В. 2 Прогнозирование спроса
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Лекция 4. Комплексное исследование рынка 1. Исследование рынка (конъюнктура рынка, емкость рынка, оценка состояния спроса) 2. Прогнозирование спроса 3. Изучение потребителей 4. Изучение конкурентов
Объектами детального изучения в рамках комплексного исследования рынка являются: - рынок как таковой (его конъюнктура, оценка емкости рынка, доли фирмы на рынке) - потребители (социально-психологические особенности поведения потребителей, их мотивация принятия решения о покупке); - конкурентная среда.
В.1. Исследование рынка В зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков: потребительский рынок и рынки организаций или организационные рынки. Можно выделить следующие особенности организационных рынков по сравнению с рынками потребительских товаров: 1. Они являются более профессиональными, особенно относительно покупателей. 2. В принятии решения о покупке, как правило, принимают участие несколько человек. 3. Продавец и покупатель в большей степени зависят друг от друга. 4. Стремятся устанавливать долгосрочные контакты 5. Гораздо чаще используются прямые покупки 6. При выборе покупки гораздо меньшую роль играют эмоциональные факторы. Многие организационные рынки характеризуются неэластичным спросом, т.е. спрос слабо реагирует на изменение цены. Вряд ли фабрики готовой одежды больше будут закупать материала при снижении на него цены.
В зависимости от степени вовлеченности потребителя в процесс продаж выделяют: 1) потенциальный рынок – совокупность потребителей, проявляющих некоторый интерес к определенному продукту; 2) доступный рынок – группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному продукту;
3) квалифицированный, доступный рынок – совокупность потребителей, имеющих интерес, средства, доступ к рынку, а также удовлетворяющих законодательным требованиям, например, возрастным ограничениям на вождение автомобиля. 4) освоенный рынок – совокупность потребителей, уже купивших какой-то продукт.
Конъюнктура рынка Для оценки нынешнего и будущего размера рынка фирма должна выявить и оценить объем продаж каждого из них. А так как для фирмы наиболее привлекательной является возможность внедрения на растущий рынок, то специалисты по маркетинговой информации должны рассмотреть все факторы и тенденции, влияющие на развитие рынка этих товаров, и сделать прогноз относительно его перспектив. Краткосрочные прогнозы (на 1-1,5 года) делают на основе конъюнктурных исследований. Конъюнктура (К) – это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, характеризующаяся рядом параметров (спрос, доход потребителей, цены, объем предложения товара, динамика производства, движение товарных запасов, курсы ценных бумаг, полезность товара и др.), главным из которых является соотношение между спросом и предложением, и связанная с этим цента товара. Знать конъюнктуру – это значит продавать максимальное количество товара по наиболее выгодным ценам в наиболее удачные сроки и т.д. Для анализа явлений, которые нельзя выразить количественно, используют экспертные оценки специалистов. К числу основных показателей конъюнктуры относятся показатели: ■ материального производства (объем промышленного производства, индексы промышленного производства, динамика капитальных вложений, портфель заказов, поступление заказов); ■ товарного обращения (показатели внутреннего товарооборота, показатели внешнего товарооборота, ценовые показатели); ■ кредитно-денежных отношений (банковский и учетный проценты, депозиты, банкротства, эмиссия ценных бумаг, валютный курс, курс акций и др.).
Исследование рыночной конъюнктуры можно представить в виде следующей схемы: Данная схема конъюнктурного исследования, конечно же, не включает в себя всего многообразия изучаемых при этом вопросов, но и далеко не всегда следует обязательно выполнять все указанные в схеме этапы. Определение емкости рынка Под емкостью рынка будем понимать объем продукта (услуги), который можно реализовать на рынке за определенный период времени (обычно за год). Емкость рынка показывает, сколько товара может потребить рынок в конкретный период времени при конкретных условиях, т. е. при определенной цене на товар, экономической ситуации в стране, конъюнктуре рынка и маркетинговых усилиях продавцов. При изменении конкретных условий меняется и емкость рынка. Емкость рынка и динамика ее изменения дают возможность продавцу предварительно оценить, перспективен ли для него данный рынок или нет. Следует различать потенциальную емкость и реальную (фактическую). Потенциальная емкость рынка учитывает наличие скрытого спроса на товар и поэтому может отличаться от реальной. Оценка емкости рынка (в дальнейшем изложении под емкостью рынка понимается фактическая емкость) зависит от вида товара и его назначения. Ниже приведены несколько способов расчета емкости рынка: 1) на основе объема производства с учетом экспорта и импорта: , (2.11) где – объем производства за год по отдельному виду продукции или товарной группе; – объем импорта государственных и негосударственных структур; и – остатки на начало и конец анализируемого периода соответственно; – объем экспорта государственных и негосударственных структур; – емкость рынка. Особенности: Данные о государственных запасах и объемах производства в ряде отраслей доступны только официальным органам государственного управления. Данные об объемах производства часто занижаются с целью уклонения от полных налогов. Данные об импорте искажены из-за наличия «черного» импорта. не требуется проведение специальных маркетинговых исследований. Способ дает приближенные результаты, которые следует уточнить другими методиками.
2) по нормам потребления населением: , (2.12) где – объем потребления товара на человека в год; – количество лиц пользующихся товаром. По существу, это теоретическая или потенциальная емкость рынка. Применяется для быстро расходуемых товаров, приобретаемых систематически. Особенности: требуются маркетинговые исследования по нахождению норм потребления. Можно использовать известные данные с учетом категорий населения. Нормы потребления зависят от возраста населения, места жительства, региона, платежеспособности. Для новых потребительских товаров обязательны исследования по определению норм расходования. 3) Емкость рынка в денежном выражении: Q = nqp где Q — емкость рынка за год; п — число покупателей товара на рынке; q — среднее число покупок в год; р — средняя цена единицы покупки.
4) Оценить емкость рынка можно и с помощью панельных исследований. Панельные исследования позволяют получить необходимую информацию о происходящих на рынке изменениях с помощью регулярного опроса одной и той же группы магазинов (панели розничных точек) или группы потребителей (панели потребителей). Определяя емкость рынка, предприятия. выходящее на этот рынок, не вправе рассчитывать на полную ее величину, принимая во внимание присутствие и работу на рынке фирм-конкурентов. Поэтому важно также иметь данные о собственной доле на данном рынке (если предприятие уже присутствует на нем) и произвести расчет возможной доли на рынке в будущем (при выходе на рынок или при оценке результатов будущей своей деятельности). Доля на рынке подсчитывается по формуле: Д = Пр / О * 100%, Д – доля предприятия на рынке; Пр – объем продаж предприятия на рынке; О – общий объем продаж данного товара на данном рынке. Оценка состояния спроса – важное направление исследования рынка. Маркетологи выделяют несколько ситуаций, характеризующих состояние спроса.
В. 2 Прогнозирование спроса
Прогнозирование рынка — это оценка перспектив его развития на определенный период времени, осуществляемая на основе анализа фактических данных прошлого и настоящего исследуемого рынка. Цель прогноза — установление возможного проявления в перспективе факторов, воздействующих на рынок, включая общехозяйственную ситуацию, структурные сдвиги, динамику национального дохода, изменение фактора формирования цен и т. п.
В комплексном анализе развития рынка наиболее важную и сложную часть представляет прогнозирование покупательского спроса, т. к. спрос весьма динамичен, трудно предсказуем и зависит от большого числа различных факторов, поэтому между прогнозированием рынка и прогнозированием спроса можно, в определенном смысле, поставить знак равенства. Классификация прогнозов осуществляется по ряду признаков: - по региональным масштабам (глобальные, национальные, региональные и др.), - по товарному (прогноз общего объема спроса, прогноз спроса на конкретный товар и др.); - по периоду времени (кратко-, средне- и долгосрочные, т. е. соответственно во времени 2,2—5,5 и выше лет), - по применяемому методу прогнозирования (экстраполяция, экспертные оценки, экономико-математическое моделирование, структурное моделирование, расчеты на основе коэффициентов эластичности: расчеты на основе норм потребления и обеспеченности и др.). Выбор того или иного метода прогнозирования для каждого конкретного прогноза зависит от многих причин: целей прогнозирования, уровня информационной обеспеченности, времени упреждения прогноза, особенностей прогнозируемого рынка, причем определяющим критерием этого выбора является информационная обеспеченность, т. е. возможность получения необходимой исходной информации. Наиболее актуальны и надежны в современных рыночных условиях следующие три метода: 1. Метод экстраполяции. Экстраполяция — нахождение неизвестного значения динамического ряда за его пределами путем механического переноса тенденций прошлого на будущее. Это наиболее часто используемый и сравнительно простой метод прогнозирования, ибо для его применения нужен минимум информации - всего один динамический ряд прогнозируемого показателя, как правило, за 5-7 лет. Выбор одной из разновидностей экстраполяции зависит от характера имеющегося динамического ряда. 1. Расчет прогноза по среднему уровню ряда применяется тогда, когда динамический ряд не имеет тенденции роста, снижения, и его колебания относительно невелики. В этом случае в качестве прогноза может быть использована средняя арифметическая показателей ряда, определяемая формулой:
где yi - элемент динамического ряда с индексом i; п - число показателей динамического ряда. При этом возможная средняя ошибка прогноза М рассчитывается по формуле где - дисперсия; п — число показателей в дисперсионном ряду. 2. Расчет прогноза по средним темпам роста (снижения) имеет смысл в том случае, когда динамическому ряду свойственна устойчивая тенденция к повышению или снижению. В этом случае предполагается, что каждый последующий показатель динамического ряда равен предыдущему, умноженному на средний коэффициент темпов роста (снижения), который рассчитывается по формуле где уп - конечный показатель динамического ряда; у1 - начальный показатель динамического ряда; п — количество показателей динамического ряда. Далее на основе этого коэффициента можно вычислить прогноз по формуле где к - время упреждения прогноза (число прогнозируемых интервалов времени). 3. Расчет прогноза путем выравнивания (сглаживания) динамического ряда также применяется при наличии устойчивой тенденции роста или снижения показателей динамического ряда. При этом тенденция развития прогнозируемого явления приблизительно описывается графиком какого-либо математического уравнения, а затем на основе подобранного уравнения рассчитывается прогноз. Схематически эта процедура представлена на рис. 1. Рис.1. Здесь: у - значение показателей динамического ряда; упр - прогнозный показатель; t - порядковый номер показателя динамического ряда (время, например год, месяц и т. д.); начало и конец динамического ряда; - порядковый номер прогнозного показателя; К - время упреждения прогноза. Достоинство метода экстраполяции - сравнительная несложность проделываемых расчетов и небольшой объем исходной информации, а недостаток состоит в том, что при его применении явление рассматривается только как функция времени, а влияние других факторов не учитывается, поэтому метод экстраполяции применим лишь для краткосрочного рыночного прогнозирования. 2. Метод экспертных оценок Суть всех экспертных методов — сбор, обработка сведений от достаточно представительного числа экспертов. Эксперты (от лат. expertus — опытный) — это компетентные лица, обладающие знаниями и способные высказать аргументированное мнение по изучаемому явлению. Экспертиза — процедура получения оценок от экспертов. Объективная оценка изучаемого явления получается в результате обобщения субъективных мнений многих экспертов. Подготовка и проведение экспертизы осуществляется по программе, включающей такие основные этапы: определение цели и задач экспертизы; формирование экспертной группы; составление опросных листов; определение способа и процедуры опроса экспертов; проведение опроса; обработка и анализ информации, полученной от экспертов. Опыт проведения экспертных оценок с целью прогнозирования объемов спроса, потребления и товарооборота показывает, что их действенность значительно повышается, если использовать панель экспертов, т. е. отбирать экспертов из списка специально подобранных компетентных лиц, которые систематически привлекаются к участию в повторяющихся экспертных оценках подобного рода. Опыт осуществления прогнозов рынка показывает, что наиболее эффективны два метода опроса экспертов и последующего обобщения их мнений: а) индивидуальный метод, когда согласование оценок проводится в режиме, при котором каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем с помощью какого-либо приема эти оценки обобщаются в одну. Например, простейший способ получения подобной обобщенной оценки состоит в вычислении средней арифметической. Индивидуальный метод прост с организационной точки зрения и экономичен, но его применение ограничено из-за недостаточной достоверности получаемых оценок, ибо на практике экспертам предлагается выбрать либо один из нескольких вариантов прогноза, либо дать собственную количественную оценку; б) метод Дельфи. Этот метод обладает следующими основными особенностями: на первом этапе каждый эксперт работает изолированно от других; опрос экспертов проводится в несколько туров; после каждого тура экспертов знакомят с оценками других экспертов и их средним значением при сохранении анонимности экспертов и подробной аргументации минимального и максимального значений оценок. Решение о необходимости проведения последующих туров экспертизы и достоверности групповой оценки принимается, как правило, исходя из показателя согласованности мнений экспертов. В качестве такого показателя используется коэффициент вариации V, рассчитываемый по формуле:
где — среднее квадратическое отклонение оценок; ут - среднее значение оценки; - индивидуальная оценка каждого эксперта; п - число экспертов. Если V> 40 %, то это свидетельствует о больших колебаниях и ненадежности средней величины - ут. При определении согласованности мнений экспертов V снижают и, как правило, считают приемлемым значение коэффициента вариации, не превышающее 33 %. 3. Метод экономико-математического моделирования. Экономико-математические модели (ЭММ), называемые также многофакторными (мультифакторными), отражают сложные взаимосвязи элементов рынка и влияющих на него факторов. ЭММ, используемые для прогнозирования рынка, имеют форму линейных, степенных логарифмических и других уравнений. Наиболее простое из них и наиболее часто используемое на практике - это линейное уравнение множественной регрессии: где Y - прогноз, например, спроса, товарного предложения, цены; параметры уравнения; - факторы, влияющие на развитие рынка. Выбор того или иного уравнения регрессии еще не означает, что построена экономико-математическая модель, пригодная для прогнозирования рынка. Нужно как минимум выполнить следующие работы: выявить важнейшие факторы, влияющие на развитие рынка; определить степень влияния этих факторов на результативные показатели рыночного процесса и отобрать из них наиболее существенные; разработать математическую форму модели, учитывающую влияние всех этих отобранных факторов; определить состав исходной информации, влияющей на эти факторы, включенные в модель; организовать и реализовать сбор исходной информации в необходимом для построения модели объеме, обеспечить ее ввод в ЭВМ, подобрать и адаптировать типовые компьютерные программы; рассчитать математические параметры модели; провести оценку прогностической ценности модели путем определения величины возможной ошибки прогноза. При составлении модели учет большого количества факторов введет к повышению точности осуществляемого прогноза, но при этом возрастает число периодов динамического ряда фактических значений каждого их этих факторов п, что делает в реальных условиях сбор такой информации сложным, а зачастую и невозможным. В модель следует включить только те факторы, которые количественно измеримы, а такие факторы, как мода, уровень культуры и образования, национальные особенности и др., в математической модели учесть практически невозможно, хотя подобные факторы оказывают весьма существенное влияние на прогноз рынка. В силу указанных причин многофакторные модели рынка используются в основном для научных целей, для расчетов глобальных прогнозов на высоком уровне обобщения явлений. В практике коммерческих организаций для прогнозирования рынка применяются одно-двухфакторные модели, в которых учитывается наиболее сильнодействующий фактор, например цена, доходы населения, демографические показатели и тенденции его изменения во времени: У =а + bх + et, где У- прогноз; а,b,е — параметры модели; х - влияющий фактор; t - время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|