, просто воспевать [Святое Имя], очиститься и лишь затем выходить на проповедь.

«Что касается твоего вопроса: это на самом деле так – если они [преданные] хотят удовлетворить меня наилучшим образом, нужно, чтобы в конце концов каждый проповедовал и распространял книги. Нужно всегда подчеркивать важность распространения книг. Факт состоит в том, что если ты искренне возьмешься за это, Кришна обеспечит все необходимое. Подобно слепцу, я следую своему Гуру Махараджу. Каким будет результат, я не знаю. И я подчеркиваю важность распространения книг. Это он [Гуру Махарадж] мне сказал лично. Распространение книг является бхагавата маргом, а храмовое поклонение – панчаратрики виддхи. Для развития Вайшнавизма важно и то, и другое, однако, если сравнивать, бхагавата марга гораздо важнее, чем панчаратрика виддхи. И то, и другое должно, насколько это возможно, совершаться одновременно, и тем не менее бхагавата марга горазждо важнее, чем все остальное. Итак, вы разумные юноши, поэтому вам стоит оценить желание моего Гуру Махараджа и помогать мне [в том, чтобы выполнить его]» [Письмо Шрилы Прабхупады от 6 декабря 1974 года].


 

Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхья-лила 4. 186

прагадха-премера эи свабхава-ачара
ниджа-духкха-вигхнадира на каре вичара

Перевод:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...