Технологии личностно-ориентированного обучения
В рамках личностно-ориентированного обучения как \ самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение. Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. Рассмотрим пути реализации в учебном процессе личностно-ориентированных технологий. Технология разноуровневого обучения Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось и были выделены такие категории: — малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; — талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не мог^т справиться все остальные; — учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.
Организационная модель такой школы включает три варианта дифференциации обучения. 1. Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями. 2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном). При наличии устойчивого интереса группа становится классом с углубленным изучением отдельных предметов. 3. Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодиагностики, экспертной оценки, рекомендации учителей и родителей, самоопределения школьников. Технология коллективного взаимообучения Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава». При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их. Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости. Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному. Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий. Преимущества технологии коллективного взаимообучения: — в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; i — в процессе взаимного общения включается па- 4, мять, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; — каждый учащийся чувствует себя раскованно, ра- — повышается ответственность не только за свои , — отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; ' — формируется адекватная самооценка личности, 4 своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; г — обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассо- :, циативных связей, а следовательно, обеспечива- ! ет более прочное усвоение. Технология сотрудничества Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Рассмотрим наиболее интересные из них. Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения задания всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой
группой своего конкретного задания балл выставля- I ется один на всех. При выполнении каждым членом I индивидуального задания команде выставляется сум- I ма баллов. В этом случае стимулируется оказание по- I материала. «Пила». Учащиеся организуются в группы по 4— Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов труп- < пы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части | задания (как зубцы одной пилы). Поскольку един- | ственный путь освоить материал всей темы — это! внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях — никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свои задачи, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. Учимся вместе. Класс разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3—5 чел. Каждая группа получает одно задание — часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала. Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу, достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания оп- ределенной культуры общения и организации совместной деятельности. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Основные идеи, присущие всем трем описанным вариантам организации работы малых групп, — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Рассмотрим основные действия учителя, который решил попробовать свои силы в организации обучения в сотрудничестве. 1. Ему необходимо продумать размещение рабочих мест детей, чтобы они могли видеть лица друг друга (столы поставить либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по два вместе, расположив стулья по два напротив друга друга). 2. При подготовке к занятию выделить одно-два задания, требующих после обычного объяснения определенных действий в группах по усвоению нового материала. 3. Разбить класс на группы по 2—3 чел. и предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания. 4. При работе в группах над новым материалом необходимо сформулировать по два-три вопроса каждому ученику группы. Когда отвечает первый ученик, одному из двух оставшихся необходимо найти подтверждение или опровержение его ответам, а третий ученик фиксирует, например, эти ответы или придумывает примеры, подтверждающие высказанную мысль. Далее по кругу ученики меняются ролями. 5. Давать ученикам возможность обсудить материал в парах, прежде чем даются индивидуальные задания. Предоставлять возможность потренироваться в парах или тройках раньше, чем проводится контрольная работа или тест. 6. Ученики должны иметь возможность (прежде чем отдавать свои тетради с контрольной (самостоятельной) работой учителю) проверить работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником. 7. Четко сообщать цель в начале урока и перед рабо- ■■ той в группах. 8. На протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой фуппе, если это потребуется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|