( речевой материал ). Постановка звука [к]. Произнесение [к] в прямых слогах. -ка, -ко, -ку. Задание. Произносить слова со стечениями согласных.
( речевой материал ) Постановка звука [к]. Поскольку взрывные заднеязычные звуки ставятся от взрывных переднеязычных, звук [к] ставится при помощи механического способа от звука [т]. Ребенку предлагают медленно произнести слоги та-та-та, в момент произнесения логопед шпателем (или пальцем) постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится вначале тя-кя-ка. (Также ставится –г- от слога –да, но его можно получить и озвончением [к]). Затем с механической помощью закрепляется [к] в слогах. К закреплению звука в словах и фразах приступают только тогда, когда ребенок без длительного поиска нужной артикуляции произносит поставленный звук. Произнесение [к] в прямых слогах. Задание. Произносить слоги. -ка-ко-ку-
Задание. Произносить слова с ударением на слоге
–ка Каша, касса, камень, каменный, кашель, камбала, капля, Ока, макать, рука.
-ко Коля, кофе, колос, ком, молоко, козы, высоко, кость, стрекозы, кони.
-ку
Кузя, курица, куча (песку), кузница (мастерская), кудри, кузов.
Задание. Произносить слова без ударения на слоге.
-ка, -ко, -ку. Кафе, качели, калач, калина, кабина, Вика, кабан, канава, календарь (книжечка, в которой записаны все дни года), капель (падение тающего снега каплями с крыши), маска, майка, лесенка, начинка, добавка, ложечка, мелко, низко, локон (вьющаяся прядь волос), локоть, луковица, купец.
Задание. Произносить слова со стечениями согласных.
Ква-кле-клю-кре-кри
квас, квашенная (капуста), клей, клен, клещи (металлические щипцы), ключ, крем, кривая (линия).
Задание. Произносить предложения.
Коля, иди в реку, здесь мелко. Мама купила сыну маску ежика. Ниночка искала землянику, наклонялась низко-низко. Коля с Катей качались на качелях. Забияка лезет в драку. В кузнице кузнец подковал мою лошадку. Не кует железо молот, кует кузнец. (пословица) Кабан – это дикая свинья. В апреле запели капли капели. В этой конфете вкусная начинка. У Кати колесо. Нашего кота зовут Кузя.
Задание. Произносить текст.
Дима и Коля – кони. Но, но, кони! Идите, кони домой! - Кого позвали домой? /коней/ - -Кто пойдет домой? /кони/
Произнесение [к] в обратных слогах. Задание. Произносить обратные слоги.
Ак-ок-ук-ик-як-ык
Задание. Произносить слова с ударением и без ударения на слоге.
Мак, маяк, Максим, носок, песок, поясок, мелок, вилок (капусты), волосок, ежонок, лук, индюк, понедельник, зайчик, чижик.
Задание. Произносить предложения. Щенок уволок мяса кусок. Поставь совок в уголок. В мешок насыпан песок. У лисы лукавая улыбка, не садись ей на язык, Колобок! Чижик – серенькая птичка.
Задание. Произносить тексты.
1. Вот мак. На, мама, мак. На, Катя, мак. 2. У Кати косы. На Катя, бант. Ай да бант у Кати!
Задание. Произносить слова с двумя и более звуками [к]. Какао, какаду (попугай с хохолком на голове), капелька, каска, купальник, кукла, кулек, клеенка, крепкая (веревка), какой, как, каблук, квакушка, макушка, (верхняя часть чего-то: головы, дерева), кубик, макака, лукошко, кошечка, кумушка, кусок, калачик, кузнечик, калька, кукушка.
Задание. Послушать текст. «Как кукушка куковать научилась».
Выскочил как-то петух из курятника и как закричит: Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Понравилась эта песня кукушке, которая сидела недалеко на суку. «И я могу так петь», подумала она. И полетела в лес, чтобы всех удивить. Прилетела, уселась на дерево, раскрыла рот и пропела начало: -Ку…
А дальше забыла! –Ку-ку-ку-ку- повторяет одно и тоже и больше ничего не может вспомнить. Наверное, ее за это и прозвали кукушкой.
1. Логопед просит спеть песню петуха, кукушки. (утрируя [к]). 2. Ребенку предлагается посчитать, сколько звуков [к] в слове –кукушка-. (3) 3. Вопросы: -Как поет лягушка? –Ква-Ква. -Как можно назвать лягушку? (Квакушка). Если ребенок произносит [р’] можно произнести: кря-кря-крякушка.
Задание произносить предложения. Квакушка квакает: ква-ква! Кукует кукушка, квакает лягушка. Петушок, петушок, на макушке гребешок. У куклы Кати светлые локоны. Полкан лег калачиком. Какао вкусно пахнет. В кадке квашеная капуста. Кошка катает клубок. Дети пошли на лужок и встали в кружок. Я читала сказку о лягушке-квакушке. В коробке кнопки. У пастуха кнут. Сидит кошка на окошке. Курица клюет: клю-клю-клю. У курицы клюв. У этой курицы перья белые, как снег, назовем ее Беляночка. Наша река широка, как Ока. Кран обходится без рук: вместо рук у крана крюк.
Задание. Произносить тексты стихов. (Это задание предлагается на дифференциацию [к] – [т]).
Кукла с бантом в желтом платье. Подарили куклу Кате. Катя будет с ней играть, спать уложит на кровать. Баю баюшки-баю! Не ложися на краю! Прибежит серый волчок, Катю схватит за бочок. Схватит Катю за бочок, убежит с ней во лесок. Бросит там под кустик и домой не пустит. Задание. Пересказать сказку. «Кот и мышь». Гонялся кот за мышкой, но не смог мышку поймать. Решил он ее обмануть. -Мышка, мышка, -мурлыкал кот, -ты такая быстрая… Выйди из норки и беги во-он в тот угол… Я дам тебе за это мерку пшеницы! -Нет, нет! – пискнула мышка. Работа слишком мала, а плата чересчур велика! Неспроста это!
Мерка- сосуд для измерения сыпучих продуктов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|