Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часто при Эргономическом анализе применяют контрольные карты , содержащие перечень вопросов по этим группам факторов , влияющих на трудовой процесс.

NB: Пример дMPC, смотри Варламов Р. Г., Струнов О. Д. «Элементы Художественного конструирования и Теория Эргономики» М: 1980 год, стр. 39...40.

При эргономическом анализе необходимо учитывать:

1) климатические условия местности;

2) микроклимат помещения и его интерьер;

3) требуемый ритм работы оператора, частоту выполнения и точность рабочих операций;

4) характеристику основных (типовых) поисковых маршрутов оператора, необходимость и возможность смены рабочей позы, взаимодействие с другими операторами.

На основании этого необходимо:

1) провести анализ габаритов объекта;

2) определить оперативные рабочие зоны и границы рабочего места в целом и установить их соответствие антропометрическим данным;

3) определить объём и качество оперативной информации, представляемой на панелях объекта, и проанализировать их соответствие психофизиологическим возможностям Человека–оператора;

4) определить состав органов управления и проанализировать их с точки зрения хиротехники. Хиротехника – отрасль эргономики, которая занимается разработкой наиболее рациональной формы рукояток управления (или ручного инструмента);

5) проанализировать взаимодействие сенсорных и моторных зон: логику соответствия Органов управления и Индикаторов;

6) проанализировать соответствие типовых оперативных маршрутов биомеханическим требованиям.

Результаты Эргономического анализа дают возможность обеспечить:

1) равномерное распределение психофизиологических нагрузок на Человека– оператора:

2) естественность, плавность и последовательность рабочих операций.

1.2 Оценка результатов принятого художественно– конструкторского решения.

Для объективной оценки выполнения эксплуатационных, компоновочных, эстетических (в т.ч. социально–экономических и эргономических), конструктивно–технологических требований применяют специальные методики.

Например, такие как:

Групповые или экспертные методы оценки (баллы: 0...1–плохо; 1...2–удовлетворительно; 2...3–хорошо; 3...4–отлично). Можно применять, когда есть квалифицированная группа экспертов, но тем не менее оценка «субъективная».

­ Метод неполных интегральных аналогов. Более объективен, т.к. он использует теорию инвариантов, критерии оценки и критериальные уравнения.....þ Системный анализ.

Эргономический анализ тесно связан с анализом эстетическим: к примеру, создание цветового климата в интерьере и цветовое решение оборудования – должны рассматриваться не только с позиций красоты и гармонии, но в аспектах создания определённого эмоционального настроя Человека–оператора и закономерностей его зрительного восприятия.

Согласно методике РД–50–149–79 для оценки художественно–конструкторского решения применяют показатели:

1. Информационная выразительность характеризует способность объекта отражать в своей форме действующие в обществе эстетические представления и культурные нормы, такие как, например: оригинальность (отличие от аналогов); стилевое соответствие (устойчивые признаки формы соответствующие определённому периоду); соответствия моде (внешний вид, соответствие временно господствующим эстетическим вкусам); рациональность формы (соответствие назначению, конструкции, технологии изготовления и применяемым материалам).

2. Целостность композиции характеризует гармоническое единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы объекта и его согласованность с формой окружающих объектов.

3. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуются чистотой выполнения контуров, округлений и сочленений элементов, тщательность нанесения покрытий и отделки поверхностей, чёткость исполнения фирменных знаков и указателей, комплекта Эскизно–технологической документации и информационных (рекламных) материалов, устойчивость к повреждениям.

Можно сказать, что внешние поверхности объекта, их отделка и окраска являются основными элементами, создающими его эстетическое восприятие. При художественно–конструкторской отработке этих элементов необходимо выполнять следующие требования:

К форме

1) внешние очертания объекта должны быть простыми и строгими:

например, единство формы и содержания для внешних рабочих органов; предпочтительная форма – ¦, -; острые углы скругляются, но большой радиус скругления визуально «утяжеляет» конструкцию.

Простая форма облегчает удаление загрязнений.

2) пропорции отдельных частей обеспечивают выделением в конструкции вертикальных или горизонтальных линий. При этом учитывают: вертикальные линии делают объект визуально «выше», а горизонтальные «ниже».

3) форма объекта в целом должна быть гармонически увязана с формой пультов управления.

4) элементы внешней поверхности объекта: петли и ручки крышек (люков, дверей), крышки и кожухи для подвижных частей не надо выделять на фоне наружной поверхности. Петли и ручки должны быть тщательно обработаны.

К отделке и окраске

1) окраска объекта должна соответствовать его конструкции, и не совпадать с окраской помещения (или окружающей среды);

2) пёстрая окраска вносит впечатление беспорядочности и «дробности» конструкции;

3) тёмная окраска создаёт впечатление тяжести и грязи, светлые – впечатление лёгкости: тёмные – только для окраски фундаментов и несущих конструкций;

4) травмоопасные детали и части изделий окрашивают в яркие, предупреждающие цвета; для движущихся элементов оборудования (столы, салазки), подвижных объектов следует применять «растигровку», которая активизирует окружающих;

5) органы управления окрашивают в яркие, хорошо различимые цвета;

6) внутренние поверхности корпусных деталей окрашивают для облегчения сборки в светлые цвета; дверей, люков, откидных панелей – в яркие цвета, чтобы они отчётливо выделялись в открытом положении;

7) объекты, излучающие тепло, окрашивают в серебренный или голубой цвета.

На восприятие формы и цвета значительно влияет освещение.

Основные требования к освещению рабочих мест, (искусственному):

1) предпочтительны индивидуальные светильники, расположенные посередине длины рабочей зоны на высоте 1900...2000 мм от пола и на расстоянии 150...200 мм от переднего края рабочей зоны (работа стоя). При других работах индивидуальные светильники устанавливаются оператором в желаемом положении относительно рабочей зоны;

2) блестящие предметы следует освещать рассеянным светом; мелкие тёмные предметы лучше видны на фоне, светлые – на тёмном;

3) свет должен падать на поверхность предмета под небольшим углом, это лучше выявляет фактуру;

4) прозрачные предметы должны быть освещены сзади;

5) необходимо избегать резкой контрастности освещённости объекта рабочей операции и окружающего фона (местное + общее освещение);

6) необходимо исключать источники блёсткости, а также – ритмическое чередование тёмных и светлых поверхностей в поле зрения. Это снимает у работающих так называемые послеобразы, человек видит какой–то яркий предмет, в то время как он уже ушёл из поля зрения. Послеобразы также снимаются применением дополнительных цветов.

Основы композиции.

Мы рассмотрели ранее инженерно-психологический и эргономический этапы художественного конструирования (ХК) объекта.

Мы установили, что ЭА и О конструкций тесно связаны с эстетическим анализом.

Здесь следует отметить: эстетический этап ХК объекта может (и должен) выполняться только квалифицированным дизайнером!

Эстетическим анализ можно выполнить лишь после серьёзного изучения объекта анализа и определения всех его утилитарных качеств и особенностей.

Эстетическим анализ требует знания основ теории композиции, тенденций развития объектов данного вида, особенностей восприятия цвета, наличие чувства материала и стиля, профессионального художественного вкуса и т.д.

Принципы “нравится – не нравится”, ”красиво – не красиво” – неприемлемы.

В общем смысле эстетическим анализ позволяет для конкретного объекта выявить:

- объёмно-пространственную структуру;

- тектонику;

- гармоничность формы;

- цветовое решение

Далее, мы вначале рассмотрим основы композиции.

Прежде отметим, – всё, что мы будем говорить далее относится к понятию “техническая форма”, т.е. применительно к объектам утилитарного назначения: производственно-технического и бытового.

В отличие от понятия “декоративная форма”, которая относится к объектам исключительно или преимущественно декоративного назначения.

Итак, композиция (лат. Compositio – составление, расположение, сочинение) – структура, взаимосвязь важнейших элементов объекта, которыми определяется его смысл, выражается замысел.

В основе композиции технического объекта лежит выбор элементов (или их группы) соподчинённости этих элементов.

В качестве элементов выделяют геометрические, светотеневые или цветовые свойства формы объекта.

Композиция характеризуется –

- категориями,

- свойствами и качествами,

- средствами.

Перечислим:

I. Общие категории: тектоника и объёмно-пространственная структура объекта.

II. Свойства и качества:

A. гармоническая целостность формы;

B. соподчинённость;

C. композиционное равновесие;

D. симметрия, асимметрия и их сочетание;

E. динамичность и статичность формы;

F. единство характера формы.

III. Средства композиции:

A. определяющий композиционный приём;

B. пропорции и масштаб;

C. контраст и нюанс;

D. метр и ритм;

E. тени и пластика.

Число сочетаний множества композиционных факторов очень велико:

например, взяв только 6 основных свойств и качеств композиции, мы получим –

Поэтому знание категорий, свойств, качеств и средств композиции позволяет выбрать рациональные приёмы и методы работы над композицией объекта.

Рассмотрим основные категории композиции и их взаимосвязь.

Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме.

В тектонике выражается связь формы и содержания изделия.

Например, литая конструкция имеет такую форму, чтобы однозначно было видно – это литьё, а не сварная или какая-либо иная конструкция.

Поэтому говорят о тектонике “литой формы”, о тектонике “штампованных несущих элементов”, о тектонике “пластмассовых конструкций” и т.д.

Т.к. конкретный материал конструкции предопределяет композицию всякого изделия, то тектоника – одна из основных категорий.

Понятие “тектоника” неразрывно связывает две важнейшие характеристики объекта –

- его конструктивную основу (материал);

- и форму во всех её проявлениях (в целом и частном).

Конструктивная основа, кроме материала включает силовых элементов конструкции, характер распределения усилий (силовые потоки), соотношение масс и т.п. Форма должна четко отражать всё это.

Объёмно-пространственная структура.

Всякая форма обладает двумя свойствами: она материальна и пространственна.

Материальная форма – это объём, ограничивающий часть пространства определённых размеров и конфигурации.

Объём и пространство – равноправные элементы композиции.

Объёмно-пространственная определяет характер взаимодействия объёма с пространством.

Можно сказать, что –

- с одной стороны – объём должен выражать внутренние закономерности, свойственные объекту, отражать его функционально-конструктивную основу;

- а с другой – в определённой закономерности развиваться в пространстве, в идеале – таким образом, чтобы видя форму изделия в одной проекции, можно было представить, как она выглядит в других.

Основные категории композиции тесно взаимосвязаны:

материал «тектоника «ОПС

Нарушение тектоники – ложное отражение работы конструктивной основы, нарушает органическую связь элементов ОПС объекта, и наоборот.

Такие нарушения возникают, когда (инженер-конструктор) рассматривает форму только от её технической основы – как бы “изнутри” или (оформитель) – только “снаружи”.

Дизайнер идёт к форме одновременно “изнутри” и “снаружи” – в итоге создаёт целостное, гармоничное изделие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...