Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время




Рассмотрев сущность и природу процесса нравственного воспитания младших школьников перейдем к особенностям нравственного воспитания учащихся начальной школы.

Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. В школе дети должны научиться строить нравственные отношения с одноклассниками и с учителем. Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.

Ученые в области педагогики, такие как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С. Макаренко[24].

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4. Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5. Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице) [16].

В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали [8].

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости» [37].

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

В период 5-12 лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм - это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории - хорошее и плохое - и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.

Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям[38].

Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпат - это человек с развитой способностью к эмпатии. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.

Сочувствие - устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого.

С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его чувства и далее - на реакцию, на жизненную ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные переживаниях. Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь[49].

Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия.

Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. И поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы[44].

Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только упражняясь в нравственных поступках.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как учитель преподносит его ребенку.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с учителем, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами:

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

1. Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «не разговаривай громко», «не перебивай беседующих», «не трогай чужую вещь» и т.д.

2. К 10-11 годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, его присутствие не мешало им, но было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне воспитания, если не освоен первый, но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но необученны элементарному поведению.

3. К 14-15 годам осваивается принцип: «помогай окружающим людям!». Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в общественном месте. Начинают толкаться, громко говорить, наступают на ноги и т.д. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствуют реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка. Неравномерность применение вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Формирование нравственности происходит на всех уроках. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, личность учителя, знания, убеждения, но и та атмосфера на уроке, стиль отношения педагога и детей между собой. Например, работая в группе на предметном уроке, ученик учится выслушивать мнение товарищей, слушать другого, корректно вносить свои предложения, здесь и проявляется одна из нравственных норм «доброжелательность». Доброжелательность - это стремление видеть в другом положительные качества, вера возможности изменения человека к лучшему и в его способности, готовность прийти на помощь с советом и делом.

Далее формирование нравственного опыта проводится во внеклассной работе, одним из действенных методов является этическая беседа. Этическая беседа - это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон. Главное назначение этической беседы помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

При использовании беседы по сюжетному рассказу, учащимся предлагается прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадают в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа детям задаются вопросы, которые составлены таким образом, чтобы в ответах учащихся проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме. Например, я выбираю следующие темы для этических бесед: «О добросовестном отношении к учению и труду», «Умей трудиться в коллективе», «Что такое справедливость», «Старайся быть справедливым в словах и поступках», «Скромный не хвастает добрыми делами и поступками», «Сопереживание в радости и в горе товарищам». Темы бесед по этикету: «Как вести себя в театре, транспорте и других общественных местах», «Тебя позвали в гости», «Как выбрать подарок».

Своеобразной формой воспитания является экскурсия в природу. Такие экскурсии дают возможность воспитывать у детей чувства хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию - природе. Изучение культуры своего народа проходит в школьном музее русской народной культуры. Изучение других культур, например, посещение японского центра «Хоккайдо», проведение недели «Индия - сокровищница Азии» позволяет знакомить младших школьников с традициями, культурой и обычаями народов мира, проводить профилактику экстремизма, воспитывать умение жить рядом с людьми другой национальности.

В наше время многие родители заняты вопросом выживания, необходима помощь в возрождении такой семьи и тех традиций, когда ее нравственный облик, культура быта, уважение к труду является источниками гражданственности. Еще Макаренко А.С. выдвинул важную педагогическую идею: школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность. Родители могут существенно разнообразить жизнь детей благодаря активному участию в жизни школы и класса. Работа по привлечению родителей в воспитательный процесс очень сложна, поэтому педагогу необходимо искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями строятся с помощью различных форм взаимодействия. Одной из таких форм в моем классе является выезд за город с классом, проведение праздников: «День рождения класса», «Новый год», спортивных состязаний «Папа, мама, я - спортивная семья».

Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется память «сердца» (В.А. Сухомлинский), поэтому важно, чтобы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало у него эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему - основа нравственных чувств.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.

В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом возрасте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...