Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и задания. Микроэкономика и фирмы. 4.1. Черты японских предприятий: дуализм, управление ресурсами, гибкость




Вопросы и задания

 

1. В чем состоят особенности структуры ВВП Японии?

2. Какие показатели характеризуют международную конкурентоспособность Японии?

3. Какие функции выполняет государство в экономическом развитии страны?

4. Что такое «восточноазиатская модель» экономического роста?

5. Когда и почему прекратилось действие восточноазиатской модели? 6. Почему во второй половине 1980‑ х годов в Японии развернулся спекулятивный экономический бум?

7. Какие процессы разворачивались в экономике Японии в период быстрого экономического роста?

8. Почему экономический рост в Японии считается «справедливым»?

9. Перечислите причины снижения темпов роста японской экономики в 1990‑ х годах.

10. Зачем потребовалась «Абэномика»?

11. Назовите особенности современной экономической ситуации в Японии.

12. Каково положение дел в бюджетной сфере Японии?

13. Как изменяется японская система высшего образования?

14. Почему Япония не выполнила рекомендации Киотского протокола? 15. Какие виды источников энергии будут использоваться в Японии в 2020‑ 2030‑ х годах?

 

Глава 4

Микроэкономика и фирмы

 

Важнейшую часть национальной модели бизнеса составляет деятельность фирм (компаний или предприятий). Под фирмой мы понимаем деловую организацию, занимающуюся продажей товаров и услуг с целью извлечения прибыли. В экономической науке разработано множество теорий фирмы, объясняющих причины их существования, принципы организации и механизмы деятельности [Spulber, 2009].

С практической точки зрения при разговоре о японских фирмах наибольшее внимание привлекают национальные особенности менеджмента, получившие широкую известность во всем мире. Понятие «менеджмент» объединяет комплекс наук об управлении предприятием. Эти науки включают в себя теории управления производством, персоналом, финансами, продажами, проектами, стратегией развития, инновациями, экологическими аспектами, а также маркетинг, контроллинг и многое другое. Поэтому национальную систему менеджмента можно рассматривать под различными углами зрения: с позиций раскрытого выше содержания менеджмента, с технологической, организационной или культурной стороны [Cole, 2004].

Так как же соединить теорию и практику? Как анализировать особенности фирм и менеджмента в Японии? Приступая к изложению такой обширной и сложной темы, прежде всего постараемся точно определить предмет, объект и метод нашего анализа.

Любую фирму характеризуют множество связей, из которых наибольшее значение имеют отношения собственника и управляющего, связи с компаниями‑ партнерами, а также взаимодействия между работниками и работодателями. Поэтому предмет нашего дальнейшего обсуждения можно сформулировать следующим образом: это корпоративное управление, объединения предприятий и трудовые отношения, а также влияние всего этого на управление японскими фирмами.

В любой стране действуют малые, средние и крупные компании. Япония не является исключением. Более того, Японию часто называют «страной малых предприятий» (в дальнейшем мы поясним эту характеристику). Однако когда речь заходит о японском менеджменте, обязательно всплывают названия таких фирм‑ гигантов, как Toyota, Sony, Panasonic, Honda, Hitachi, Canon и др. Это неудивительно, поскольку именно на крупнейших предприятиях появились японские системы управления, завоевавшие мировое признание. Следовательно, вполне логично разделить изложение материала на две части: сначала осветить особенности менеджмента в крупных японских фирмах, а затем перейти к анализу положения малых и средних предприятий (МСП). Соответственно, объектом исследования в первой части будут примерно 200 крупных компаний из отраслей материального производства, составляющих фундамент технологического и экспортного потенциала Японии и известных во многих странах.

Исходя из сказанного, мы можем выбрать метод исследования, который будет включать анализ поведения фирм и соответствующих национальных особенностей. Основное внимание уделим изменениям компаний и управления ими под влиянием обсужденных ранее переходных процессов в экономике страны. Отметим, что предприятия Японии изменяются во всех важнейших измерениях: меняются система корпоративного управления, связи с партнерами и трудовые отношения. Следовательно, положение японских фирм вслед за ситуацией в экономике всей страны также можно считать переходным. Ниже мы попытаемся раскрыть этот тезис.

 

4. 1. Черты японских предприятий: дуализм, управление ресурсами, гибкость

 

Уже при беглом взгляде на англоязычные интернет‑ сайты крупных японских компаний обнаруживается их глобальный характер: в них используются те же самые ключевые слова, что и на сайтах любой крупной компании мира. Именно эти словосочетания выражают основные черты и суть современных направлений развития мирового менеджмента: «взгляд в будущее», «корпоративная социальная ответственность», «компания как гражданин», «экология и окружающая среда», «возможности для карьерного роста» и т. п. По внешнему виду интернет‑ сайта трудно выявить особенности японского предприятия и отличия его от типичного азиатского, европейского или американского. И всё же более глубокий взгляд на японские компании свидетельствует о наличии у них важных специфических характеристик.

 

Рисунок 4. 1

Распределение числа предприятий и долей занятых на них в зависимости от их размера (2012)

Источник: [Statistics Bureau, 2015]

 

Отличительными чертами японских предприятий мы считаем двойственность (дуализм), гибкость и особенности в управлении основными ресурсами предприятия (финансовыми, материальными, кадровыми, информационными), существенно изменившиеся в последние годы. Попытаемся кратко раскрыть каждую из перечисленных черт.

Первая черта – двойственность, или дуализм, – состоит в сочетании ограниченного числа крупнейших и крупных с множеством малых и сравнительно небольших предприятий. Между этими двумя типами экономических субъектов существуют настолько большие различия в конкурентоспособности, прибыльности, технологичности и организации управления, что их можно считать представителями двух разных миров, несхожих типов экономики и различных корпоративных культур. Это делает дуализм одной из главных характеристик всей совокупности предприятий Японии.

В 2012 г. в Японии насчитывалось 5, 47 млн предприятий (establishments), на которых были заняты 56, 32 млн человек (рис. 4. 1).

Из общего числа предприятий примерно 60 тыс., или 1, 1 %, относились к категории крупных, а остальные 5, 41 млн попадали в разряд малых и средних. На МСП были заняты примерно 40, 21 млн человек (71, 4 % работающих). Долю МСП в создании валового дохода подсчитать довольно трудно, но, например, в промышленном производстве около половины выпуска приходилось на малые и средние фирмы. Разговор о японской системе менеджмента без учета двойственного характера совокупности предприятий этой страны будет неполным. Именно поэтому мы посвятим малым предприятиям Японии особый раздел.

Список десяти самых крупных японских компаний по версии американского журнала Forbes приведен в таблице 4. 1.

 

Таблица 4. 1

Крупнейшие компании Японии по версии журнала Forbes (2015)

 

Источник: [Официальный сайт журнала Forbes]

1 По средневзвешенной величине продаж, прибыли, активов и цен акций в 2014 финансовом году.

 

В мировой «табели о рангах» журнала Forbes они занимают места с 11‑ го (Toyota Motor) по 148‑ е (Hitachi). В самой Японии в производственной сфере лидирующие позиции занимают примерно 200 компаний. Они составляют основу экспортного сектора экономики и формируют то, что за рубежом справедливо считается «лицом японской промышленности».

Крупные и крупнейшие компании существуют в большинстве развитых стран. Причины их появления связаны, как правило, либо с особенностями отрасли, либо с существованием государственных ограничений. Так, например, в металлургии, химии, автомобилестроении используется дорогостоящее оборудование, а на транспорте, в области телекоммуникаций или энергетике долгое время существовало жесткое регулирование. Неудивительно, что именно в этих областях крупные компании занимают ведущие позиции. В сталелитейной отрасли Японии лидирует компания Nippon Steel (29, 0 % продаж в 2013 г. ), а на долю первых пяти компаний приходится 78, 5 %. В пассажирском автомобилестроении доля Toyota составляет 48, 5 %, а доля пятерки лидеров достигает даже 92, 2 % [Никкэй Сангё Синбун, 2013]. Такая высокая степень концентрации характерна для многих отраслей и представляет собой одну из особенностей японских компаний по сравнению с европейскими и американскими. Причинами этого специалисты считают сравнительно малые масштабы внутреннего рынка и слабое антимонопольное регулирование в Японии [Flath, 2005, p. 248].

Крупные фирмы представляют собой вершину пирамиды японских предприятий. А в основании ее находятся миллионы малых компаний, которые играют в экономике страны чрезвычайно важную роль. В них работает подавляющее число занятого населения. Малые предприятия составляют фундамент сферы услуг и инновационного сектора. Все венчурные предприятия, как правило, также стартуют с небольших размеров, т. е. проходят стадию МСП.

Япония известна тесным взаимодействием головных крупных компаний и подчиненных им поставщиков, большинство которых относятся к МСП. Поставщики во многом определяют качество готовых изделий, а также выполняют роль своеобразного буфера, гасящего колебания конъюнктуры. В известном смысле устойчивость крупных компаний зависит от малых партнеров. В Японии эта зависимость сложилась исторически, основана на национальных особенностях кооперации предприятий и поэтому является очень важной для экономики страны.

Вторая черта японского предприятия – это особенности его поведения, и прежде всего управления своими важнейшими ресурсами. Структура основных ресурсов традиционно выражается формулой 3M, включающей Man, Material, Money (людей, материалы и деньги), к которым в зависимости от конкретных обстоятельств могут добавляться Machines, Methods, Information (машины, методы, информация) и другие составляющие [Gupta, 1986]. В области управления людскими ресурсами японские предприятия значительно больше, чем компании других стран, ориентированы на развитие потенциала работников. В отношении материальных ресурсов особенностью является традиционно высокая технологическая культура и привычка эффективного использования и бережного отношения к сырью и материалам. Финансовые ресурсы, как отмечалось выше, поступают в японские компании преимущественно по каналам косвенного (банковского) финансирования. В последние годы бурно развиваются прямые источники, такие как фондовый рынок, венчурные фонды, «крауд‑ финансы» (crowd financing) на основе интернет‑ технологий и т. д. Что касается информационных ресурсов, то здесь можно отметить распространение передовых методов сбора и анализа управленческой информации, быстрый рост разнообразных видов информационных услуг, предоставляемых на «облачной» основе с удаленных интернет‑ серверов (cloud services). Подобные тенденции характерны для всех развитых стран мира. Особенности Японии в этой области связаны с рядом технических, культурных и правовых характеристик информационной среды. Имеется в виду высокий уровень развития мобильной связи, продолжающееся использование факсов для передачи рукописных иероглифических материалов, а также некоторое отставание от стран‑ лидеров в развитии электронных информационных услуг, обусловленное жесткими требованиями к соблюдению авторского права и охране личной информации.

Третьей чертой и отличительной характеристикой японских предприятий является, по нашему мнению, их высокая гибкость. Это качество было продемонстрировано ими в ходе приспособления к изменениям экономических условий в периоды послевоенного восстановления, высоких темпов роста, нефтяных шоков, «экономики мыльного пузыря», рецессии 1990‑ х годов, роста в ходе либерализации экономической деятельности, а также в периоды кризиса 2008–2009 гг., после катастрофы 11 марта 2011 года и спада мировой экономики 2015–2016 гг. Разумеется, в деятельности японских фирм существует немало проблем, о чем говорит общее сокращение числа зарегистрированных компаний, падение нормы прибыльности, снижение позиций в мировых рейтингах крупнейших фирм и т. д. Тем не менее в целом гибкие модели управления компаниями позволяют вести достаточно успешный и стабильный бизнес.

Гибкость японских предприятий позволяет им реагировать на изменения условий деятельности, которые приобретают как общие, так и отличительные черты в сравнении с деловой средой в других странах. Международные исследования показывают, что, несмотря на существование серьезных проблем, в Японии складывается достаточно благоприятная среда для ведения бизнеса (табл. 4. 2).

Среди особенностей Японии необходимо отметить наблюдаемое в последние годы изменение характеристик японского рынка. Распространение основных потребительских товаров длительного пользования (стиральных машин, холодильников, кондиционеров) достигло такого уровня, когда каждый желающий всё это уже приобрел. Рынок вступил в фазу насыщения, темпы роста продаж снизились, а спрос стал ориентироваться на замещение имеющихся изделий.

На этой фазе развития рынка потребители предъявляют особые требования к качеству и цене товаров. Продажи и прибыли производителей сокращаются, начинается создание образцов с новыми свойствами, которые заставят покупателей их приобрести. Параллельно с этим растет импорт продукции из тех стран, которые могут предложить товары приемлемого качества, но по более низкой цене. Именно это и наблюдается на потребительском рынке современной Японии.

 

Таблица 4. 2

Временные затраты на вход в бизнес и выход из него (июнь 2014)

 

Источник: [World Development Indicators, The World Bank, 2015]

 

Вдобавок к этому в условиях дифференциации доходов среди потребителей формируются два противоположных полюса – молодые люди и семьи с низкими доходами и пожилые граждане, вышедшие на пенсию и очень хорошо обеспеченные в материальном плане. Они предъявляют спрос на совершенно разные группы товаров, и производители охотно удовлетворяют их запросы. Происходит быстрая сегментация рынков, в которых появляются различные ценовые ниши. Один и тот же товар (например, обязательная для японской кухни электрическая рисоварка) начинает появляться в трех вариантах – обычном, экономичном и премиальном исполнении. Разница цен на экономичные и премиальные товары может достигать десятков раз. Постепенно товары экономкласса вытесняются из обычных супермаркетов и магазинов электротоваров в специальные торговые предприятия низких цен. Таким образом, сегментация затрагивает сферы производства, обращения и потребления.

Особенности экономического развития оказывают серьезное влияние на поведение потребителей. В последние годы в самостоятельную жизнь вступает поколение, выросшее в условиях продолжительной депрессии, падающих доходов и снижающихся цен. Массовый пессимизм неизбежно накладывает свой отпечаток на потребительское поведение. Появился даже специальный термин: «поколение антиконсъюмеристов» [Мацуда, 2009]. Представители этого поколения в значительной степени безразличны к своему внешнему виду и предпочитают скорее практичную и дешевую, чем модную одежду. Они отказываются от покупок товаров, которые на их глазах постоянно дешевеют, например больших телевизоров или жилья. Молодежь многих крупных городов вполне удовлетворена общественным транспортом. На вопрос о приобретении машины многие отвечают, что она им не нужна даже даром. Они проявляют явную склонность к сбережению, в чем иногда превосходят своих родителей. Это выглядит необычно только на первый взгляд, в сравнении со сверстниками из Москвы, Астаны или Пекина. Однако в условиях неясных перспектив занятости, падающих доходов и цен именно данный тип потребительского поведения оказывается вполне обоснованным и разумным.

Нетрудно представить, насколько сложно японским компаниям работать на таком рынке. Именно поэтому краткий обзор состояния деловой среды и изменений потребительского поведения кажется нам хотя и частной, но достаточно наглядной иллюстрацией жизненной необходимости для японских компаний обладать достаточной гибкостью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...