Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

( речевой материал ). Постановка звука [к]. Произнесение [к] в прямых слогах. -ка, -ко, -ку. Задание. Произносить слова со стечениями согласных.




( речевой материал )

Постановка звука [к].

Поскольку взрывные заднеязычные звуки ставятся от взрывных переднеязычных, звук [к] ставится при помощи механического способа от звука [т]. Ребенку предлагают медленно произнести слоги та-та-та, в момент произнесения логопед шпателем (или пальцем) постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится вначале тя-кя-ка. (Также ставится –г- от слога –да, но его можно получить и озвончением [к]).

Затем с механической помощью закрепляется [к] в слогах. К закреплению звука в словах и фразах приступают только тогда, когда ребенок без длительного поиска нужной артикуляции произносит поставленный звук.

Произнесение [к] в прямых слогах.

Задание. Произносить слоги.

-ка-ко-ку-

 

Задание. Произносить слова с ударением на слоге

 

–ка

Каша, касса, камень, каменный, кашель, камбала, капля, Ока, макать, рука.

 

-ко

Коля, кофе, колос, ком, молоко, козы, высоко, кость, стрекозы, кони.

 

-ку

 

Кузя, курица, куча (песку), кузница (мастерская), кудри, кузов.

 

Задание. Произносить слова без ударения на слоге.

 

-ка, -ко, -ку.

Кафе, качели, калач, калина, кабина, Вика, кабан, канава, календарь (книжечка, в которой записаны все дни года), капель (падение тающего снега каплями с крыши), маска, майка, лесенка, начинка, добавка, ложечка, мелко, низко, локон (вьющаяся прядь волос), локоть, луковица, купец.

 

Задание. Произносить слова со стечениями согласных.

 

Ква-кле-клю-кре-кри

 

квас, квашенная (капуста), клей, клен, клещи (металлические щипцы), ключ, крем, кривая (линия).

 

Задание. Произносить предложения.

 

Коля, иди в реку, здесь мелко.

Мама купила сыну маску ежика.

Ниночка искала землянику, наклонялась низко-низко.

Коля с Катей качались на качелях.

Забияка лезет в драку.

В кузнице кузнец подковал мою лошадку.

Не кует железо молот, кует кузнец. (пословица)

Кабан – это дикая свинья.

В апреле запели капли капели.

В этой конфете вкусная начинка.

У Кати колесо. Нашего кота зовут Кузя.

 

Задание. Произносить текст.

 

Дима и Коля – кони. Но, но, кони!

Идите, кони домой!

- Кого позвали домой? /коней/

- -Кто пойдет домой? /кони/

 

 

Произнесение [к] в обратных слогах.

Задание. Произносить обратные слоги.

 

Ак-ок-ук-ик-як-ык

 

Задание. Произносить слова с ударением и без ударения на слоге.

 

Мак, маяк, Максим, носок, песок, поясок, мелок, вилок (капусты), волосок, ежонок, лук, индюк, понедельник, зайчик, чижик.

 

Задание. Произносить предложения.

Щенок уволок мяса кусок.

Поставь совок в уголок.

В мешок насыпан песок.

У лисы лукавая улыбка, не садись ей на язык, Колобок!

Чижик – серенькая птичка.

 

Задание. Произносить тексты.

 

1. Вот мак. На, мама, мак. На, Катя, мак.

2. У Кати косы. На Катя, бант. Ай да бант у Кати!

 

Задание. Произносить слова с двумя и более звуками [к].

Какао, какаду (попугай с хохолком на голове), капелька, каска, купальник, кукла, кулек, клеенка, крепкая (веревка), какой, как, каблук, квакушка, макушка, (верхняя часть чего-то: головы, дерева), кубик, макака, лукошко, кошечка, кумушка, кусок, калачик, кузнечик, калька, кукушка.

 

Задание. Послушать текст.

«Как кукушка куковать научилась».

 

Выскочил как-то петух из курятника и как закричит: Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Понравилась эта песня кукушке, которая сидела недалеко на суку. «И я могу так петь», подумала она. И полетела в лес, чтобы всех удивить. Прилетела, уселась на дерево, раскрыла рот и пропела начало: -Ку…

А дальше забыла! –Ку-ку-ку-ку- повторяет одно и тоже и больше ничего не может вспомнить. Наверное, ее за это и прозвали кукушкой.

 

1. Логопед просит спеть песню петуха, кукушки. (утрируя [к]).

2. Ребенку предлагается посчитать, сколько звуков [к] в слове –кукушка-. (3)

3. Вопросы: -Как поет лягушка? –Ква-Ква.

-Как можно назвать лягушку? (Квакушка).

Если ребенок произносит [р’] можно произнести: кря-кря-крякушка.

 

Задание произносить предложения.

Квакушка квакает: ква-ква!

Кукует кукушка, квакает лягушка.

Петушок, петушок, на макушке гребешок.

У куклы Кати светлые локоны. Полкан лег калачиком. Какао вкусно пахнет. В кадке квашеная капуста. Кошка катает клубок. Дети пошли на лужок и встали в кружок. Я читала сказку о лягушке-квакушке. В коробке кнопки. У пастуха кнут.

Сидит кошка на окошке. Курица клюет: клю-клю-клю. У курицы клюв. У этой курицы перья белые, как снег, назовем ее Беляночка. Наша река широка, как Ока. Кран обходится без рук: вместо рук у крана крюк.

 

Задание. Произносить тексты стихов. (Это задание предлагается на дифференциацию [к] – [т]).

 

Кукла с бантом в желтом платье. Подарили куклу Кате.

Катя будет с ней играть, спать уложит на кровать.

Баю баюшки-баю! Не ложися на краю!

Прибежит серый волчок, Катю схватит за бочок.

Схватит Катю за бочок, убежит с ней во лесок.

Бросит там под кустик и домой не пустит.

Задание. Пересказать сказку.

«Кот и мышь».

Гонялся кот за мышкой, но не смог мышку поймать. Решил он ее обмануть.

-Мышка, мышка, -мурлыкал кот, -ты такая быстрая… Выйди из норки и беги во-он в тот угол… Я дам тебе за это мерку пшеницы!

-Нет, нет! – пискнула мышка. Работа слишком мала, а плата чересчур велика! Неспроста это!

 

Мерка- сосуд для измерения сыпучих продуктов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...