Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субтест 10. «СКЛАДЫВАНИЕ ФИГУР»

 

Процедура

Начинать тестирование с задания №1. Независимо от правильности выполнения дать все 4 задания.

Оценки: при полном правильном сложении фигуры оценка зависит от времени выполнения задания, как это показано в таблице ниже. Если за отведенное время фигура сложена не полностью, оценка зависит от количества правильно сложенных деталей.

№1 - «Мальчик»: 3 балла начисляется, если неправильно установлены ноги: левая нога переставлена с правой или ступни ног обращены кверху; 2 балла - в случае, если ноги отсутствуют вообще или приставлены вместо рук; 1 балл - если сложена верхняя часть туловища.

№2 - «Лошадь»: 1 балл начисляется за каждое правильное соединение двух элементов фигуры.

№3 - «Лицо»:При вопросе «Что это?», сказать: «А ты как думаешь?» или «Сложи, что получиться?» (фигуру не называть). Если испытуемый правильно назовет фигуру, не подтверждать его идею, а сказать: «А ты попробуй». Оценка: в 0,5 балла оценивается каждое пра- вильное соединение двух элементов фигуры, обозначенное на демонстрационном поле знаком (х). При получении дробного числа округлять оценку в большую сторону.

№4 - «Машина»: 1 балл начисляется за каждое правильное соединение элементов фигуры.

Общие правила:

1.Раскладывать детали каждой фигуры строго по схеме, указанной на соответствующем демонстрационном поле.

2.Первые две фигуры испытуемому назвать сразу («Мальчик» и «Лошадь»}.

3. Фигуры №3 и №4 не называть.

4. Если испытуемый переворачивает детали фигуры лицевой стороной вниз, сказать, что по правилам игры это не разрешается, и предложить ему (самому!) перевернуть деталь.

Оценки и временные лимиты

 

Задание    

Баллы

   
    9 8 7 6 5 4
1. Мальчик     1-10" 11-15" 16-20" 21-120"
2. Лошадь 1-15" 16-20" 21-30" 31-180"    
3. Лицо 1-35" 36-45" 46-70" 71-180"    
4. Машина 1-25" 26-30" 31-45" 46-180"    

 

Субтест 11. «ШИФРОВКА»

 

Процедура

Для детей младше 8-ми лет независимо от уровня развития: дается вариант «А» (фигуры).

Инструкция испытуемому: «Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур (ключ), - видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две таких черточки (и т. д. по каждой фигуре). А теперь посмотри сюда, - показать первый ряд, - видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй».

После заполнения 5-ти фигур включить секундомер, не останавливая испытуемого и сказав ему: «Продолжай быстрее сам». По окончании 1-го ряда быстро сказать испытуемому: "Продолжай здесь», указав на начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в какой-то одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: «Делай все подряд». Когда испытуемый дойдет до 33-й фигуры, сказать: «Побыстрей».

Время - 120 сек.

Оценка: равна количеству правильно заполненных фигур за 120 сек. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд, даются дополнительные баллы.

Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами)

 

Дополнительные баллы + 5 + 4 + 3 + 2 + 1
Время <70" 71-80" 81 "-90" 91-100" 101-110" '

 

Примечание:

1.Пять первых пробных фигур в оценку не включать.

2.Если на первых пробных фигурах испытуемый все же инструкцию не освоил, дать еще несколько фигур для пробы и в оценку их также не включать.

3.Дополнительные баллы суммируются с баллами, соответствующими количеству правильно заполненных фигур,

Для детей старше 8-ми лет независимо от уровня развития: дается вариант «В» (цифры).

Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков. Время - 120 сек. Оценка равна количеству правильно заполненных знаков.

 


Субтест 12. «ЛАБИРИНТЫ»

 

Процедура

Для детей младше 8-ми лет, а также для детей старше 8 лет, подозреваемых в умственном снижении: начинать с демонстрации на образце.

Инструкция: «Вот видишь - мальчик (девочка). Он вот в таком домике. Черные линии - это стенки. А вот здесь (показать на первый выход) стенки нет, здесь можно пройти. И здесь (показать на выход их лабиринта) гоже стенки нет, здесь выход на улицу. Вот смотри, как мальчик (девочка) пойдет на улицу.» Нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая стенки лабиринта.

«Вот так и ты будешь делать. Только когда будешь рисовать - не пересекай стенки домика, т. е. не делай вот так {покажите пересечение). Старайся не заходить в тупик, а побыстрее рисуй путь на улицу. Если зайдешь в тупик, то быстро рисуй путь назад, вот так (показать заход в тупик, выход из него и весь путь до конца. Карандаш не отрывать). Есть еще одно правило: как только поставишь карандаш на бумагу - то до самого выхода отрывать его будет нельзя, т. е. нельзя делать так (показать отрыв). Понял? Ну, давай, попробуем. Ставь карандаш сюда (указать на центр лабиринта «А»), рисуй быстрее». Включить секундомер.

При неудаче - показать выход из лабиринта «А» и предложить лабиринт «Б». Прекратить при двух неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начать с лабиринта «О. Дать словесную инструкцию. При правильном выполнении (допустимое количество ошибок и в пределах лимита времени) дать аванс за лабиринты «А» и «Б» (2 балла). При неудаче (выход за допустимое количество ошибок или за пределы лимита времени) - возвратиться к лабиринтам «А» и «Б». Прекратить при двух неудачах подряд. Оценка зависит от количества ошибок и от того, уложится ли испытуемый в отведенный для каждого задания временной интервал.

Общие правила:

1.Задание считается невыполненным, если:

а) количество ошибок превышает допустимое для данного лабиринта число (независимо от времени выполнения задания)

б) превышен лимит времени (независимо от количества ошибок).

2.Ошибками считаются:

а) каждый отрыв карандаша от бумаги, за исключением случаев, когда это необходимо для исправления предыдущей ошибки (например, пересечение линии),

б) пересечение стенок лабиринта, т. е. когда между линией и следом карандаша с другой стороны линии имеется промежуток (исключением являются обстоятельства, когда пересечение случайно, например, сдвинулся лист бумаги;

в) каждый заход в «тупик» лабиринта (пересечение пунктирных линий в Приложении 6).

3. При каждом отрыве карандаша испытуемому делается замечание: «Не отрывай карандаш».

4. При пересечении стенок лабиринта замечание делается только один раз.

Оценки и временные лимиты

 

Задание Время  

Баллы

 
        0 1 2 3
А 30" >2 1-2 0  
В 30" >2 1-2 0 1
С 30" >2 1-2 0 ,
1 30" >3 2-3   0
2 45" >3 2-3   0
3 60" >5 2-5   0
4 120" >6 2-6   0
5 120" >8 2-8   0

 

Примечание: В клетках таблицы указано полное количество ошибок, допущенных испытуемым при выполнении соответствующего задания.


Приложение 2

 

Таблицы перевода суммы баллов по субтестам в школьные оценки в соответствии с возрастом испытуемого

Примечания:

1. При отнесении испытуемого к возрастной группе учитывается количество полных лет и полных месяцев.

2. Слева рядом с таблицами приведены шкальные оценки (0-20 баллов).

3. В приведенных ниже таблицах используются следующие цифровые обозначения субтестов:

1 - Осведомленность;

2 - Понятливость;

3 - Арифметический;

4 - Сходство;

5 - Словарный;

6 - Повторение цифр;

7 - Недостающие детали;

8 - Последовательные картинки;

9 - Кубики Коса;

10- Складывание фигур;

11- Шифровка;

12- Лабиринты.

Возраст: 6 лет 0 месяцев - 6 лет 3 месяца

 

Возраст: 6 лет 4 месяца - 6 лет 7 месяцев

 


Возраст: 6 лет 8 месяцев - 6 лет 11 месяцев

 


Приложение 3

 

Комплекс заданий для развития интеллектуальных способностей

Упражнения, развивающие интеллектуальные способности

 

Упражнения, развивающие способности к анализу и синтезу:

 

Упражнение 1

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.

 

 

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)".

 

Упражнение 2

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)".

 

Упражнение 3

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)".

 

Упражнение 4

Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).

Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку, Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".

 

Упражнение 5

Материал: рисунок фигурок-рожиц.

 

 

Задание: "Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?"

 

Упражнение 6

Материал: рисунок фигурок-человечков.

 

 

Задание: "Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?"

 


Упражнение 7

Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.

 

 

Задание: "На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их".

 

Упражнение 8

Материал: 4 одинаковых треугольника.

 

 

Задание: "Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой - низкий; один узкий, другой - широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)".

 

Упражнения на сравнение:

 

Упражнение 9

Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

 

 

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".

 

Упражнение 10

Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...