Симметрия , асимметрия и их комбинации.
Под симметрией (греч. Symmitria – соразмерность) в эстетике понимают гармоничное расположение в пространстве отдельных частей целого, соразмерность и соответствие между ними. Симметрия: зеркальная, центральная, плоскостная и осевая – простейшие виды, которые при ХК применяют редко. Г. Вейль (математик): “ симметрия... является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство ”. Нельзя утверждать, что симметричная композиция заведомо лучше асимметричной. Гармония симметричной формы видна сразу. Уловить гармонию в асимметричной форме значительно сложнее, но условие целостности асимметричной формы – это её композиционная уравновешенность, которая может быть достигнута за счет комбинаций симметрии и асимметрии. Динамичность и статичность формы. Динамичной называют форму активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство.
Статическая форма – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости. Здесь следует отметить, что динамичность и статичность формы оценивают по горизонтальной оси, что связано с особенностями восприятия, например:
Единство характера формы – важное свойство композиции, которое определяет единичный подход к формообразованию всех элементов данной формы. Вот почему все объекты одного назначения, в общем мало отличаются друг от друга. Композиция воспринимается как целое если она построена из относительно небольшого числа элементов. Некоторые исследователи утверждают, что здесь применимо магическое число Миллера: МЧМ = 7 ± 2 (5...9). Однако это относительно, т.к. меньшее число элементов композиции не всегда упрощает её оценку.
Поэтому важнее, чтобы композиция укладывалась в угол зрения, не превышающий 40°. На основании этого, плоскостные композиции с прямоугольными очертаниями мы должны рассматривать с удаления, примерно равного диагонали для её целостного восприятия. При работе над формой необходимо учитывать оптические иллюзии, т.е. ложное истолкование размеров и конфигурации предметов при их зрительном восприятии. Для обеспечения гармоничности формы вводятся соответствующие коррективы в композицию. Оптические иллюзии объясняются главным образом устройством зрительного аппарата человека, его связями с мозгом – чисто физиологическими причинами. Горизонталь–вертикаль Рис.0. Иллюзия Мюллера–Лиера Рис.1. Иллюзия Вундта Рис.2. Иллюзия Хайринга Рис.3. Иллюзия Цёлльнера Рис.4 Психологические факторы восприятия – колебания внимания, воображение, глазомер, наблюдательность, абстрактное мышление. Рис 5: острые углы треугольника “ломают” окружность. Эффект иррадиации света: белая фигура на черном фоне кажется больше, чем такая же черная на белом фоне. Поэтому чередующиеся черные и белые полосы нужно выполнять разной ширины: черные шире белых. Это касается штрихов шкал. Двойные изображения. [ Голландский художник Мауриц Корнелис Эсхер ]. Психологические особенности восприятия. Глаз “охотнее” просматривает горизонтали нежели вертикали; отдаёт предпочтение линиям восходящим слева направо, чем справа налево – нисходящим. ... точнее оценивает ширину предметов, нежели их высоту или глубину. ƒ Контраст может привести к ошибкам в оценке размеров. Рис 6. Правильный учет физиологических и психологических особенностей восприятия позволяет дизайнеру добиваться желаемого воздействия формы и её согласования в композиции. Средства композиции. Определяющий композиционный приём – принимается в начале ХКР, затем последовательно развивается различными средствами композиции, выявляя тем самым идею композиции.
К ним можно отнести варианты ХК компоновки объекта: радиусные, лекальные, или плоские рубленные формы образующих поверхностей; нюансное или контрастное решение формы; материалы и стыки элементов формы и т.п. Пропорции и масштаб. Пропорции – “классическое” средство композиции, стоящее на первом месте – средство гармонизации формы. Они определяются размерными отношениями элементов формы, на них строится вся композиция. II в.д.н.э. Витрувий “пропорции есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана вся соразмерность”. Художники-конструкторы используют в своей работе системы пропорционирования, выработанные многовековой практикой архитектуры. Каноническое соотношение для пропорционирования – закон “золотого сечения”, использующий иррациональные отношения. “ Золотое сечение ” характеризуется таким отношением неравных частей, при котором целое так относится к большей части ( майору), как большая часть к меньшей (минору). Обозначив Найдя решение уравнения x2 + ax – a2 = 0, получим при а=1 Используют и другие закономерности,– арифметическую пропорцию. H1–H2=H2–H3=H3–H4=a
–® геометрическую –¯ гармоническую
Масштаб (масштабность) –особый вид пропорционирования объекта по отношению к человеку. Масштаб – это мера соответствия предмета размерам человеческого тела, выявляемая в процессе непосредственного использования предмета человеком. Масштабность – это соизмеримость предмета с человеком, предметно-образное восприятие отдельных предметов в их конкретной величине и форме. Контраст – противопоставление композиционных элементов изделия в виде формы, текстуры, цвета, светотени и т.п. друг другу. Нюанс – постепенное, тонкое и взаимосвязанное изменение свойств композиционных элементов. Контраст активизирует форму, и часто определяется функциональной компоновкой изделия. Его следует применять осторожно. Нюансы формы воспринимаются слабее, почти не зависят от функциональной компоновки и ОПС объекта.
Поэтому они являются, в основном, сферой чисто художественного осмысления формы и материала изделия, имеют богатейшие возможности и сложности реализации. Метр (метрический повтор) и ритм – определённые закономерности повторения элементов композиции. Метр имеет постоянный (или зрительно кажущийся постоянным) шаг повторов. Ритм – закономерное изменение порядка структуры элементов: например, постепенное изменение шага повторов – ритмика. Тени определяют собой пластичность (пластику) формы, под которой понимают её рельефность, скульптурность, мягкость переходов основных образующих линий (поверхностей). Недостатки формы можно в какой-то степени скрыть тенями, тогда как свет (блики) безжалостно их выявляют. Леонардо да Винчи: “Тень укрепляет форму, свет разрушает её“ Элементы цветоведения. Цвет широко используется в художественном конструировании. Цвет характеризуется двумя группами параметров: – физическими (объективные) – психологическими (субъективные). Психологические: светлота, насыщенность, цветовой тон. Светлота (степень ахроматичности) – эквивалент некоторого ахроматического серого поля. Цвет поверхности, – * ахроматический (бесцветный) белый, оттенки серого, черный; * хроматический (цветной) – воспринимается глазом человека только при достаточном уровне освещенности (ночью все кошки серы) Яркость – сила света, излучаемого с единицы площади поверхности (формула!!!) Светлота изменяется медленнее яркости, поэтому контраст между двумя цветными поверхностями определяется разностью их светлоты, а не яркости. Цветовой тон – характеризуется численно длиной волны преобладающего излучения. Цветовой тон можно охарактеризовать * чистотой цвета (степень монохроматичности): долей спектрального цвета (весь цвет состоит из белого и спектрального) * насыщенностью – степенью контрастности между рассматриваемым цветом и белым цветом. На восприятие цвета, кроме уровня освещенности, влияют и виды отражения световых и цветовых потоков от поверхностей.
Экстремальные случаи: Но это в идеале, на практике имеет место смешанное отражение. Связь между физическими и психологическими параметрами цвета устанавливается с помощью цветовых моделей. Простейшая цветовая модель – линейная: спектр полученный Ньютоном при разложении солнечного луча трехгранной призмой. В практике ХК используется трехмерная модель цветового тела, разработанная Мекселлом. В которой используется математическое описание цвета на основании экспериментально установленной закономерности (цветовое уравнение). C = X * x + Y * y + Z * z где С – любой нужный нам цвет; X,Y,Z – основные цвета (R,G,B); x,y,z – относительные количества основных цветов – x+y+z= 1. Из последнего условия следует, что для геометрической интерпретации цветового уравнения можно использовать любую из трех плоскостей координат: XY, YZ или ZX, т.к. например x = 1 – (y + z). Общепринятой является система координат XY, в которой построен цветовой график. Этот график имеет вид: Все спектральные цвета расположены на плоскости ХУ по дуге, имеющей показанный вид. По прямой стягивающей эту дугу, расположены пурпурные цвета, не являющиеся спектральными. –центр контура – Б(белый цвет). Каждая точка внутри замкнутого контура отвечает определенной цветности, т.е. сочетание цветового фона и насыщенности. Это позволяет обозначать все цвета координатами Х и У, соответствующие данной цветности. Эта система является предпочтительнее, чем использование цветов, например, — шаровый, маренго, карий, фисташковый, слоновой кости и т.п. На цветном графике ХК видно, чем он располагает и какие из цветов образуют пары взаимно дополнительные. Особенности психологического восприятия цвета связаны в основном с,– – с практическим опытом человека – и ассоциативным мышлением человека Характеристика основных цветов: Красный цвет – цвет огня (опасность) и крови. Он ассоциируется с теплом и поэтому увеличивает напряжение мышц, кровяное давление и ритм дыхания; имеет стимулирующее влияние и вызывает эмоции. Оранжевый цвет– одновременно и согревающий и стимулирующий; очень яркий; при различной насыщенности может и успокаивать, и раздражать. Желтый цвет– имеет наибольшую светимость в спектре и стимулируетзрение–цвет солнца, хорошего настроения и веселья. Некоторые тона (желт- зеленые) действуют успокаивающе. Зеленый цвет– цвет природы, успокаивающий; способствует некоторому отдыху ума и пробуждает в человеке терпение; действует освежающе и успокоительно, уменьшает слишком яркое солнечное освещение.
Голубой цвет– цвет неба и воды, холодный; воспринимается как светлый, свежий и прозрачный; обладает успокаивающим действием. Фиолетовый цвет– особо “благородный“ (одеяния ученых и священников), вызывает печаль. Черный цвет– в больших количествах угнетает; очень полезен в небольших количествах, особенно для контрастов. Белый цвет– символ чистоты. Если применяется один или с цветами зелено–голубой части спектра–цвет холодный. С цветами желто–оранжевой части спектра–даёт ощущение тепла. Восприятие цветов зависит от характера (темперамента) человека. Например, красный цвет действует возбуждающе на холериков – повышает активность. У меланхоликов – это действие едва заметно. Синий цвет слабо действует на холериков, незначительно снижая их активность, но совершенно подавляет активность меланхоликов, заставляя “уйти в себя“. Кроме этого, восприятие цветов определяется полом, возрастом, состоянием здоровья и даже профессией человека. Так, женщины более восприимчивы к яркому, пёстрому цветовому окружению, тогда как мужчины–индеферентны или это их раздражает. Это же можно сказать о молодых и пожилых людях. Зелёный цвет хорошо действует на больных, для здоровых его избыток скучен. Мяснику – красный цвет в обычной обстановке неприятен, так же, как и врачу–белый. И т.д. и т.п. Всё сказанное можно представить схематически в виде цветового круга( правда, без поправок на характер, возраст, пол и т.д.). Цветовой круг симметричен по светлоте относительно оси, проходящей через Ж и Ф цвета. Выбор цветовых сочетаний может выполнятся на основе,– –контрастной гармонии с использованием 2х, 3х и более цветов; –нюансной гармонии с использованием 2х, 3х и более цветов. Контраст – сочетание цветов, располагающихся в ЦК друг против друга. Нюанс – сочетание цветов, расположенных рядом в ЦК. При наблюдении цветных поверхностей (цветовых пятен), как и при наблюдении геометрических объектов имеют место цветовые иллюзии. Основные,–изменение цвета при последовательном и параллельном цветовых контрастах. 1 Последовательный цветовой контраст: при переводе глаз с поверхности одного цвета на поверхность другого цвета(или при наблюдении поверхности через светофильтр) мы видим третий цвет, отличающийся от двух первых. Причина – в изменении чувствительности глаза при длительном(12...20с) наблюдении цветового образа при наблюдении после этого другой по цвету поверхности. Так, например, при наблюдении зелёной фигуры и последующем переводе взгляда на белую поверхность мы увидим слабую пурпурно–красную фигуру; при переводе на синюю–фиолетовую и т.д. 2 Одновременный цветовой контраст: светлота и оттенок цветной покраски зависят от характеристик фона: смотреть вкладку. Не вдаваясь в подробности применения цвета в ХКР, следует отметить, что дизайнеры в настоящее время пользуются теорией согласованных цветов. Сущность её в том, чтобы дать человеку, работающему в условиях искусственной предметной среды, такое же видение цветов, как и в природе... Основные рекомендации по выбору цветовых решений. При этом принято выделять три основные зоны,– 1 –рабочее место; 2 –рабочую зону; 3 –помещение(интерьер)в целом. Условно: 1 –соответствует зонам точного зрения, где человек может различить самые мелкие предметы: соответствует УЗ»10; – и мгновенного зрения a=180–область наилучшего цветового зрения и достаточной относительной остроты зрения(на границе зоны ООЗ падает на 20% относительно ЗТЗ); 2 – эффективного зрения b=300 – зона с худшими характеристиками, но еще позволяющая человеку нормально работать с объектом труда; 3 – зона полного обзора g=1200(при неподвижной голове; g“–при неподвижной)–характеризует зону, в пре делах которой человек разл- [Почему заяц косой?] личает движение и цвет, но не детали(относительная острота зрения на границе зон 3 и– всего (%). Таким образом, – – Рабочее место – соответствует панели управления или части пульта управления, на которой должны быть сосредоточены все наиболее важные органы управления(регуляторы) и контроля(индикаторы). В этой зоне кроме сигнальных (предупреждающих) и вспомогательных цветов, имеющих определённую информативную нагрузку, используются малонасыщенные цвета, в которые окрашиваются поверхности объекта( панели). Зона рабочего места должна иметь наиболее насыщенные в цветовом и яркостном плане элементы объекта. Цвета: сигнальные (предупреждающие) и информативные (можно сказать – основные R–G–B). Рабочая зона – характеризуется законченным объектом: технологическое обеспечение в целом(станок, пульт управления и т.п.) и частью пространства помещения, которое непосредственно примыкает к объекту. Помещение в целом –характерно тем, что основные его поверхности(стены, пол, потолок; технологическое обеспечение; ПТО; инженерные коммуникации)окрашиваются в opt цвета, в соответствии с рекомендациями, основанными на специфике того или иного производства, помещения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|