Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тяговые устройства привода подачи.

Передача винт–гайка качения обладает свойствами, позволяющими применять её как для привода подач без отсчета перемещений (универсальные МРС, силовые столы агрегатных станков), так и в приводах подач и позиционирования станков с ЧПУ.

Для ПВ–ГК характерны, —

* высокий КПД (0,8...0,9);

* небольшое различие между силами трения движения и покоя

* изначальное влияние частоты вращения винта на силу трения в механизме;

* полное отсутствие осевого зазора.

Недостатки: высокая стоимость, пониженное демпфирование, отсутствие самоторможения.

Устройство и размеры передачи. ПВ–ГК состоит из винта 1, гайки 2, шариков 3 и устройств для возврата шариков.

       
     
       
 

 

Обычно применяют передачи с наиболее технологичным полукруглым профилем резьбы: rв = rг» (1,03...1,05) r1 – для снижения контактных напряжений.

Размеры элементов ПВ–ГК стандартизованы (ГОСТ 25329–82).

Расчет передачи винт–гайка качения (В–ГК).

Исходные данные и цель расчета.

ПВ–ГК выходит из строя в результате, —

* усталостного разрушения поверхностных слоёв шариков, гайки и винта;

* потери устойчивости винта;

* износа элементов передачи и снижения точности.

Возможные причины, —

* слишком большая нагрузка на винт;

* низкая расчетная долговечность;

* значительный относительный перекос В и Г;

* неудовлетворительная защита от загрязнений.

Цель расчета ПВ–ГК состоит в определении номинального диаметра винта d0 и в подборе по каталогу такой передачи, которая удовлетворяла бы всем требованиям работоспособности.

Исходные данные, —

* длина винта, наибольшая расчетная длина;

* способ установки на опорах;

* ряд значений осевой нагрузки, которые определяются для различных операций, выполняемых на МРС;

* ряд частот вращения В(г).

Можно исходить из величины крутящего момента на ходовом винте

М = Мд * h / i где:

Мд – крутящий момент на валу ЭД;

h – КПД передачи от ЭД к винту;

i – передаточное отношение этой передачи.

Осевая сила действующая на винт,

, где – угол подъема резьбы; угол трения (f=(57..85)10–5–коэффициент трения качения)

Предварительный выбор параметров передачи.

Предварительно передачу выбирают по осевой нагрузке, конструктивным и технологическим соображениям.

Затем проверяют усталостную прочность рабочих поверхностей винта и гайки по критериям усталости и осевой жесткости.

Номинальный диаметр винта d0 принимают равным L/(20...25), где L –длина резьбовой части винта.

Расчет на жесткость. Потребный номинальный диаметр винта d0 можно определить из условия обеспечения жесткости привода, которая связана с жесткостью шарико-винтового механизма jм, винта jв и его опор j0:

Осевая жесткость привода оказывает влияние на виброустойчивость. Чтобы исключить резонансные явления, собственную частоту колебаний механической части привода f = (3...3,5) f1, где f1 – частота импульсов, вырабатываемых системой измерения перемещений.

Для крупных станков f1 = 10...15 Гц

для средних и малых f1 = 15...25 Гц.

Исходя из условия f = (3...3,5) f1,потребная жесткость механической части привода

j = 4 * 10–6 * p2 * f2 * m (Н/мкм), где

m – масса узлов механической части привода (ходового винта, исполнительного узла и установленных на нём приспособлений, заготовки), кг.

Жесткость шарико-винтового механизма (с предварительным натягом и возвратом шариков через вкладыши при r1/r2=0,96):

где Кd = 0,3...0,5 – коэффициент учитывающий погрешности изготовления резьбы гайки, а также жесткость стыков винтового механизма;

U – число витков резьбы в гайке;

d0 – номинальный диаметр винта, мм;

р – шаг резьбы, мм;

, Н – допустимая сила натяга, отне–

сённая к одному шарику, где Кz = 0,7...0,8 – коэффициент учитывающий погрешности изготовления резьбы винта; Z1 – рабочее число шариков в одном винте; a – угол контакта шариков с винтом и гайкой; b – угол подъёма резьбы.

Наименьшая жесткость ходового винта зависит от способа установки его на опорах.

           
 
M

 

       
 
L1

 

 
         
           
 

 

, H/м, где –наибольшее расстояние от опоры винта до середины гайки, м; d0 ,н; E–модуль упругости материала винта, МПа.

–одностороннее закрепление;

­–с дополнительной опорой.

®

Приближенное значение жесткости опор винта

j0=ed0, H/мкм, где е=5,10,10 соответственно д/РУ,шариковых и роликовых опор.

d0 –гарантирует осевую жесткость привода

 

 

Лекция 15. "Основы конструирования"

Основы художественного конструирования.

До сих пор мы говорили об инженерном конструировании:

Инженер–конструктор обеспечивает взаимодействие узлов и деталей машины, её высокие эксплуатационные характеристики, максимальный КПД минимальную материалоёмкость (при оптимальной прочности и жёсткости) и высокий уровень технологичности.

Художественное конструирование (design) возникло в среде инженерного конструирования в связи с развитием массового производства изделий, непосредственно предназначенных для использования человеком, а также в связи с общим повышением потребительских требований к качеству промышленных изделий.

Иначе говоря, промышленные изделия, прошедшие Художественно–конструкторскую разработку должны быть полезными и красивыми.

Поэтому художник–конструктор обеспечивает,– зрительную целостность формы изделия, – правильное выражение в форме изделия его назначения и способа его эксплуатации, – соответствие (соразмерность) изделия человеку, – отражение в форме изделия признаков господствующего в настоящий момент стиля в формообразовании изделий данного вида.

Художественное конструирование – комплексная междисциплинарная конструкторско– художественная деятельность, интегрирующая в себе элементы естественно–научных, технических, гуманитарных знаний, инженерного конструирования и художественного мышления.

Центральная проблема Дизайна – создание предметного мира, эстетически оцениваемого как «соразмерный», «гармоничный», «целостный».

Дизайнер создаёт такие продукты и орудия труда, которые сами получают способность «по–человечески относиться к человеку», т.е. обладают эстетической ценностью.

Конструирование (проектирование) промышленного изделия лишь тогда приводит к желаемому результату, когда конструктор, технолог и дизайнер работают в тесном творческом контакте и когда каждый из них хорошо понимает задачу другого и её значение.

Цель изучения Основы Художественного Конструирования – получение минимальных теоретических знаний в области дизайна.

Мы рассмотрим такие вопросы:

элементы инженерной психологии и эргономики;

основы композиции и цветоведения;

элементы промышленной эстетики.

Техническая эстетика – теория дизайна, изучающая особенности художественной деятельности в сфере техники. Эта отрасль общей эстетики обобщает практику массового изготовления орудий труда (станков, машин) и других предметов, сочетающих в себе утилитарные (практически полезные) и эстетические качества, т.е. – законы красоты, действующие в промышленном производстве.

* é Эстетика (общая) – наука об [ национально, классово,] исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их создании, восприятии, оценки и освоении. Это– философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты.... º û

º теория искусства.

Инженерная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники.Данные этой науки используются для проектирования, производства и эксплуатации систем «человек– машина» и систем «человек–машина–среда».

Эргономика (от греческого ergon – работа и nomos – закон) – научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности с использованием технических средств. Цель Эргономики – оптимизация предметного содержания, орудий, условий и процессов труда, повышение привлекательности и удовлетворенности трудом.

Промышленная эстетика (искусство) – весь предметный мир, создаваемый человеком средствами промышленной техники по законам красоты и функциональности.

Элементы Промышленной эстетики:

промышленный интерьер;

промышленная графика (товарные и фирменные знаки); реклама; тара и упаковка.

Система «Человек – машина» [ «Человек–машина–среда»].

Человек (человек– оператор) занимает основное место в управлении созданной им техникой. Технические средства помогают человеку усиливать его возможности с точки зрения физической силы, скорости действия Є производительности труда.

Ведущий принцип организации взаимодействия в системе «Человек–Машина» – ориентация на человека, как субъекта труда и творчества, с целью наиболее полного и рационального использования его интеллектуального и творческого потенциала. Т.О–М.– средство поддержания профессиональной деятельности человека: «Машина – для человека, а– не человек для машины!!!».

NB ║ Научная и практическая задача организации систем «Человек–Машина–(Среда)» состоит в рациональном распределении и согласовании функций между Человеком и Машиной при сохранении ответственности за Человека!

Эту задачу решает Инженерная психология. При этом Человек–Оператор рассматривается в первую очередь не как звено системы, а именно как живого человека, обладающего такими свойствами, как:

восприятие;

внимание;

скорость реакции;

память, мышление, потребность в общении;

емкость и долговременность;

образность и гибкость оперативного мышления и т.д.

В инженерной психологии рассматривают:

сенсорный вход (органы чувств, или рецепторы человека) и моторный выход (двигательный или эффекторный аппарат человека) Человека–Оператора;

процессы переработки информации и задачи управления машинами (объектом);

нормальные и критические условия жизнедеятельности Человека–Оператора (физиологический или материальный).

é Человек Þ индуктивное мышление

Машина Þ дедуктивные действия û

По этим аспектам мы рассмотрим лишь некоторые рекомендации, которые могут оказаться полезными при конструировании пультов управления, приборных панелей, конструкторско–инженерных устройств и т.п.

При художественном конструировании применяются схемы взаимосвязей:

простая: Человек–Объект

«Треугольник взаимосвязей»: Человек–Система управления–Объект (среда);

Ч–О: Оператор станка ЧПУ;

СУ: Блок ЭЧПУ;

О: Станок.

1 – получение Ч–О от СУ разнообразной выходной информации в виде сигналов от приборов (отсчётные, световые, звуковые).

2 – формирование человеком сигналов управления в виде действий по настройке, регулирования, управления станком.

3 – непосредственное воздействие объекта (среды) на Ч–О: расположение элементов блока управления должно соответствовать психофизиологическим возможностям.

4 – воздействие человека на объект (среду): работа со станком требует не только определённых знаний и навыков,но и «совместимости» параметров объекта с человеком (с учётом «помех»).

5 – воздействие СУ на объект (среду): система ЧПУ станка может иметь определённые геометрические размеры (что не всегда позволяет разместить её в станке).

6 – воздействие О(С) на СУ: СЧПУ должна нормально работать в условиях вибрации, загрязнённой атмосферы цеха, и других нежелательных воздействий.

Системный подход.

Чтобы упростить сложные процессы анализа работы Человека–Оператора в системах взаимосвязей применяют частотные модели поведения Человека–Оператора.

Чаще всего Человек–Оператор выступает в роли «машины» по приёму и выработке информации.

W – воздействие внешней среды.

Y = F (X, W).

Основные рецепторы (органы чувств):

Р 1 – зрение;

Р 2 – слух;

Р 3 – осязание;

Рпр. – (тактильные): обоняние,вкус,равновесие (вестибулярный аппарат).

Основные эффекторы (формируют сигналы управления):

Э 1 – пальцы рук (кисть) (точные, но менее сильные);

Э 2 – ноги (менее точные, но более сильные);

Эпр. – звуковые команды (речь), биоэлектрические потенциалы, параметры физиологической активности (t°, потоотделение, частота пульса и др.)

В соответствии с органами чувств на деятельность человека оказывают влияние (W):

освещённость и цвет среды;

шум, атмосферное давление;

характер поверхностей, с которой имеется контакт;

наличие запахов и токсичных веществ;

рабочая поза, t°C и влажность (термолабильность).

Для оптимизации связи Человека–Оператора с Оборудованием

необходимо знать:

какое количество информации Человек– Оператор может принять, передать или переработать в единицу времени: «Пропускная» способность и предельные скорости различных реакций;

какова точность восприятия и выдачи различных сигналов: время «задержки» (обработки) сигналов;

какова надёжность работы Человека–Оператора: способность противостоять W.

При этом вопросы необходимо решать путём «подгонки» параметров объекта конструирования под способности и возможности человека, а не наоборот.

Т.к. приём и переработка информации – процессы познавательные (ощущение – восприятие – представление ® мышление), которые сформировались в течение тысячелетий эволюции человека.

«Прибором» человека, с помощью которого он воспринимает или формирует сигналы, являются анализаторы: Рецептор + Нервные пути – центр в коре больших полушарий.

Рецепторный аппарат тесно связан с эффекторным (двигательным) аппаратом.

Если рассмотреть Схему прохождения сигнала по контуру управления: Человек–Оператор «Объект, можно выделить 9 характерных стадий (звеньев):

восприятие показаний (сигналов);

Á преобразование показаний индикатора в форму удобную для сравнения с программой работы ®;

¯ принятие решения об изменении программы работы;

° воздействие на органы управления объектом;

± перемещение рабочих элементов регуляторов;

² реакция объекта на воздействие;

Ç работа объекта по новой программе;

´ отображение нового режима работы на индикаторах.

Основная характеристика этого процесса – скорость обращения сигнала по контуру управления, кроме того,– погрешностями и надёжностью звеньев; скоростью обработки информации в них.

Скорость обращения сигналов по контуру управления определяется временем полного цикла регулирования:

Т = Т0 + ТМ ,

где Т0 – время задержки сигнала оператором (стадии 1...5); ТМ – время задержки сигнала объектом (стадии 6...9).

! Всегда Т0 >> ТМ . Т0 – определяется следующими компонентами:

анализаторами и длительностью латентного периода (время от момента появления сигнала среднего уровня до ответа на него действием):

│?лп (за) = 0,15.... 0,22 с

?лп (са) = 0,12.... 0,18 с

│?лп (та) = 0,09.... 0,22 с

│?лп (общ) =0,31....0,39 с

Кроме того, необходимо учесть количество индикаторов и органов управления.

?з? 10 секунд.

А также темп работы оператора (бит с):

оптимально 0,5.....5 бит с (< 0,5 – «засыпает», > 5 – «перегружен»).

Таким образом скорость обработки сигнала оператором зависит от:

характера информации (знакомая 30...45 бс; незнакомая);

конструкции индикатора (шкала, светофор, звук);

характера считывания информации (команда, осведомление, ситуация);

различимость сигнала (сигнал должен превышать фон в 3....5 раз).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...