Правильная артикуляция [И]. Произнесение [И] в начале слов. Произнесение [И] в середине слов.. Произношение [И] в конце слов.
пы Лапы, папы, лупы, шляпы, уступы (выемки в виде ступенек в стене, горах), лампы, глупый. ты Ноты, боты, соты (ячейки из воска для мёда), ласты, космонавты, сытый, счёты (рамка с кругляшками на прутиках для подсчёта), буфеты, банты, минуты, бегемоты, зубастый, монеты, конфеты, полёты, самолёты, гранаты, пилоты, латы (в старину: металлические доспехи), лопаты, солдаты. мы, вы Ямы, думы, мычать, формы, мамы, ламы, головы, правый, подошвы, выходной, высоко, рёвы, удавы (большие змеи), здоровы, новый, подковы, обновы, совы, левый, пумы, самый, смычок (палочка, которой водят по струнам скрипки).
ды, ны Комоды (низкие шкафы с выдвижными ящиками), звёзды, обеды, твердый, годы, борозды, детёныш, донышко, пятнышко, бревнышко, телефоны, бутоны, ужины, вёсны, зелёный, холодный, вкусный, опасный, копны, крупный, бубны, бороды, кеды, ландыш, клады, команды, заводы, огороды. бы Зубы, губы, жабы, слабый, вербы. 4. Задание. Произносить предложения. Мы моем шею мылом. Мыло душистое. Пчёлы несут мёд в соты. Мартышка ест бананы. В тазу тыква, дыня, баклажаны. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. У Лёвы полный кузовок клюквы. Музыканту нужны ноты. У котёнка Тюпы тёмные лапы. В выходной все отдыхают. Плывут суда туда- сюда. У мамы в сумке конфеты. В зоопарке живут бегемоты, слоны, ламы. Ламы – любопытные животные. У совы большие глаза. Заводы дымят. У Гены бумажный голубь. По небу плывут дождевые облака. Заколкой закалывают, а закладкой закладывают. 5. Задание. Подобрать картинку, сказать про много. Логопед говорит слово, напр., «жёлтый», ребёнок произносит «жёлтые шары», выбирая картинку из разложенных на столе.
Аналогично: чёрный – чёрные шарфы прозрачный – прозрачные стаканы красный – красные плоды молотый – молотые зёрна (кофе) тёмный – тёмные ходы нежный – нежные цветы светлый – светлые волосы (кофты, стены) смелый – смелые солдаты белый – белые (кусты) Затем логопед просит составить предложения с названными словосочетаниями. 6. Задание. Повторить предложение, ответить на вопрос: «Как можно назвать спортсмена Гену? ». Гена пытается прыгнуть выше всех (прыгун). Логопед предлагает заучить стихотворение («Азбуковедение», 336). Жили- были прыгуны. - Мы допрыгнем до луны! Ввысь их вышвырнул батут. - Где вы, прыгуны? - Мы тут! 7. Задание. Произносить текст стихотворения. Вы разве не знаете, папы – большого рыжего льва? У него тяжёлые лапы и косматая голова. (С. Маршак). 8. Задание. Произносить тексты стихотворений. - Пылесос, пылесос, Ты куда суёшь свой нос? - Жу – жу – жу! Я порядок навожу. (А. Масленникова). Я голову мыл, А ты свою – мыль. *** Зайка, зайка, ты зазнайка? Забегай к нам, серый зайка, Ты ведь зайка, не зазнайка. (Е. Л. Крутий). Все снега да сугробы, Да следы на снегу. *** В нашей покупке батоны да крупы. *** Без воды да без мочала кошка сына умывала. - Ох, - вздохнула кошка- мать, трудно сына умывать! (Ю. Коринец).
Прежде чем приступить к дифференциации [Ы] - [И] следует убедиться, что в достаточной степени сформировано произношение [И]. Правильная артикуляция [И]. а) губы растянуты в улыбку. б) расстояние между зубами 1 – 2 мм. в) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, средняя часть спинки языка приближена к нёбу, задняя часть языка опущена. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов.
г) мягкое нёбо поднято, воздушная струя идёт через рот. д) голосовые связки колеблются. При постановке [И] используется имитативный способ (по подражанию) с использованием зрительного контроля. Произнесение [И] в начале слов. Задание. Произносить [И] в начале слов в ударной и безударной позициях. Инна, имя, ива, иволга, иней, искра, иду, играю, изучаю, игла, игрушка, изба, изнанка, июль, июнь, игра, изюм, индейка, индюк, Иван – да – Марья, искать, испуг, Игнат. Произнесение [И] в середине слов. Задание. Произносить слова со звуком [И] в ударной и безударной позициях. Гимн (торжественная песня), мишка, вилка, слива, вишня, георгин, калитка, кефир, кивать, килька, спица, гвоздика, гвоздика, голубика, нитка, малина, кабина, клубника, корица, косичка, липа, птица, глина, книга, гриб, бинт, блин, лосиха, мужчина, женщина, перила, обида, рябина, лист, диво (чудо), Дина, доить, катить, водить, домашний (телефон), гирлянда, сирень, василёк, горячий, горький, аист, мельница, длина, домино, жалить, зонтик, кино, киоск, курица, кривой, мячик, кубик, домик, линейка, лиса, лимон, лимонад, лицо, маленький, мальчик, пирог, носик, нянчить, пиджак, глубина, билет, бинокль, бублик, причёска. Произношение [И] в конце слов. Задание. Произносить слова со звуком [И] под ударением и без ударения. Лучи, найти, лови, сними, пойми, вари, плащи, деньги, ноги, ночи, петли, петухи, мухи, пони, вафли, гости, грабли, качели, люди, кегли, калачи. Задание. Игра «Договори словечко». Логопед начинает слово, дети договаривают – ки -, затем произносят слово целиком.
Задание. Произносить слова с двумя звуками [И]. Лишний, ирис, пирамида, невидимка, филин, витамин, бивни (слона), пластилин, нищий, сливки, исправить, синий, лисица, ванилин, синица, будильник, Ирина, Никита, Кирилл, усищи, глазищи, пингвин, стихи, васильки, мизинец, виски.
Задание. Произносить предложения. У зелёной ёлочки колкие иголочки. Одна сова не спит, на суку сидит. Нина, вари кисель, пеки пирог. Я схватила пирожок – он мне пальчики обжог. На нижней книжной полке – новинки. У чайника отбился носик. У Инги – иголка, у Ани – нитки. Синие васильки синеют. Звонкий звонок звенит звонко. Наступила зима. Стали звери зиму зимовать. Зимой зимуют на зимовке. Тихо – тихо снег идёт. Есть Кирилл, присел, да кисел кисель (скороговорка). Задание. Произносить двустишия. Зима пришла, В сани коней запрягла. (поговорка). Водичка, водичка, Умой моё личико. *** Люли, люли, люли, Прилетели гули. *** Обезьянок только три, Чешут спинки, посмотри! *** Молодчина эта Лина, Лепит все из пластилина. *** До свидания, сад, сад, Все осинки спят, спят.
Задание. Отгадать загадки и заучить их тексты. В воде родится, А её боится. (соль). В руках у Тани, зима в стакане. (мороженое). Свернёшь – клин. Развернёшь – блин. (зонтик). Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (собака). Иголки лежали, лежали, Да под стол убежали. (еж). Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Кто это? (кот). Задание. Произносить тексты стихотворений. С вечера всё спится, на дворе темно. Лист сухой валится, ночью ветер злится Да стучит в окно. (А. А. Фет). Нарядили ножки в синие сапожки. Идите, ножки, прямо по дорожке. В грязь не заходите, сапожки не рвите! (по О. Рождественской). Иголочка, иголка, остра и колка, Не коли мне пальчик, шей сарафанчик! *** Ой люли, люли, люли, прилетели журавли. Как они летели – все на них глядели. (колыбельная).
Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала. Я волчка не завожу, а уселась и сижу. (Е. Благинина).
Если взять все эти тучи и соединить в одну, То получится ответ, что краёв у тучи нет,
Что в Москве из тучи – дождик, а в Чите из тучи – снег. Если взять все эти капли и соединить в одну, А потом у этой капли ниткой смерить толщину – Будет каплица такая, что не снилось никому, И не приснится никогда в таком количестве вода! (С. В. Михалков). Задание. Пересказать рассказ Л. Н. Толстого «Правда всего дороже». Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил: - Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: - Я. Отец сказал: - Спасибо, что правду сказал. Задание. Произносить текст рассказа В. В. Бианки «Зайчата». Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь не увидит. А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет – кто вас найдёт? Игра «Мошки». Дети сидят на ковре в кругу, вытянув ноги к центру круга. В центре круга – игрушечная настольная лампа (можно заменить другим предметом, похожим на зажжённую лампу – круг из жёлтой фольги; шар). Дети произносят слова: Облепили лампу мошки, Греют тоненькие ножки. Осторожно, мошки! Обожжёте ножки! (В. Лунин). На слово «Осторожно» дети поджимают ноги, согнув в коленях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|