Занятие 5. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат,
Прямоугольник, круг, овал Цели 1. Уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках. 2. Учить находить геометрические образы в окружающей обстановке. Материалы Картинки Карандаша, Самоделкина, Буратино; счетные палочки; набор плоскостных геометрических фигур; альбомный лист. Ход занятия - Сегодня вы отправляетесь в путешествие по стране «Геометрия» вместе с Карандашом, Самоделкиным, Буратино. - Друзья собрались у Карандаша. У него на столе разложено много разных фигур. - Ой, что это? - спросил Буратино и показал на фигурку, у которой три угла, три стороны и три вершины. - Самоделкин закричал: «Я знаю, я знаю! У меня даже загадка про эту фигуру есть! Вот послушайте: Узнаешь сразу ты, кто я, На нас ты посмотри. У нас всего, у нас всего, Естественно, по три. Три стороны, и три угла, Три пика - острия... Мне это нравится вполне. Ведь... (треугольник) я!» - Совершенно верно! - сказал Карандаш. - Теперь возьмите палочки и сделайте треугольник, - предложил Карандаш своим друзьям. Педагог предлагает детям взять палочки и сделать из них треугольники, разные по размеру. - В своем наборе геометрических фигур найдите треугольники, разные по размеру. - Что общего у всех этих фигур? Чем они отличаются? - Подумайте и скажите, на что похожи треугольники. - Ой, а это что за фигура? - снова спросил Буратино и показал на квадрат. - Я тоже знаю! - сказал Самоделкин. - И про эту фигуру у меня есть загадка: Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам представиться я рад, А зовут меня... (квадрат). Педагог обращается к детям:
-Что интересного знаете о квадрате вы? Карандаш просит составить из палочек квадраты, разные по размеру. - В своем наборе геометрических фигур найдите квадраты, разные по размеру. - Что общего у этих фигур? - Чем они отличаются? - На что похож квадрат? - Ой, здесь еще какие-то «странные» квадраты! - удивился Бура-тино. - У этих «странных» квадратов есть свое название, - сказал Карандаш. Педагог обращается к детям: - А вы знаете, как они называются? - Что интересного знаете о прямоугольнике вы? Карандаш просит составить из палочек прямоугольники, разные по размеру. - В своем наборе геометрических фигур найдите прямоугольники, разные по размеру. - Что общего у этих фигур? - Чем они отличаются? - На что похожи прямоугольники? - У Буратино что-то все перепуталось в голове, поэтому он желает немного отдохнуть. Минутка для отдыха Загудел паровоз И вагончик повез: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Далеко я укачу!» Вагончики зеленые Бегут, бегут, бегут. А круглые колесики: «Тук-тук, тук-тук, тук-тук!» -На какую геометрическую фигурку похожи колесики? - А вот это круг! - радостно сказал Буратино, - Я его сразу узнал! Педагог обращается к детям: - Карандаш предлагает из палочек сделать круг. - Почему не получается сделать круг из палочек? - Что интересного мы должны помнить о круге? В своем наборе геометрических фигур найдите круги, разные по размеру. - Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? - На что похожи круги? - Опять какой-то «странный» круг! - с удивлением произнес Буратино. - Опять ты все напутал! - сказал Самоделкин и загадал такую загадку: Мальчик круг нарисовал - убежал. Тут слоненок проходил - наступил. И из круга получился... (овал). - Теперь я понял! - сказал Буратино. - Это овал. Педагог обращается к детям: - Можно ли овал сделать из палочек? Почему? - В своем наборе геометрических фигур найдите овалы, разные по размеру.
- Что общего у этих фигур? - Чем они отличаются? - На что похожи овалы? - Знаете ли вы, что прямоугольник и квадрат относятся к четырехугольникам? - Почему их можно объединить в одну группу? - Знаете ли вы, как называется фигура, у которой 5 углов? 6 углов? - Что получится, если геометрические фигуры составить вместе? - удивленно спросил Буратино. - Каждый из вас придумает картину и на альбомном листе составит ее из геометрических фигур. (Дети самостоятельно выполняют задание.) - Расскажите Буратино, из каких геометрических фигур сделали домик, солнце, елочку, бабочку, цветочек и т. д. - А теперь соберите геометрические фигуры вместе. - Выберите все фигуры, одинаковые по форме; по цвету; по размеру. - Какие фигуры выбирали? - Занятие подошло к концу, давайте поблагодарим друзей за интересное и полезное путешествие по стране «Геометрия». Вы действительно научились хорошо разбираться в геометрических фигурах и научили этому Буратино. Итог
Занятие 6. Геометрические понятия: точка, отрезок, луч, прямая Линия, кривая линия Цели 1. Уточнить представления детей о геометрических понятиях: точке, линии прямой, линии кривой, отрезке, луче и их основных признаках. 2. Учить детей обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке. Материал Картинки Карандаша, Буратино, Самоделкина; шапочка Карандаша; веревочки по количеству детей; рисунок с изображением солнца. Ход занятия - Сегодня вы продолжаете путешествие по стране «Геометрия». Карандаш опять пригласил своих друзей Буратино и Самоделкина в гости и предложил позаниматься геометрией. Ведь это очень интересно! - Давайте! - радостно согласился СаМоделкин. Буратино переспросил: - А что такое гео-мет-рия? - Геометрия - это... это... Разве ты не понял из прошлого путешествия? Мне трудно тебе сразу объяснить. Давайте заниматься, и постепенно ты все узнаешь. Друзья опять уселись вокруг знакомого нам стола. - Ну, - сказал Карандаш, - смотрите! И он ткнул носом в лист бумаги. - Что это такое? - спросил Самоделкин. - Точка! - ответил Карандаш. Буратино сунул нос в чернильницу и быстро застучал носом по бумаге. -А у меня много точек! - воскликнул он. Педагог рисует на доске множество точек и обращается к детям:
- Что похоже на точки в окружающей действительности? - Если пойдем по ровной-ровной дорожке, - продолжал Карандаш, - то наш путь можно будет изобразить вот так. Педагог берет линейку и чертит прямую линию. - Что получилось? - Прямая линия! - закричал Буратино. - Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз! - запели Самоделкин и Буратино! А Карандаш добавил: Без конца и без края, Линия прямая. Хоть сто лет по ней иди, - Не найдешь конца пути! Педагог обращается к детям: - Что означают эти слова? Карандаш продолжает свой рассказ: - Представьте, что вы отправились в путешествие. Ехали мы ехали - к ямке подъехали, Ямку объехали - дальше поехали, Ехали, ехали - к горке подъехали, Горку объехали - дальше поехали. Ехали мы ехали - и в «Гармонию» приехали. -Если изобразить проделанный путь, то получится вот что. (Пе -Кривая линия! - закричали друзья хором. - Возьмите веревочку, лежащую на столе, и изобразите с ее помощью разные линии: прямую и кривую. (Дети выполняют задание.) - Давайте посмотрим, какие линии можно увидеть вокруг. - Что должны помнить про прямую линию? (У прямой нет конца и нет начала.) - Прежде чем продолжить рассказ, немного отдохнем. Минутка для отдыха Раз, два, три, четыре, пять, Вышли точки погулять. Вдруг резинка выбегает И одну из них стирает. Что тут делать? Как тут быть? Надо думать И чертить! Карандаш загадал друзьям загадку: Два конца, два кольца - Посередине - гвоздик. (Ножницы.) Самоделкин быстро отгадал эту загадку. А вы? Это ножницы. - Ножницами взяли и отрезали кусочек прямой линии. - Что осталось? -Отрезок! - закричали Буратино и Самоделкин. Карандаш чертит отрезок. (Педагог чертит отрезок на доске.) -Запомните, у отрезка есть и начало, и конец, потому что это кусочек, или часть прямой линии. Педагог обращается к детям: - Посмотрите внимательно вокруг и скажите, что похоже на отрезки. - Как видите, отрезки могут быть разной длины. Затем Карандаш читает своим друзьям стихотворение «Самые большие часы».
Солнце! Солнце! Солнце встало! Улыбнулось с вышины! Засияло, засверкало Над просторами страны. Солнце любят все на свете, Нет другой такой красы! Солнце - светит, А еще оно - часы. Солнце по небу гуляет, Сверху людям сообщает: «Если я над головами – Значит, день плывет над вами. Укачусь я с неба прочь – На земле наступит ночь!» (В. Суслов) Педагог обращается к детям: - Почему солнце сравнивают с часами? - Чем согревает вас солнышко? (Лучами.) Точно также ответили на этот вопрос Самоделкин и Буратино. И тогда Карандаш предлагает: -Давайте попросим у солнышка один лучик и нарисуем его. Карандаш рисует луч (педагог чертит луч на доске) и говорит своим друзьям: - Что интересного мы должны запомнить про луч? Есть ли у луча начало? Есть ли у луча конец? - Теперь можно считать, что вы познакомились с основными понятиями геометрии. Вы их запомнили? - Да, - с гордостью ответил Самоделкин. Буратино добавил: - Мне было очень интересно заниматься геометрией. -Ребята, вы запомнили, о каких геометрических понятиях рассказал своим друзьям Карандаш? Игра «Узнай и назови» Ребенок выходит к доске, надевает шапочку Карандаша и в воздухе рисует: точку, прямую линию, кривую линию, луч, отрезок, остальные дети угадывают. - Так вот ты какая, геометрия! - радостно кричит Буратино. - Ребята, вы поняли, что такое геометрия? - Можно ли продолжить в обе стороны линию, отрезок, луч? - Молодцы! Давайте поблагодарим веселых человечков за интересный рассказ и пригласим их в гости. Итог
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|