Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.4 Sharp: оживет ли японский зомби?




 

Компания Sharp в начале 2000‑ х годов заняла лидирующие позиции на мировом рынке жидкокристаллических дисплеев (LCD) и построила дорогостоящие заводы по их производству. Однако после мирового кризиса 2008 г. выплата кредитов и падение продаж привели к неразрешимым финансовым проблемам. Помощь со стороны крупных банков не смогла изменить ситуацию. Более того, Sharp превратился в типичного представителя японских зомби‑ компаний, которых держит на плаву только приток внешнего капитала. Тем не менее компания отвергла все предложения о реструктуризации, т. е. об отсечении убыточных подразделений. Руководство приняло решение сохранить компанию путем продажи ее зарубежному партнеру. В апреле 2016 г. было достигнуто соглашение о поглощении Sharp тайваньской фирмой Hon Hai (Foxconn). Пример Sharp показывает, что интересы сохранения персонала и сложившейся структуры компании могут взять верх над риском проникновения в отрасль прямого иностранного конкурента.

На 31 марта 2016 года в Sharp были заняты 43 511 человек, 19 906 из которых работали в Японии. Годовые продажи составляют 2, 46 трлн иен (около 24, 6 млрд долларов). Компания производит бытовую электронику, энергетические машины, офисное оборудование, электронные компоненты, многофункциональные дисплеи. Sharp действует в 23 странах мира через 63 дочерних подразделения. Его уставный капитал составляет 500 млн иен (5 млн долларов), что является небольшой суммой для компании с таким объемом продаж и числом занятых. Решение об уменьшении уставного капитала было принято в 2012 г. по финансовым причинам.

Компания Sharp была основана в 1912 г. в Токио и в первые годы своего существования занималась изготовлением пряжек для ремней и механических карандашей с незатачиваемым тонким грифелем. Лозунг «Всегда острый карандаш» и стал причиной выбора названия фирмы. Отметим, что в Японии карандаш для письма используют намного чаще, чем ручку или кисть, так что имя компании вскоре стало известно каждому японцу. В 1923 г. здания компании были полностью разрушены в ходе землетрясения в регионе Канто. Штаб‑ квартиру пришлось перенести в г. Осаку. В 1925 г. в Sharp был собран первый в Японии ламповый радиоприемник, а с 1929 г. началось его массовое производство. Первый японский телевизор выпущен той же компанией; это изделие удалось поставить на поток в 1953 г. К середине 1950‑ х годов Sharp превратился в комплексного производителя товаров бытовой электроники и электротехники.

Большое внимание Sharp традиционно уделял разработке новых изделий и технологий. Перечень инновационных продуктов компании включал транзисторный приемник (1957), микроволновую печь (1962), солнечные батареи (1964) и, наконец, калькулятор на жидких кристаллах, который появился в каждом японском доме и офисе (1964–1969). Затем были проведены серьезные исследования в области жидких кристаллов, результаты которых на многие годы определили направления развития компании. В 1988 г. появился первый в мире цветной жидкокристаллический телевизор, а в 1995 г. началось массовое производство цветных дисплейных панелей. В 2000 г. был создан знаменитый дисплей AQUOS, получивший гордое название «продукт XXI века». Sharp превратился в мирового лидера по производству цветных телевизоров на жидких кристаллах и солнечных панелей. Эту позицию компания удерживала до 2006 г.

Быстрое увеличение продаж в начале 2000‑ х годов сопровождалось ускоренным расширением производственной базы. В 2004 г. в г. Камэяме был запущен крупный завод по производству телевизоров, мощности которого уже тогда превышали имеющийся спрос. Тем не менее в 2009 г. появилось еще одно дорогостоящее суперпредприятие в г. Сакаи, которое в целых четыре раза перекрыло возможности предыдущего завода. Затраты на его строительство стали для компании непосильным финансовым бременем. Время запуска новых линий совпало с мировым кризисом и соответствующим снижением спроса. В новых экономических условиях потребители начали обращать особое внимание на цену. Дорогая продукция компании Sharp не смогла конкурировать с изделиями южнокорейских и китайских производителей. Последовало долгосрочное падение продаж и ухудшение финансового положения компании, которое так и не удалось преодолеть.

Кроме создания избыточных производственных мощностей и падения спроса во время мирового кризиса, проблемы Sharp были связаны также с рядом других причин. Прежде всего заводы в Камэяме и Сакаи построены в Японии, где высокие издержки не допускают серьезного снижения затрат. Вдобавок к этому оба завода рассчитаны на выпуск крупноформатных телевизионных дисплеев по технологии LCD, рынок которых на момент строительства входил в стадию зрелости и обострения ценовой конкуренции. В то же время в южнокорейских компаниях для производства больших дисплеев уже применялись передовые органические светоизлучающие диоды OLED. По‑ видимому, присущая Sharp закрытость привела к недооценке перспектив и опозданию с развитием OLED‑ направления. И наконец, наибольшую конкурентоспособность среди продукции Sharp на мировом рынке к середине 2000‑ х годов имели малоформатные телефонные и компьютерные дисплеи, а реальные инвестиции оказались направлены на производство крупногабаритных LCD‑ телевизоров. Всё это трудно расценить иначе как ошибки менеджмента в маркетинговой политике и оценке ключевых компетенций компании.

В 2012 г. два крупнейших банка Японии Mizuho и UFJ оказали Sharp существенную финансовую помощь путем предоставления займов на сумму около 200 млрд иен (примерно 2 млрд долларов). По‑ видимому, надежды банкиров были связаны с ликвидацией убыточных производств (например, телевизоров или солнечных панелей) и концентрацией усилий на прибыльных сегментах (тактильные экраны для смартфонов и планшетов, OLED‑ дисплеи и т. п. ). Однако компания не предприняла усилий по реструктуризации, а просто использовала кредит для покрытия текущих затрат. Впоследствии займы были списаны в обмен на преференциальные акции.

Sharp не обанкротился, но расходы начали систематически превышать доходы, а дефицит стал покрываться за счет внешнего притока денежных средств. Такие компании получили название «ходячие мертвецы», или зомби. Они широко распространились в Японии в период депрессии 1990‑ х годов. Появление зомби‑ компаний связано, скорее всего, с отсутствием в стране действенной системы социальной защиты. В подобных условиях государству проще было повлиять на банки и через них оживить мертвую фирму, чем заботиться о тысячах увольняемых работников. По мнению специалистов, Sharp не только превратился в самого крупного японского зомби, но и стал отражением всех тех компаний, которые оказались неспособны ни жить, ни умереть.

Свой план оптимизации национального производства жидкокристаллических экранов предложило правительство Японии. В 2009 г. в основном на государственные средства была создана компания Innovation Network Corporation of Japan (INCJ), которая объединила убыточные заводы Sony, Hitachi и Toshiba. В 2015 г. корпорация INCJ предложила Sharp в общей сложности 300 млрд иен (около 3 млрд долларов) плюс новую помощь со стороны банков за дисплейные производства, но получила отказ.

В феврале 2016 г. в адрес Sharp поступило новое предложение – на этот раз от тайваньской компании Hon Hai (Foxconn), известной всему миру в качестве сборщика знаменитых смартфонов iPhone и планшетов iPad. Предложение Hon Hai касалось покупки 66 % акций на сумму около 389 млрд иен (3, 8 млрд долларов), а также сопровождалось обещанием сохранить персонал и все действующие подразделения поглощаемой компании. Это совпадало с установками руководства Sharp. 2 апреля 2016 года партнеры подписали соответствующее соглашение, а 12 августа того же года сделка была завершена.

Hon Hai уже неоднократно проявлял интерес к технологиям Sharp, связанным с изготовлением тактильных экранов. С 2012 г. Hon Hai стал совладельцем завода Sharp в Сакаи. Наиболее высокую оценку Hon Hai давал оригинальным технологиям IGZO для создания ультратонких и энергоэффективных дисплеев на базе оксидов индия, германия и цинка. Новая сделка открыла для тайваньского производителя возможность совершить технологический рывок и резко увеличить присутствие на рынке. Кстати, в 2004 г. похожий шаг сделала китайская компания Lenovo, поглотившая IBM Japan и с 2012 г. ставшая крупнейшим продавцом персональных компьютеров в мире. По всей видимости, Hon Hai и Sharp собираются идти по пути Lenovo. В ближайшие годы они намереваются вложить 200 млрд иен в разработку технологий OLED с целью догнать мировых лидеров в этой области, которыми являются корейские Samsung и LG.

Соглашение Sharp и Hon Hai отвечает интересам обоих партнеров, а значит, имеет серьезные шансы на успех. Тем не менее Sharp не идет на заметное сокращение персонала и затрат, а намеревается вкладывать средства в весьма рискованные технологические исследования. Многие производственные базы Hon Hai расположены в материковом Китае, где быстро растут заработная плата и другие издержки. Следовательно, с обеих сторон заключенное соглашение несет в себе весомые факторы риска и описывает не более чем один из возможных вариантов развития событий. Несмотря на это, сделка Sharp и Hon Hai представляет собой новый и очень существенный шаг в формировании стратегии японских производителей электронных изделий, а именно отказ от государственной помощи собственного правительства в пользу взаимовыгодного сотрудничества с частным зарубежным партнером.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...