4.7. Бизнес‑ассоциации: виды и функции
Среди важнейших особенностей японской экономики обязательно следует назвать традиционно сильные и разнообразные связи общества и бизнеса. Эти связи имеют под собой прочную основу. Во‑ первых, на протяжении всех послевоенных лет государство и правительство играли здесь активную роль в формировании гражданского общества и частного сектора. В стране сложилась сеть государственных институтов и организаций, оказывающих серьезное влияние на состояние экономики. В качестве примера можно назвать два японских министерства (Министерство финансов и Министерство экономики, торговли и промышленности), которые в течение нескольких десятилетий формулируют и осуществляют государственную экономическую политику. Во‑ вторых, в сфере бизнеса возникло множество ассоциаций и союзов, которые позволяют японским компаниям вырабатывать коллективное мнение по главным трудовым, политическим и социальным вопросам, оказывать воздействие на правительство и отстаивать интересы деловых кругов. Три важнейшие организации (Федерация экономических организаций, Ассоциация руководителей предприятий и Торгово‑ промышленная палата) будут подробно рассмотрены ниже. Отметим лишь, что широта охвата предприятий, организационная мощь и общественное влияние бизнес‑ ассоциаций делают их влиятельной силой общественного развития. В‑ третьих, между правительственными, деловыми и общественными кругами сформировалась система обмена мнениями и выработки коллективных решений, приемлемых для всех заинтересованных сторон. Примером этого служит регулярное обсуждение представителями деловых кругов и профсоюзов ежегодных трудовых контрактов, в ходе которого оговариваются условия труда, оплаты и взаимные обязательства предпринимателей и рабочих.
Все три перечисленных элемента в Японии распространены шире, организованы лучше и влияют на экономику сильнее, чем в большинстве других стран. Именно поэтому в начале 1980‑ х годов представители американских СМИ начали использовать для характеристики японской системы отношений деловых, государственных и общественных институтов термин «корпорация Япония» (Japan Incorporated, Japan Inc. ). Это понятие, собственно говоря, не имеет точного определения и применяется для описания всех присущих Японии национальных особенностей взаимодействия бизнеса и общества. Прежде всего оно охватывает тесноту и силу связей труда, капитала и государства, а также координацию их деятельности и ориентацию на общенациональные интересы. В конце 1980‑ х годов «корпорация Япония» была синонимом ограничения свободы рынка и государственного вмешательства. Однако по мере либерализации экономической деятельности в 1990‑ 2000‑ х годах этот аспект в значительной степени утратил свое значение. В настоящее время термин «корпорация Япония» применяется преимущественно для обозначения развитой системы согласования мнений и отстаивания интересов бизнеса. В данном разделе мы остановимся лишь на одном аспекте рассматриваемого явления, а именно проанализируем организационные формы взаимодействия деловых организаций. Прочная и развитая система бизнес‑ ассоциаций, получившая название «дзайкай» (zaikai), сложилась в Японии к концу 1970‑ х годов. Термин «дзай‑ кай» обозначает тесно взаимодействующие организации представителей всех уровней и отраслей экономики. На протяжении 1970‑ 2000‑ х годов система дзайкай продемонстрировала большой потенциал обновления и приспособления к новым условиям. В частности, в 2002 г. произошла консолидация, т. е. слияние двух главных действующих ассоциаций. Организация Никкэйрэн, выполнявшая функции головного коллективного представительства работодателей в отношениях с профсоюзами, была ликвидирована и соединена с Федерацией экономических организаций (Кэйданрэн). Последняя расширила свое влияние и превратилась в ведущую ассоциацию японского бизнеса.
На протяжении 1990–2000 гг. наблюдалась модификация механизмов политического влияния деловых ассоциаций. Это иллюстрируют следующие события: дифференциация политических связей в период кризиса либерально‑ демократической партии (1993–2001); временный отказ от политического финансирования (одна из причин поражения ЛДП на выборах 1993 г. ); восстановление системы децентрализованных взносов на политические цели (2003); резкое сокращение политической поддержки со стороны членов ассоциаций в период правления социал‑ демократической партии (2009–2012), а также постепенное восстановление взносов на политические цели начиная с 2013 г. Бизнес‑ ассоциации активно сотрудничали с общественностью и правительством в разработке направлений политических, экономических и социальных реформ в 1990–2000 гг. Несмотря на падение влияния по сравнению с 1980‑ ми годами, Федерация экономических организаций (Кэйданрэн), несомненно, оставалась важной силой, подталкивавшей правительство к экономическим и политическим реформам и антикризисным мероприятиям. После серии природных катаклизмов 2011 г. в Кэйданрэн развернулась острая дискуссия по вопросам ядерной энергетики. Ряд представителей крупного бизнеса, таких как Х. Микитани (H. Mikitani, президент ведущего интернет‑ ритейлера Rakuten), выступили с проектами реформы энергетической отрасли, но столкнулись с оппозицией и в знак протеста покинули ассоциацию. Тем не менее Кэйданрэн сумел выработать единую позицию и выступил за повышение потребительского налога, участие в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) и активно поддержал три элемента экономической политики кабинета С. Абэ (увеличение денежного предложения, расширение бюджетных расходов, стимулирование экономического роста). Всё это еще раз доказало, что в формировании экономической политики со стороны бизнеса Кэйданрэн по‑ прежнему играет одну из ведущих ролей.
В настоящее время в деятельности ассоциаций японского бизнеса наблюдаются следующие явления: 1) децентрализация (ограничение полномочий центральной организации, укрепление связей с региональными и местными ассоциациями, «прямое членство» и т. д. ); 2) «менеджеризация» (сближение принципов функционирования аппарата ассоциации с частными компаниями); 3) дифференциация (способность улавливать запросы и откликаться на потребности членов). По‑ видимому, в целом происходит двойственный процесс. С одной стороны, японская система постепенно приближается к американской модели, основанной на плюрализме, существовании альтернативных посредников в представительстве интересов, значительной роли крупных компаний. С другой стороны, сохраняется институциональное своеобразие японских бизнес‑ ассоциаций, которое выражается в следующем: головные ассоциации существуют и на национальном, и на отраслевом уровне; продолжает действовать коллективное представительство работодателей в отношениях с профсоюзами; налажены тесные связи с государственными и общественными структурами. Рассмотрим подробнее организационную структуру трех крупнейших бизнес‑ ассоциаций в Японии, к которым относятся Федерация экономических организаций (Кэйданрэн), Ассоциация руководителей компаний (Кэйдзай доюкай) и Торгово‑ промышленная палата (Ниссё). Кэйданрэн представляет крупные компании, в основном из сферы промышленности. Кэйдзай доюкай включает руководителей крупных компаний всех отраслей экономики. В Ниссё представлен малый и средний бизнес, организованный по территориальному принципу. В целом три названные ассоциации объединяют большинство ведущих компаний, отраслей и слоев бизнеса Японии.
Федерация экономических организаций Японии (Кэйданрэн, или Кэйдзай дантай рэнгокай, Japan Business Federation) – это крупнейшая бизнес‑ ассоциация Японии, занимающаяся широким спектром экономических, трудовых, бюджетных, административных и международных проблем. Приведем ее основные характеристики.
✓ Состав: 1329 крупных компаний, 109 промышленных отраслевых ассоциаций, 47 региональных экономических организаций (2015). ✓ Создана в 1948 г. на основе Совета экономический федераций (существовал с 1922 г. ), в 2002 г. объединена с Никкэйрэн (Нихон кэйэйся дантай рэммэй) – Федерацией предпринимательских организаций Японии, занимавшейся связями с профсоюзным движением и трудовыми вопросами со стороны работодателей. ✓ Миссия: «…укрепление корпораций, частных лиц и местных сообществ, а также поддержка деятельности компаний, вносящих вклад в устойчивое развитие экономики Японии и повышение качества жизни японцев» [Официальный сайт Кэйданрэн]. ✓ Задачи: «Япония находится на поворотном участке развития и должна предпринять усилия для преодоления дефляции и заметного оздоровления экономики. Другими приоритетами являются бюджетная консолидация и достижение первичного профицита к 2020 г., обеспечение стабильного энергоснабжения, ревитализация экономики регионов. борьба с сокращением населения и вовлечение женщин в экономическую деятельность, активное участие в экономической дипломатии с целью развития международных связей во всем мире» (из послания председателя Кэйданрэн С. Сакакибары (S. Sakakibara), 2016 г. ). ✓ Управление: общее собрание, председатель и 14 вице‑ председателей, 64 комитета по внутренним и внешним экономическим проблемам, Совет директоров, Совет исполнительных директоров, Секретариат в составе 5 управляющих, 16 бюро, 49 рабочих комитетов (2016). ✓ Финансирование: взносы, различающиеся в зависимости от объема продаж компании. Уровень взносов не разглашается, но СМИ сообщают, что для крупных фирм ежегодные суммы могут достигать десятков миллионов иен. Общая сумма доходов в 2014 г. составила 6, 4 млрд иен (около 60 млн долларов). Подробная информация на английском языке: интернет‑ сайт Кэйданрэн (www. keidanren. or. jp).
Ассоциация руководителей компаний Японии (Кэйдзай доюкай, Japan Association of Corporate Executives) – это крупнейшее добровольное объединение руководителей компаний (независимо от их размера), включающее представителей некоторых иностранных фирм. ✓ Состав: около 1400 руководителей 950 корпораций (2016). Создано в 1946 г. по личной инициативе 83 ведущих бизнесменов, желавших внести вклад в послевоенное восстановление экономики Японии. Особенность: в отличие от других ассоциаций бизнеса, Кэйдзай доюкай создана на принципах не корпоративного, а индивидуального членства. ✓ Миссия: развитие японской экономической системы, содействие решению важнейших задач, стоящих перед страной в сфере повышения благосостояния японского общества.
✓ Задачи и методы работы: независимые исследования и формирование предложений правительственным органам и деловому сообществу по таким направлениям, как реформы в управлении корпорациями, административные реформы для построения «малого правительства», среднесрочное прогнозирование экономики, международные экономические связи. ✓ Управление: общее собрание, председатель, 40 комитетов по выработке направлений политики, исполнительный совет, ряд рабочих групп и т. д. Подробная информация на английском языке: интернет‑ сайт Кэйдзай доюкай (www. doyukai. or. jp).
Торгово‑ промышленная палата Японии (Ниппон сёко кайгисё, Ниссё, Japan Chamber of Commerce and Industry) – старейшая и самая массовая общенациональная организация деловых кругов, объединяющая в основном мелкие и средние предприятия. ✓ Состав: 514 региональных ТПП, включающих примерно 1, 27 млн компаний‑ членов (2016). ✓ История: Первые ТПП появились в 1878 г. в Токио, Осаке и Кобэ. В 1892 г. образована первая Всеяпонская федерация ТПП, объединившая 15 палат различных городов и префектур. В 1922 г. создана общенациональная ТПП Японии, серьезно изменившаяся с тех пор, но существующая до настоящего времени. ✓ Особенности: действует на основе специального закона, согласно которому все ТПП имеют региональный характер (не более одной палаты в одном городе), создаются на добровольной основе по межотраслевому принципу, не занимаются политической деятельностью, а также работают как общественные организации, не стремящиеся к извлечению прибыли. ✓ Миссия: «…содействовать торговле и промышленности в Японии путем координации и объединения всех торгово‑ промышленных палат страны, представлять их точку зрения и сотрудничать с другими экономическими организациями в Японии и за рубежом» (из Устава ТПП Японии). ✓ Задачи и методы работы: обобщение и анализ предложений местных палат; защита интересов членов палаты в парламенте, правительстве и других организациях; консультирование членов палаты; координация региональной деятельности в области территориального размещения производства; помощь в организации ярмарок и выставок; подготовка кадров молодых бизнесменов и взаимодействие с Федерацией молодых предпринимателей; посредничество между японскими и зарубежными партнерами; оказание услуг членам палаты и другим японским и иностранным предпринимателям (сертификация, реклама, регистрация и т. д. ). ✓ Основные направления работы: международная деятельность; предложения по формированию экономической политики; содействие развитию малых и средних предприятий, экономики регионов Японии и человеческих ресурсов; распространение информационных технологий; формирование общественного мнения. ✓ Управление: общее собрание, председатель, секретариат, включающий 10 отделов, 10 рабочих групп и большое количество отраслевых комитетов.
Подробная информация на английском языке: интернет‑ сайт Ниссё (www. jcci. or. jp/home‑ e. html). Попробуем кратко сформулировать условия, которые нужны для превращения ассоциаций бизнеса в позитивный фактор экономического и социального развития. По нашему мнению, к ним относятся: ✓ институциональная сила (высокая степень охвата потенциальных членов, значительные организационные и финансовые ресурсы); ✓ широкая автономия (финансовая, организационная, административная, кадровая и т. д. ); ✓ ориентация на интересы членов ассоциаций в оказании услуг; ✓ внятная государственная политика в отношении ассоциаций и частного предпринимательства в целом; ✓ понимание перспектив развития общества и экономики представителями бизнеса, социальная ответственность, корпоративная этика. Можно уверенно заявить: в Японии сложились все перечисленные условия, что и позволило ей создать эффективную систему представительства интересов бизнеса в государственных и общественных кругах.
Подведем итоги нашего обсуждения особенностей предприятий и менеджмента в Японии. Главной чертой современного положения японских компаний является быстрое изменение всех важнейших сторон их деятельности, и особенно корпоративного управления, группировок предприятий и трудовых отношений. Кроме того, переходные процессы очевидны также в области производственного менеджмента, деятельности малых и средних предприятий и ассоциаций бизнеса.
В области корпоративного управления главным является повышение роли собственников и их влияния на менеджмент. Это сопровождается пересмотром акционерного законодательства, модификацией организационных структур, изменением поведения акционерных компаний. Группировки предприятий меняются под воздействием слияния банков, сокращения перекрестного владения акциями, перехода от традиционных кэйрэцу к ориентированным на конкретную цель деловым союзам. В сфере трудовых отношений происходит сокращение пожизненного найма и оплаты в зависимости от возраста и стажа, расширение использования среднесрочной и краткосрочной занятости, а также стимулирующих систем оплаты по результатам труда (будет рассмотрено в следующей главе).
Переход к новым моделям менеджмента, начавшийся в конце 1980‑ х годов, в настоящее время пока не завершен. Формирование устойчивой структуры корпоративного управления предприятий, деловых союзов и трудовых отношений наверняка займет длительное время. Поэтому в обозримом будущем модель менеджмента в Японии будет носить переходный характер. При этом современный японский менеджмент заметно отличается и от китайского, и от европейского, и от американского. В приемах менеджмента здесь явно присутствуют и традиционные для Японии, и совершенно новые элементы. Всё это позволяет говорить о постепенном формировании в стране новой японской модели менеджмента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|