Симметрия , асимметрия и их комбинации.
Под симметрией (греч. Symmitria – соразмерность) в эстетике понимают гармоничное расположение в пространстве отдельных частей целого, соразмерность и соответствие между ними. Симметрия: зеркальная, центральная, плоскостная и осевая – простейшие виды, которые при ХК применяют редко. Г. Вейль (математик): “ симметрия... является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство ”. Нельзя утверждать, что симметричная композиция заведомо лучше асимметричной. Гармония симметричной формы видна сразу. Уловить гармонию в асимметричной форме значительно сложнее, но условие целостности асимметричной формы – это её композиционная уравновешенность, которая может быть достигнута за счет комбинаций симметрии и асимметрии. Динамичность и статичность формы. Динамичной называют форму активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство.
Статическая форма – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости.
Единство характера формы – важное свойство композиции, которое определяет единичный подход к формообразованию всех элементов данной формы. Вот почему все объекты одного назначения, в общем мало отличаются друг от друга. Композиция воспринимается как целое если она построена из относительно небольшого числа элементов. Некоторые исследователи утверждают, что здесь применимо магическое число Миллера: МЧМ = 7 ± 2 (5...9). Однако это относительно, т.к. меньшее число элементов композиции не всегда упрощает её оценку.
Поэтому важнее, чтобы композиция укладывалась в угол зрения, не превышающий 40°. На основании этого, плоскостные композиции с прямоугольными очертаниями мы должны рассматривать с удаления, примерно равного диагонали для её целостного восприятия. При работе над формой необходимо учитывать оптические иллюзии, т.е. ложное истолкование размеров и конфигурации предметов при их зрительном восприятии. Для обеспечения гармоничности формы вводятся соответствующие коррективы в композицию. Оптические иллюзии объясняются главным образом устройством зрительного аппарата человека, его связями с мозгом – чисто физиологическими причинами. Горизонталь–вертикаль Рис.0. Иллюзия Мюллера–Лиера Рис.1. Иллюзия Вундта Рис.2. Иллюзия Хайринга Рис.3. Иллюзия Цёлльнера Рис.4 Психологические факторы восприятия – колебания внимания, воображение, глазомер, наблюдательность, абстрактное мышление. Рис 5: острые углы треугольника “ломают” окружность. Эффект иррадиации света: белая фигура на черном фоне кажется больше, чем такая же черная на белом фоне. Поэтому чередующиеся черные и белые полосы нужно выполнять разной ширины: черные шире белых. Это касается штрихов шкал. Двойные изображения. [ Голландский художник Мауриц Корнелис Эсхер ]. Психологические особенности восприятия. Глаз “охотнее” просматривает горизонтали нежели вертикали; отдаёт предпочтение линиям восходящим слева направо, чем справа налево – нисходящим. ‚... точнее оценивает ширину предметов, нежели их высоту или глубину. ƒ Контраст может привести к ошибкам в оценке размеров. Рис 6. Правильный учет физиологических и психологических особенностей восприятия позволяет дизайнеру добиваться желаемого воздействия формы и её согласования в композиции. Средства композиции. Определяющий композиционный приём – принимается в начале ХКР, затем последовательно развивается различными средствами композиции, выявляя тем самым идею композиции.
К ним можно отнести варианты ХК компоновки объекта: радиусные, лекальные, или плоские рубленные формы образующих поверхностей; нюансное или контрастное решение формы; материалы и стыки элементов формы и т.п. Пропорции и масштаб. Пропорции – “классическое” средство композиции, стоящее на первом месте – средство гармонизации формы. Они определяются размерными отношениями элементов формы, на них строится вся композиция. II в.д.н.э. Витрувий “пропорции есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана вся соразмерность”. Художники-конструкторы используют в своей работе системы пропорционирования, выработанные многовековой практикой архитектуры. Каноническое соотношение для пропорционирования – закон “золотого сечения”, использующий иррациональные отношения. “ Золотое сечение ” характеризуется таким отношением неравных частей, при котором целое так относится к большей части ( майору), как большая часть к меньшей (минору). Обозначив Найдя решение уравнения
Используют и другие закономерности,– арифметическую пропорцию. H1–H2=H2–H3=H3–H4=a –® геометрическую –¯ гармоническую Масштаб (масштабность) –особый вид пропорционирования объекта по отношению к человеку. Масштаб – это мера соответствия предмета размерам человеческого тела, выявляемая в процессе непосредственного использования предмета человеком. Масштабность – это соизмеримость предмета с человеком, предметно-образное восприятие отдельных предметов в их конкретной величине и форме. Контраст – противопоставление композиционных элементов изделия в виде формы, текстуры, цвета, светотени и т.п. друг другу. Нюанс – постепенное, тонкое и взаимосвязанное изменение свойств композиционных элементов. Контраст активизирует форму, и часто определяется функциональной компоновкой изделия. Его следует применять осторожно. Нюансы формы воспринимаются слабее, почти не зависят от функциональной компоновки и ОПС объекта.
Поэтому они являются, в основном, сферой чисто художественного осмысления формы и материала изделия, имеют богатейшие возможности и сложности реализации. Метр (метрический повтор) и ритм – определённые закономерности повторения элементов композиции. Метр имеет постоянный (или зрительно кажущийся постоянным) шаг повторов. Ритм – закономерное изменение порядка структуры элементов: например, постепенное изменение шага повторов – ритмика. Тени определяют собой пластичность (пластику) формы, под которой понимают её рельефность, скульптурность, мягкость переходов основных образующих линий (поверхностей). Недостатки формы можно в какой-то степени скрыть тенями, тогда как свет (блики) безжалостно их выявляют. Леонардо да Винчи: “Тень укрепляет форму, свет разрушает её“ Элементы цветоведения. Цвет широко используется в художественном конструировании. Цвет характеризуется двумя группами параметров: – физическими (объективные) – психологическими (субъективные). Психологические: светлота, насыщенность, цветовой тон. Светлота (степень ахроматичности) – эквивалент некоторого ахроматического серого поля. Цвет поверхности, – * ахроматический (бесцветный) белый, оттенки серого, черный; * хроматический (цветной) – воспринимается глазом человека только при достаточном уровне освещенности (ночью все кошки серы) ‚ Яркость – сила света, излучаемого с единицы площади поверхности (формула!!!) Светлота изменяется медленнее яркости, поэтому контраст между двумя цветными поверхностями определяется разностью их светлоты, а не яркости. ƒ Цветовой тон – характеризуется численно длиной волны преобладающего излучения. Цветовой тон можно охарактеризовать * чистотой цвета (степень монохроматичности): долей спектрального цвета (весь цвет состоит из белого и спектрального) * насыщенностью – степенью контрастности между рассматриваемым цветом и белым цветом. На восприятие цвета, кроме уровня освещенности, влияют и виды отражения световых и цветовых потоков от поверхностей.
Экстремальные случаи: Но это в идеале, на практике имеет место смешанное отражение. Связь между физическими и психологическими параметрами цвета устанавливается с помощью цветовых моделей. Простейшая цветовая модель – линейная: спектр полученный Ньютоном при разложении солнечного луча трехгранной призмой. В практике ХК используется трехмерная модель цветового тела, разработанная Мекселлом. В которой используется математическое описание цвета на основании экспериментально установленной закономерности (цветовое уравнение). C = X * x + Y * y + Z * z где С – любой нужный нам цвет; X,Y,Z – основные цвета (R,G,B); x,y,z – относительные количества основных цветов – x+y+z= 1.
XY, YZ или ZX, т.к. например x = 1 – (y + z). Общепринятой является система координат XY, в которой построен цветовой график. Этот график имеет вид: Все спектральные цвета расположены на плоскости ХУ по дуге, имеющей показанный вид. По прямой стягивающей эту дугу, расположены пурпурные цвета, не являющиеся спектральными.
Каждая точка внутри замкнутого контура отвечает определенной цветности, т.е. сочетание цветового фона и насыщенности. Это позволяет обозначать все цвета координатами Х и У, соответствующие данной цветности. Эта система является предпочтительнее, чем использование цветов, например, — шаровый, маренго, карий, фисташковый, слоновой кости и т.п. На цветном графике ХК видно, чем он располагает и какие из цветов образуют пары взаимно дополнительные. Особенности психологического восприятия цвета связаны в основном с,– – с практическим опытом человека – и ассоциативным мышлением человека Характеристика основных цветов: Красный цвет – цвет огня (опасность) и крови. Он ассоциируется с теплом и поэтому увеличивает напряжение мышц, кровяное давление и ритм дыхания; имеет стимулирующее влияние и вызывает эмоции. Оранжевый цвет– одновременно и согревающий и стимулирующий; очень яркий; при различной насыщенности может и успокаивать, и раздражать. Желтый цвет– имеет наибольшую светимость в спектре и стимулируетзрение–цвет солнца, хорошего настроения и веселья. Некоторые тона (желт- зеленые) действуют успокаивающе. Зеленый цвет– цвет природы, успокаивающий; способствует некоторому отдыху ума и пробуждает в человеке терпение; действует освежающе и успокоительно, уменьшает слишком яркое солнечное освещение.
Голубой цвет– цвет неба и воды, холодный; воспринимается как светлый, свежий и прозрачный; обладает успокаивающим действием. Фиолетовый цвет– особо “благородный“ (одеяния ученых и священников), вызывает печаль. Черный цвет– в больших количествах угнетает; очень полезен в небольших количествах, особенно для контрастов. Белый цвет– символ чистоты. Если применяется один или с цветами зелено–голубой части спектра–цвет холодный. С цветами желто–оранжевой части спектра–даёт ощущение тепла. Восприятие цветов зависит от характера (темперамента) человека. Например, красный цвет действует возбуждающе на холериков – повышает активность. У меланхоликов – это действие едва заметно. Синий цвет слабо действует на холериков, незначительно снижая их активность, но совершенно подавляет активность меланхоликов, заставляя “уйти в себя“. Кроме этого, восприятие цветов определяется полом, возрастом, состоянием здоровья и даже профессией человека. Так, женщины более восприимчивы к яркому, пёстрому цветовому окружению, тогда как мужчины–индеферентны или это их раздражает. Это же можно сказать о молодых и пожилых людях. Зелёный цвет хорошо действует на больных, для здоровых его избыток скучен. Мяснику – красный цвет в обычной обстановке неприятен, так же, как и врачу–белый. И т.д. и т.п. Всё сказанное можно представить схематически в виде цветового круга( правда, без поправок на характер, возраст, пол и т.д.). Цветовой круг симметричен по светлоте относительно оси, проходящей через Ж и Ф цвета. Выбор цветовых сочетаний может выполнятся на основе,– –контрастной гармонии с использованием 2х, 3х и более цветов; –нюансной гармонии с использованием 2х, 3х и более цветов. Контраст – сочетание цветов, располагающихся в ЦК друг против друга. Нюанс – сочетание цветов, расположенных рядом в ЦК.
Основные,–изменение цвета при последовательном и параллельном цветовых контрастах.
Причина – в изменении чувствительности глаза при длительном(12...20с) наблюдении цветового образа при наблюдении после этого другой по цвету поверхности. Так, например, при наблюдении зелёной фигуры и последующем переводе взгляда на белую поверхность мы увидим слабую пурпурно–красную фигуру; при переводе на синюю–фиолетовую и т.д.
Основные рекомендации по выбору цветовых решений. При этом принято выделять три основные зоны,–
Условно:
– и мгновенного зрения a=180–область наилучшего цветового зрения и достаточной относительной остроты зрения(на границе зоны ООЗ падает на 20% относительно ЗТЗ);
[Почему заяц косой?] личает движение и цвет, но не детали(относительная острота зрения на границе зон 3 и– всего (%). Таким образом, – – Рабочее место – соответствует панели управления или части пульта управления, на которой должны быть сосредоточены все наиболее важные органы управления(регуляторы) и контроля(индикаторы). В этой зоне кроме сигнальных (предупреждающих) и вспомогательных цветов, имеющих определённую информативную нагрузку, используются малонасыщенные цвета, в которые окрашиваются поверхности объекта( панели). Зона рабочего места должна иметь наиболее насыщенные в цветовом и яркостном плане элементы объекта. Цвета: сигнальные (предупреждающие) и информативные (можно сказать – основные R–G–B). Рабочая зона – характеризуется законченным объектом: технологическое обеспечение в целом(станок, пульт управления и т.п.) и частью пространства помещения, которое непосредственно примыкает к объекту. Помещение в целом –характерно тем, что основные его поверхности(стены, пол, потолок; технологическое обеспечение; ПТО; инженерные коммуникации)окрашиваются в opt цвета, в соответствии с рекомендациями, основанными на специфике того или иного производства, помещения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|