Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации и осуществлению нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Специфика организации процесса нравственного воспитания младших школьников состоит в тесной связи отношений «учитель - ученик», вследствие чего учитель находится в ситуации личной ответственности, в том числе за формирование нравственных ориентаций у детей. Основными рекомендациями учителям начальной школы по организации указанного процесса могут быть следующие: - процесс нравственного воспитания младших школьников должен осуществляться систематически, а не от случая к случаю; - для формирования нравственных качеств младших школьников необходимо применять всю совокупность средств доступных учителю, так как ему необходимо воздействовать на все сферы личности ученика воспитания, добиваясь положительной динамики процесса; - в общей системе нравственного воспитания важное место должны занимать способы (формы, методы, приёмы и т.д.) направленные на формирование нравственных понятий, суждений, оценок, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, проблемные ситуации, метод дилемм, ситуации практического взаимодействия и их анализ, анализ поступков героев литературных произведений, диспуты по этическим проблемам и другие; - способы нравственного воспитания должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня нравственного развития; - темы для обсуждения нравственных проблем учителю необходимо заранее обговаривать с детьми и учитывать их предложения, выбирая наиболее интересующие их вопросы; - воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время должна организовываться с учетом особенностей детей слабо успевающих в учебе, среди которых низкая самоорганизация, низкий уровень развития познавательных процессов, низкая самооценка, обуславливающая формирование негативных черт характера, конфликтности;
- особенность применения способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время состоит в том, что они в силу возрастных особенностей, очень восприимчивы к содержанию обсуждаемых вопросов и к оценкам, которые даёт учитель. Поэтому выводы должны быть максимально корректны в своих формулировках. Они не должны заключать в себе чрезмерную назидательность, а способствовать размышлению учащихся и приводить их к собственным выводам; - необходимо помнить, что знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но при этом одних знаний не достаточно. Критерием нравственного поведения могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы; - желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, поэтому важно похвала и подкрепление социально желательного поведения и игнорирование мелких нарушений правил, с целью не акцентирования взимания и не провокации поступков «на зло»; - результат эффективности способов нравственного воспитания зависит от того, как педагог преподносит учащимся, те или иные нормы и правила поведения. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности. Слово учителя - инструмент воздействия на личность ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд, можно достичь целей. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, должны посвящаться специальные беседы педагога. Учитель призывает своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам;
- при нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения; - для того чтобы повысить эффективность взаимодействия учителя и учащихся, необходимо объективно оценить состояние процесса нравственного воспитания в классе. Необходимо провести объективный четкий анализ мероприятий, мониторинг эффективности различных способов, систематически используемых учителем в своей профессиональной деятельности;
Заключение Значение начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения, к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Особое значение нравственное воспитание имеет для учащихся начальных классов, так как в этом возрасте идет формирование нравственного сознания ребёнка, его мировоззрения. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство, сформировали у него нравственные представления и понятия. Анализ педагогического опыта школы г. Верхнеуральска показал, что учителями проводится определённая работа по нравственному воспитанию школьников. В планах воспитательной работы предусмотрены традиционные формы и методы взаимодействия с детьми. Среди них, особенно часто встречаются классные часы на морально-этические темы, анализ проступков детей и т.д. Но уровень развития нравственных представлений у детей не очень высок, хотя стремление вести себя в соответствии с одобряемыми обществом нормами у младших школьников есть.
Мы предположили, что в современных быстро меняющихся условиях, если использовать систему способов нравственного воспитания комплексно воздействующих на когнитивную (знаниевую), эмоциональную и деятельную сферы личности, то формирование нравственных норм и представлений у младших школьников будет проходить в позитивной динамике. Мы предположили также, что нравственное воспитание младших школьников будет иметь положительную динамику если: содержание нравственного воспитания основывается на реальном жизненном опыте учащихся и будет анализироваться ими и самостоятельно осмысливаться через анализ собственных поступков и поступков героев литературных произведений. В опытно - экспериментальной работе, состоящей из констатирующего и формирующего этапов, мы применяли систему способов, которые были направлены на формирование нравственных норм и ориентиров у младших школьников. Среди которых: - этические беседы, анализ художественных произведений. Игровые ситуации, с помощью которых мы воздействовали на когнитивную сферу личности; - практические ситуации взаимодействия, метод дилемм, рисование на оценивание нравственной нормы, выбор поведения в заданных условиях, с помощью которых мы воздействовали на эмоциональную и деятельную сферы личности младшего школьника. Результаты опытно - экспериментальной работы по реализации указанной системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных ориентиров способствуют: - полное раскрытие и понимание нравственных норм и ценностей, значимости их для общества и для самого человека; - конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, личности, их выраженности в проведении и последствий такого поведения.
- формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий; - умение эмоционально и критично относится к ситуациям, проявлять волю и выдержку, если нравственный поступок ведет к лишению чего-то для самого человека. Также отметим, что для детей важно внимание взрослого к их проблемам, так как именно взрослый является для детей тем образцом, идентификация с которым определяет во многом развитие ребенка и формирование у него тех ли иных качеств личности, поэтому, формируя нравственные ориентиры у детей, учитель сам должен демонстрировать эталоны нравственного поведения, проявлять лучшие качества. Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Таким образом, использование рассмотренных формы, методов и приемов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время может способствовать повышению уровня развития нравственных качеств личности, формирование их нравственных представлений.
Список использованной литературы 1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков. - Вопросы психологии, 1985, № 6 2. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М., 2004. 3. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. М.Просвещение. 2006. 4. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск. гос. пед. ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 5. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.; 6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2000.4 7. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 2002. 8. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 2006. 9. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000 г. 10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 2000. 11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000. 12. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. Гродно: ГрГУ, 2006. 13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005. 14. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб., 2006. 15. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004 г. 16. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: 2005, 17. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10.
18. Каркошкина Т.Н Нравственное воспитание в начальной школе: Праздники, игры, викторины - Волгоград: Учитель, 2007. 19. Краткий словарь по философии. - М.: 2002. 20. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т. 2. - М.: Просвещение, 1978. 21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.19 22. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006. 23. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. 24. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 2001; 25. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. 26. Методика «Как поступать»/Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. 27. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 1999. № 4. 28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М: 2002. 29. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001. 30. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1999 31. Прихожан А.М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей. - Вопросы психологии, 1981, № 2. 32. Педагогика школы/Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1998; 33. Педагогическая диагностика в школе/Под ред. А.И.Кочетова. М.: Просвещение, 2007. 34. Практикум по педагогике/Под ред. З.И.Васильевой. М.: Просве-щение, 2007. 35. Психологический словарь, под ред. Зинченко. В.П., Мещерякова Б.Г., 2 изд., изд. «Астрель» 2004 г. 36. Психология и педагогика / Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 1997 37. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6. 38. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 39. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996 40. Сапожникова Л.С. Воспитание нравственного поведения подростков. - Вопросы психологии, 1985, № 1. 41. Средства воспитания (методический подход).//Классный руководитель. 2002. - № 3. 42. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М: 1980, т.2 43. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1 44. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999. 45. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2. 46. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 1983. 47. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990. 48. Шакирова Г.М. Методика изучения нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации // Вопросы психологии.-1984.-№ 2. 49. Шакирова Г.М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений у школьников. - Вопросы психологии, 1981, № 6, 50. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? М.: Просвещение, 2006. 51. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников. //Нравственное воспитание школьников. 1976. - №12 52. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4.
Приложение 1 Результаты сформированности нравственных представлений и ориентиров у младших школьников до эксперимента
Приложение 2 Ситуации для игры «Взаимное уважение» 1. Выразить почтение к старику. 2. Произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли. 3. Произнести утреннее, дневное и вечернее приветствия. 4. Произнести прощальные и добрые пожелания при расставании. 5. Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита. 6. Вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие. 7. Сервировать стол на несколько персон. 8. Обращаться с просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю. 9. Возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение. 10. Сказать комплимент собеседнику по поводу его суждения. 11. Встать при входе в комнату женщины; встать при обращении с вопросом стоящего человека (старшего, женщины). 12. Пропустить в дверях старшего, девочку, женщину. 13. Преподнести и принять угощение.
Приложение 3 Проблемные ситуации для анализа - Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто-нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал? - Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная… - Бабушка в растерянности не могла перейти через улицу, по которой двигались машины. - Твои знакомые ребята обижают малыша. Твои действия? - Ты заметил, что человек совершил кражу в магазине. Как бы ты поступил?
Приложение 4 Дилеммы - Если бы ты строил что-то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?» - Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 2 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто-то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы - дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша… - Ваш товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия? - Два мальчика, братья, захотели пойти в кино. Один украл деньги у родителей. Другой сказал бабушке, что у них в школе собираю деньги на подарок учительнице и тоже получил деньги. Так оба брата пошли в кино. Кто из них поступил лучше? Почему? - В гостях ты увидел на буфете вазу с вкусными пирожками. Тебе очень захотелось взять пирожок. Рядом никого нет, и то, что ты возьмешь пирожок, никто не уведет, но ты знаешь, что брать чужое без спроса нельзя. Как ты поступишь?
Приложение 5 Результаты исследования сформированности нравственных представлений и ориентиров у младших школьников после эксперимента
Приложение 6 Фрагмент анализа произведения И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Цель: развивать умение анализировать и давать свою оценку героям произведения. Педагог читает произведение и поясняет его смысл, задавая детям вопросы: «Похожа ли эта басня на сказку «Три поросенка»?» Ответы детей разнообразны, кто согласен был, что похоже, кто не находил сходства. Педагог поясняет ответы детей: Стрекоза тоже лето красное все пела. А когда наступили холода, она отправилась за помощью к Муравью. «Злой тоской удручена к Муравью ползет она. Не оставь меня, друг милый, дай ты мне собраться с милой и до вешних только дней накорми и обогрей». На что Муравей ответил: «Ты все пела, это дело. Так пойди же попляши». Окончание сказки или басни вам понравилось больше? - Хотели бы вы изменить конец сказки или басни, и почему? Дети все охотнее и быстрее, стали предлагать свой вариант. Сережа: - кто говорил, что Муравей злой, потому что не впустил Стрекозу? Галя: - Стрекоза сама виновата, потому что она вела себя как герои сказки - «Три поросенка» Ниф - Ниф, Нуф - Нуф так ей и надо. Юра: - Надо всегда помогать, а то и тебе потом ни кто не поможет, не надо быть злым. Ответы и предложенные варианты, педагог внимательно слушал, где - то одобрял варианты ответов, другим давал оценку, поощрял. Все дети принимали участие и были заинтересованы.
Приложение 7 Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Цель: учить учащихся эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; воспитывать у них активную нравственную позицию - доброжелательное отношение к друзьям, формировать, отзывчивость; учить их активно защищать свою нравственную позицию; Начинаем с беседы о том, кем они мечтают стать, когда вырастут. - Послушайте, о чем мечтал герой рассказа Виктора «Друг детства» и поему он потом отказался от этой мечты. После чтения рассказа, проводится беседа: - Как вы думаете, почему Дениска раздумал быть боксером? - Каким человеком вам показался Дениска? Как вы это поняли? Какими словами можно сказать о нем? Ответы учащихся: мечтательный, добрый, хороший друг. - Понравился ли вам рассказ? Почему эту историю мы называем рассказом, а не сказкой? - Кого называют «друг детства»? Давали разные ответы, отвечали активно и обосновывали свои ответы: «Так говорят только о человеке, с кем очень дружили с детства, с кем связаны добрые воспоминания». - Как вы поняли выражения «сколько душе угодно»? Как сказать по - другому? Придумайте предложения с этим выражением. - Что означает выражение «не разлей вода»? О ком так говорят? Как сказать по - другому. Затем предлагаем детям повторить и запомнить две пословицы о дружбе и друзьях: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг - лучше новых двух». Делаем итоговое заключение, вывод: у человека, который дорожит дружбой, всегда будут верные друзья. Такому человеку любые беды по плечу.
Приложение 8 Фрагмент игры «Поможем Красной Шапочке» Цель: развивать умение сопереживать, быть внимательным к другому. Учащиеся становятся в круг и видят Красную Шапочку (любую девочку из класса). Учитель спрашивает, почему она такая грустная? - Я потеряла свою корзинку. Педагог предлагает детям пожалеть Красную Шапочку! Указать ласковое слово или дать возможность ребенку самостоятельно сделать выбор. Красная Шапочка благодарит друзей, говорит, что ей стало лучше. Предлагает им ещё помочь и найти ее корзинку. (Дети помогают искать, находят). Красная Шапочка радуется и предлагает дружить и помогать всем кто попал в беду. Затем педагог предлагает подумать и ответить на вопрос: - Какое настроение было у девочки, когда ее увидели? (дети выбирают грустное). - А с каким настроение Красная Шапочка ушла? (с веселым, радостным) - Какое настроение у вас? (ответы) - Почему? (совершило хороший поступок) В занятии главным является постановка вопросов: Почему вы так думаете? Предлагали детям по собственному желанию вспомнить сказку в которой есть нравственное содержание, можно его обыграть, инсценировать. Учащимся предлагалось самому выбрать роль, в случае разногласии, старались дать понять, что все герои хорошие.
Приложение 9 Отрывок из «Сказки с подробностями» Г. Остера (глава последняя). Это случилось, с мелким мальчиком Федей он пошел с мамой в зоопарк, там, захотел мороженого, а мама сказала: - Нет. Горло вчера хрипело, опять захрипит. Тогда Федя лег на спину, стал стучать ногами по земле. - Пусть хрипит! - кричал Федя. - Станешь старая, сама заболеешь, никогда тебе градусник не поставлю, таблеток не да, чаю не принесу с лимоном! Одна пожилая бабушка кормила носорога капустой - у нее на это было специально разрешение от главного сторожа зоопарка, - услышала Федины крики, возмутилась: - Хулиганство - так с мамой разговаривать. Сейчас зову милиционера! - А я, - сказа Федя, от злости, сам не понимая, что говорит, - вашего милиционера толкну, он упадет, я ему на нос наступлю! И тут как раз подошел молодой милиционер. Он сказал: - Не надо милиционерам на носы наступать. Лучше попроси у мамы прощения. - Не попрошу! - крикнул Федя. - Теперь начну в другом доме жить с чужими людьми. Люди - посетители зоопарка, услышали, сказали друг другу: - Какой слабохарактерный мальчик. Глупый до невозможности. - Сами глупые! - крикнул Федя. - Вот начнется пожар и наводнение - не помогу. У вас диваны сгорят, дома с крышами! Сами потом. А я буду смотреть, смеяться. - Посмотри на этого мальчика, - сказала большая слониха своему маленькому слоненку. - Никогда не поступай, так как он. Спрашиваем у детей: - Может быть, кто - то узнал себя в этом мальчике? Тогда посмейтесь сами над собой. Не будет ли этот смех веселый? Можно ли сказать, что это смех сквозь слезы? Кого из героев вам жалко? (маму, Федю) - почему их жалко? Что переживала мама, когда Федя проделывал свои «фокусы»? Придумайте конец этой истории. В ответах и прослушивании сказки Г. Остера, дети были эмоциональны, внимательны, воспринимали каждое поведение мальчика по-своему, но очень мало детей оценили поступок как правильный. Это было видно в задаваемых ответах и в придумывании продолжения истории. Все ответы внимательно выслушивали, давали свою оценку.
Приложение 10 Рассказ Л. Толстого. Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказа: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал». Задаем детям вопросы: - Почему мальчик затрясся от страха? - Страшно ли обманывать других? Вот как мы говорим о правде, честности: «Правда, светлее солнца», «Вчера солгал, сегодня лгуном обзывают». Что почувствовал мальчик, когда папа сказал «спасибо». Ответы детей были разнообразны, каждый по-своему воспринял рассказ Л. Толстого, но главное многие правильно дали оценку поведения мальчика и отца, без помощи взрослого, это показало, то, что дети понимают и осознают поведение героев.
Приложение 11 Беседа по стихотворению Г. Сангина «Самые слова». Цель: формировать нормы поведения в обществе, поддерживать доброжелательность в отношениях детей. Важно стремится к тому, чтобы дети поняли, что соблюдение этикета не простая формальность. Где же твое здравствуй? Взял петух горластый. Где твое спасибо? Проглотила рыба. А скажи. Пожалуйста, Где твое, пожалуйста? Прибежал сердитый пес, И, пожалуйста, унес. Отвернулись все ребята, Не хотят со мной дружить. Что мне делать, как мне жить. Вопросы: - Почему горюет герой? Давайте придумаем ему имя. - что надо сделать, чтобы он не расстраивался? - Кто виновен в беде героя стихотворения? (петух, рыба, пес; герой сам виноват). Особое внимание в беседе, мы обратили на творчество детей. Когда требуется изменить конец произведения, продолжить рассказ, придумать свою историю, сказку на определенную тему, дать название прочитанному тексту, сделать иллюстрации, подобрать пословицу или поговорку при оценке поступка героя и т.д., все это значительно увеличивает эффективность усвоения и осмысленнее детьми нравственных явлений. Все беседы, создаваемые в работе с учащимися содержат педагогические ситуации, которые помогают ребенку получить нравственные знания и сформировать отношение к героям при изучении художественной литературы. Приложение 12 Беседа «Кто умеет помогать взрослым» (с использованием стихотворения А. Шибаева «Дед и внук») Начинаем с вопросов. - Надо ли помогать взрослым? (ответы детей) - А вот один мальчик сказал, что смешно помогать взрослым, они сами все умеют. Прав ли он? Послушайте стихотворение А. Шибаева «Дед и внук». На свет жили: старый дед И внук, семи примерно лет … Его лишь стоило позвать, Он помогал стелить кровать, Надеть калоши помогал. Воды напиться помогал… (Кто же кому помогал?) Кто? Деду внук? Да нет же, нет: Не деду внук, а внуку дед. Далее предлагалось детям рассказать, кто и как помогает домашним. Для беседы, использовали также стихотворения следующих авторов З. Александровой, М. Ивенсина, Л. Квитко. По каждой беседе обязательно постановление вопросов, использование иллюстрации, чтобы способствовать восприятию текстов и развитию умения анализировать поступки и действия детей.
Приложение 13 Беседа на тему «Хороший друг (товарищ)» Начинаем с вопросов: - Кого называют хорошим товарищем? (хороший товарищ добрый, не жадный, умеет дружно играть, не дразнится, помогает другим). - А как быть с таким ребятами, которые дразнятся, дерутся, мешают играть? (некоторые дети считают, что драчуну нужно дать сдачи) Задаем вопрос: А как можно помочь другому убедить драчуна в том, что ссоры и драки мешают жить и играть дружно? После ответов детей, делаем вывод: - Если все дружно встанут на защиту обиженного, то обидчик не посмеет драться. Хороший товарищ всегда поможет, защитит, разделят радость.
Приложение 14 Рассказ В. Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла» Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Ничего есть Дятлу сколько не стучал о лед, до коры не достучатся. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не выщипываются. Сел Дятел на ель и плачет. Падают горячие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу. - Почему это ты Дятел, плачешь? - Ничего есть, Белочка… Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом. А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется. Затем задаем вопрос для обсуждения с детьми рассказа. - Что сделала Белочка? - Как можно охарактеризовать ее поступок? - А как называют людей, которые поступают, как Белочка? - Замети ли вы, что Белочка радуется, что ей не жалко шишки для Дятла?
Приложение 15 Рассказ Г. Фиш «Леня и авторитет» В завершение вопросы для беседы. - Почему автор решил рассказать Лене сказку? - Чем, похожи Леня и старуха? - А тебе иногда хочется, что бы тебя боялись? Почему? Если нет, почему?
Приложение 16 Игра «Пирамида добра» Дети встают в круг. - Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, вам надо? Кто придумает - выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Начинаем первые мы: «Я желаю вам быть терпеливыми и послушными!» После того как вы выскажете свои пожелания - возведут пирамиду добра, предлагаем ее тихонько раскачать и со словами: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивают лежащие ладони вверх, рассыпать пирамиду. Также проводились сюжетно - ролевые игры, как на улице, так и в группе. В таких играх, мы требовали от детей самостоятельности и их способность перенести в игру уже усвоенные правила поведения. Главным является их введению в игру - литература, она расширяет сюжетное содержание игр. Обсуждая с детьми произведения, повторяем правила поведения. Почти все игры построены на художественном произведении, выливаются в инсценировку: 1. Сказка «Три поросенка» 2. Сказка «Сивка - Бурка» 3. Рассказ Л.Н. Толстого «Косточка» В заключение можно спросить у детей о поступках героев? Правильно ли они поступили? Почему они поступили именно так? Предложите детям дать оценку героям? Также в своей работе по формированию правильного поведения, мы провели ряд упражнений, используя методику Ш. Амонашвили. Приложение 17 Упражнение «Мои поступки» Начинаем упражнение с того, что говорим: - Каждый совершает различные поступки, хорошие и плохие. Какие хорошие поступки совершали наши сказочные герои? А плохие? У меня в руках красные и синие кружочки. Я незаметно буду класть их на ваши ладони. Если вам попадет синий кружок, вы вспомните свой плохой поступок и шепотом его назовете: если к вам попадет красный кружок, то вы громко расскажете о своем хорошем деле (стараемся делать так, чтобы каждый ребенок получил по красному и по синему кружочку). О каких поступках говорить было легче? Почему? Какие поступки приносят радость вашим близким? Какие их огорчают? Если вы совершили плохой поступок и поняли, что кого-то обидели, огорчили, хорошо ли на душе у вас, спокойно ли? Да, по отношению к другим следует поступать так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|