Кейсы: примеры действий компаний
Вопросы и задания
1. Перечислите современные тенденции развития региональной структуры японской экономики. 2. Почему опыт региональной политики кабинета С. Абэ считается важным для многих стран мира? 3. В каких направлениях ведется работа по созданию компактной системы расселения жителей? 4. Назовите особенности географического и экономического положения префектуры Фукуи среди других регионов Японии. 5. Как удалось создать развитую социальную инфраструктуру в небольшом провинциальном регионе? 6. Почему включенность в региональные кластеры считается полезной для повышения конкурентоспособности фирмы? 7. Приведите примеры кластеров, сформировавшихся в префектуре Фукуи. 8. Какие проблемы существуют в развитии традиционных отраслей региональной промышленности Японии? 9. Какую помощь оказывают государственные и местные органы власти традиционным отраслям промышленности? 10. В каких направлениях развиваются традиционные отрасли региональной промышленности Японии?
Глава 7 Кейсы: примеры действий компаний
Данная глава содержит конкретные примеры действий японских и зарубежных компаний на внутреннем рынке Японии. В приводимых примерах описаны особенности отдельных сегментов рынка, выделены факторы успехов и неудач, рассмотрены варианты поведения в ходе кризисных ситуаций. В разделах 7. 1–7. 3 рассказано о компаниях префектуры Фукуи на основе интервью, проведенных автором в августе 2015 г. – феврале 2016 г., и существующих описаний экономики региона [Нанбо, 2016]. Последующие разделы 7. 4–7. 15 посвящены крупным компаниям, действующим на национальном уровне. При их написании использованы опубликованные научные работы [Haghirian P., Gagnon P. et al., 2013; Haghirian P., 2014], а также многочисленные материалы японских СМИ.
7. 1. Kiyokawa Plating: из гаража в микроэлектронику
За неполные 50 лет со дня основания компания Kiyokawa Plating («Гальваника Киёкава») прошла путь от хромирования помятых автомобильных бамперов до производства микроэлектронных компонентов на основе нанотехнологий. Неизменными остались, пожалуй, лишь расположение на окраине небольшого провинциального города, использование гальваники для нанесения металлических покрытий на твердые поверхности, а также вера в собственные силы как основной принцип менеджмента. Пример Kiyokawa Plating демонстрирует возможности технологического роста и освоения новых сфер деятельности, существующие для малых и средних предприятий даже в относительно небольших и невыгодно расположенных регионах Японии. Kiyokawa Plating основана в 1963 г. Уставный капитал компании составляет 40 млн иен (0, 4 млн долларов). Число занятых – 242 человека, средний возраст которых 35 лет (2015). Сфера деятельности включает гальваническую обработку поверхностей с помощью большинства известных технологий: барабанных, порошковых, проникающих и т. п. Основная продукция Kiyokawa Plating – электронные компоненты, магниты, заготовки для микросхем, кремниевые «вафли», медицинские инструменты. Серьезное внимание уделяется охране окружающей среды, для чего используются технологические процессы без применения цианидов, свинца и хрома. Деятельность компании началась с покупки в окрестностях г. Фукуи (сейчас это почти центр города) участка земли площадью около 400 кв. м и расположенной на нем мастерской по ремонту подержанных автомобилей. Основатель компании Т. Киёкава (T. Kiyokawa) решил заняться хромированием и восстановлением автомобильных деталей. Он сделал свой выбор на основе анализа сведений из телефонного справочника, в «гальваническом» разделе которого значилось меньше всего адресов. Несколько лет компания занималась в основном восстановлением хромированных покрытий на заржавевших или побывавших в аварии бамперах, дворниках, зеркалах, колесах и металлических накладках, которые широко применялись в автомобилях тех лет.
Первый серьезный шанс для развития у Kiyokawa Plating появился в связи с ростом популярности средств передвижения, но не автомобилей, а мотоциклов. В конце 1960‑ х годов Honda, Yamaha, Kawasaki и другие известные фирмы начали применять литые колесные диски из особого сплава, на которые методом гальваники наносилось специальное покрытие. Но долгое время никому не удавалось нанести на колеса прочное зеркальное покрытие. Здесь впервые проявилась настойчивость и деловая хватка основателя компании Т. Киёкавы. За несколько месяцев он не только решил эту сложную инженерную задачу, но и получил заказы от крупнейших производителей. Вскоре во всей Японии появились мотоциклы с колесами, обработанными по технологии и на оборудовании Kiyokawa Plating. Однако через несколько лет заказы внезапно прекратились. Причина оказалась в том, что производитель колес скопировал, а попросту говоря, украл у партнера технологическую линию и сам занялся гальванической обработкой. Так Т. Киёкава на горьком опыте убедился в необходимости защиты своих ноу‑ хау. В те годы эта проблема для японских компаний еще только обозначилась. Вторую возможность для технологического взлета Kiyokawa Plating получила в связи с развитием электронной промышленности. Местное отделение знаменитой компании Matsushita Denki (ныне Panasonic) разворачивало производство микросхем и искало возможность нанесения полупроводниковых покрытий на кремниевые основы гальваническим методом. Разумеется, заготовки для микросхем принципиально отличались от мотоциклетных колес. Достаточно сказать, что первый заказанный размер кремниевых «вафель» с германиевой пленкой составлял 3, 2 х 1, 6 мм. Многие гальванические фирмы при обращении к ним со стороны Matsushita Denki просто не захотели думать о переходе в совершенно новую для них область. А вот Т. Киёкава вновь принял непростой вызов и сумел реализовать представившуюся возможность. Годы упорного труда и сотни опытов позволили Kiyokawa Plating создать необходимые технологические линии.
В 1970‑ е годы в микроэлектронной промышленности развернулась гонка миниатюризации. Kiyokawa Plating последовательно осваивала производство деталей размером 2 х 1, 2 мм, затем 1, 6 х 0, 8 мм, 1 х 0, 5 мм и, наконец, 0, 6 х 0, 3 мм. За этим должны были последовать размеры 0, 4 х 0, 2 мм, но для них прежние технологии оказались неприменимы. Пришлось разрабатывать новые методы нанесения покрытий, сущность которых выражалась термином «порошковая гальваника». На это ушло три года, и в 1998 г. технологии и оборудование были готовы к работе. Однако первые коммерческие заказы на новые детали появились лишь шесть лет спустя, в 2004 г. Получается, что Kiyokawa Plating опередила потребности производителей микросхем не менее чем на шесть лет. Но эти усилия не пропали даром. Сразу после появления порошковой гальваники компанией совместно с Университетом Фукуи были начаты исследования в области никель‑ водородных аккумуляторов. Оказалось, что в данной сфере существует спрос на изделия размером в миллионные (микро) и даже миллиардные (нано) доли метра. Соответствующие производственные линии, действующие на основе порошковой гальваники, возникли в начале 2010‑ х годов. Именно у Kiyokawa Plating впервые в мире появилась возможность нанесения разнообразных покрытий нужной толщины на различные виды основ размером до 0, 8 микрона. Уникальные технологии были защищены множеством патентов, и в 2012 г. компания получила специальную премию Патентного управления Японии. В 2015 г. Kiyokawa Plating посетил премьер‑ министр С. Абэ. Однако, пожалуй, главным для Kiyokawa Plating стал высокий авторитет в глазах партнеров. Это дало ей возможность отказаться от обычных методов продвижения своих изделий и даже исключить отдел реализации из организационной структуры. Руководители компании с гордостью говорят о том, что их изделия не нуждаются в рекламе. Все заказы она получает через интернет‑ сайт. Хотя из 1000 обращений до заключения контракта доходит только одно, имеющиеся мощности загружены на несколько лет вперед (интервью в августе 2015 г. ).
Итак, что же позволило Kiyokawa Plating превратиться из мастерской по восстановлению автомобильных бамперов в разработчика единственной в мире нанотехнологии на основе порошковой гальваники? По‑ видимому, первым условием для этого можно считать систему поддержки технологического развития малых и средних предприятий, сложившуюся и в префектуре Фукуи, и в Японии в целом. Начальные разработки компания осуществила в кооперации с префектуральным Центром технологической поддержки (подробнее см. раздел 6. 2). Впоследствии большим подспорьем для нее стало сотрудничество с университетскими учеными. К 2016 г. в составе компании действовал собственный Институт нанотехнологий, а в Университете Фукуи появился институт – спутник Kiyokawa Plating. Подобный механизм кооперации бизнеса и науки при серьезной административной поддержке обеспечил возможность разработки технологий мирового уровня, отвечающих текущим и перспективным запросам рынка. Необходимо отметить, что технологическая поддержка была доступна всем гальваническим компаниям префектуры Фукуи, но мировым лидером стала лишь одна из них. Поэтому в качестве второго условия успеха следует отметить специфическую особенность компании‑ лидера. По‑ видимому, такой чертой является энергичный менеджмент отца‑ основателя Т. Киёкавы (в настоящее время – председатель правления), который унаследовали его сын Х. Киёкава (президент компании) и внуки, занимающие позиции начальников отделов. Главный принцип менеджмента Т. Киёкавы, по его словам, заключается в том, чтобы не говорить «невозможно», а браться за любой заказ и выполнять его, невзирая на трудности. Именно это качество оказалось главным слагаемым успеха на всех ключевых рубежах развития компании: и при разработке зеркального покрытия колес мотоциклов, и при переходе к изготовлению заготовок микросхем, и при создании технологии порошковой гальваники. В последние годы к перечисленным достижениям прибавились быстрая диверсификация и активное использование накопленных знаний и опыта в самых разнообразных областях – от производства силовых полупроводниковых устройств для гибридных автомобилей до извлечения целебных экстрактов из душистых трав. Кстати, Kiyokawa Plating строит сейчас две фабрики для двух этих видов совершенно разнородной продукции. Энергичный менеджмент и первоклассные технологии открывают пути использования гальваники в производстве смартфонов и медицинских инструментов, космических аппаратов и автомобильных корпусов, топливных батарей и гибридных двигателей. Всё это позволяет компании уверенно смотреть в будущее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|