Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы для практической работы




1. Сформулировать понятия. При необходимости об­
ратиться к толковому словарю: адаптивный, активный,
акцент, библиография, индивидуальность, инертный,
интонация, классификация, корректный, косноязы­
чие, обоснование, пассивный, потенциал, презента­
ция, проблема, продуктивность, работоспособность,
реальность, самоопределение, сознательный, стиль,
стихийный, термин, тест, техника, фантазия, фор­
мальный, эталон.

Составить с перечисленными понятиями предло­жения.

2. Уяснить формулировки основных понятий темы:
внимание, воображение, индивидуальный стиль дея-


тельности, индивидуальный стиль мышления, память, переключаемость внимания, подростковый возраст, произвольное внимание, распределение внимания, речь, удовлетворение, устремление, эмоция, юноше­ский возраст.

Составить из этих понятий пары или группы, объ­единив их по какому-либо признаку.

3. Подготовить ответы на вопросы.

Раскрыть понятия «индивидуальный стиль деятель­ности* (ИСД) и «индивидуальный стиль мышления» (ИСМ). Чем они различаются?

На чем основывается возможность формирования ИСД и ИСМ в подростковом возрасте?

В чем причины падения интереса к учению у под­ростков?

Какова основная образовательная задача современ­ной школы?

Раскрыть суть понятий «адаптивная школа» и «адап­тивная система».

Какие проблемы можно решить при замене одно-урочной системы на систему учебных занятий?

Чем структура адаптивного занятия отличается от структуры традиционного урока?

Чем отличаются действия учителя на традицион­ном уроке от его действий на адаптивном занятии?

4. Определить, какие из предлагаемых понятий от­носятся к психическим процессам и какие к особенно­стям и качествам личности: наблюдение, двигательная память, анализ, индивидуальность, наглядно-образное мышление, направленность, активность, творческое воображение, эмоциональная память, потребности, непроизвольное восприятие, сознательность, нравствен­ность, словесно-логическая память, воля, старатель­ность, способности, оперативная память, характер, запоминание, самостоятельность, эмоции, воспроиз­ведение, долговременная память, абстрактное мышле­ние, «Я»-концепция.

5. Объяснить, какие из требований к адаптивному занятию можно реализовать на уроке в начальной школе при: актуализации ранее изученного; презентации но-


вого материала; практики под руководством учителя; независимой самостоятельной реботе; самостоятель­ной работе на уроке.

6. Выбрать из перечисленных приемов относящиеся
к числу продуктивных, обосновать свой выбор: одно­
образие форм контроля; регулярный и систематический
контроль; полное отсутствие контролирующей деятель­
ности; целенаправленность контроля; обсуждение ре­
зультатов контроля; преобладание функций обучающей
над контролирующей; использование и поощрение са­
моконтроля и самооценки; пассивность преподавате­
ля; призыв работать лучше, быстрее; подчеркнутая
эмоциональная окраска всех высказываний; замечания
отдельным учащимся; преобладание прямых воздей­
ствий на поведение; систематическое одобрение, по­
хвала; юмор, шутка, улыбка; формирование положи­
тельных оценочных суждений; организация деятель­
ности, а не поведения.

7. Выполнить тест по определению способности ре­
бенка к творчеству (см. приложение, дидактический
материал к главе 5).

Какие качества отмечены знаком «—»? Именно они, по мнению психологов, характеризу­ют нестандартного, одаренного, творческого ребенка.


Глава б I

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ I
ТЕХНОЛОГИИ I

ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

«Нет силы более могущественной, чем традиция», -писал Ф. Энгельс. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную органи­зацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор преобладающую.

Как уже отмечалось, традиционная технология пред­ставляет собой авторитарную педагогику требований, которая проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централиза­ции контроля, ориентации на среднего ученика.

Методы такой технологии основываются на сооб­щении готовых знаний (информировании) и обуче­нии по образцу; индуктивной логике (от частного к общему), механическом заучивании; вербальном из­ложении учебного материала; репродуктивном его вос­произведении.

Процесс обучения как деятельность в традицион­ной системе характеризуется отсутствием самостоятель­ности, слабой мотивацией учебного труда.

Отрицательные стороны традиционного обучения:

— шаблонное построение, однообразие;

— нерациональное распределение времени урока;

— обеспечение на уроке первоначальной ориенти­ровки в материале (достижение же высоких уров­ней перекладывается на домашние задания);

~ разобщенность учащихся на уроках;

— отсутствие самостоятельности, пассивность или видимость активности учащихся;

— слабая речевая деятельность (среднее время го­ворения ученика — 2 мин в день);

— плохая обратная связь;

66 '


усредненный подход к обучаемым; ' — отсутствие индивидуального подхода.

Даже размещение учеников в классах за партами в традиционной школе не способствует учебному про­цессу — дети целый день вынуждены видеть лишь за­тылки друг друга, но все время лицезреть учителя. Ча­сто послушных или успевающих учеников сажают за передние парты, а «галерка» рассматривается как не­что, способное в любой момент нарушить стройное течение урока. Обстановка полностью приспособлена для того» чтобы «внимать» и не отвлекаться, не об­щаться друг с другом.

К традиционным технологиям отдосят и лвкционно-семинарскую систему (форму) обучения: сначала учеб­ный материал преподносится классу лекционным ме­тодом, а затем прорабатывается (усваивается, применя­ется) самостоятельно дома, обсуждается на семинарских, практических и лабораторных занятиях, результаты ус­воения проверяются в форме зачетов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...