Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Психолого - педагогичесие основы нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время




Кафедра психолого-педагогических дисциплин

 

 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

(Курсовая работа по педагогике)

 

 

Курсовая работа принята на проверку   «___» __________ 20 г.   Работа проверена «___» __________ 20 г.   Оценка _______________ Выполнила: студентка III курса 303 г. специальности 050708 «Начальное образование и информатика» Малеева Ольга Вячеславовна Научный руководитель: Кружилина Т.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин Подпись ____________________

 

Магнитогорск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время

1.1. Сущность и природа процесса нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………..7

1.2. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время……………………………………………………………………..13

1.3 Способы нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время…………………………………………………………………………………...22

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование способов нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время

2.1. Опыт нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время учителей начальных классов…………………………………………………………32

2.2. Экспериментальная проверка эффективности системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время………….40

2.3. Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации и осуществлению нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время…………………………………………………………………………………...47

Заключение…………………………………………………………………………….50

Список литературы……………………………………………………………………53

Приложения 1………………………………………………………………………….57

Приложение 2………………………………………………………………………….58

Приложение 3………………………………………………………………………….59

Приложение 4………………………………………………………………………….60

Приложение 5…………………….……………………………………………………61

Приложение 6………………………………………………………………………….62

Приложение 7………………………………………………………………………….63

Приложение 8………………………………………………………………………….64

Приложение 9………………………………………………………………………….65

Приложение 10………………………………………………………………………...67

Приложение 11………………………………………………………………………...68

Приложение 12………………………………………………………………………...69

Приложение 13………………………………………………………………………...70

Приложение 14………………………………………………………………………...71

Приложение 15………………………………………………………………………...72

Приложение 16………………………………………………………………………...73

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Находясь во множестве общественных и личных связей, человек должен определенным образом организовывать и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Если правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность, то нравственные нормы и правила такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Таким образом, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а, главным образом, на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.

В связи с этим огромное значение приобретает нравственное воспитание в школе, и во главе этой работы оказывается классный руководитель. «Воспитательная работа, - писал А. С. Макаренко, - есть, прежде всего, работа организатора». В то же время следует помнить, что процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой - организованная и целенаправленная деятельность учеников. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией её является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. Актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников обусловлена следующим:

- для воспитания социально активных членов общества необходима подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

- в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепшее сознание и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Самостоятельно, без педагогической поддержке ему трудно ориентироваться в этих проблемах;

- так как само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [43];

- знания не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;

- младшие школьники, в соответствии с возрастными особенностями очень восприимчивы к воздействию на них.

Среди педагогов проблемами нравственного воспитания занимались А. М. Архангельский, Н. М. Болдырев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. Ф. Харламов и др. В трудах этих педагогов выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

В других работах дан анализ педагогического наследия видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т. И. Когачевская, Р. Н. Курманходжаева, Т. В. Лукина)

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М. М. Гей, А. А. Горонидзе, А. А. Калюжный, Т. Ф. Лысенко и др.)

В связи с актуальностью проблемы нравственного воспитания в начальной школе, мы остановили свой выбор на теме «Нравственное воспитание младших школьников во внеурочное время».

Целью нашей работы является выявление оптимального сочетания способов (форм и методов) нравственного воспитания младших школьников в начальной школе во внеурочное время.

Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.

Предмет исследования: способы (формы и методы) нравственного воспитания младших школьников в школе во внеурочное время

Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьников в школе во внеурочное время будет иметь положительную динамику если:

- при его осуществлении учителем будет использоваться организованная система форм и методов, комплексно воздействующих на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы личности;

- содержание нравственного воспитания младших школьников будет основываться на их реальном жизненном опыте и будет направлено на его самостоятельное осмысление через сравнительный анализ собственных поступков и поступков героев литературных произведений.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему нравственного воспитания младших школьников в начальной школе во внеурочное время в научной педагогической, психологической и методической литературе;

2. Изучить опыт учителей начальных классов по организации нравственного воспитания во внеурочное время;

3. Выявить и экспериментально проверить эффективность системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе и проанализировать результаты;

4. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.

Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, комплексный педагогический эксперимент, систематизация и статистическая обработка полученных данных.

База исследования: школа №1, г. Верхнеуральска.

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...