Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.6. Малые и средние предприятия (МСП): проблемы, стратегии, поддержка




 

До сих пор мы говорили о крупных предприятиях, формирующих образ японских компаний за рубежом. В то же время внутри страны наряду с крупными и крупнейшими фирмами действуют множество малых и средних предприятий (МСП). В японской статистике для их идентификации используются три критерия: количество занятых, объем оплаченного капитала и сфера деятельности. Малые предприятия в торговле и сфере услуг имеют до 5, а в промышленности – до 20 занятых. Средними предприятиями в промышленности, строительстве и на транспорте считаются компании, имеющие до 300 занятых и капитал до 300 млн иен (около 3 млн долларов), в оптовой торговле – до 100 занятых и до 100 млн иен, в сфере услуг – до 100 занятых и до 50 млн иен, в розничной торговле – до 50 занятых и до 50 млн иен. Малые и средние предприятия объединяются в одну статистическую категорию. Те компании, значения параметров которых превосходят приведенные выше пределы, относятся к числу крупных [Small and Medium Enterprise Agency, 2015].

Между крупными и малыми предприятиями Японии существуют серьезные различия во многих областях деятельности: менеджменте, занятости, финансировании, применяемых технологиях и производительности труда. Это позволяет считать их представителями двух различных типов корпоративных культур, существующих в одной стране (табл. 4. 7).

Приведем несколько статистических характеристик, подтверждающих данные таблицы 4. 7. Прежде всего количество малых и средних компаний намного превышает число крупных. Достаточно сказать, что МСП составляют 98, 1 % всех зарегистрированных компаний Японии. На них занято около 72, 6 % всех работников и производится примерно 51 % добавленной стоимости в промышленности и 56 % ВВП страны [Statistics Bureau, 2015].

 

Таблица 4. 7

Особенности крупных и малых предприятий Японии

 

Составлено автором на основе [Sugimoto, 2010, p. 90]

 

Всё это позволяет понять, почему Японию называют «страной малых предприятий» и что скрывается за этой характеристикой. Многие известные японские фирмы, такие как Honda, Sony, Panasonic и др., начинали свою деятельность в качестве малых предприятий. Большинство изделий крупных компаний состоят из компонентов, произведенных на МСП. Экономика провинциальных районов Японии в значительной степени поддерживается работой МСП, которых особенно много в отраслях сервиса, торговли, строительства и т. п. Малые и средние предприятия играют важную роль в развитии новых технологий и видов бизнеса. Это говорит о том, что МСП представляют собой одновременно и важную особенность, и основу, и источник динамизма в экономике Японии и многих других стран [Боброва, Цыбуков, Бобров, 2016].

Международные сравнения указывают на исключительно высокую роль МСП в занятости Японии (табл. 4. 8).

 

Таблица 4. 8

Занятость на малых предприятиях (2000–2004)

 

Источник: [World Development Indicators, The World Bank, 2006]

 

Заметно, что японские показатели намного опережают не только среднемировые уровни, но и индикаторы многих развивающихся стран, например Китая. Среди развитых стран по вкладу МСП в занятость населения Японию опережают только Греция, Испания, Португалия и Кипр. Следовательно, приведенная выше характеристика Японии как страны малых предприятий имеет также и международное звучание.

Средний уровень заработной платы на японских МСП значительно ниже показателей крупных предприятий (рис. 4. 3).

При этом для мужчин в возрасте 50–54 лет разрывы достигают 40–45 %. Получается, что более 70 % занятых в экономике Японии довольствуются значительно более низкой зарплатой, чем они могли бы получать в крупных фирмах. В определенном смысле занятость на МСП выбирают, для того чтобы не оказаться в числе безработных, ждущих места в крупной компании. Следовательно, МСП выполняют функцию резервуара трудовых ресурсов. Большое количество МСП дает возможность уменьшить число лиц, не имеющих работы, и объясняет сравнительно низкий уровень безработицы – важную особенность японского рынка труда.

Разрывы в уровне зарплат имеют под собой определенную экономическую основу. Дело в том, что производительность труда в МСП и крупных фирмах существенно различается. Если принять добавленную стоимость на одного занятого в малых предприятиях за 1, то в средних фирмах производственного сектора этот показатель составляет 1, 7, а в крупных – 2, 5. Близкие соотношения характерны также и для индустрии услуг [Small and Medium Enterprise Agency, 2013]. К тому же на протяжении длительного времени выработка на одного занятого в МСП практически не растет, а в обрабатывающей промышленности и вообще сокращается. Это говорит о медленном изменении технологий, организации труда и менеджмента в большинстве МСП. Одной из причин закрепления разрывов является государственное регулирование ряда секторов, которое защищает МСП и препятствует возникновению крупных и эффективных предприятий. Следовательно, большое число МСП можно считать свидетельством отставания реформ в отраслях с множеством действующих ограничений (сельское хозяйство, торговля, туризм, медицинское и социальное обслуживание и т. д. ). Очевидно, что государственная политика в области МСП должна балансировать между требованиями эффективности и занятости, а каждая страна – выбирать свой вариант политики, исходя из внутренних условий.

 

Рисунок 4. 3

Помесячная оплата труда в денежном выражении в зависимости от размера предприятия (2014)

Источник: [Statistics Bureau, 2015]

 

Хороший пример этого дает Закон о крупных предприятиях розничной торговли (Large Scale Retail Store Law), введенный в действие в 1974 г. На протяжении четверти века этот закон устанавливал требование, по которому для открытия супермаркета или молла площадью более 500 м2 требовалось получить согласие расположенных в данном районе владельцев мелких магазинов. Разумеется, такого согласия они не давали, и крупные, а значит, и эффективные предприятия розничной торговли в Японии появлялись с большим трудом. В 1980 г. в Японии насчитывалось 1, 6 млн магазинов, а в США – 1, 5 млн при вдвое большем населении. Вплоть до ослабления ограничений (отмены правила обязательного согласия, увеличения числа рабочих дней и продолжительности часов работы) в розничной сфере Японии преобладали небольшие семейные магазины (mom and pop’s store) с отсталыми технологиями и высокой торговой наценкой. В 2000 г. на смену указанному закону пришел другой – Закон о размещении крупных предприятий розничной торговли (Large Scale Retail Store Location Law). В нем были отменены ограничения на строительство и деятельность крупных торговых предприятии в пригородных районах и сделан упор на минимизацию экологических последствий. Только после этого в Японии начались быстрое развитие новых торговых центров и проникновение иностранных розничных сетей. За 10–15 лет это привело к изменению облика всей розничной торговли страны.

 

Таблица 4. 9

Типы малых и средних предприятий

 

Источник: [Sugimoto, 2010, p. 91]

 

Малые и средние предприятия исключительно разнообразны по своему составу и выполняют различные экономические функции. Неудивительно, что среди японских экономистов распространены две точки зрения на экономическую роль МСП. Первая делает акцент на их подчиненном положении в системе связей с крупными фирмами, что дает последним возможность переложить на малых партнеров часть издержек и получить за их счет определенные конкурентные преимущества. Вторая точка зрения подчеркивает гибкость, динамизм и предприимчивость малого бизнеса, выделяя его как важный фактор экономического развития [Sugimoto, 2010, p. 90].

В действительности малым предприятиям свойственны обе названные черты, просто в первом случае речь идет об участниках группировок кэйрэцу, а во втором – об относительно независимых компаниях (табл. 4. 9).

Естественно, что МСП различных типов свойственны разные стратегии. Компании типа А, как правило, следуют за лидером, т. е. головным предприятием в группировке кэйрэцу. Наиболее типичным примером является перенос производства комплектующих деталей за рубеж, когда головная фирма принимает решение открыть иностранный сборочный завод. Компании типа В пытаются найти новых потребителей своих изделий и диверсифицировать производство. Компании типа С чаще всего делают упор на создание уникального продукта и поиск ниши на насыщенном рынке. Компании типа D ориентируются на тесную связь с местным сообществом, а потому занимаются подробным исследованием локального спроса и поддерживают тесные связи с потенциальными клиентами.

Правительство Японии оказывает МСП разнообразную поддержку. Формирование государственной политики в этой области началось сразу

после войны и прошло через несколько стадий. В первое послевоенное десятилетие (1945–1955) усилия направлялись на развитие МСП с целью не допустить концентрации экономического потенциала в руках небольшого числа семей и компаний. В годы быстрого экономического роста и структурных перестроек (1955–1989) главной целью стало снижение различий между МСП и крупными компаниями в области производительности, технологичности и оплаты труда. Начиная с 1990 г. правительство последовательно решает задачу поддержки жизнеспособных и активных МСП.

Перечислим основные этапы государственной деятельности, направленной на содействие МСП:

1945–1954 гг. (послевоенное восстановление экономики) – формирование базовых механизмов государственной поддержки, основание Агентства по МСП (1948), начало систематического анализа направлений и особенностей деятельности МСП;

1955–1962 гг. (1‑ й этап быстрого роста) – деятельность правительства, направленная на сокращение разрывов в производительности, технической оснащенности, условиях труда между крупными фирмами и МСП;

1963–1972 гг. (2‑ й этап быстрого роста) – принятие Закона о МСП (1963);

1973–1984 гг. (период шоков и структурной перестройки) – расширение организационной базы государственной поддержки, меры по информационному обеспечению МСП;

1985–1999 гг. (переход к новому типу экономического роста, 1‑ я стадия) – длительный период восстановления экономики после спекулятивного бума, структурная перестройка, концентрация промышленности в мегаполисах, поддержка формирования новых МСП;

2000 г. – настоящее время (переход к новому типу экономического роста, 2‑ я стадия) – поправки к Закону о МСП (расширенное определение МСП; перенос центра тяжести государственной политики с сокращения разрывов с крупными предприятиями на развитие многообразных, конкурентоспособных, инновационных МСП; меры по снижению барьеров для входа и выхода на рынок);

2014 г. – введение Закона о содействии малым предприятиям и принятие соответствующего правительственного плана действий (расширение спроса, развитие людских ресурсов, увеличение вклада в дела местных сообществ и поддержки на местном уровне).

 

На протяжении каждого из этих этапов применялись разнообразные инструменты и методы государственной поддержки. Тем не менее, как показывает анализ, основными элементами данной политики были следующие:

кредитование и финансовое стимулирование МСП (ниже будет рассмотрено подробно);

поддержка МСП в отношениях с субконтрактными предприятиями для недопущения дискриминации более сильным партнером. Существует практика задержки или произвольного снижения оплаты поставленных изделий и услуг со стороны крупного и влиятельного партнера, как правило, в рамках вертикальной группировки кэйрэцу. Для борьбы с этим в 2012 г. принят специальный закон, а в префектурах созданы службы помощи субконтрактным предприятиям;

налоговые льготы, которые касаются в основном ставки налога на доходы предприятий. К крупным компаниям (с уставным капиталом более 100 млн иен) применяется ставка 30 %, тогда как к МСП (капитал менее 100 млн иен) на доходы до 8 млн иен – 15 %, а свыше 8 млн иен – 18 %. Имеются также льготы по налогообложению инвестиций в основной капитал (30 % подлежат ускоренной амортизации), расходов на НИОКР (налоговый кредит), а также в случае передачи бизнеса преемнику (отсрочка выплаты налога на наследство или дарение акций при сохранении числа работников МСП);

предоставление информационных и консультационных услуг в адрес МСП посредством специального интернет‑ портала Mirasapo Support Portal Site, работающего по принципу «одного окна»;

осуществление подготовки кадров на базе 9 специальных общественных университетов для работников и менеджеров МСП, основанных в 1962 г. Количество обучающихся в них достигает 16 тыс. человек в год (580 тыс. со времени основания до 2014 г. );

помощь МСП в преодолении возникающих проблем (кризис 2009 г., серия природных катастроф 2011 г., резкое удорожание иены в 2011–2012 гг., повышение потребительского налога в 2014 г. и т. д. ). Стандартным методом является создание специальных офисов в префектурах, консультации и помощь в составлении планов развития компаний;

содействие в передаче бизнеса преемнику (средний возраст менеджеров МСП приближается к 60 годам). Проблема состоит в том, что передача бизнеса с точки зрения налогообложения рассматривается как наследство или подарок. Это предполагает необходимость заплатить соответствующие налоги (10–50 % в зависимости от суммы). Деятельность правительства направлена в основном на введение разнообразных льгот и условий выплаты налоговых платежей.

 

Принимается также и множество других мер в дополнение к перечисленным выше. В частности, оказывается содействие формированию новых предприятий и развитию венчурного предпринимательства, поддержка технологического развития МСП, осуществляются стимулирование инновационной деятельности, содействие зарубежной активности, расширение доступа МСП к бюджетным торгам, поддержка в области найма молодых работников, реализация проектов экономического возрождения торговых кварталов или традиционных производств и т. д. [Small and Medium Enterprise Agency, 2015].

Среди перечисленных мер трудно выделить главные и второстепенные. Тем не менее, по нашему мнению, наибольшее значение имеют те инструменты, которые связаны с предоставлением кредитов и финансовой поддержкой. Необходимость такой деятельности состоит в том, что МСП малопривлекательны для коммерческих банков как заемщики. Предоставление займов МСП сопровождается высоким риском, но при этом прибыльность таких операций низка, а отсутствие залогов исключает возможность полноценного страхования. С учетом этого в Японии создано несколько государственных и смешанных организаций по финансированию МСП, а именно: «Японская финансовая корпорация для малых и средних предприятий» (Japan Finance Corporation for Small and Medium Enterprise, JASME); «Национальная финансовая корпорация» (National Life Finance Corporation, NLFC); государственно‑ частный банк «Сёко‑ Тюкин» (Shoko Chukin Bank, SCB). Кроме того, существуют 52 независимые корпорации гарантирования займов МСП (Credit Guarantee Corporations, CGC), действующие в форме общественных организаций.

В целом в 2014 г. перечисленные организации за счет предоставления государственных и общественных кредитов обеспечили всего лишь 8, 8 % всех заемных средств, полученных МСП. Остальные 91, 2 % поступили из частных банков и других частных источников. Правда, 11, 3 % частных займов были гарантированы упомянутыми выше независимыми гарантийными корпорациями. Условия займов существенно различались. Так, например, в начале 2010‑ х годов обычными считались следующие требования: процент не более 1, 05 % годовых, сумма не более 80 % от общей стоимости проекта, срок не более 20 лет, срок до начала погашения основной суммы долга не более 3 лет [Small and Medium Enterprise Agency, 2015].

В финансовой поддержке МСП важную роль играют не только государственные, но и региональные власти. В каждом из 13 крупных регионов и 47 блоков административного деления Японии созданы центры поддержки МСП. Участие префектуральных органов в обеспечении займов МСП выражается преимущественно не в прямом предоставлении кредитов, а в выдаче гарантий для займов в частных финансовых организациях. Как правило, это сопровождается внимательным рассмотрением заявок и строгим отбором проектов. В некоторых префектурах дело доходит до контроля каждого случая со стороны губернатора. Кроме того, на региональном уровне разрабатываются четкие критерии оценки проектов и жесткая схема принятия решений о поддержке того или иного малого предприятия. В бюджете на 2015 финансовый год меры поддержки МСП определены в размере 186 млрд иен при общей сумме расходов, равной 96, 3 трлн иен, и инвестиционной программе в объеме 5, 9 трлн иен [Statistics Bureau, 2015].

Отметим некоторые современные тенденции в деятельности МСП, характерные для периода 2010–2015 гг. Начать необходимо с особенностей экономического развития, важных для МСП. Отрицательное влияние на него оказывают медленное восстановление после кризиса 2009 г. и природных катаклизмов 2011 г., неравномерность отраслевого и территориального развития, сложная ситуация на рынке труда, повышение налога с продаж в 2014 г. В то же время снижение закупочных цен на энергоносители, сырье и материалы в 2015 г. можно считать позитивным явлением.

В целом негативные факторы преобладают, и сохраняется тенденция сокращения числа МСП, которая проявилась двумя десятилетиями ранее. В 2009–2012 гг. количество МСП уменьшилось на 6, 4 %, а число занятых в них работников – на 3, 6 %. Наибольшие трудности испытывают МСП в пострадавших от катастроф северо‑ восточных районах Японии, где темпы сокращения превышают средние по стране в 2–3 раза. Основными причинами закрытия бизнеса являются сильная конкуренция, проблемы со сбытом, сложности поиска преемника и передачи бизнеса новому владельцу. В то же время у целого ряда МСП есть неплохие перспективы расширения в условиях диверсификации спроса и развития сферы услуг. Об этом говорит, в частности, усиление дифференциации МСП по уровню прибыльности, наблюдающееся в последние годы [Small and Medium Enterprise Agency, 2015].

Начиная с 1990‑ х годов в Японии происходит перестройка системы финансирования предприятий. В самом общем виде текущие изменения можно описать следующими словами: в деятельности крупных фирм осуществляется переход от распространенной ранее практики головного банка к отношениям не с одним, а с многочисленными кредитными учреждениями. А вот малые и средние предприятия по‑ прежнему ориентированы на одного главного кредитора. В структуре источников начального капитала МСП ведущая роль (80–90 %) традиционно принадлежит региональным банкам и местным финансовым организациям. Соответственно, текущее положение региональных банков определяет и возможности кредитования. В 2014–2015 гг. в этой сфере наметились положительные тенденции, однако статистические данные пока не позволяют говорить об устойчивом росте предоставленных займов.

В последние два десятилетия существенно изменяются связи малых и крупных компаний. Суть перемен состоит в постепенной модификации вертикальных группировок кэйрэцу, переходе к преимущественно сетевой структуре отношений заказчиков и подрядчиков, расширении горизонтальных взаимодействий между ними, увеличении числа партнерских предприятий. Признаки традиционных кэйрэцу в настоящее время сохраняются лишь в области электротехнической и автомобильной промышленности.

В большинстве других отраслей идет создание сетевых структур. С точки зрения МСП это означает необходимость самостоятельных действий на внутреннем и внешнем рынке, поиска рыночных ниш, формирования собственных рыночных стратегий.

Серьезные ограничения на деятельность МСП накладывает недостаток квалифицированного персонала. Ряд характерных черт современного рынка труда (низкая безработица, нестабильная динамика оплаты и сокращение занятости на МСП) негативно сказываются на малых фирмах. В то же время работники крупных предприятий тоже переживают не лучшие времена, поскольку традиционные системы пожизненной занятости и оплаты в зависимости от возраста и стажа замещаются трудом на временной и контрактной основе. Одновременно возрастает нагрузка на постоянных работников, т. е. происходит интенсификация их труда. Перечисленные факторы действуют в различных направлениях. Поэтому, с одной стороны, на протяжении нескольких лет в Японии сокращается соотношение вакансий на МСП и числа университетских выпускников, желающих получить там работу. Если в 2010 г. количество вакансий превышало число желающих в 4, 4 раза, то в 2013 г. этот показатель снизился до 3, 3 раз. С другой стороны, в 2014 г., по данным проведенных опросов, только 43, 8 % МСП заявляли, что обеспечили свои потребности в персонале, а 56, 2 % испытывали недостаток кадров. В течение трех лет с момента поступления оттуда увольнялись 44, 2 % молодых работников. В целом в 2010‑ х годах проблема кадров продолжала обостряться, а недостаток трудовых ресурсов наиболее часто назывался представителями МСП в числе причин их низкой прибыльности и сложностей в освоении новых рынков [Small and Medium Enterprise Agency, 2015].

В современной экономике процесс образования предприятий считается необходимым для обновления производства, использования креативного потенциала предпринимателей и создания рабочих мест. Соответственно, поддержка создания стартапов (startups) во всем мире становится важным направлением деятельности по развитию МСП. Исследования показывают, что в Японии возникает в два раза меньше стартапов, чем, например, в США и в Великобритании. Кроме того, руководители уже действующих японских фирм явно предпочитают не быстрый рост и постоянное обновление, а стабильную и устойчивую деятельность без крутых подъемов и спадов. Согласно результатам опросов (2012) цель расширения бизнеса ставят перед собой только 28 % основателей стартапов, 69 % заявляют о предпочтении стабильных продаж перспективам роста, а 3 % хотят сократить или ликвидировать свой бизнес [Small and Medium Enterprise Agency, 2013]. Большинство предпринимателей нацелены на местный или региональный рынок, и лишь 10 % из них намерены расширять зарубежные операции. Главные трудности подстерегают основателей стартапов в периоды регистрации, поиска финансирования, начала реальной деятельности (когда сказывается недостаток опыта и знаний в области менеджмента), а также во время привлечения квалифицированного персонала.

Кроме перечисленных выше факторов, на деятельность МСП влияют состояние экономики регионов, государственное регулирование, налоговая система и многое другое. Правительство Японии ищет пути для улучшения ситуации в каждой из этих сфер. В целом можно заключить, что малые и средние предприятия, так же как и крупные, находятся на переходном этапе развития. Потребительский рынок страны вступает в стадию зрелости и насыщения, происходят серьезные изменения внутренней и внешней деловой среды. Модифицируются механизм финансирования, связи с партнерами, трудовые отношения. Бизнес принимает глобальный характер. Вслед за коррекцией деловой среды постепенно формируется новая национальная модель деятельности МСП.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...