Описание методики
осуществления учебных действий
(на стадии выделения ключевых элементов урока)
…
…
…
Сообщение нового
материала,
1-й пункт плана
урока,
7,5 мин.
Текст (прямая речь преподавателя, вопросы, ответы).
Изобразительная и описательная наглядность (в том числе с использованием классной доски, описание демонстраций и др.).
Описание используемых средств обучения (включая средства контроля и корректировки усвоения учебного материала)..................
….……………….……..….
………………………...…..
………………………….….
…………………………….
…………………………….
…………………………….
…………………………….
……………………….…....
……………………….…....
…………………………….
…………………….………
…………………………….
…………………………….
…………………………….
…………………………….
…………………….………
……………………….……
……………………….……
………………………….…
…………………………….
ж) объяснение
з) наглядность, примеры
е) репродукция: смысловые ориентиры, конспектирование
о) развитие памяти
и), к) проход по рядам, наблюдение, диалоги
л) краткое повторение объяснения
ж) рассказ
з) наглядность
н) патриотизм (вклад российских ученых и специалистов)
и) наблюдение
б) одобрение работы активных учащихся
ж) объяснение
з) наглядность
е) проблемное изложение
м) пример из жизни
и), н), л)фронтальный опрос, сравнение целей обучения и результатов, исправление ошибок учащихся, повторение основных моментов.
б) выставление и объявление рейтинговых баллов
2-й пункт плана
…
…
В третьем случае, при использовании доски, в конспекте урока указывается в какой части доски изображается график и какие он имеет размеры; изображен ли он заранее (иллюстративная функция графика) или он строится по ходу объяснения (когнитивная функция); требует ли он зарисовки в тетрадь, и если требует, то какие преподаватель дает разъяснения и рекомендации по построению графика в тетради.
Приведенный пример затрагивает небольшие фрагменты урока, а именно: ключевой элемент з (в части наглядности) при сообщении нового материала 1-го пункта плана. Точно также предельно подробно следует описать методику реализации каждого из ключевых элементов урока во всем конспекте.
Когда конспект будет полностью готов, необходимо провести хронометраж всех этапов урока. Для этого достаточно прочитать текст конспекта вслух в темпе ведения урока, сопровождая чтение теми действиями, которые предусмотрены в 3-й колонке конспекта, и отмечая время начала каждого этапа урока (на этапе сообщения нового материала целесообразно отметить время начала каждого пункта плана). Хронометраж позволит откорректировать продолжительность каждого этапа и всего урока в целом. Корректировка проводится путем сокращения или расширения второстепенного материала. Здесь следует иметь в виду, что в реальной ситуации темп урока может отличаться от репетиции из-за повышенной или пониженной познавательной активности учащихся, волнения преподавателя, непредвиденных задержек. Для того чтобы по ходу урока четко выполнять временнóй график, в конспекте необходимо выделить учебный материал, который без негативных последствий может быть пропущен (при отставании от графика), или наоборот, изложен более подробно и снабжен дополнительными примерами (при опережении графика).
Содержательная и методическая части конспекта должны быть заучены так, чтобы вовремя проведения урока у преподавателя была возможность концентрировать внимание не только на содержательных аспектах урока, а распределять его на проведение запланированных методических приемов и незапланированных, но потребовавшихся во время урока (дополнительная мотивация и стимулирование, дополнительная актуализация опорных знаний, дополнительная диагностика и корректировка восприятия и усвоения, индивидуализация обучения и т.п.).
Запоминанию содержания урока способствует специальная переработка текста, который предназначен для озвучивания. Он должен быть написан разговорным языком. Разговорный язык отличается от книжного более короткими предложениями, сравнительно редким использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, предполагает частое обращение к аудитории. Разговорный язык прост для запоминания, и информация, записанная разговорным языком, легко воспроизводится близко к тексту, и здесь возможна замена одних слов другими, близкими по смыслу. Таким образом, дословное воспроизведение не требуется. Информация, записанная книжным языком, трудна при запоминании и особенно при воспроизведении. На пробных уроках это приводит к тому, что практикант не может вспомнить текст, не может озвучить его своими словами, и принимается читать его по конспекту, что, конечно, не допустимо.
При подготовке к проведению пробных уроков конспект урока рекомендуется выполнять на карточках небольшого размера, которые постоянно находятся в руках у практиканта. Это позволит ему приобрести уверенность, даст возможность незаметно перекладывать карточки и с одного взгляда восстанавливать в памяти содержание урока, методику отдельных действий и временнóй график. Кроме того, карточки дают возможность отойти от стола преподавателя, свободно передвигаться по аудитории, налаживать контакты с учащимися, проводить наблюдения, демонстрацию наглядных пособий, использовать доску и технические средства обучения.
ПРИМЕР ПЛАНА-КОНСПЕКТА ФРАГМЕНТА УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
(этапы мотивации, актуализации опорных знаний и проверка домашнего задания)
Будущая профессия учащихся – модельщик по металлическим моделям.
Курс – 1.
Предмет – Материаловедение.
Тема программы – 4. СТАЛИ.
Тема урока – ЛЕГИРОВАННЫЕ СТАЛИ. ЛЕГИРУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СВОЙСТВА СТАЛИ.
Урок № 15 (29-30 часы программы). Тема предыдущего урока – Виды углеродистых сталей. Их механические и технологические свойства. Тема последующего урока – Стали с особыми свойствами и их состав и применение.
Тип урока – комбинированный.
Цели: Образовательная цель – Изучить основные виды легированных сталей, а также влияние легирующих компонентов на свойства сталей на уровне воспроизведения. Научить расшифровывать марки легированных сталей. Учить учащихся правильно записывать конспект. Проверить усвоение нового материала.
Воспитательная цель – воспитывать аккуратность, интерес к предмету и к будущей профессии, дисциплину.
Развивающая – развивать внимание, память, способность систематизировать факты.
Методы обучения (доминирующие): по источнику знания – словесные (рассказ, объяснение), наглядные (натуральные, описательные); по способу изложения – индуктивный метод; по организации познавательной деятельности – репродуктивный (объяснительно-иллюстративный).
Этапы
урока,
затраты времени
Содержание учебного материала
Описание методики осуществления учебных действий
Организационный этап
3 мин.
«Здравствуйте, ребята; все заняли свои места; прекратили разговоры; поприветствовали преподавателя; присаживайтесь. Сделаем перекличку; в это время не разговаривать, чтобы я слышал ответы учащихся, повторяйте домашнее задание, уберите со столов лишнее, приготовьте тетради, ручки».
Взаимное приветствие педагога и учащихся, проверить отсутствующих, (воспитание дисциплины; решительный, строгий голос, но в то же время доброжелательный настрой педагога-практиканта и учащихся). Дать учащимся почувствовать, что педагог намерен работать продуктивно, без раскачки.
Мотивация
3 мин.
«Напоминаю, что у нас действует рейтинговая система, каждый учащийся набирает баллы в течение урока. Старайтесь использовать малейшую возможность, чтобы опередить других, когда почувствуете, что настало время набирать очки».
«Кстати, сегодня ко мне подошел учащийся Калугин Александр (вы его знаете, он из параллельной группы) и пожаловался, что на производственном обучении он теряет баллы, никак не может выполнить нормы времени при сверлильных работах: при медленной подаче деталь сверлится хорошо, но времени затрачивается больше, чем требуется. Если увеличить подачу, то сначала деталь сверлится хорошо и быстро, а затем стружка перестает сниматься, как бы сильно не давить на рукоятку станка. А у других ребят такого явления не происходит: увеличение подачи ускоряет сверление».
«Чтобы разобраться в этом, мы пошли в мастерские и стали изучать, что же происходит со сверлом. Оказалось, что в процессе работы оно разогревается. Но у Калугина оно затупляется, а у других учащихся – нет. В чем причина? Мы вспомнили, что на прошлом уроке мы узнали из чего делаются сверла: из инструментальной углеродистой стали марок У10, У11, У12А, У13А, обладающих высокой твердостью и хрупкостью после закалки. Но при нагреве до 200°С режущие инструменты теряют твердость».
«Мы с Калугиным испытали сверло на абразивном круге. Выяснилось, что оно дает расходящийся пучок светло-желтых нитей искр с очень большим количеством разветвленных звездочек на концах нитей. Стало понятным, что сверло изготовлено из стали У12 или У13. Затем мы испытали сверло, которым пользовались другие учащиеся. Оно показало широкий темно-красный пучок искр, на концах каплевидные точки. Следовательно, сверло, которым пользовались учащиеся, изготовлено не из инструментальной углеродистой стали, а из какой-то другой, которая при нагреве не теряет твердости».
«Если бы Калугин Александр знал заранее, что существуют такие стали, которые называются легированными, то он выбрал бы для работы сверло из быстрорежущей вольфрамохромовой стали, например, марки Р18, которая не затупляется при сильном нагреве, и позволяет очень существенно увеличить скорость резания. И, естественно, выполнить нормативы и подняться в рейтинговом списке на более высокие позиции».
Объяснить требования к работе на уроке (методика создания рабочего настроения, дисциплины, добросовестного отношения к учебе). Продемонстрировать Рейтинговый лист, выполненный на плакате, или раздать распечатку каждому учащемуся для подклейки в тетрадь.
Заинтересовать учащихся примером, чтобы они поняли важность и значимость изучаемого предмета для будущей профессии, а в частности, для набирания рейтинговых баллов (методика подготовки и активизация учащихся, мотивация, налаживание контакта с учащимися).
В примере использовать фамилию хорошо известного человека (Калугин), предварительно согласовать с ним «участие» в этой придуманной истории. Проинформировать также мастера производственного обучения, посоветовать, чтобы и он в своей работе использовал данный пример при налаживании связи теории с практикой.
Попытаться привлечь учащихся, чтобы они вспомнили из чего делаются сверла. Чтобы не затягивать пример долгими воспоминаниями, заранее предупредить 1-2 учащихся, что их спросят назвать марки углеродистой стали для сверл и их свойства, особенно при нагреве. Если к ответу будут готовы другие учащиеся (не предупрежденные), надо спросить именно их. Похвалить за ответы, независимо от того кто отвечал.
Здесь подойти к стационарному стенду «Проба сталей на искру» и указкой показать какие характеристики пучка искр соответствуют словесному описанию пробы углеродистых сталей.
Пройти по аудитории и осмотреть чем занимается каждый учащийся, что лежит у каждого на столе. Жестами или словами (тихо, чтобы не прерывать рассказ) сделать замечания.
Показать на стенде пробу на искру быстрорежущей стали. Обратить внимание на различие характеристик пучка искр. Подчеркнуть, что данная методика позволяет очень просто и быстро провести пробу стали.
Предложить учащимся самим сделать вывод о том, что недостаток теоретических знаний привел к необоснованному выбору режущего инструмента для твердого материала.
Если мотивация заняла больше времени, чем планировалось, вывод сделать самому преподавателю.
Всесторонняя проверка знаний
4 мин.
«Вот сегодня мы как раз и займемся изучением легированных сталей. Но, прежде всего, чтобы четко себе представлять, какое место занимают легированные стали среди других сталей, мы вспомним материал 13 урока: Классификация сталей по химическому составу, по назначению и по качеству».
Плакат «Классификация сталей»
Признак
Классификация сталей
По
химическому
составу
Углеродистые
в зависимости
от содержания С
делятся на:
низкоуглеродистые
(до 0,25% С)
среднеуглеродистые
(0,25-0,6% С)
высокоуглеродистые
(0,6-2,0% С)
Легированные
В зависимости
от содержания легирующих компонентов делятся на:
низколегированные
(не более 2,5%)
среднелегированные
(2,5-10%)
высоколегированные
(более10%)
По
назначению
Конструкционные
Инструментальные
Конструкционные
Инструментальные
С особыми химическими и физическими свойствами
По качеству
Обыкновенного качества
Качественные
Высококачественные
Особовысококачественные