Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет расчетов по оплате труда

 

Работа бухгалтера, осуществляющего расчеты по оплате труда, включает в себя:

- начисление сумм оплаты труда;

- начисление выплат социально-компенсационного характера;

- определение счетов учета;

- определение источников финансирования;

- расчет сумм, удерживаемых из оплаты туда;

- расчет сумм начислений платежей в фонды социального страхования и обеспечения;

- получение наличных денежных средств на оплату труда со счета в банке;

- выдачу заработной платы;

- депонирование заработной платы.

Начисление сумм оплаты труда связано с необходимостью проведения подготовительной работы, в результате которой систематизируется и обобщается информация, связанная с формированием суммы оплаты труда каждого сотрудника. Бухгалтер при этом должен руководствоваться нормативными актами гражданского и налогового законодательства, а также положениями, разработанными учреждениями, регулирующими особенности формирования фонда оплаты труда.

Бухгалтер при начислении оплаты труда руководствуется приказами руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами.

При составлении расчетов по оплате труда бухгалтер руководствуется принятой и утвержденной системой оплаты труда в учреждении, важными элементами которой в бюджетном учреждении являются:

- смета, составленная в соответствии с кодами бюджетной классификации;

- ставки, утвержденные в штатном расписании;

- источники финансирования;

- наличие денежных средств на счете в банке.

В стоматологической поликлинике преобладающий фактор при составлении расчетов по оплате труда - отработанное время. Табель учета использования рабочего времени (форма Т-12 или Т-13) является обязательным.

Табель ведется ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждению в целом или в разрезе структурных подразделений. В конце месяца по табелю определяется количество отработанных дней (часов) и рассчитывается их оплата. Заполненный табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для начисления заработной платы.

Положением по оплате труда в учреждении урегулированы вопросы, связанные с системой доплат за совмещение профессий, интенсивность труда, работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу.

Порядок премирования работников медицинского учреждения регулируется Положением о премировании, которое принимается на общем собрании трудового коллектива и согласовывается (регистрируется) с отраслевым профсоюзом.

Для учета расчетов по оплате труда в учреждении предназначен счет 18 "Расчеты по оплате труда и стипендиям". Этот счет используется также для учета расчетов по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другим выплатам, предусмотренным действующим законодательством.

На счете 18 "Расчеты по оплате труда и стипендиям" выделены субсчета:

- 180 "Расчеты по оплате труда";

- 183 "Расчеты с работниками по безналичным перечислениям на счета по вкладам в кредитные организации";

- 184 "Расчеты с работниками по безналичным перечислениям взносов по договорам добровольного страхования";

- 185 "Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов";

- 187 "Расчеты по исполнительным и другим документам, прочие расчеты";

- 189 "Другие расчеты за выполненные работы". На субсчете 180 "Расчеты по оплате труда" учитываются расчеты:

- с работниками учреждений, состоящими в списочном составе;

- с работниками учреждений, не состоящими в списочном составе;

- начисления по оплате труда:

- по другим видам начисленного дохода;

- по всем видам заработной платы (основная и предпринимательская деятельность);

- премиям;

- пособиям по временной нетрудоспособности;

- по беременности и родам;

- при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет,

В разрезе видов начислений организован отдельный аналитический учет по каждому виду. Это обусловлено как наличием различных источников финансирования, так и различными системами налогообложения, применяемыми по перечисленным начислениям.

Начисление заработной платы и пособий производится один раз в месяц и отражается в учете в последний день месяца.

Начисление заработной платы за месяц и ее выплата производятся по расчетно-платежной ведомости (ф. 49), в которой записываются табельные номера, фамилии и инициалы работников, суммы начисленной заработной платы и пособий, выданного аванса, удержанных налогов и других сумм.

Расчеты с работниками при уходе в отпуск или увольнении производятся в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) (ф. 425).

Номер и дата записи в ф. 425 должны соответствуют номеру и дате приказа о предстоящем отпуске или увольнении. Начисленные суммы по этим расчетам записываются в расчетно-платежную ведомость, открытую на текущий месяц. В тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производятся по платежной ведомости на выдачу аванса, заработной платы (ф. 389) или расходным кассовым ордерам. Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца. При этом по графе "Сумма к выдаче" против данной фамилии делается прочерк, а выплаченная сумма записывается в графе "Выплаты в межрасчетный период".

Расчетно-платежные и платежные ведомости подписываются работниками, составившими и проверившими эти ведомости. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером.

По истечении срока выплаты в платежной и расчетно-платежной ведомостях против фамилии лиц, у которых заработная плата осталась неполученной, кассир делает отметку от руки "Депонировано" и составляет реестр депонированных сумм (ф. 414). В конце ведомости кассир делает надпись о фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме заработной платы, сверяет эти суммы с общим итогом по платежной или расчетно-платежной ведомости и скрепляет надпись своей подписью. После тщательной проверки отметок, сделанных кассиром в платежных и расчетно-платежных ведомостях, и подсчета выданных и депонированных сумм, на выданные суммы составляется расходный кассовый ордер, который оформляется в установленном порядке и регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. На платежных и расчетно-платежных ведомостях проставляются дата и номер расходного кассового ордера, по которому произведено списание денег по кассе.

Депонированные суммы на следующий день после срока выдачи заработной платы сдаются на счет в кредитную организацию, и на сданные суммы составляется расходный кассовый ордер.

Для получения сведений о заработной плате работающего ведется карточка-справка (ф. 417), в которой, помимо общих сведений о работнике, ежемесячно отражаются суммы начисленной заработной платы по видам и с указанием источника, а также удержанные суммы из оплаты труда по видам, сумма к выдаче.

Начисление оплаты труда в лечебном учреждении в зависимости от источника финансирования отражается по дебету счетов:

- 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия";

- 201 "Расходы за счет дополнительного финансирования из бюджета";

- 210 "Расходы к распределению";

- 220 "Расходы по предпринимательской деятельности";

- 223 "Расходы за счет средств, формируемых из прибыли" и др.

и кредиту счета 180.

При формировании расчетов по оплате труда в учреждении руководствуются сметой. Смета составляется по основной и по предпринимательской деятельности.

В Отчете об исполнении сметы расходов организации по средствам, направленным на оплату труда, необходимо классифицировать данные по кодам показателей:

- 110110 - оплата труда гражданских служащих, в т. ч.:

- 110111 - основной оклад гражданских служащих;

- 110112 - надбавки к заработной плате гражданских служащих;

- 110113 - дополнительная оплата труда гражданских служащих;

- 110114 - прочие денежные выплаты гражданским служащим;

- 110115 - оплата ежегодных отпусков гражданских служащих.

На суммы начисленной заработной платы, суммы пособий производится запись по дебету счета 19 "Расчеты по обязательному и социальному страхованию и социальной защите населения", соответствующий субсчет и кредиту счета 180.

Суммы, удержанные из оплаты труда в соответствии с видом и назначением, на счетах бухгалтерского учета проводятся записями по дебету счета 180 "Расчеты по оплате труда" и кредиту счетов:

- 198 "Расчеты с Пенсионным фондом Российской Федерации"

- 173 "Расчеты по платежам в бюджет", аналитический счет "Расчеты по подоходному налогу с физических лиц" - на сумму налогов, исчисленных в соответствии с действующим законодательством;

- 160 "Расчеты с подотчетными лицами" - на суммы, удержанные из оплаты труда по образовавшейся задолженности в связи с несвоевременным внесением в кассу организации неиспользованных подотчетных сумм;

- 170 "Расчеты по недостачам" - на суммы, удержанные из оплаты труда по образовавшейся задолженности в связи с недостачей или порчей ценностей, выявленной по результатам инвентаризации, вина по которым доказана и есть письменное согласие работника об удержании означенных сумм или исполнительный лист

- 185 "Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов";

- 187 "По исполнительным и другим документам, прочие расчеты" - на суммы алиментов, удерживаемых из оплаты труда, и административных штрафов, а также расчеты по выданным ссудам за счет средств на материальное поощрение и социальные выплаты (субсчет 240). Аналитический учет расчетов по исполнительным листам и другим документам ведется по каждому получателю с указанием фамилии или организации, номера, даты и срока действия исполнительного листа или другого документа. Для учета удержанных сумм (процентов) используется карточка ф. 292.

Выплата заработной платы отражается записями по дебету счета 180 расчеты по оплате труда" и кредиту счетов:

- 120 "Касса" на суммы, выплаченные из кассы;

Суммы оплаты труда, не полученные работником в определенные для выплаты заработной платы дни, депонируются, что отражается корреспонденцией:

дебет счета 180 "Расчеты по оплате труда" и кредит счета 177 "Расчеты по депонентам".

На основании расчетно-платежных ведомостей составляется мемориальный ордер 5.

В учреждении составляется несколько расчетно-платежных ведомостей, и на основании этих ведомостей составляется свод по ф. 405 (мемориальный ордер 5), на расчетно-платежные ведомости по средствам, полученным за счет внебюджетных источников, составляется отдельный свод по ф. 405.

К мемориальному ордеру приложены все документы, послужившие основанием для начисления заработной платы (табели использования рабочего времени, выписки из приказов о зачислении, увольнении и др.).

Больничные листки (листки нетрудоспособности) подшиваются в отдельную папку и нумеруются в хронологическом порядке с начала года. На каждом листке проставляется номер расчетно-платежной ведомости, в которую он включен для начисления.

 

Учет материальных запасов

 

Материальные запасы входят в состав имущества бюджетных учреждений. Их учет является одним из наиболее сложных и трудоемких участков работы бухгалтерских служб. Это связано с тем, что в нормативных документах, регулирующих различные аспекты бухгалтерского учета, мало или совсем не учитываются особенности учета в бюджетных учреждениях.

Для учета материальных запасов в учреждении предназначен счет 06 "Материалы и продукты питания".

На указанном счете учитываются:

- материалы, продукты питания, топливо и горючее, тара, запасные части к машинам и оборудованию (субсчета счета 06);

В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина России от 30.12.99 № 107н, основными задачами учета материальных запасов являются контроль за их сохранностью, движением и правильным использованием; соблюдение нормативов по их объему и расходу; своевременное выявление неиспользуемых материалов, получение точных сведений об их остатках, находящихся на складах учреждения.

Собственные материальные запасы принимаются к учету и отражаются в отчетности учреждения по фактической стоимости. Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, является сумма фактических расходов учреждения на их приобретение. Эти фактические расходы складываются из следующих расходов учреждения:

- сумм, уплаченных поставщику (продавцу), включая налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской деятельности);

- расходов по заготовке и доставке материальных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию,

- расходы по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материальных запасов на складе учреждения; иных расходов, непосредственно связанных с приобретением материальных запасов.

Расходы на наем транспорта по доставке продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств, сыворотки и т. д. для лечебно-профилактических учреждений в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях следует относить по смете расходов на прочие транспортные расходы.

Материальные запасы, приобретенные за счет любых источников: бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, учитываются в количественном и суммовом выражении по наименованиям материалов и по материально ответственным лицам на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей формы 296 и в раздельных оборотных ведомостях формы М-44. Учет материальных ценностей на складе ведется материально ответственным лицом в книге складского учета материалов (форма М-17) только по наименованиям, сортам и количеству. Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также производит сверку данных по учету материалов с записями, ведущимися на складе.

Учет материальных запасов, принадлежащих учреждению, осуществляется:

- по источникам финансирования расходов на их приобретение (бюджетные средства; средства, полученные от предпринимательской деятельности; целевые средства и безвозмездные поступления);

- по счетам и субсчетам учета, местам хранения, по материально ответственным лицам;

Приобретение материалов и продуктов питания, учитываемых в учреждении на соответствующих субсчетах счета 06, отражается в учете в зависимости от источника их приобретения.

За счет бюджетных ассигнований:

Д 178-1 - К 101 оплачена стоимость материалов;

Д 060-1... 069-1 - К 178-1 отражена стоимость полученных материалов (с учетом НДС).

За счет средств от предпринимательской деятельности:

Д 178-2 - К 111 сумма произведенной оплаты;

Д 060-2... 069-2 - К 178-2 стоимость приобретенных материалов (без НДС);

Д 171-2 - К 178-2 на сумму НДС, оплаченного поставщикам материалов и другим организациям, связанным с приобретением материалов (например, транспортным).

За счет целевых средств:

Д178-3 - К 110 сумма произведенной оплаты;

Д 060-3... 069-3 - К 178-3 стоимость приобретенных материалов (без НДС);

Д 171-3 - К 178-3 на сумму НДС, оплаченного поставщикам материалов и другим.

Кроме приобретения, могут быть другие поступления материалов, например оприходование излишков, выявленных при инвентаризации. Они должны быть оприходованы по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. При этом оформляются следующие проводки:

Д 060... 069 - К 270 на сумму стоимости материалов, используемых учреждением при осуществлении основной деятельности или деятельности, финансируемой за счет целевых средств;

Д 060-2... 069-2 - К 400 на сумму стоимости материалов, используемых в предпринимательской деятельности.

Поступление материалов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, оформляется следующими проводками:

Д 069.3 - К 270 по запасным частям, полученным от демонтажа машин, оборудования и прочих объектов основных средств.

Списание материалов и продуктов питания производится по средним ценам, если аналогичные материалы и продукты питания приобретались по разным ценам.

Использование материалов в основной деятельности учреждения отражается в учете следующей проводкой:

Д 200 - К 060-1... 069-1.

Если материалы используются на осуществление предпринимательской деятельности, то корреспонденция счетов будет следующей:

Д 220 - К 060-2... 069-2.

И, наконец, если материалы списываются в рамках мероприятий, финансируемых за счет целевых средств, то проводка будет следующей:

Д 228 - К 060-3... 069-3.

Использование продуктов питания отражается проводкой:

Д 228 - К 061-3.    

Материалы могут выбыть в связи с недостачей, как отнесенной, так и не отнесенной на виновных лиц. Списание материалов, выбывших вследствие недостачи, отнесенной на виновное лицо, оформляется следующими проводками.

Списание естественной убыли (по нормам):

Д 140 - К 060-1... 069-1 для бюджетной деятельности;

Д 220 - К 060-2... 069-2 для предпринимательской деятельности;

Д 270 - К 060-3... 069-3 по материалам, приобретенным за счет целевых средств.

Списание балансовой стоимости недостающих материалов (сверх норм естественной убыли):

Д 170 - К 060... 069 по соответствующим видам деятельности.

Списание разницы между рыночной и балансовой стоимостью материалов:

Д 170 - К 401.

Учет запасных частей к машинам и оборудованию: двигатели, аккумуляторы, автомобильные шины и покрышки, выданные со склада для замены изношенных и списанные с балансового субсчета 069, подлежат учету на забалансовом счете 12 "Запасные части к транспортным средствам, выданным взамен изношенным".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...