Опыт нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время учителей начальных классов
Экспериментальное исследование проводилось в средней школе № 1, г. Верхнеуральска во 2 «А» классе. Класс насчитывал 20 человек. Целью экспериментальной работы была проверка гипотезы, которой предусматривалось: - что динамика нравственного воспитания младших школьников будет положительной, если учитель будет использовать систему способов, комплексно воздействующих на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы; - содержание нравственного воспитания младших школьников будет основываться на их реальном жизненном опыте и будет направлено на его самостоятельное осмысление через анализ собственных поступков и поступков героев литературных произведений. Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап - констатирующий. Определение уровня сформированности нравственных норм и ориентиров у школьников; а также изучение опыта учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников. 2 этап - формирующий. Развитие сформированных нравственных норм и ориентиров младших школьников в процессе внеклассной работы с помощью отобранных форм и методов нравственного воспитания. 3 этап - констатирующий. Определим эффективность примененных форм и методов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время с помощью сопоставления данных, полученных на первом этапе с данными, полученными после проведения формирующего эксперимента. На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач: - выявить уровень нравственной воспитанности младших школьников; - изучить опыт учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников.
Для решения первой задачи констатирующего эксперимента мы проводили беседы, в которых выясняли представления детей о нравственных качествах, правилах поведения. Нами разработаны вопросы беседы: - Что такое дружба? - Кого называют настоящим другом? - Как ты понимаешь слово «добро»? - Быть добрым - значит каким? - Что значит «помогать людям»? - Помогаешь ли ты сам людям? - Что значит «хороший человек»? - Что значит «правильно вести себя»? Также нами для диагностики отношения к нравственным нормам использовалась методика «Как поступать»[26] Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам. Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел. Тестовый материал Первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились убежать с урока. Как ты поступишь? Почему? Обработка и интерпретация результатов теста. Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой: 0 баллов - ребенок не имеет четких нравственных представлений. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Не правильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции отсутствуют. 1 балл - нравственные преставления существуют, но соответствовать им ребенок не стремится. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции слабые. 2 балла - нравственные представления и ориентиры существуют, учащийся пытается им соответствовать, но иногда оступается, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам вполне устойчивое. 3 балла - ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции яркие, адекватные; отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Как показало исследование у большинства младших школьников (7 чел.) нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. У 6 человек нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им дети не стремятся или считают, что это у них не получится. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. 6 детей обосновывает свой выбор нравственными установками; их эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. Лишь у одного ребенка нет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции отсутствуют Исходя из результатов диагностического исследования на данном этапе, мы распределили детей по уровню развития нравственных представлений на четыре уровня: высокий, средний и ниже среднего и низкий. Было выявлено, что большинство детей имеют средний уровень сформированности нравственных ориентиров. Результаты исследования представлены на рисунке 1. (Приложение 1-2). Рисунок 1. Результаты диагностики развития нравственных представлений, отношения к нравственным нормам у младших школьников до эксперимента
Следовательно, по результатам диагностики мы можем говорить о наличии у детей представления о нравственных нормах, но не достаточной их устойчивости, также можно говорить о слабой выраженности эмоционального отклика на поступки, что может затруднить в дифференциации поведения по шкале «нравственности-безнравственности». Для решения второй задачи констатирующего эксперимента нами были изучены планы воспитательной работы учителей начальных классов школы №1, г. Верхнеуральска проведены наблюдения за их деятельностью и беседы с ними. Результаты анализа планов воспитательной работы учителей начальной школы показали, что основными педагогическими принципами, на основе которых организовывалось нравственное воспитание было в первую очередь:
- взаимосвязь и взаимодействие знания - чувства - поведения. Это важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением значимых смыслов человеческой деятельности. Сущностное значение имеет эмоциональное «проживание» учащимися нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Наблюдения за деятельностью учителей и беседы с ними показали, что взаимодействие педагогов и учащихся строится на основе диалога как основного принципа всей воспитательной работы начальной школы. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе. В деятельности учителей используются также воспитательные ситуации проблемного характера, предполагающие включенность когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной работы [34]. Можно выделить направления в организации воспитательной деятельности учителей, которые являются приоритетными в начальной школе: -организацию разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности школы и класса; - создание педагогических условий, формирующих моральную устойчивость школьников средствами актуализации нравственного разнообразия ситуаций, активизирующих возможность выбора и формирующих необходимость нравственных усилий школьников; - развитие потребностей и в эмоциональной сфере учащихся в нравственно-духовном контексте, формирование нравственно-ориентированной мотивации. Повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования [26].
Приведем пример педагогического опыта учителей начальных классов - классный час «Урок доброты». Форма классного часа - урок этическая беседа. С понятием «добро» и «зло» дети знакомятся еще в дошкольные годы. Цель классного часа: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки. Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями «доброе слово человеку, что дождь в засуху»; «не одежда красит человека, а его добрые дела»; «спешите делать добро». Ход классного часа. Вступительное слово учителя. - Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок - урок доброты. Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель…(дети продолжают). Что есть «зло»? это что-то противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (ответы детей). Вы любите путешествовать? Давайте представить, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на планету добра. - Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем (ответы детей). А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела. Кто любит собак Или прочих животных, Серьезных котят И щенков беззаботных, Кто может любить и козла, и осла - Тот людям вовеки Не делает зла. Р. Сеф - Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей). - Подведем итог: добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова. Их еще называют волшебными. (Ответы детей). А теперь прочитаем пословицу: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы понимаете ее смысл? - Но не только слова должны быть добрыми, но и дела! Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца. - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? - Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей). Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце). Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка - добрая душа».
Добрым быть совсем-совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета. - Все мы любим сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо руками (Иван - царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, гуси - леди, водяной, Баба - Яга, Золушка, Морозко, Мальвина). - А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему? (Ответы детей). Представим, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Она очень нужна и вам самим, и окружающим вас людям. Ведь любовь и помощь согревают как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше добра или зла? Может нам помогут в этом разобраться старинные весы? Учитель показывает самодельные чашечные весы. - На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: зависть, ложь, война, грубость, предательство, жадность). - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добро». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром». Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла». - Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в речку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, солнце, облака, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация. - Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир»). - Какое чувство вы испытали, когда делали доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно). - Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны вырасти смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. С сегодняшнего дня мы с вами будем записывать все добрые дела в «Тетрадь добрых дел». Постепенно она превратится в книгу, ведь делать добро - это здорово[26]. Изучение опыта нравственного воспитания младших школьников в школе во внеурочное время показало, что в школе в недостаточной степени практикуется применение таких форм и методов нравственного воспитания, как этическая беседа, дилеммы, рисование на нравственную тематику, решение проблемных ситуаций, выполнение общественно-значимых проектов, споры-размышления, метод проектов. Основными практикуемыми методами работы являются анализ нравственных и безнравственных поступков детей, и тематические классные часы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|