6.3.3. Лаковая посуда
В производстве лаковой посуды в префектуре Фукуи можно выделить два вида деятельности. Во‑ первых, местные предприятия производят посуду крупными партиями и на 80 % удовлетворяют национальный спрос таких потребителей, как рестораны японской кухни (рётэй) и отели в японском стиле (рёкан). Во‑ вторых, мастера Фукуи в индивидуальном порядке занимаются изготовлением авторских изделий и продают их в качестве сувениров всем желающим. Оба этих вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Практически все компании и частные мастерские компактно расположены в сельском секторе муниципалитета Сабаэ. Точное число производителей трудно оценить, но в составе местного кооператива изготовителей лаковых изделий насчитывается 146 членов (2015). Объемы реализации продукции составляют 0, 7 млрд иен, или около 7 млн долларов в год (2014). Лаковая посуда Фукуи носит название «этидзэн сикки» и имеет статус традиционного промышленно‑ художественного изделия (дэнтотэки когэйхин). Это означает, что продукция соответствует требованиям специального закона, т. е. используется в повседневной жизни, изготавливается вручную на основе традиционных технологий и природных материалов, а производители сосредоточены в компактном промышленном районе. Всего в Японии зарегистрированы 222 вида таких изделий (2015). Их создатели получают льготы и поддержку со стороны всех уровней власти, деловых и общественных кругов. Кроме лаковой посуды в префектуре Фукуи производятся еще шесть видов традиционных изделий, имеющих национальный статус дэнтотэки когэйхин и длительную историю, как правило превышающую тысячу лет: 1) глиняная посуда и керамика этидзэн яки (в Фукуи находится одна из старейших гончарных мастерских Японии); 2) бумага из древесной коры этидзэн васи (вероятно, в XVI в. применялась голландским живописцем Рембрандтом, а в конце XIX в. использовалась для печати первых общенациональных бумажных денег); 3) украшения из шлифованного агата вакаса мено (впервые изготовлены корейскими переселенцами с материка в VIII в.; их отличают высокое качество и разнообразные цвета природного камня); 4) лаковые палочки для еды, изготавливаемые с использованием техники вакаса сикки (бамбуковая и кедровая основа, перламутровые и жемчужные вставки; Фукуи – единственный район производства этих изделий в Японии); 5) ножи и режущие инструменты этидзэн хамоно (крупное производство ножей и холодного оружия в IX–XV вв., изготовление режущих сельскохозяйственных и деревообрабатывающих инструментов в XVI–XIX вв., прочные традиции тонкой обработки металлов); 6) деревянные шкафы, комоды и коробки этидзэн тансу (используются дерево местных пород, натуральный лак и фигурные металлические накладки).
Производители каждого из видов традиционных изделий объединены в территориально‑ отраслевые ассоциации, выполняющие разнообразные функции – от закупок сырья до продвижения и сбыта изделий. Большинство ассоциаций имеют в управлении комплексы зданий, где расположены мастерские, выставки, магазины и другие объекты. В частности, в префектуре Фукуи созданы «Деревня бумаги», «Деревня гончарного искусства», «Дом лаковой посуды», «Дом лаковых палочек» и «Дом ножей», которые координируют производство, привлекают туристов, продают изделия и занимаются всем тем, что связано с сохранением и развитием традиционных технологий. Лаковые изделия Сабаэ отличаются глубоким черным цветом и строгим классическим стилем. Считается, что известность к местным мастерам пришла около полутора тысяч лет назад. Принц, путешествовавший по провинции Этидзэн, увидел лаковую чашу местного производства и был настолько поражен ее красотой, что приказал перекрасить в тот же цвет свой ритуальный головной убор – корону. В течение более тысячи лет мастера региона использовали лишь натуральные цвета лака – черный и красный. В XVII в. приехавшие из Киото художники начали расписывать лаковые поверхности, а ремесленники из соседнего региона Вадзимы (префектура Исикава) стали наносить на лак тончайшую золотую фольгу собственного производства. Постепенно продукция Сабаэ получила известность в Токио, Осаке и Киото – трех крупнейших городах Японии. В конце XIX в. в Сабаэ началось изготовление не только круглых, но и квадратных изделий (шкатулок, коробочек для еды, квадратных подносов, сервировочных столиков и т. п. ). Мастерство художников и лакировщиков достигло такого уровня, что их работы стали восприниматься как произведения искусства. С начала XX в. начались продажи посуды традиционным ресторанам и гостиницам. В 1950‑ х годах появились пластиковые основы, искусственные лаки, технологии массового производства. Начался быстрый рост выпуска посуды, который продолжался несколько десятков лет.
На изменение экономических условий и депрессию 1990‑ х годов производители лаковой посуды ответили в лучших японских традициях, а именно повышением добавленной стоимости, разработкой новых изделий и внедрением передовых технологий. Оказалось, что даже в наиболее традиционной отрасли есть возможности технологического прогресса. Долгое время считалось, что деревянные лаковые изделия нельзя мыть в посудомоечных машинах, но в последние годы мастера из Сабаэ стали изготавливать сверхпрочные типы лаковых покрытий, позволяющие производить машинную мойку. Раньше тарелки и чашки с отколотыми краями приходилось выбрасывать, а сейчас современные методы восстановления делают их неотличимыми от новых. Важную роль в деятельности местных предприятий играет многоцелевой комплекс «Дом лаковой посуды», открытый в 2004 г. Строительство его профинансировано за счет средств национального и префектурального бюджета. Текущее управление осуществляет территориально‑ отраслевая Ассоциация производителей. На территории комплекса расположены мастерские, магазин, ресторан, игровой зал для детей, лаборатория объемной печати, а также многоцелевые аудитории и выставочные помещения.
Деятельность комплекса включает всё то, что Ассоциация считает необходимым для сохранения и развития традиционных технологий. Речь идет о широком спектре услуг и работ, простирающихся от предоставления мастерских индивидуальным предпринимателям до изготовления основ для нанесения лака с помощью объемных принтеров, от пропаганды лаковой посуды среди детей через школьные столовые до работы со строительными компаниями по использованию лаковых панелей во внутренней отделке современного жилья. Пожалуй, наиболее зрелищный результат работы комплекса связан с диверсификацией производства и созданием новых видов изделий с высокой добавленной стоимостью. В 2012 г. с применением лаковой росписи была изготовлена праздничная колесница для синтоистских фестивалей г. Сабаэ высотой около 5 м, весом в 1 т и стоимостью 100 млн иен (около 1 млн долларов). После этого началось изготовление колесниц по заказу оргкомитетов многочисленных праздничных фестивалей ряда японских префектур. Более детальное рассмотрение работы комплекса позволяет выделить в ней несколько взаимосвязанных элементов. К ним относятся прежде всего разработка новых изделий с применением традиционных технологий и, наоборот, использование технологических новинок в давно существующих производствах. Далее следует формирование современных сбытовых сетей, а также продвижение изделий с помощью различных акций и электронных средств коммуникации. И наконец, большое значение имеет работа по созданию единого регионального бренда для использования его малыми производителями. По‑ видимому, подобные направления работы являются перспективными для сохранения и развития традиций изготовления не только лаковой посуды, но и всех других промышленно‑ художественных изделий префектуры Фукуи.
Анализ регионального среза экономики Японии позволяет сделать несколько важных выводов, имеющих международное звучание.
Во‑ первых, на фоне сложной экономической ситуации во многих японских регионах отмечается улучшение среды обитания. Это происходит благодаря созданию компактной модели расселения, усилению конкурентоспособности крупных мегаполисов и экономическому оздоровлению малых городов. Повышение качества жизни при сокращении масштабов экономической деятельности делает опыт Японии важным для всего мира. Во‑ вторых, в префектуре Фукуи, несмотря на «сжатие» экономики и сокращение численности населения, созданы развитая инфраструктура и благоприятные условия для жизни. Следовательно, одновременное снижение доли региона в экономическом и демографическом потенциале страны и повышение «уровня счастья» жителей вполне возможны не только в теории, но и на практике. В‑ третьих, в экономике японских провинций особую роль играют промышленные кластеры. Включенность в кластеры позволяет предприятиям получить важные конкурентные преимущества, и прежде всего объединить ресурсы для диверсификации, создания новых изделий и проникновения в перспективные сферы деятельности. По‑ видимому, именно с этим связана надежда на выживание для многих компаний и отраслей региональной промышленности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|