Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.3. Sakurada: трикотаж, «план Гауди» и ткань для сердечных перегородок




 

Компания Sakurada (название изменено по просьбе руководства фирмы) производит примерно пятую часть всего трикотажа, изготавливаемого в Японии. В 2015 г. в компании работало 89 человек, уставный капитал составлял 80 млн иен (около 800 тыс. долларов), годовые продажи достигали 4. 3 трлн иен (43 млн долларов). 30 % продаж приходилось на ткани для женской одежды, еще 30 % составляли материалы для спортивных товаров, купальников и нижнего белья, 18 % – материалы для интерьера, 14 % – для спортивной обуви и автомобильных сидений, 5 % – для мужской одежды и 3 % – прочие трикотажные изделия. Ткани производились в основном из полиэстера и нейлона (использовалось до 800 т нитей в месяц), окраска не велась, т. е. применялась бизнес‑ модель В2В (business to business). Цветовой отделкой занимались компании‑ партнеры, традиционно расположенные в регионе и формирующие кластер по производству тканей (подробнее см. раздел 6. 3).

На фоне общего сокращения производства трикотажа в Японии Sakurada удалось сохранить стабильные объемы продаж, а значит, расширить свою долю на внутреннем рынке. Успех компании связан с правильно выбранной стратегией развития и, вероятно, с неожиданно приобретенной известностью. Пример Sakurada демонстрирует пути эволюции среднего предприятия традиционной трудоемкой отрасли в условиях обострения международной конкуренции.

Компания была основана в 1944 г. для производства трикотажных тканей и одежды. Устойчивый рост продолжался до начала 1990‑ х годов. После подорожания иены и усиления притока дешевой иностранной продукции Sakurada начала искать пути адаптации к новым условиям и выработала стратегию, включающую три элемента: рационализацию, глобализацию и диверсификацию.

Рационализация ведется по нескольким направлениям. Тесные связи с региональными компаниями и хорошо организованная логистика позволяют сократить размеры складов и складские запасы. Это особенно важно ввиду значительных объемов перерабатываемого сырья. Вовлечение работников в совершенствование производственного процесса строится на основе классических принципов кайдзэн. В частности, все сотрудники участвуют в кружках качества (КК), собираются раз в месяц и подают предложения (имеется особый ящик для их приема). Лидер кружка меняется каждый год. Руководители КК раз в три месяца организуют совещания, в ходе которых проводят презентацию результатов и отчитываются о внедрении предложений.

Особенностью трикотажного производства являются значительные затраты ручного труда, поэтому среди рационализации центральное место занимают меры по его экономии. Четких критериев, показывающих целесообразность отказа от ручного труда, скорее всего, не существует. Решения принимаются по каждому случаю отдельно, с учетом затрат, скорости и качества выполнения операций работником или автоматическим устройством. Одним из успешных примеров стала автоматизация склада. Благодаря ей удалось высвободить четырех человек и кардинально изменить содержание труда одного оставшегося работника (от переноски рулонов к контролю работы крана‑ робота). Другой пример связан с внедрением автоматического контроля качества полотнища с помощью двусторонних датчиков Protechna. Раньше на этой операции были заняты шесть человек, а после внедрения остался один, наблюдающий за процессом через компьютер. А вот заправка нитей в трикотажную машину (600 нитей для одного полотнища) по‑ прежнему ведется вручную. Автоматы‑ заправщики были установлены, но работали медленнее людей, и от них пришлось отказаться.

Тем не менее общая политика рационализации в целом является успешной. Об этом говорят следующие данные: большинство трикотажа в Японии производится на немецких машинах Karl Mayer. Всего в стране их установлено около 1000. Из них в Sakurada используются 98 машин, или 10 % от общего числа, а доля компании в национальном производстве достигает 23 %. Это, в частности, указывает на высокую производительность оборудования. Кроме того, показатели качества продукции также весьма высоки: 98 % продукции получает высшую категорию «А» (отсутствие дефектов), средняя категория «В» практически не присваивается, и только 2 % относят к третьей категории «С» (отдельные дефекты, как правило, связанные с обрывом нитей во время провязывания полотна).

Глобальная стратегия компании Sakurada была разработана в начале 2000‑ х годов. Ее появление связано с сокращением внутреннего спроса, обострением международной конкуренции и необходимостью расширения сбыта на внешнем рынке. Согласно этой стратегии работа ведется под лозунгом «Япония – одна из префектур мирового государства» (Секай коку Нихон кэн). Суть данной стратегии заключается в создании специальных видов тканей с высокой добавленной стоимостью (узорчатых, сетчатых, высокопрочных, с памятью формы, растягивающихся, избирательно проницаемых, токопроводящих и т. п. ) и продвижении их за рубежом. Большие надежды возлагаются на растягивающийся материал High Tension (джинсы, брюки, женская одежда), в течение 17 лет являющийся хитом на внутреннем рынке. Главным направлением маркетинга считается участие в специализированных выставках, на что и нацелены основные усилия. В 2005 г. в Шанхае состоялась первая «персональная» выставка Sakurada, а с начала 2010‑ х годов ее участие в выставках стало регулярным. С целью расширения присутствия на мировых рынках в 2014 г. в компанию был принят французский сотрудник.

Важнейшим направлением диверсификации для Sakurada является внедрение в медицинскую сферу. Прежде всего речь идет о разработке материалов для изготовления малых кровеносных сосудов. В принципе, подобные материалы уже существуют, не зря над их созданием во всем мире работают более 2000 специалистов (ангиохирургов). Однако в сосудах диаметром менее 6 мм часто образуются тромбы, поэтому изделия таких размеров не производятся. В Sakurada удалось создать новую ткань на основе натурального шелка, которая в теле человека быстро обволакивается коллагеном, не отторгается и не ведет к сворачиванию крови. В 2015 г. компанией производились сосуды от 10 до 6 мм в диаметре, совместно с медицинскими университетами велись испытания более тонких изделий. Расходы финансировались за счет гранта центрального правительства.

В 2012 г. были начаты работы по созданию специальной ткани для искусственных сердечных перегородок. Дело в том, что примерно 1 % детей в мире рождается с дефектом сердечной перегородки, разделяющей камеры сердца и не дающей смешиваться венозной и артериальной крови. Им делают операцию – устанавливают «заплатку» (patch), или искусственную перегородку, – и дети выживают. Однако «заплатка» препятствует росту сердца, и к 15–16 годам становится необходима вторая операция. Цель Sakurada состоит в том, чтобы изготовить ткань, которая бы увеличивалась вместе с ростом сердца ребенка. Это позволило бы обойтись без второй операции и избавить детей и их родителей от серьезных моральных и физических страданий, а также от финансовых затрат.

Теоретически создание такой ткани вполне возможно, если использовать нити, удлиняющиеся по мере намокания и абсорбирующие коллаген для заполнения пустот. Но на практике производитель сталкивается со множеством разных проблем. Поэтому, несмотря на гарантированный спрос в Японии (10 тыс. операций в год) и во всем мире (миллионы операций), подобных материалов пока нет. Именно такую «растущую» ткань и пытается разработать Sakurada.

Компания действует в кооперации с медицинским факультетом Университета г. Осаки (теория, постановка задачи, медицинские требования и испытания) и фирмой – производителем креплений «заплатки» к сердечным тканям. Итогом их совместной работы должен стать комплексный продукт: пакет необходимых компонентов («заплатка», крепления, специальные материалы) и медицинские рекомендации по проведению операции. Разработчики планируют вывести продукт на рынок к 2020 г. Каждый участник вносит равный вклад в создание пакета (по 60 млн иен, или около 600 тыс. долларов). Компания Sakurada для внесения вклада и финансирования работ использует грант центрального правительства на разработку передовых медицинских технологий. Грант выделяется траншами в течение трех лет; два транша уже получены и использованы. В частности, закуплена малоформатная кругловязальная машина для производства трикотажа из специальных материалов, подготовлено производственное помещение, созданы опытные образцы.

Эта работа привлекла внимание СМИ, и компания неожиданно стала известна всей Японии. В октябре 2014 г. с целью сбора информации в Sakurada позвонил Д. Икэидо (J. Ikeido), автор популярного производственного романа «Ракета из рабочего квартала». Главный герой этого романа – инженер из космического агентства, который допустил конструкционную ошибку, уволился и перешел в компанию отца. Однако свою космическую мечту он не оставил, начал создавать ракетный двигатель на средства фирмы и довел ее до грани банкротства. С целью исправления финансового положения он взялся за изготовление сердечного клапана на основе технологии, используемой для клапанов ракетных двигателей. Инженер обратился за помощью к производителям специальных тканей. Информация о таком ткацком производстве и понадобилась автору романа.

Первый телефонный разговор его с президентом Sakurada продолжался всего полчаса, но положил начало тесным и доверительным отношениям. В итоге в середине 2015 г. появилось продолжение «Ракеты из рабочего квартала» под названием «План Гауди» (символ великой цели и невероятных усилий на благо общества по примеру знаменитого испанского архитектора А. Гауди (A. Gaudi)). Осенью того же года вышел одноименный сериал, заключительная часть которого получила высший за последние пять лет зрительский рейтинг в столичном регионе Канто. Ряд сцен был снят на фабрике Sakurada, в том числе и на участке производства материала для сердечных перегородок. Всё это привлекло к Sakurada и ее работе на благо здоровья детей внимание общественности и позволило получить определенный PR‑ эффект.

Компании Sakurada предстоит преодолеть еще немало трудностей, но общее направление развития, т. е. рационализация производства, глобальная стратегия и диверсификация в медицинскую сферу, выглядит вполне обоснованным и уже приносит реальные плоды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...