Методы исследования поведения домашних хозяйств
Развитие субъектов рынка не возможно без маркетинговых исследований. Сфера такого рода исследований постоянно расширяется. Любое маркетинговое исследование должно опираться на объективность, точность и тщательность. Объективность означает, что в процессе исследования учитываются все возможные факты, а конечные выводы не формулируются, пока не будут собраны и проанализированы полученные данные. Точность результатов исследования зависит от тщательности выбора инструментов исследования и методов их применения. Маркетинговые исследования нацелены на выявление, оценку ключевых факторов, тенденций, лежащих в основе стратегии и тактики деятельности участников рынка. Важным ориентиром для маркетологов служит соблюдение следующих принципов маркетинговых исследований: · Систематичность – исследования должны вестись систематично, а не носить спорадический разовый характер; · Системность – исследования должны охватывать весь рынок и всю структуру иерархических рыночных процессов, факторов, их динамику и взаимосвязи; · Комплексность – означает, с одной стороны, что в исследовании включается совокупность действий или процессов (сбор, обработка, анализ данных), с другой стороны – что к изучению объектов их взаимосвязей с другими процессами и объектами применяется комплексный подход; · Связанность и целеустремленность – направление, масштабы, глубина, детализация проводимых исследований должны быть органически увязанными с целями и задачами участника данного рынка, отражать его реальные потребности в конкретной аналитической информации; · Множественность источников информации – целесообразно поступление информации не из одного, а из нескольких источников, что позволяет иметь всесторонние «перекрывающие» друг друга данные и тем самым уточнять, проверять информацию, отбрасывать сомнительные данные;
· Универсальность – исследования могут быть проведены в целях удовлетворения любой потребности участника рынка в информации принятия рационального решения; · Научность – исследованиям должны быть присущи точность, объективность, обусловленность. Недостаточно объективные, необоснованные исследования ведут к неправильным, искаженным рекомендациям. Кроме основных принципов важны и методы маркетинговых исследований, позволяющие решить, широкий диапазон маркетинговых задач с применением различных современных приемов. Различают: общенаучные, аналитоко-прогностические методы исследований, методические приемы, заимствованные из разных областей знаний. Первоисточником получения сведений о населении являются переписи населения. Перепись населения – процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или территории по состоянию на определенный момент времени. Последняя Всероссийская перепись населения проведена в 2002 году по состоянию на 0 часов 9 октября. Обследование бюджетов домашних хозяйств по своему характеру является многоцелевым. Его основные задачи определены как получение весовых показателей для расчета индекса потребительских цен и данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов. Традиционно бюджетное обследование также является источником статистических данных о распределении населения по уровню материального благосостояния, об уровне бедности и потреблении продуктов питания. Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится во всех республиках в составе Российской Федерации, краях и областях по выборочному методу и охватывает 49175 домашних хозяйств.
Обследование строится на принципах добровольного участия в нем отобранных домашних хозяйств. Генеральную совокупность при отборе составляют все типы домашних хозяйств, за исключением коллективных домашних хозяйств (части населения, состоящей из лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях). Базой для построения выборочной совокупности домашних хозяйств послужил информационный массив микропереписи населения 1994 г. Использование указанной базы данных было обусловлено рядом преимуществ, к которым относятся следующие: наличие готовой основы выборки на машинных носителях, что исключает одну из существенных статей затрат, связанных с составлением основы выборки; исключение из процедуры формирования выборки ряда промежуточных ступеней отбора, связанных с отбором административных единиц и определением конкретного места проживания домашних хозяйств; наличие на машинных носителях социально-экономической и демографической информации о населении (конкретном домашнем хозяйстве, лице) как в разрезе района, счетного участка, так и в целом по региону. Конечной единицей отбора определено домашнее хозяйство, представляющее собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домашнее хозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно. Домашнее хозяйство является также и единицей обследования. Выборка для бюджетных обследований формируется на принципах представительности категории «все население» в пределах отдельного региона Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев и областей). В основу построения территориальной выборки домашних хозяйств положена двухступенчатая модель вероятностной (случайной) выборки с использованием процедуры расслоения на каждой из ступеней отбора. Процедура расслоения нацелена на формирование представительной выборочной совокупности домашних хозяйств, адекватно отражающей территориальные особенности расслоения населения, демографическую и социально-экономическую его структуру, объективно представляющей структурные изменения в условиях перехода к рыночной экономике.
Процедура расслоения состоит из двух уровней: 1. Территориальное расслоение (в два слоя) с учетом места проживания населения: · городская местность; · сельская местность; 2. Формирование в каждом слое подслоев с учетом структуры социально-экономических и демографических признаков. В систему таких признаков включены группировочные признаки, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Группировочные признаки для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств
Реализация программы обследования осуществляется посредством ведения следующих форм обследования: форма №1-а «Дневник учета ежедневных расходов домашнего хозяйства»; форма №1-б «Журнал учета домашним хозяйством покупок непродовольственных товаров и полученных услуг»; форма №1 «Опросный лист обследования бюджетов домашних хозяйств». Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и ведении в домашнем хозяйстве записей о текущих расходах на потребление.
Учетный период обследования отдельно взятого домашнего хозяйства охватывает квартал. В течение трех месяцев установлены дифференцированные в зависимости от состава показателей процедуры сбора данных. Каждое из обследуемых домашних хозяйств дважды в течение квартала (2 раза по одной неделе) ведет дневниковые записи, которые представляют собой подробный учет денежных средств, затраченных на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг. В дневниковых записях также фиксируется количество потребленных продуктов питания без оплаты (за счет поступлений продукции собственного производства, подарков, безвозмездной помощи из других источников) и количество продуктов питания, оплаченных, но не предназначенных для потребления членами домашнего хозяйства. Дополнительно в дневниковых записях ежедневно фиксируются расходы на питание вне дома (рестораны, кафе, столовые, уличные киоски и т.д.). В промежутке между двумя дневниковыми обследованиями домашнее хозяйство ведет журнальные записи, которые представляют собой учет покупок непродовольственных товаров и средств, затраченных на оплату услуг. По окончании каждого месяца квартала с целью сбора дневниковых и журнальных записей посещаются все домашние хозяйства, подлежащие обследованию. При этом проводится промежуточный (месячный) опрос по программе опросного листа по обследованию бюджетов домашних хозяйств. По окончании квартала осуществляется опрос всех домашних хозяйств, подлежащих обследованию, по программе ежеквартального опроса. По завершению годичного цикла обследования проводится годовой опрос домашних хозяйств. Программа годового опроса включает в себя сбор данных о жилищных условиях домашних хозяйств, наличии в домашних хозяйствах предметов длительного пользования, обороте скота в личных подсобных хозяйствах, уровне образования членов домашних хозяйств. Процедура сбора данных по дневниковым и журнальным обследованиям организуется на принципах ротации домашних хозяйств в пределах одного участка наблюдения. В этих целях совокупность домашних хозяйств, обследуемых каждым интервьюером, подразделяется на три ротационные подгруппы, группировочным признаком для формирования которых служит размер домашнего хозяйства. Процедура обследования должна обеспечить порядок, в соответствии с которым каждая из групп домашних хозяйств в течение месяца должна попадать под разные типы сбора данных: ведение недельных дневниковых записей, 2–3-недельных и месячных журнальных записей. Исправление и дополнение дневниковых и журнальных записей может производиться интервьюером при посещении им домашнего хозяйства только с согласия обследуемых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|