Адаптивная система как основа реформирования
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Адаптивная система обучения принципиально отличается от традиционной. Она перестраивает отношения между учителями и учениками, обеспечивает учет индивидуальных психофизиологических особенностей школьников. Требование адаптировать, сделать более удобным процесс обучения и воспитания вытекает из необходимости решать проблему воспитания мыслящего, творчески активного, здорового человека. Поэтому внедрение адаптивной системы обучения на современном этапе должно получить статус основополагающей педагогической концепции. Как уже отмечалось, традиционно сложившийся способ обучения наложил свой отпечаток на дидактические основы урока. Его структура часто определяется порядком действия учителя: вступительное слово, основная и заключительная части. Все формы учебных занятий взаимосвязаны между собой логикой получения знаний, и на любом занятии в той или иной мере используются примерно одинаковые приемы учения. В связи с освоением педагогических технологий, нацеленных на поисковые действия учащихся в учебно-познавательной деятельности, все в большей степени выявляется несоответствие привычных организационных условий. Наибольшие проблемы связаны с одноурочной системой (один час по дисциплине в день) независимо от сложности и особенностей учебного предмета. Пять-шесть уроков в день по разным предметам создают трудности обучающимся, требуя переключений с одного предмета на другой и сводя к минимуму время на самостоятельную аудиторную работу по каждой дисциплине. Поэтому уже не раз ставился вопрос о переводе учебного процесса по наиболее объемным дисциплинам, начиная с четвертого класса, на двухурочную систему — два занятия по 2 ч с перерывом 15—20 мин плюс одно-два одночасовых занятия. Это будет способствовать повышению познавательного уровня каждого занятия и приведет к увеличению времени, выделяемому на самостоятельную работу учеников на занятии под руководством учителя.
Предлагаемая организация учебного процесса позволяет формировать внутренне мотивированную деятельность школьников. Должна разрушиться традиционная схема 45-минутного урока как санитарно-гигиенической нормы. Вместо него будет «учебное занятие», т.е. способ организации учебного процесса в адаптивной школе, предусматривающий наиболее благоприятный режим для собственной познавательной деятельности школьников. Продолжительность учебного занятия определяет учитель, исходя из конкретных условий работы, возраста детей, особенностей и сложности учебного предмета, трудоемкости изучаемой темы. Это подразумевает возможность приостановить учебный процесс в случае затруднений у детей, переключить их на другие виды деятельности. На занятии должно быть в полной мере реализовано дидактическое правило «учить на уроке», что предполагает сокращение монолога учителя. До начала изучения новой темы он определяет оптимальный (несокращаемый минимум) знаний для каждого класса, пре-дусмотривает необходимое количество времени для его обсуждения и осмысления в ходе учебного занятия. Сокращение времени на объяснение нового материала должно происходить за счет его систематизации, отбо- pa базовых тезисов и четкости в изложении, что требует полной реализации способностей педагога. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся может быть организована только при условии создания благоприятного эмоционального фона, что связано с изменениями в оценочной практике учителя, развитием самоконтроля у учащихся, их навыков в самооценке.
Замена урока на учебное занятие правомерно при переходе на субъект-субъектные отношения сотрудничества между учителем и учащимися. Такие отношения основываются на внутренней мотивации, диалоговом общении. Этот процесс потребует специальной пси-холого-педагогической подготовки учителя. Новый способ организации учебного процесса потребует изменения поведенческого стиля учителя, выполнения им функций мотиватора и координатора учебных действий учащихся. § 3. ТИПОВАЯ СХЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Адаптации учебного процесса к возможностям и интересам учащихся поможет соблюдение типовой схемы учебного занятия, включающей: ~ актуализацию ранее изученного материала; ~ презентацию нового; — практику под руководством учителя; — независимую самостоятельную практику обучаемых; — самоконтроль и самооценку результатов работы; — подведение итогов занятия; -— определение домашнего задания; — специальное повторение; — контроль знаний учащихся; — самостоятельная работа в классе. Актуализация ранее изученного. Главная задача — установить связь между деятельностью учителя и учением школьников, обеспечить их готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучаю- шую деятельность. Основные вопросы, которые решает учитель на этом этапе, следующие: «Чем озабочены сейчас ученики? О чем думают? Как включаются в работу и откликаются на информацию, которая звучит в высказываниях учащихся и учителя? Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала? Каков общий уровень мотивированности класса? Можно ли уже приступать к изучению нового материала?» Учитель на этом этапе помогает ученикам включиться в работу, разбирает несколько вопросов на повторение; организует живой диалог учащихся с целью уточнения общего уровня усвоения знаний; создает проблемные ситуации перед изучением нового материала. В начале занятия отсутствует традиционный опрос, его заменяет живой диалог детей, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят по материалу предьщущего занятия. Работу можно организовать в группах.
Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, дополняет, но никогда не оценивает (даже словесно) высказывания учеников, ограничивается лишь их похвалой, при необходимости направляет или уточняет их мысль, заново рассказывает ту часть материала, которая понята неверно. Поскольку учитель не позволяет себе негативных суждений, учащиеся не ждут от него неприятностей, не боятся услышать отрицательное мнение о себе. Безоценочное начало занятия способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон. Презентация нового материала. Учительский монолог бывает необходим для объяснения новой темы, содержание которой не может быть усвоено учащимися без помощи педагога. Новый материал излагается укрупненными блоками, включая в себя базовые сведения (несокращаемый минимум). В условиях адаптивной системы обучения время на объяснение ограни- чено необходимостью быстрого перехода к самостоятельной работе учащихся. Этап презентации. Учитель сообщает основную информацию, структурирует и систематизирует материал таким образом, чтобы ученикам было легче его понять и запомнить на уроке. Он старается использовать приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательны четкость и простота изложения информации, использование примеров и аналогий, демонстрация, показ диаграмм и др. По ходу объяснения (информирования) учитель помогает тем ученикам, кто нуждается в помощи, предлагает вариативные рещения учебных проблем. Новый материал может преподноситься в форме лекции. В этом случае нужно соблюдать определенные условия: — настроить учеников на лекцию, для чего предварить ее кратким обзором, изложить план, заинтересовать занимательными вопросами, демонстрацией наглядного материала и др.; — преподносить материал таким образом, чтобы поддерживался интерес в течение всего объяснения; — помочь учащимся в конспектировании, чтобы у них возникло чувство значимости их работы и удовлетворения ею.
Скучная лекция может вызвать пассивность, погасить интерес учащихся к теме, а часто и к предмету. Надо учитывать, что не все понимают и усваивают материал одинаково быстро, лекция же предполагает подчинение всех единому темпу, соблюдаемому лектором. Практика под руководством учителя. Проводится для установления обратной связи и своевременного обнаружения трудностей в понима11ии нового материала. Учитель задает вопросы и предлагает отреагировать на них (поднять руки, если учебный материал понят, ответить хором, индивидуально, выполнить краткие письменные работы и т.п.); корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново, если чувствует, что учащиеся что-то не поняли, не оставляет без внимания ощибки и неточности. В итоге он рещает, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|