Часто при Эргономическом анализе применяют контрольные карты , содержащие перечень вопросов по этим группам факторов , влияющих на трудовой процесс.
NB: Пример дMPC, смотри Варламов Р. Г., Струнов О. Д. «Элементы Художественного конструирования и Теория Эргономики» М: 1980 год, стр. 39...40. При эргономическом анализе необходимо учитывать: 1) климатические условия местности; 2) микроклимат помещения и его интерьер; 3) требуемый ритм работы оператора, частоту выполнения и точность рабочих операций; 4) характеристику основных (типовых) поисковых маршрутов оператора, необходимость и возможность смены рабочей позы, взаимодействие с другими операторами. На основании этого необходимо: 1) провести анализ габаритов объекта; 2) определить оперативные рабочие зоны и границы рабочего места в целом и установить их соответствие антропометрическим данным; 3) определить объём и качество оперативной информации, представляемой на панелях объекта, и проанализировать их соответствие психофизиологическим возможностям Человека–оператора; 4) определить состав органов управления и проанализировать их с точки зрения хиротехники. Хиротехника – отрасль эргономики, которая занимается разработкой наиболее рациональной формы рукояток управления (или ручного инструмента); 5) проанализировать взаимодействие сенсорных и моторных зон: логику соответствия Органов управления и Индикаторов; 6) проанализировать соответствие типовых оперативных маршрутов биомеханическим требованиям. Результаты Эргономического анализа дают возможность обеспечить: 1) равномерное распределение психофизиологических нагрузок на Человека– оператора: 2) естественность, плавность и последовательность рабочих операций. 1.2 Оценка результатов принятого художественно– конструкторского решения. Для объективной оценки выполнения эксплуатационных, компоновочных, эстетических (в т.ч. социально–экономических и эргономических), конструктивно–технологических требований применяют специальные методики.
Например, такие как: Групповые или экспертные методы оценки (баллы: 0...1–плохо; 1...2–удовлетворительно; 2...3–хорошо; 3...4–отлично). Можно применять, когда есть квалифицированная группа экспертов, но тем не менее оценка «субъективная». Метод неполных интегральных аналогов. Более объективен, т.к. он использует теорию инвариантов, критерии оценки и критериальные уравнения.....þ Системный анализ. Эргономический анализ тесно связан с анализом эстетическим: к примеру, создание цветового климата в интерьере и цветовое решение оборудования – должны рассматриваться не только с позиций красоты и гармонии, но в аспектах создания определённого эмоционального настроя Человека–оператора и закономерностей его зрительного восприятия. Согласно методике РД–50–149–79 для оценки художественно–конструкторского решения применяют показатели: 1. Информационная выразительность характеризует способность объекта отражать в своей форме действующие в обществе эстетические представления и культурные нормы, такие как, например: оригинальность (отличие от аналогов); стилевое соответствие (устойчивые признаки формы соответствующие определённому периоду); соответствия моде (внешний вид, соответствие временно господствующим эстетическим вкусам); рациональность формы (соответствие назначению, конструкции, технологии изготовления и применяемым материалам). 2. Целостность композиции характеризует гармоническое единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы объекта и его согласованность с формой окружающих объектов. 3. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуются чистотой выполнения контуров, округлений и сочленений элементов, тщательность нанесения покрытий и отделки поверхностей, чёткость исполнения фирменных знаков и указателей, комплекта Эскизно–технологической документации и информационных (рекламных) материалов, устойчивость к повреждениям.
Можно сказать, что внешние поверхности объекта, их отделка и окраска являются основными элементами, создающими его эстетическое восприятие. При художественно–конструкторской отработке этих элементов необходимо выполнять следующие требования: К форме 1) внешние очертания объекта должны быть простыми и строгими: например, единство формы и содержания для внешних рабочих органов; предпочтительная форма – ¦, -; острые углы скругляются, но большой радиус скругления визуально «утяжеляет» конструкцию. Простая форма облегчает удаление загрязнений. 2) пропорции отдельных частей обеспечивают выделением в конструкции вертикальных или горизонтальных линий. При этом учитывают: вертикальные линии делают объект визуально «выше», а горизонтальные «ниже». 3) форма объекта в целом должна быть гармонически увязана с формой пультов управления. 4) элементы внешней поверхности объекта: петли и ручки крышек (люков, дверей), крышки и кожухи для подвижных частей не надо выделять на фоне наружной поверхности. Петли и ручки должны быть тщательно обработаны. К отделке и окраске 1) окраска объекта должна соответствовать его конструкции, и не совпадать с окраской помещения (или окружающей среды); 2) пёстрая окраска вносит впечатление беспорядочности и «дробности» конструкции; 3) тёмная окраска создаёт впечатление тяжести и грязи, светлые – впечатление лёгкости: тёмные – только для окраски фундаментов и несущих конструкций; 4) травмоопасные детали и части изделий окрашивают в яркие, предупреждающие цвета; для движущихся элементов оборудования (столы, салазки), подвижных объектов следует применять «растигровку», которая активизирует окружающих; 5) органы управления окрашивают в яркие, хорошо различимые цвета; 6) внутренние поверхности корпусных деталей окрашивают для облегчения сборки в светлые цвета; дверей, люков, откидных панелей – в яркие цвета, чтобы они отчётливо выделялись в открытом положении;
7) объекты, излучающие тепло, окрашивают в серебренный или голубой цвета. На восприятие формы и цвета значительно влияет освещение. Основные требования к освещению рабочих мест, (искусственному): 1) предпочтительны индивидуальные светильники, расположенные посередине длины рабочей зоны на высоте 1900...2000 мм от пола и на расстоянии 150...200 мм от переднего края рабочей зоны (работа стоя). При других работах индивидуальные светильники устанавливаются оператором в желаемом положении относительно рабочей зоны; 2) блестящие предметы следует освещать рассеянным светом; мелкие тёмные предметы лучше видны на фоне, светлые – на тёмном; 3) свет должен падать на поверхность предмета под небольшим углом, это лучше выявляет фактуру; 4) прозрачные предметы должны быть освещены сзади; 5) необходимо избегать резкой контрастности освещённости объекта рабочей операции и окружающего фона (местное + общее освещение); 6) необходимо исключать источники блёсткости, а также – ритмическое чередование тёмных и светлых поверхностей в поле зрения. Это снимает у работающих так называемые послеобразы, человек видит какой–то яркий предмет, в то время как он уже ушёл из поля зрения. Послеобразы также снимаются применением дополнительных цветов. Основы композиции. Мы рассмотрели ранее инженерно-психологический и эргономический этапы художественного конструирования (ХК) объекта. Мы установили, что ЭА и О конструкций тесно связаны с эстетическим анализом. Здесь следует отметить: эстетический этап ХК объекта может (и должен) выполняться только квалифицированным дизайнером! Эстетическим анализ можно выполнить лишь после серьёзного изучения объекта анализа и определения всех его утилитарных качеств и особенностей. Эстетическим анализ требует знания основ теории композиции, тенденций развития объектов данного вида, особенностей восприятия цвета, наличие чувства материала и стиля, профессионального художественного вкуса и т.д.
Принципы “нравится – не нравится”, ”красиво – не красиво” – неприемлемы. В общем смысле эстетическим анализ позволяет для конкретного объекта выявить: - объёмно-пространственную структуру; - тектонику; - гармоничность формы; - цветовое решение Далее, мы вначале рассмотрим основы композиции. Прежде отметим, – всё, что мы будем говорить далее относится к понятию “техническая форма”, т.е. применительно к объектам утилитарного назначения: производственно-технического и бытового. В отличие от понятия “декоративная форма”, которая относится к объектам исключительно или преимущественно декоративного назначения. Итак, композиция (лат. Compositio – составление, расположение, сочинение) – структура, взаимосвязь важнейших элементов объекта, которыми определяется его смысл, выражается замысел. В основе композиции технического объекта лежит выбор элементов (или их группы) соподчинённости этих элементов. В качестве элементов выделяют геометрические, светотеневые или цветовые свойства формы объекта. Композиция характеризуется – - категориями, - свойствами и качествами, - средствами. Перечислим: I. Общие категории: тектоника и объёмно-пространственная структура объекта. II. Свойства и качества: A. гармоническая целостность формы; B. соподчинённость; C. композиционное равновесие; D. симметрия, асимметрия и их сочетание; E. динамичность и статичность формы; F. единство характера формы. III. Средства композиции: A. определяющий композиционный приём; B. пропорции и масштаб; C. контраст и нюанс; D. метр и ритм; E. тени и пластика. Число сочетаний множества композиционных факторов очень велико: например, взяв только 6 основных свойств и качеств композиции, мы получим – Поэтому знание категорий, свойств, качеств и средств композиции позволяет выбрать рациональные приёмы и методы работы над композицией объекта. Рассмотрим основные категории композиции и их взаимосвязь. Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме. В тектонике выражается связь формы и содержания изделия. Например, литая конструкция имеет такую форму, чтобы однозначно было видно – это литьё, а не сварная или какая-либо иная конструкция. Поэтому говорят о тектонике “литой формы”, о тектонике “штампованных несущих элементов”, о тектонике “пластмассовых конструкций” и т.д. Т.к. конкретный материал конструкции предопределяет композицию всякого изделия, то тектоника – одна из основных категорий. Понятие “тектоника” неразрывно связывает две важнейшие характеристики объекта – - его конструктивную основу (материал);
- и форму во всех её проявлениях (в целом и частном). Конструктивная основа, кроме материала включает силовых элементов конструкции, характер распределения усилий (силовые потоки), соотношение масс и т.п. Форма должна четко отражать всё это. Объёмно-пространственная структура. Всякая форма обладает двумя свойствами: она материальна и пространственна. Материальная форма – это объём, ограничивающий часть пространства определённых размеров и конфигурации. Объём и пространство – равноправные элементы композиции. Объёмно-пространственная определяет характер взаимодействия объёма с пространством. Можно сказать, что – - с одной стороны – объём должен выражать внутренние закономерности, свойственные объекту, отражать его функционально-конструктивную основу; - а с другой – в определённой закономерности развиваться в пространстве, в идеале – таким образом, чтобы видя форму изделия в одной проекции, можно было представить, как она выглядит в других. Основные категории композиции тесно взаимосвязаны: материал «тектоника «ОПС Нарушение тектоники – ложное отражение работы конструктивной основы, нарушает органическую связь элементов ОПС объекта, и наоборот. Такие нарушения возникают, когда (инженер-конструктор) рассматривает форму только от её технической основы – как бы “изнутри” или (оформитель) – только “снаружи”. Дизайнер идёт к форме одновременно “изнутри” и “снаружи” – в итоге создаёт целостное, гармоничное изделие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|