Тяговые устройства привода подачи.
Передача винт–гайка качения обладает свойствами, позволяющими применять её как для привода подач без отсчета перемещений (универсальные МРС, силовые столы агрегатных станков), так и в приводах подач и позиционирования станков с ЧПУ. Для ПВ–ГК характерны, — * высокий КПД (0,8...0,9); * небольшое различие между силами трения движения и покоя * изначальное влияние частоты вращения винта на силу трения в механизме; * полное отсутствие осевого зазора. Недостатки: высокая стоимость, пониженное демпфирование, отсутствие самоторможения. Устройство и размеры передачи. ПВ–ГК состоит из винта 1, гайки 2, шариков 3 и устройств для возврата шариков.
Обычно применяют передачи с наиболее технологичным полукруглым профилем резьбы: rв = rг» (1,03...1,05) r1 – для снижения контактных напряжений. Размеры элементов ПВ–ГК стандартизованы (ГОСТ 25329–82). Расчет передачи винт–гайка качения (В–ГК). Исходные данные и цель расчета. ПВ–ГК выходит из строя в результате, — * усталостного разрушения поверхностных слоёв шариков, гайки и винта; * потери устойчивости винта; * износа элементов передачи и снижения точности. Возможные причины, — * слишком большая нагрузка на винт; * низкая расчетная долговечность; * значительный относительный перекос В и Г; * неудовлетворительная защита от загрязнений. Цель расчета ПВ–ГК состоит в определении номинального диаметра винта d0 и в подборе по каталогу такой передачи, которая удовлетворяла бы всем требованиям работоспособности. Исходные данные, — * длина винта, наибольшая расчетная длина; * способ установки на опорах; * ряд значений осевой нагрузки, которые определяются для различных операций, выполняемых на МРС;
* ряд частот вращения В(г). Можно исходить из величины крутящего момента на ходовом винте М = Мд * h / i где: Мд – крутящий момент на валу ЭД; h – КПД передачи от ЭД к винту; i – передаточное отношение этой передачи. Осевая сила действующая на винт, , где – угол подъема резьбы; угол трения (f=(57..85)10–5–коэффициент трения качения) Предварительный выбор параметров передачи. Предварительно передачу выбирают по осевой нагрузке, конструктивным и технологическим соображениям. Затем проверяют усталостную прочность рабочих поверхностей винта и гайки по критериям усталости и осевой жесткости. Номинальный диаметр винта d0 принимают равным L/(20...25), где L –длина резьбовой части винта. Расчет на жесткость. Потребный номинальный диаметр винта d0 можно определить из условия обеспечения жесткости привода, которая связана с жесткостью шарико-винтового механизма jм, винта jв и его опор j0: Осевая жесткость привода оказывает влияние на виброустойчивость. Чтобы исключить резонансные явления, собственную частоту колебаний механической части привода f = (3...3,5) f1, где f1 – частота импульсов, вырабатываемых системой измерения перемещений. Для крупных станков f1 = 10...15 Гц для средних и малых f1 = 15...25 Гц. Исходя из условия f = (3...3,5) f1,потребная жесткость механической части привода j = 4 * 10–6 * p2 * f2 * m (Н/мкм), где m – масса узлов механической части привода (ходового винта, исполнительного узла и установленных на нём приспособлений, заготовки), кг. Жесткость шарико-винтового механизма (с предварительным натягом и возвратом шариков через вкладыши при r1/r2=0,96):
где Кd = 0,3...0,5 – коэффициент учитывающий погрешности изготовления резьбы гайки, а также жесткость стыков винтового механизма; U – число витков резьбы в гайке; d0 – номинальный диаметр винта, мм; р – шаг резьбы, мм;
, Н – допустимая сила натяга, отне– сённая к одному шарику, где Кz = 0,7...0,8 – коэффициент учитывающий погрешности изготовления резьбы винта; Z1 – рабочее число шариков в одном винте; a – угол контакта шариков с винтом и гайкой; b – угол подъёма резьбы. Наименьшая жесткость ходового винта зависит от способа установки его на опорах.
, H/м, где –наибольшее расстояние от опоры винта до середины гайки, м; d0 ,н; E–модуль упругости материала винта, МПа. –одностороннее закрепление; –с дополнительной опорой. ® Приближенное значение жесткости опор винта j0=ed0, H/мкм, где е=5,10,10 соответственно д/РУ,шариковых и роликовых опор. d0 –гарантирует осевую жесткость привода
Лекция 15. "Основы конструирования" Основы художественного конструирования. До сих пор мы говорили об инженерном конструировании: Инженер–конструктор обеспечивает взаимодействие узлов и деталей машины, её высокие эксплуатационные характеристики, максимальный КПД минимальную материалоёмкость (при оптимальной прочности и жёсткости) и высокий уровень технологичности. Художественное конструирование (design) возникло в среде инженерного конструирования в связи с развитием массового производства изделий, непосредственно предназначенных для использования человеком, а также в связи с общим повышением потребительских требований к качеству промышленных изделий. Иначе говоря, промышленные изделия, прошедшие Художественно–конструкторскую разработку должны быть полезными и красивыми. Поэтому художник–конструктор обеспечивает,– зрительную целостность формы изделия, – правильное выражение в форме изделия его назначения и способа его эксплуатации, – соответствие (соразмерность) изделия человеку, – отражение в форме изделия признаков господствующего в настоящий момент стиля в формообразовании изделий данного вида. Художественное конструирование – комплексная междисциплинарная конструкторско– художественная деятельность, интегрирующая в себе элементы естественно–научных, технических, гуманитарных знаний, инженерного конструирования и художественного мышления.
Центральная проблема Дизайна – создание предметного мира, эстетически оцениваемого как «соразмерный», «гармоничный», «целостный». Дизайнер создаёт такие продукты и орудия труда, которые сами получают способность «по–человечески относиться к человеку», т.е. обладают эстетической ценностью. Конструирование (проектирование) промышленного изделия лишь тогда приводит к желаемому результату, когда конструктор, технолог и дизайнер работают в тесном творческом контакте и когда каждый из них хорошо понимает задачу другого и её значение. Цель изучения Основы Художественного Конструирования – получение минимальных теоретических знаний в области дизайна.
Мы рассмотрим такие вопросы: элементы инженерной психологии и эргономики; основы композиции и цветоведения; элементы промышленной эстетики. Техническая эстетика – теория дизайна, изучающая особенности художественной деятельности в сфере техники. Эта отрасль общей эстетики обобщает практику массового изготовления орудий труда (станков, машин) и других предметов, сочетающих в себе утилитарные (практически полезные) и эстетические качества, т.е. – законы красоты, действующие в промышленном производстве. * é Эстетика (общая) – наука об [ национально, классово,] исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их создании, восприятии, оценки и освоении. Это– философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты.... º û º теория искусства. Инженерная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники.Данные этой науки используются для проектирования, производства и эксплуатации систем «человек– машина» и систем «человек–машина–среда». Эргономика (от греческого ergon – работа и nomos – закон) – научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности с использованием технических средств. Цель Эргономики – оптимизация предметного содержания, орудий, условий и процессов труда, повышение привлекательности и удовлетворенности трудом.
Промышленная эстетика (искусство) – весь предметный мир, создаваемый человеком средствами промышленной техники по законам красоты и функциональности. Элементы Промышленной эстетики: промышленный интерьер; промышленная графика (товарные и фирменные знаки); реклама; тара и упаковка. Система «Человек – машина» [ «Человек–машина–среда»]. Человек (человек– оператор) занимает основное место в управлении созданной им техникой. Технические средства помогают человеку усиливать его возможности с точки зрения физической силы, скорости действия Є производительности труда. Ведущий принцип организации взаимодействия в системе «Человек–Машина» – ориентация на человека, как субъекта труда и творчества, с целью наиболее полного и рационального использования его интеллектуального и творческого потенциала. Т.О–М.– средство поддержания профессиональной деятельности человека: «Машина – для человека, а– не человек для машины!!!». NB ║ Научная и практическая задача организации систем «Человек–Машина–(Среда)» состоит в рациональном распределении и согласовании функций между Человеком и Машиной при сохранении ответственности за Человека! Эту задачу решает Инженерная психология. При этом Человек–Оператор рассматривается в первую очередь не как звено системы, а именно как живого человека, обладающего такими свойствами, как: восприятие; внимание; скорость реакции; память, мышление, потребность в общении; емкость и долговременность; образность и гибкость оперативного мышления и т.д. В инженерной психологии рассматривают: сенсорный вход (органы чувств, или рецепторы человека) и моторный выход (двигательный или эффекторный аппарат человека) Человека–Оператора; процессы переработки информации и задачи управления машинами (объектом); нормальные и критические условия жизнедеятельности Человека–Оператора (физиологический или материальный). é Человек Þ индуктивное мышление Машина Þ дедуктивные действия û По этим аспектам мы рассмотрим лишь некоторые рекомендации, которые могут оказаться полезными при конструировании пультов управления, приборных панелей, конструкторско–инженерных устройств и т.п. При художественном конструировании применяются схемы взаимосвязей: простая: Человек–Объект
«Треугольник взаимосвязей»: Человек–Система управления–Объект (среда); Ч–О: Оператор станка ЧПУ; СУ: Блок ЭЧПУ;
О: Станок. 1 – получение Ч–О от СУ разнообразной выходной информации в виде сигналов от приборов (отсчётные, световые, звуковые). 2 – формирование человеком сигналов управления в виде действий по настройке, регулирования, управления станком. 3 – непосредственное воздействие объекта (среды) на Ч–О: расположение элементов блока управления должно соответствовать психофизиологическим возможностям. 4 – воздействие человека на объект (среду): работа со станком требует не только определённых знаний и навыков,но и «совместимости» параметров объекта с человеком (с учётом «помех»). 5 – воздействие СУ на объект (среду): система ЧПУ станка может иметь определённые геометрические размеры (что не всегда позволяет разместить её в станке). 6 – воздействие О(С) на СУ: СЧПУ должна нормально работать в условиях вибрации, загрязнённой атмосферы цеха, и других нежелательных воздействий. Системный подход. Чтобы упростить сложные процессы анализа работы Человека–Оператора в системах взаимосвязей применяют частотные модели поведения Человека–Оператора. Чаще всего Человек–Оператор выступает в роли «машины» по приёму и выработке информации. W – воздействие внешней среды. Y = F (X, W). Основные рецепторы (органы чувств): Р 1 – зрение; Р 2 – слух; Р 3 – осязание; Рпр. – (тактильные): обоняние,вкус,равновесие (вестибулярный аппарат). Основные эффекторы (формируют сигналы управления): Э 1 – пальцы рук (кисть) (точные, но менее сильные); Э 2 – ноги (менее точные, но более сильные); Эпр. – звуковые команды (речь), биоэлектрические потенциалы, параметры физиологической активности (t°, потоотделение, частота пульса и др.) В соответствии с органами чувств на деятельность человека оказывают влияние (W): освещённость и цвет среды; шум, атмосферное давление; характер поверхностей, с которой имеется контакт; наличие запахов и токсичных веществ; рабочая поза, t°C и влажность (термолабильность). Для оптимизации связи Человека–Оператора с Оборудованием необходимо знать: какое количество информации Человек– Оператор может принять, передать или переработать в единицу времени: «Пропускная» способность и предельные скорости различных реакций; какова точность восприятия и выдачи различных сигналов: время «задержки» (обработки) сигналов; какова надёжность работы Человека–Оператора: способность противостоять W. При этом вопросы необходимо решать путём «подгонки» параметров объекта конструирования под способности и возможности человека, а не наоборот. Т.к. приём и переработка информации – процессы познавательные (ощущение – восприятие – представление ® мышление), которые сформировались в течение тысячелетий эволюции человека. «Прибором» человека, с помощью которого он воспринимает или формирует сигналы, являются анализаторы: Рецептор + Нервные пути – центр в коре больших полушарий. Рецепторный аппарат тесно связан с эффекторным (двигательным) аппаратом. Если рассмотреть Схему прохождения сигнала по контуру управления: Человек–Оператор «Объект, можно выделить 9 характерных стадий (звеньев): восприятие показаний (сигналов); Á преобразование показаний индикатора в форму удобную для сравнения с программой работы ®; ¯ принятие решения об изменении программы работы; ° воздействие на органы управления объектом; ± перемещение рабочих элементов регуляторов; ² реакция объекта на воздействие; Ç работа объекта по новой программе; ´ отображение нового режима работы на индикаторах. Основная характеристика этого процесса – скорость обращения сигнала по контуру управления, кроме того,– погрешностями и надёжностью звеньев; скоростью обработки информации в них. Скорость обращения сигналов по контуру управления определяется временем полного цикла регулирования: Т = Т0 + ТМ , где Т0 – время задержки сигнала оператором (стадии 1...5); ТМ – время задержки сигнала объектом (стадии 6...9). ! Всегда Т0 >> ТМ . Т0 – определяется следующими компонентами: анализаторами и длительностью латентного периода (время от момента появления сигнала среднего уровня до ответа на него действием): │?лп (за) = 0,15.... 0,22 с │ ?лп (са) = 0,12.... 0,18 с │?лп (та) = 0,09.... 0,22 с │?лп (общ) =0,31....0,39 с Кроме того, необходимо учесть количество индикаторов и органов управления. ?з? 10 секунд. А также темп работы оператора (бит с): оптимально 0,5.....5 бит с (< 0,5 – «засыпает», > 5 – «перегружен»). Таким образом скорость обработки сигнала оператором зависит от: характера информации (знакомая 30...45 бс; незнакомая); конструкции индикатора (шкала, светофор, звук); характера считывания информации (команда, осведомление, ситуация); различимость сигнала (сигнал должен превышать фон в 3....5 раз).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|