Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 5. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат,

Прямоугольник, круг, овал

Цели

1. Уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках.

2. Учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.

Материалы

Картинки Карандаша, Самоделкина, Буратино; счетные палочки; набор плоскостных геометрических фигур; альбомный лист.

Ход занятия

- Сегодня вы отправляетесь в путешествие по стране «Геометрия» вместе с Карандашом, Самоделкиным, Буратино.

- Друзья собрались у Карандаша. У него на столе разложено много разных фигур.

- Ой, что это? - спросил Буратино и показал на фигурку, у которой три угла, три стороны и три вершины.

- Самоделкин закричал: «Я знаю, я знаю! У меня даже загадка про эту фигуру есть! Вот послушайте:

Узнаешь сразу ты, кто я,

На нас ты посмотри.

У нас всего, у нас всего,

Естественно, по три.

Три стороны, и три угла,

Три пика - острия...

Мне это нравится вполне.

Ведь... (треугольник) я!»

- Совершенно верно! - сказал Карандаш.

- Теперь возьмите палочки и сделайте треугольник, - предложил Карандаш своим друзьям.

Педагог предлагает детям взять палочки и сделать из них треугольники, разные по размеру.

- В своем наборе геометрических фигур найдите треугольники, разные по размеру.

- Что общего у всех этих фигур? Чем они отличаются?

- Подумайте и скажите, на что похожи треугольники.

- Ой, а это что за фигура? - снова спросил Буратино и показал на квадрат.

- Я тоже знаю! - сказал Самоделкин.

- И про эту фигуру у меня есть загадка:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться я рад,

А зовут меня... (квадрат).

Педагог обращается к детям:

-Что интересного знаете о квадрате вы?

Карандаш просит составить из палочек квадраты, разные по размеру.

- В своем наборе геометрических фигур найдите квадраты, разные по размеру.

- Что общего у этих фигур?

- Чем они отличаются?

- На что похож квадрат?

- Ой, здесь еще какие-то «странные» квадраты! - удивился Бура-тино.

- У этих «странных» квадратов есть свое название, - сказал Карандаш.

Педагог обращается к детям:

- А вы знаете, как они называются?

- Что интересного знаете о прямоугольнике вы?

Карандаш просит составить из палочек прямоугольники, разные по размеру.

- В своем наборе геометрических фигур найдите прямоугольники, разные по размеру.

- Что общего у этих фигур?

- Чем они отличаются?

- На что похожи прямоугольники?

- У Буратино что-то все перепуталось в голове, поэтому он желает немного отдохнуть.

Минутка для отдыха

Загудел паровоз

И вагончик повез:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики:

«Тук-тук, тук-тук, тук-тук!»

-На какую геометрическую фигурку похожи колесики?

- А вот это круг! - радостно сказал Буратино, - Я его сразу узнал! Педагог обращается к детям:

- Карандаш предлагает из палочек сделать круг.

- Почему не получается сделать круг из палочек?

- Что интересного мы должны помнить о круге?

В своем наборе геометрических фигур найдите круги, разные по размеру.

- Что общего у этих фигур? Чем они отличаются?

- На что похожи круги?

- Опять какой-то «странный» круг! - с удивлением произнес Буратино.

- Опять ты все напутал! - сказал Самоделкин и загадал такую загадку:

Мальчик круг нарисовал - убежал.

Тут слоненок проходил - наступил.

И из круга получился... (овал).

- Теперь я понял! - сказал Буратино. - Это овал.

Педагог обращается к детям:

- Можно ли овал сделать из палочек? Почему?

- В своем наборе геометрических фигур найдите овалы, разные по размеру.

- Что общего у этих фигур?

- Чем они отличаются?

- На что похожи овалы?

- Знаете ли вы, что прямоугольник и квадрат относятся к четырехугольникам?

- Почему их можно объединить в одну группу?

- Знаете ли вы, как называется фигура, у которой 5 углов? 6 углов?

- Что получится, если геометрические фигуры составить вместе? - удивленно спросил Буратино.

- Каждый из вас придумает картину и на альбомном листе составит ее из геометрических фигур.

(Дети самостоятельно выполняют задание.)

- Расскажите Буратино, из каких геометрических фигур сделали домик, солнце, елочку, бабочку, цветочек и т. д.

- А теперь соберите геометрические фигуры вместе.

- Выберите все фигуры, одинаковые по форме; по цвету; по размеру.

- Какие фигуры выбирали?

- Занятие подошло к концу, давайте поблагодарим друзей за интересное и полезное путешествие по стране «Геометрия». Вы действительно научились хорошо разбираться в геометрических фигурах и научили этому Буратино.

Итог

 

Занятие 6. Геометрические понятия: точка, отрезок, луч, прямая

Линия, кривая линия

Цели

1. Уточнить представления детей о геометрических понятиях: точке, линии прямой, линии кривой, отрезке, луче и их основных признаках.

2. Учить детей обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке.

Материал

Картинки Карандаша, Буратино, Самоделкина; шапочка Карандаша; веревочки по количеству детей; рисунок с изображением солнца.

Ход занятия

- Сегодня вы продолжаете путешествие по стране «Геометрия». Карандаш опять пригласил своих друзей Буратино и Самоделкина в гости и предложил позаниматься геометрией. Ведь это очень интересно!

- Давайте! - радостно согласился СаМоделкин. Буратино переспросил:

- А что такое гео-мет-рия?

- Геометрия - это... это... Разве ты не понял из прошлого путешествия? Мне трудно тебе сразу объяснить. Давайте заниматься, и постепенно ты все узнаешь.

Друзья опять уселись вокруг знакомого нам стола.

- Ну, - сказал Карандаш, - смотрите! И он ткнул носом в лист бумаги.

- Что это такое? - спросил Самоделкин.

- Точка! - ответил Карандаш.

Буратино сунул нос в чернильницу и быстро застучал носом по бумаге.

-А у меня много точек! - воскликнул он.

Педагог рисует на доске множество точек и обращается к детям:

- Что похоже на точки в окружающей действительности?

- Если пойдем по ровной-ровной дорожке, - продолжал Карандаш, - то наш путь можно будет изобразить вот так.

Педагог берет линейку и чертит прямую линию.

- Что получилось?

- Прямая линия! - закричал Буратино.

- Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз! - запели Самоделкин и Буратино!

А Карандаш добавил:

Без конца и без края,

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди, -

Не найдешь конца пути!

Педагог обращается к детям:

- Что означают эти слова? Карандаш продолжает свой рассказ:

- Представьте, что вы отправились в путешествие.

Ехали мы ехали - к ямке подъехали,

Ямку объехали - дальше поехали,

Ехали, ехали - к горке подъехали,

Горку объехали - дальше поехали.

Ехали мы ехали - и в «Гармонию» приехали.

-Если изобразить проделанный путь, то получится вот что. (Пе
дагог на доске рисует кривую линию.)

-Кривая линия! - закричали друзья хором.
Педагог обращается к детям:

- Возьмите веревочку, лежащую на столе, и изобразите с ее помощью разные линии: прямую и кривую. (Дети выполняют задание.)

- Давайте посмотрим, какие линии можно увидеть вокруг.

- Что должны помнить про прямую линию? (У прямой нет конца и нет начала.)

- Прежде чем продолжить рассказ, немного отдохнем.

Минутка для отдыха

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает

И одну из них стирает.

Что тут делать?

Как тут быть?

Надо думать

И чертить!

Карандаш загадал друзьям загадку:

Два конца, два кольца -

Посередине - гвоздик. (Ножницы.)

Самоделкин быстро отгадал эту загадку. А вы? Это ножницы.

- Ножницами взяли и отрезали кусочек прямой линии.

- Что осталось?

-Отрезок! - закричали Буратино и Самоделкин.

Карандаш чертит отрезок. (Педагог чертит отрезок на доске.)

-Запомните, у отрезка есть и начало, и конец, потому что это кусочек, или часть прямой линии.

Педагог обращается к детям:

- Посмотрите внимательно вокруг и скажите, что похоже на отрезки.

- Как видите, отрезки могут быть разной длины.

Затем Карандаш читает своим друзьям стихотворение «Самые большие часы».

Солнце! Солнце! Солнце встало!

Улыбнулось с вышины!

Засияло, засверкало

Над просторами страны.

Солнце любят все на свете,

Нет другой такой красы!

Солнце - светит,

 А еще оно - часы.

Солнце по небу гуляет,

Сверху людям сообщает:

«Если я над головами –

Значит, день плывет над вами.

Укачусь я с неба прочь –

На земле наступит ночь!»

 (В. Суслов)

Педагог обращается к детям:

- Почему солнце сравнивают с часами?

- Чем согревает вас солнышко? (Лучами.)

Точно также ответили на этот вопрос Самоделкин и Буратино. И тогда Карандаш предлагает:

-Давайте попросим у солнышка один лучик и нарисуем его. Карандаш рисует луч (педагог чертит луч на доске) и говорит своим

друзьям:

- Что интересного мы должны запомнить про луч? Есть ли у луча начало? Есть ли у луча конец?

- Теперь можно считать, что вы познакомились с основными понятиями геометрии. Вы их запомнили?

- Да, - с гордостью ответил Самоделкин. Буратино добавил:

- Мне было очень интересно заниматься геометрией.

-Ребята, вы запомнили, о каких геометрических понятиях рассказал своим друзьям Карандаш?

Игра «Узнай и назови»

Ребенок выходит к доске, надевает шапочку Карандаша и в воздухе рисует: точку, прямую линию, кривую линию, луч, отрезок, остальные дети угадывают.

- Так вот ты какая, геометрия! - радостно кричит Буратино.

- Ребята, вы поняли, что такое геометрия?

- Можно ли продолжить в обе стороны линию, отрезок, луч?

- Молодцы! Давайте поблагодарим веселых человечков за интересный рассказ и пригласим их в гости.

Итог

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...