Закрепление суверенных прав на континентальный шельф в законодательстве Российской Федерации
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Права Российской Федерации на континентальный шельф определены в статье 5 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №187-ФЗ (в ред. от 04.11.2006 г. №188-ФЗ). К ним относятся: 1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации (в соответствии со ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.); 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей (в соответствии со ст. 81 указанной Конвенции); 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности (в соответствии со ст. 60 Конвенции 1982 г.); 4) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;
прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» и нормами международного права. Указанный Федеральный закон воспроизводит положение статьи 78 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов. В Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» также предусмотрена норма международного права о том, что искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 16) Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений.
О создании искусственных островов, установок и сооружений, об установлении вокруг них зон безопасности, а также о полном или частичном удалении искусственных островов, установок и сооружений с указанием глубины, географических координат, размеров тех искусственных островов, установок и сооружений, которые удалены не полностью, сообщается в федеральный орган исполнительной власти в области обороны для опубликования в «Извещениях мореплавателям». С точки зрения обеспечения безопасности мореплавания Российская Федерация взяла на себя важное международное обязательство, предусмотренное статьей 16 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»: «Искусственные острова, установки и сооружения не создаются на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства». Физические и юридические лица, виновные в нарушении положений указанного Федерального закона, международных договоров Российской Федерации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба. Указанные лица не освобождаются от возмещения нанесенного ущерба.
Заключение Рассмотрев особенности международно-правового режима континентального шельфа, можно придти к выводу о том, что территориальные проблемы, связанные с морскими пространствами, были и продолжают оставаться до настоящего времени одними из самых острых проблем международных отношений. Это находит особое подтверждение в настоящих условиях, когда отдельные страны «стремятся перекроить карту мира, и открыто объявляют зоной своих жизненных интересов различные районы земного шара, включая практически все районы Мирового океана».[26] Проблемы освоения и использования пространств и ресурсов Мирового океана, в том числе и континентального шельфа, носят комплексный характер. Эта особенность проявляется в множественности и взаимосвязи вопросов, подлежащих регулированию, в глубоком взаимодействии их экономических, политических, военных и правовых аспектов. Таким образом, продолжение научных исследований проблем использования пространств и ресурсов Мирового океана должно способствовать решению долгосрочных задач по реализации и защите национальных интересов Российской Федерации в области морской деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|