5.4. Социальное обеспечение: проблемы и решения
Важнейшую часть жизни современного человека в любой стране составляют система предоставления социальных услуг, а также медицинское, социальное и пенсионное обеспечение. В данном разделе мы коснемся этой стороны общественных отношений. Указанная тема интересна и поучительна по той причине, что система социального обеспечения Японии – одна из самых развитых в мире. Большинство медицинских услуг в Японии предоставляется через систему медицинского страхования. Жители страны получают медицинские полисы и оплачивают страховые взносы. За работников компаний и учреждений половину взносов берет на себя работодатель, а другую часть вычитают из зарплаты работника. Ставки страховых взносов несколько различаются по регионам страны и по видам страхования. В столичном округе Токио стандартом является 9, 97 % от общей заработной платы, т. е. по 4, 985 % для работника и работодателя. Супруги и дети застрахованных работников получают семейные полисы, которые оплачиваются таким же способом. Посещение врача обходится пациенту, как правило, в сумму, составляющую 30 % стоимости медицинских услуг (10 % для престарелых жителей в возрасте более 65 лет). Отдельные виды услуг (прививки, профилактические медицинские осмотры и т. п. ) предоставляются получателю бесплатно и покрываются из бюджета. Бесплатно производится также лечение детей до 16 лет. Некоторые виды медицинских услуг не обеспечиваются страховкой и предоставляются за счет пациента. Например, изготовление и установка металлических зубных протезов страховкой покрывается, а пластиковых и фарфоровых – нет. Расходы, связанные с беременностью и родами, страховкой не компенсируются, поскольку речь идет не о болезни, а о нормальной функции человеческого организма. Поэтому расходы на оплату родов полностью ложатся на родителей. Правда, после появления ребенка на свет и предоставления свидетельства о рождении большинство муниципалитетов компенсируют эти расходы.
При отсутствии медицинской страховки пациент должен оплачивать 100 % стоимости медицинских услуг. Зачастую это невозможно для жителей с низкими доходами. Таким образом, несколько миллионов человек фактически лишаются доступа к медицинскому обслуживанию, и охрана их здоровья становится сложной социальной проблемой. Социальное страхование включает защиту от несчастных случаев на рабочем месте и от потери работы. Страховые взносы оплачиваются в виде фиксированного процента от заработной платы, а получателем выплат является каждый застрахованный работник, как правило, из числа постоянных. Величина взносов работодателя по страхованию от несчастных случаев варьируется в зависимости от специальности и вида работы. Ставки составляют от 8, 8 % заработной платы для шахтеров в угледобывающей промышленности до 0, 25 % для офисных работников в банковской отрасли. Страховые взносы от потери работы – 0, 5 % для работника и 0, 85 % для работодателя. Именно из этих страховых взносов финансируется пособие по безработице, ежемесячный размер которого в Японии не превышает 350 тыс. иен (около 3500 долларов). Пособие выплачивается в течение 3‑ 12 месяцев при своевременном обращении и регистрации в информационной системе, содержащей сведения о наличии рабочих мест [JETRO, 2015]. В Японии действуют несколько государственных и частных пенсионных систем. Государственные системы делятся на четыре группы (табл. 5. 4).
Таблица 5. 4 Государственные пенсионные системы Японии
Источник: Составлено автором с использованием: [Sugimoto, 2010]
Национальная пенсионная система создана в 1961 г. Участие в ней является обязательным для всех жителей Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Взносы выплачиваются в виде фиксированной суммы, устанавливаемой отдельно для каждой категории плательщиков. В период с апреля 2015 г. по март 2016 г. эта сумма для занятых лиц, не охваченных корпоративным пенсионным страхованием, составляла 15, 6 тыс. иен, т. е. около 150 долларов в месяц. Выплата пенсий начинается после достижения 65‑ летнего возраста, в случае если человек платил взносы не менее 25 лет. Сумма пенсии различается в зависимости от продолжительности платежей и года выхода на пенсию. Например, в 2014 г. после 40 лет платежей базовая пенсия по возрасту составляла 792, 1 тыс. иен в год, т. е. 66 тыс. иен (около 660 долларов) в месяц [Pension Funds Online, 2016].
Социальная система рассчитана на работников компаний, а взаимная – на государственных и региональных служащих, учителей и работников общественных корпораций. Взносы в эти системы вычитаются из зарплаты. Ставка равняется 17, 828 % от общей заработной платы, а платежи делятся поровну между работником и работодателем [JETRO, 2015]. Начиная с 2010 г. в Японии осуществляется постепенное слияние социальной и взаимной пенсионной систем. Данные таблицы 5. 4 показывают, что вид и размеры пенсий существенно различаются в зависимости от типа системы. Лучше всего обеспечены участники социальной и взаимной пенсионных систем. Действительно, им выплачивается минимальная государственная пенсия (1‑ й уровень), социальная или взаимная (2‑ й уровень) и корпоративная или отраслевая пенсия (3‑ й уровень). Как правило, часть корпоративной или отраслевой пенсии (несколько годовых окладов) предоставляется общей суммой при достижении пенсионного возраста. Другая часть выплачивается в виде обычных ежемесячных взносов. В итоге несколько миллионов работников компаний и общественных служащих при достижении пенсионного возраста становятся хорошо обеспеченными людьми и не сталкиваются с материальными трудностями. Наибольшие проблемы связаны с деятельностью национальной пенсионной системы. Первоначально предполагалось, что ее участниками станут крестьяне, рыбаки и мелкие собственники. После достижения пенсионного возраста они могут продать свой земельный надел или магазин и тем самым обеспечить себе дополнительный доход. Поэтому пенсии в национальной системе предполагались небольшие, явно недостаточные для проживания. В 1990‑ х годах ситуация изменилась. В Японии появилось несколько миллионов временно занятых работников, лишенных пенсионной поддержки компаний и имеющих низкие доходы. Как правило, они не могут позволить себе делать сбережения и рассчитывают только на минимальную государственную пенсию, а значит, располагают в старости явно недостаточными для жизни средствами.
Более того, 40 % потенциальных участников национальной пенсионной системы (около 5 млн человек) по разным причинам не вносят обязательные платежи. Это ведет к дефициту средств для выплаты пенсий и вливанию ресурсов со стороны государственного бюджета. В настоящее время (июнь 2016 г. ) бюджетные средства составляют около 50 % доходов национальной системы. Одна из причин уклонения от платежей состоит в том, что ежемесячный взнос представляет собой непосильную финансовую нагрузку для многих японцев, особенно для нерегулярно занятых молодых людей с низкими доходами. Однако если платежи не будут производиться на протяжении 25 лет, эти люди потеряют шансы на получение даже минимальной пенсии и могут остаться в старости без средств к существованию. Неудивительно, что пенсионное, так же как и медицинское и социальное, обеспечение временных работников с низкими доходами в современной Японии является одной из самых острых общественных проблем.
Проведенный анализ особенностей демографической ситуации, трудовых отношений и социальной сферы подтверждает, что экономика Японии находится в процессе перехода в новое состояние. Масштабы и значение происходящих перемен настолько велики, что изменяются принципиальные основы сложившейся в стране национальной модели экономики и бизнеса. Демографический переход от увеличения и омоложения к сокращению и старению населения не только означает исчерпание возможностей роста за счет привлечения трудовых ресурсов, но и делает реальной перспективу долгосрочного сокращения объемов экономической деятельности. Смена парадигмы от устойчивого роста к устойчивому спаду подрывает основы действующей экономической модели и нынешние представления о направлениях экономического развития. Появление нового типа трудовых отношений говорит о серьезных переменах на уровне предприятий, когда на место традиционных принципов японского менеджмента приходят новые методы управления, ориентированные на краткосрочный результат. Вследствие усиления неравенства доходов и обострения проблем медицинского и пенсионного обеспечения Япония теряет свой имидж страны социального благополучия, а на повестку дня встает задача поиска новых механизмов общественной координации. Всё это еще раз демонстрирует переходный характер экономики современной Японии и диктует необходимость внимательного исследования происходящих там социальных процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|