3.4. Функции государства и современная экономическая политика: 2012–2016 гг.
3. 4. Функции государства и современная экономическая политика: 2012–2016 гг.
В 2012–2016 гг. в проведении «структурных реформ» появился ряд новых моментов. Рассмотрим данный этап более подробно. При этом выделим в деятельности государства несколько важнейших функций и приведем соответствующие конкретные примеры: макроэкономическое регулирование – программа «Абэномика»; перераспределение ресурсов – государственный бюджет; предоставление общественных услуг – университетское образование; формирование рыночных институтов – энергетика Японии. Следует обратить особое внимание на эффективность государственной деятельности. Эффективность государства с трудом поддается количественной оценке. Тем не менее в практике стран ОЭСР разработаны важные методические принципы и накоплен значительный массив статистической информации по данному вопросу. В сжатом виде показатели государственной эффективности по методике ОЭСР отражены в таблице 3. 12.
Таблица 3. 12 Эффективность государственного сектора (2014)
Источник: [OECD, 2015‑ 2_ 1 Занятость в общественном секторе (2013); 2 совокупная стоимость предоставления общественных услуг; 3 индекс реализации базовых прав человека (0 – минимум, 1 – максимум); 4 доля давших ответ «да» на вопрос о доверии национальному правительству; 5 доля давших ответ «да» на вопрос о столкновении с коррупцией.
Как показывают статистические данные, базовые права человека (табл. 3. 12, столбец 3), доверие к национальному правительству (столбец 4) и восприятие коррупции (столбец 5) в Японии обеспечиваются на уровне, близком к среднему по ОЭСР. Аналогичный вывод на основе дополнительных сведений можно сделать об эффективности образования, здравоохранения, разделения ветвей власти и перераспределения доходов [OECD, 2015‑ 2].
Совокупная стоимость предоставления общественных услуг в Японии составляет 21, 6 % ВВП против 23, 3 % в среднем по ОЭСР (столбец 2). Более того, занятость в государственном и общественном секторе составляет всего 7, 9 % от общего числа занятых в экономике страны против 21, 3 % в странах ОЭСР (столбец 1). В этом смысле в Японии сохраняются традиции «минималистского» правительства, заложенные в годы быстрого экономического роста и действия восточноазиатской модели. В итоге ситуацию с эффективностью государственной деятельности в Японии можно выразить следующей фразой: средние результаты при сравнительно низких затратах и очень низкой занятости. Попытаемся проверить, подтверждает ли практика этот предварительный вывод.
3. 4. 1. Макроэкономическое регулирование: «Абэномика»
В декабре 2012 г. на выборах в нижнюю палату парламента одержала победу ЛДП Японии. Сформированное правительство возглавил премьер‑ министр С. Абэ. Через месяц новый кабинет представил программу действий, которая получила название «Абэномика». Главной целью программы стало создание условий для устойчивого экономического роста на 2–3 % в год начиная с 2018–2020 гг. Механизмы реализации программы включали увеличение личного и государственного потребления, ослабление иены и стимулирование экспорта, борьбу с дефляцией и оживление частных инвестиций. Содержание «Абэномики» было разделено на три части, или «три стрелы» (словосочетание из средневековой японской легенды), посвященные денежной, бюджетной и структурной политике соответственно. В сфере денежной политики предполагалось увеличение выпуска денег в обращение для удешевления иены, перелома дефляционных тенденций и запуска контролируемой годовой инфляции на уровне 2 % с 2016 г. Основой бюджетной политики служило расширение поддержки экономики и государственных инвестиций, но при этом не устанавливались какие‑ либо конкретные количественные ориентиры. Структурная политика включала широкий комплекс мероприятий по стимулированию инвестиций и экономического роста – от создания специальных экономических зон до либерализации в энергетике. Основные цели и мероприятия, обозначенные в «Абэномике», отражены на рисунке 3. 7.
Рисунок 3. 7 Схема экономического оздоровления в рамках «Абэномики» Составлено по: [Официальный сайт Nomura Research Institute]
Каждая из «трех стрел» несла с собой существенные изменения политики по сравнению с периодом 2011–2012 гг. Начало реализации «Абэномики» сопровождалось мощной пропагандистской кампанией. Первые ощутимые результаты появились уже через несколько месяцев. Благодаря всему этому программа С. Абэ оказалась в центре внимания японских и зарубежных экспертов, а также широких слоев общественности. В 2013–2015 гг. «Абэномика» принесла несколько положительных результатов, а именно: ослабление иены, оживление экспортного сектора, подъем стоимости акций, рост прибыльности крупных компаний, активизацию въездного туризма, снижение безработицы, ускорение реформ в энергетике, налоговой сфере, трудовом законодательстве. Вслед за этим последовало улучшение политического климата и формирование стабильного правительства. Однако поставленные кабинетом С. Абэ цели предполагали дерегулирование в ряде отраслей, таких как медицина, торговля, сельское хозяйство и трудовые отношения. В каждом из этих секторов существовало мощное лобби, отстаивающее собственные корпоративные интересы. В результате возможности правительства по реализации радикальных реформ оказались весьма ограниченными. В сентябре 2015 г. были объявлены дополнительные меры, получившие название «Абэномика 2, 0». Во второй версии программы привлекли внимание конкретные количественные цели. В частности, появилась задача обеспечить прирост ВВП на 22 %, или примерно с 500 трлн иен в 2015 г. до 600 трлн иен в 2020 г. В качестве путей ее решения было предложено увеличить число работающих женщин, а также активизировать демографическую, трудовую и социальную политику. На этом основании «Абэномика 2, 0» даже получила название «женской экономики» (womenomics) и характеристику скорее политической, чем экономической программы [Economist, September 5, 2015]. Однако основное содержание «Абэномики», т. е. расширение денежного предложения, увеличение бюджетных расходов и осуществление структурных реформ, осталось неизменным. По‑ видимому, несмотря на ряд трудностей, правительству удалось сформировать обоснованную систему мер оздоровления экономики и заручиться поддержкой широких масс населения.
Тем не менее анализ текущей статистики показывает, что к середине 2016 г. основная задача «Абэномики» – создание условий для устойчивого роста ВВП со скоростью 2–3 % в год – пока не была решена (табл. 3. 13). Более того, даже промежуточная цель – инфляция в пределах 2 % годовых – тоже далека от достижения. Среди компонентов ВВП выделяется неустойчивая динамика потребления домохозяйств (нестабильность доходов населения), а также частных инвестиций (неуверенность предприятий). Бюджетные капиталовложения резко увеличились в 2013 г., но затем снова сократились. В итоге реальный ВВП Японии вырос на 1, 4 % в первый год «Абэномики» (2013), остался на прежнем уровне во второй (2014) и всего на 0, 6 % увеличился в третий (2015). Среди причин столь медленного роста следует назвать то обстоятельство, что правительству С. Абэ пришлось иметь дело с целым рядом факторов, неподвластных его влиянию. Имеется в виду кризис мировой экономики, замедление темпов роста в Китае, старение и сокращение населения страны. Далее, в разгар реализации «Абэномики» по решению предыдущего кабинета министров началось ступенчатое повышение ставки потребительского налога с 5 до 10 % от объема продаж. Первый этап повышения (до 8 %) завершился в апреле 2014 г. Несмотря на принятые стимулирующие меры, в стране началась рецессия. Второй этап (до 10 %) был отложен на полтора года и должен закончиться в апреле 2017 г. Перед повышением налога экономику необходимо «разогнать», чтобы второй этап прошел менее болезненно. Именно такая задача и встала перед правительством Японии, а 2016‑ й даже был назван в СМИ «решающим годом Абэномики».
Таблица 3. 13 Темпы роста ВВП Японии (%)
Источник: [Официальный сайт администрации правительства Японии, 2016] 1 Статистика национальных счетов, годовые и квартальные изменения в реальном выражении, с сезонной корректировкой; 2 предварительные данные.
Начало года сложилось неудачно. В первой половине 2016 г. ряд мировых тенденций привел к удорожанию иены примерно на 10 % и падению фондовых индексов приблизительно на 20 %. Темпы роста цен также снизились вслед за удешевлением импортируемого топлива и материалов. Получается, что заметная часть достижений «Абэномики» оказалась утрачена всего за несколько дней. Добавим, что в июле 2016 г. состоялись выборы в верхнюю палату парламента, т. е. на определение экономического курса повлияли еще и текущие политические события. В этих условиях возросла вероятность принятия властями неожиданных и необычных решений. И они не заставили себя ждать: в феврале 2016 г. Банк Японии ввел отрицательную ставку на новые депозиты коммерческих банков на его счетах. Смысл этой меры состоит в том, чтобы заставить банки понизить ставки, увеличить кредитование населения и предприятий и тем самым подстегнуть рост. Поясним, что за три года «количественного смягчения» Банк Японии влил в экономику огромные средства, но они лишь частично достигли потребителей, а в значительной мере вернулись к нему в виде депозитов. По замыслу денежных властей, часть этих средств вполне возможно перенаправить компаниям и частным лицам. Первые признаки понижения процентов по потребительским и промышленным кредитам появились в Японии уже в марте 2016 г. Тем не менее характер влияния отрицательных ставок на рост кредитования, потребления и инвестиций пока не вполне понятен. Тот же вывод следует сделать и относительно «Абэномики» в целом. Сумеет ли макроэкономическая политика запустить механизм устойчивого развития с помощью расширения денежной массы, бюджетной поддержки и структурных реформ? Когда истечет мандат политического доверия кабинету С. Абэ? Каким будет следующий этап макроэкономического регулирования? Эти и многие другие вопросы важны не только для Японии, но и для целого ряда других стран, испытывающих долгосрочное падение темпов экономического роста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|