Материалы для практической работы
1. Сформулировать понятия. При необходимости об Составить с перечисленными понятиями предложения. 2. Уяснить формулировки основных понятий темы: тельности, индивидуальный стиль мышления, память, переключаемость внимания, подростковый возраст, произвольное внимание, распределение внимания, речь, удовлетворение, устремление, эмоция, юношеский возраст. Составить из этих понятий пары или группы, объединив их по какому-либо признаку. 3. Подготовить ответы на вопросы. Раскрыть понятия «индивидуальный стиль деятельности* (ИСД) и «индивидуальный стиль мышления» (ИСМ). Чем они различаются? На чем основывается возможность формирования ИСД и ИСМ в подростковом возрасте? В чем причины падения интереса к учению у подростков? Какова основная образовательная задача современной школы? Раскрыть суть понятий «адаптивная школа» и «адаптивная система». Какие проблемы можно решить при замене одно-урочной системы на систему учебных занятий? Чем структура адаптивного занятия отличается от структуры традиционного урока? Чем отличаются действия учителя на традиционном уроке от его действий на адаптивном занятии? 4. Определить, какие из предлагаемых понятий относятся к психическим процессам и какие к особенностям и качествам личности: наблюдение, двигательная память, анализ, индивидуальность, наглядно-образное мышление, направленность, активность, творческое воображение, эмоциональная память, потребности, непроизвольное восприятие, сознательность, нравственность, словесно-логическая память, воля, старательность, способности, оперативная память, характер, запоминание, самостоятельность, эмоции, воспроизведение, долговременная память, абстрактное мышление, «Я»-концепция.
5. Объяснить, какие из требований к адаптивному занятию можно реализовать на уроке в начальной школе при: актуализации ранее изученного; презентации но- вого материала; практики под руководством учителя; независимой самостоятельной реботе; самостоятельной работе на уроке. 6. Выбрать из перечисленных приемов относящиеся 7. Выполнить тест по определению способности ре Какие качества отмечены знаком «—»? Именно они, по мнению психологов, характеризуют нестандартного, одаренного, творческого ребенка. Глава б I ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ I ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
«Нет силы более могущественной, чем традиция», -писал Ф. Энгельс. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор преобладающую. Как уже отмечалось, традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований, которая проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика. Методы такой технологии основываются на сообщении готовых знаний (информировании) и обучении по образцу; индуктивной логике (от частного к общему), механическом заучивании; вербальном изложении учебного материала; репродуктивном его воспроизведении. Процесс обучения как деятельность в традиционной системе характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. Отрицательные стороны традиционного обучения: — шаблонное построение, однообразие; — нерациональное распределение времени урока; — обеспечение на уроке первоначальной ориентировки в материале (достижение же высоких уровней перекладывается на домашние задания); ~ разобщенность учащихся на уроках; — отсутствие самостоятельности, пассивность или видимость активности учащихся; — слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика — 2 мин в день); — плохая обратная связь; 66 ' — усредненный подход к обучаемым; ' — отсутствие индивидуального подхода. Даже размещение учеников в классах за партами в традиционной школе не способствует учебному процессу — дети целый день вынуждены видеть лишь затылки друг друга, но все время лицезреть учителя. Часто послушных или успевающих учеников сажают за передние парты, а «галерка» рассматривается как нечто, способное в любой момент нарушить стройное течение урока. Обстановка полностью приспособлена для того» чтобы «внимать» и не отвлекаться, не общаться друг с другом. К традиционным технологиям отдосят и лвкционно-семинарскую систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) самостоятельно дома, обсуждается на семинарских, практических и лабораторных занятиях, результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|