Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полученные сведения записываются и затем используются при написании отчета.




4. Изучение программы учебного предмета и определение назначения и места посещаемого урока в системе уроков по предмету. Результаты используются при анализе урока.

5. Педагогическое прогнозирование компонентов учебного процесса. На базе целей и содержания занятия проектируется ожидаемый тип и структура урока, методы обучения (в том числе методы сообщения нового материала, стимулирования, активизации, индивидуализации учебной деятельности, контроля, управления и т.д.) и средства обучения. Предполагаемые компоненты в дальнейшем анализе сравниваются с компонентами реального урока.

6. Посещение занятий и получение эмпирических сведений. Наибольшую сложность при наблюдении представляет совмещение разных видов исследовательской деятельности: концентрация внимания на различных аспектах учебного процесса, фиксирование результатов наблюдения, первичное осмысление полученной информации и сопоставление ее с собственными представлениями об уроке, запись предварительных результатов анализа. В таких условиях целесообразно проводить сбор данных, записывая несистематизированные результаты наблюдений в хронологическом порядке с помощью таблицы, приведенной ниже.
Таблица. Сведения о посещении урока.

 

Этап урока, время начала этапа Содержание урока Деятельность педагога и учащихся, ее результаты Замечания, оценки, выводы по ходу урока
       

При заполнении первой графы необходимо отслеживать обязательные этапы и элементы урока. Так, например, для комбинированного урока должны присутствовать и успешно проводиться:

· Организационный момент.

· Проверка домашнего задания.

· Мотивация, возбуждение познавательного интереса.

· Целеполагание.

· Актуализация опорных знаний.

· Изложение нового материала.

· Оперативная диагностика усвоения.

· Первичное закрепление.

· Контроль усвоения материала.

· Подведение итогов (достижение целей, оценки).

· Выдача домашнего задания.

При заполнении таблицы в графе «Содержание занятий» не следует полностью конспектировать урок, рекомендуется ограничиться планом (обычно преподаватель приводит его на доске) и фиксацией принципиальных ошибок, неточностей, оговорок, отступлений от программы, неверных акцентов.

Особое внимание должно быть уделено регистрации результатов наблюдения других компонентов учебного процесса (целей, методов, средств). Они фиксируются в третьей колонке таблицы наблюдений в виде деятельности педагога и учащихся. (Например: «Для мотивации преподаватель привел эпизод о причинах брака из реальной производственной практики», или «Учащийся листает посторонний журнал, преподаватель не замечает этого, не следит за работой учащихся»). Важно по ходу урока фиксировать по возможности наибольшее количество сведений, не заботясь об их систематичности и структурировании.

В четвертой графе рекомендуется использовать условные знаки (например: «+», «-», «?», «!» и т.п.) и приемы сокращенной записи.

Полученные эмпирические данные обрабатываются на следующем этапе работы.

7. Проведение анализа урока и характеристика его эффективности. Методика анализа формализована в виде алгоритмической последовательности. Для выполнения анализа достаточно дать ответы на каждый пункт плана, который приведен ниже.

Ответы на пункты плана необходимо давать лаконично. Однако, согласно правилам анализа, совершенно недостаточно ограничиваться лишь констатацией фактов (например: «метод организации познавательной деятельности – диалогическое проблемное изложение»). Необходимо обязательно выразить суждение, т.е. личное отношение к обнаруженным фактам и явлениям, обосновать и доказать правильность или неправильность, эффективность или неэффективность, целесообразность или нецелесообразность выбранных методик, организационных форм, средств обучения и т.п. (например: «метод организации познавательной деятельности – диалогическое проблемное изложение. На данном уроке этот метод неуместен с точки зрения образовательных целей, т.к. преподаватель установил ознакомительный уровень усвоения материала. Для такой цели достаточно использовать объяснительно-иллюстративную методику, которая ориентирована не на мышление, а на понимание и память»). На этой основе формулируется умозаключение («преподаватель не способен выбирать методы организации познавательной деятельности учащихся в соответствии с поставленной целью»).

Не следует расширительно толковать пункты плана, требуется отвечать строго на поставленный вопрос. Например, в отношении наглядных пособий можно высказаться в четырех пунктах плана. Так в п.9.3. следует говорить только об их готовности к уроку (наличие, состояние, работоспособность, место хранения или расположения и т.п.). В п. 12.5 нужно сказать о качестве наглядных средств с точки зрения повышения доступности учебной информации. В п. 13.1. необходимо оценить лишь целесообразность их применения. В п. 14.1. требуется выявить уровень владения методикой демонстрации наглядных пособий. Таким образом, в приведенных четырех пунктах плана отражены четыре направления анализа применения наглядных пособий, как составной части урока.

 

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ И КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА УРОКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1. Город. Учебное заведение.

2. Профессия. Курс, группа.

3. Учебный предмет.

4. Преподаватель (Ф.И.О., уровень квалификации).

5. Дата проведения урока.

6. Тема урока и номер урока.

7. Тип урока, выбранный преподавателем.

8. Цели урока: образовательная, воспитательная, развивающая.

8.1. Оценка правильности и четкости формулировки целей урока преподавателем.

8.2. Оценка доступности для учащихся целей урока.

8.3. Оценка соответствия поставленных целей урока общим целям подготовки рабочих по данной профессии.

9. Оценка общей организации урока.

9.1. Готовность преподавателя к уроку (наличие конспекта, уровень владения программным материалом, знание отрасли производства, знание особенностей учащихся, умение пользоваться техническими средствами обучения и вычислительной техникой).

9.2. Организация урока (четкость и своевременность начала урока, рациональное использование средств обучения, оптимальность темпа на различных этапах, соотношение деятельности учащихся и преподавателя).

9.3. Готовность материально-технического оснащения урока (наглядные пособия, технические средства обучения, средства вычислительной техники, справочные таблицы, оборудование рабочих мест).

10. Характеристика организационной формы занятия.

10.1. Целесообразность выбранного типа урока, исходя из содержания и целей обучения.

10.2. Соответствие структуры урока требованиям дидактики.

10.3. Обоснованность принятого распределения времени на этапы урока.

10.4. Анализ начального этапа урока.

11. Характеристика содержания урока.

11.1. Соответствие содержания урока его целям.

11.2. Соответствие содержания урока программе предмета.

11.3. Логика изложения, его доступность, систематичность, последовательность.

11.4. Реализация на уроке межпредметных связей, в том числе с производственным обучением.

11.5. Связь содержания урока с предшествующим и последующим материалом.

11.6. Воспитательная направленность содержания.

12. Оценка эффективности методов и методических приемов обучения и их соответствия целям, содержанию и организационной форме обучения.

12.1. Методы подготовки учащихся к восприятию нового материала.

12.2. Методы изложения нового материала.

12.3. Методы организации познавательной деятельности.

12.4. Методы активизации познавательной деятельности.

12.5. Методы обеспечения восприятия.

12.6. Методы индивидуализации познавательной деятельности.

12.7. Методы контроля, проверки знаний и учета успеваемости.

12.8. Методы управления процессом обучения.

12.9. Особенности методической системы преподавателя.

13. Оценка целесообразности использования средств обучения.

13.1. Применение наглядных пособий (статические, динамические, плоскостные, объемные, раздаточный материал и пр.).

13.2. Применение технических средств обучения и средств вычислительной техники.

13.3. Использование тренажеров.

14. Характеристика деятельности преподавателя и его профессиональных качеств.

14.1. Уровень владения методами и методическими приемами обучения.

14.2. Личностные качества преподавателя (стиль, внешний вид, доброжелательность, такт и др.).

14.3. Проявление взаимосвязанности в совместной деятельности преподавателя и учащихся.

15. Общие выводы и заключения по уроку.

15.1. Степень достижения намеченных образовательных, воспитательных и развивающих целей урока.

15.2. Ценный опыт урока, который можно рекомендовать для распространения.

15.3. Наиболее серьезные недостатки урока.

15.4. Общая оценка урока и ее обоснование. Рекомендации и пожелания преподавателю.

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ И КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА УРОКА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1. Город. Учебное заведение.

2. Профессия. Курс, группа.

3. Мастер производственного обучения (Ф.И.О., уровень квалификации).

4. Дата проведения урока.

5. Тема урока и номер урока.

6. Тип урока, выбранный мастером.

7. Цели урока: образовательная, воспитательная, развивающая.

7.1. Оценка правильности и четкости формулировки целей урока..

7.2. Оценка доступности для учащихся целей урока.

7.3. Оценка соответствие поставленных целей урока общим целям подготовки рабочих по данной профессии.

8. Оценка общей организации урока.

8.1. Готовность мастера к уроку (наличие плана-конспекта урока, уровень профессиональной квалификации, общая и техническая грамотность, мастерство).

8.2. Готовность учащихся к уроку (присутствие, форма одежды, наличие конспектов).

8.3. Организация урока (четкость и своевременность начала урока, рациональное использование средств обучения, оптимальность темпа на различных этапах, соотношение деятельности учащихся и преподавателя).

8.4. Готовность материально-технического оснащения урока (наглядные пособия, технические средства обучения, средства вычислительной техники, справочные таблицы, оборудование рабочих мест).

8.5. Санитарно-гигиеническое состояние мастерской (соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и санитарии).

9. Характеристика организационной формы занятия.

9.1. Целесообразность выбранного типа урока, исходя из содержания и целей обучения.

9.2. Целесообразность выбранной системы производственного обучения и ее характеристика.

9.3. Соответствие структуры урока требованиям дидактики профессионального обучения.

9.4. Обоснованность принятого распределения времени на этапы урока.

9.5. Анализ начального этапа урока.

10. Характеристика содержания урока.

10.1. Соответствие содержания урока его целям.

10.2. Соответствие содержания урока программе предмета.

10.3. Реализация на уроке межпредметных связей с теоретическим обучением.

10.4. Связь содержания урока с предшествующим и последующим материалом.

10.5. Воспитательная направленность содержания.

11. Оценка эффективности методов и методических приемов производственного обучения и их соответствия целям, содержанию и организационной форме обучения.

11.1. Методы подготовки учащихся к восприятию нового материала на уроке.

11.2. Методы изложения нового материала, приемы инструктирования.

11.3. Методы организации познавательной деятельности.

11.4. Методы активизации познавательной деятельности.

11.5. Методы индивидуализации познавательной деятельности.

11.6. Методы контроля и проверки знаний, навыков и умений учащихся, учет успеваемости.

11.7. Методы управления процессом производственного обучения.

11.8. Особенности методической системы мастера.

12. Оценка целесообразности использования средств обучения.

12.1. Применение наглядных пособий (статические, динамические, плоскостные, объемные, раздаточный материал и пр.).

12.2. Применение технических средств обучения и средств вычислительной техники.

12.3. Использование тренажеров.

13. Поэтапный анализ урока.

13.1. Характеристика вводного инструктажа (методы и методические приемы актуализации опорных знаний, подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, постановки целей урока; приемы раскрытия сущности формируемых умений, ознакомления с рабочим местом, оборудованием, приспособлениями, технической документацией; методы и методические приемы объяснения правил эксплуатации оборудования, инструментов, приборов, показа приемов и способов работы, объяснения способов предупреждения типичных ошибок, проверки усвоения вводного инструктажа; методы сообщения ученических норм выработки, выдачи учебно-производственных заданий).

13.2. Характеристика текущего инструктажа или целевых обходов (организация проверки рабочих мест учащихся, правильности выполнения учащимися приемов работ, методы оценки эффективности применения учащимися методов самоконтроля, проверка выполнения учащимися правил техники безопасности, методы и методические приемы предупреждения и устранения ошибок учащихся при выполнении работ, методы и методические приемы дополнительного инструктирования и разъяснения).

13.3. Характеристика заключительного инструктажа (методы проведения анализа учебно-производственной работы группы и отдельных учащихся, подведения итогов работы и сообщения оценок, выдачи домашнего задания).

14. Характеристика деятельности мастера и его профессиональных качеств.

14.1. Уровень владения методами и методическими приемами производственного обучения.

14.2. Личностные качества мастера производственного обучения (стиль, внешний вид, доброжелательность, такт и др.).

14.3. Проявление взаимосвязанности в совместной деятельности мастера и учащихся.

15. Общие выводы и заключения по уроку.

15.1. Степень достижения намеченных образовательных, воспитательных и развивающих целей урока.

15.2. Ценный опыт урока, который можно рекомендовать для распространения.

15.3. Наиболее серьезные недостатки урока.

15.4. Общая оценка урока и ее обоснование. Рекомендации и пожелания преподавателю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...