Приоритеты макроэкономической политики
Эффективная реализация антикризисных мер, максимизация их воздействия на экономику возможны только при обеспечении необходимого уровня макроэкономической стабильности. В этих целях Правительство в тесном взаимодействии с Банком России будет реализовывать взвешенную макроэкономическую политику, направленную на поддержание баланса между целями усиления социальной поддержки населения, стимулирования внутреннего спроста, развития отраслей экономики – с одной стороны, и целями поддержания приемлемого уровня инфляции, равновесного курса рубля, обеспечения допустимого уровня бюджетного дефицита – с другой. Поддержание такого баланса предполагает следующие приоритеты макроэкономической политики: Проведение ответственной бюджетной политики. Резкое снижение цен на нефть и газ, а также экономический спад приведут к тому, что федеральный бюджет недополучит в 2009 г. 4,2 трлн. рублей. Принятые правительством решения по облегчению налоговой нагрузки снизят поступления в бюджетную систему на 420 млрд. рублей. Тем самым правительство увеличивает остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции. Снижение доходов коснется и территориальных бюджетов, и социальных фондов. Правительство приняло решение, несмотря на это, не сократить, а увеличить государственные расходы, существенно изменив их направленность. Сокращаются или отодвигаются на более поздние сроки неприоритетные расходы бюджета. «Высвободившиеся» средства будут направлены на увеличение пенсий, помощь потерявшим работу гражданам и их переобучение, укрепление банковской системы, стабилизацию состояния ипотечного рынка и поддержку попавших под удар секторов экономики.
Увеличение государственных расходов, несмотря на сокращение доходов, будет обеспечено за счет средств, накопленных в Резервном фонде в период высоких цен на нефть. В 2009 г. из Резервного фонда на расходы будет направлено примерно 2751,5 млрд. рублей. Даже в случае, если усиление кризиса приведет к дальнейшему снижению цен на товары российского экспорта, использование Резервного фонда гарантирует полное и безусловное исполнение увеличенных расходных обязательств федерального бюджета. [39] Один из приоритетов макроэкономической политики состоит в постепенном сокращении инфляции. Повышение курса иностранной валюты, ставшее следствием финансового кризиса, привело к росту цен, прежде всего за счет быстрого удорожания импортных и части отечественных товаров, производимых с использованием импортного сырья. Правительство ставит задачу удержать рост цен в 2009 г. примерно в тех пределах, которые были зафиксированы в прошлом году. В последующем возможно замедление инфляции до 10% в 2010 г. и 7,5% в 2011 г. Правительству, совместно с Банком России, предстоит сочетать решение нескольких задач: обеспечить экономику достаточным количеством ликвидности и в то же время не допустить разгона инфляции. [39] До окончания кризиса правительство будет с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки, электричество и тепло, а также цен на газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирование инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции. Важную роль в противодействии росту цен будет играть борьба с долларизацией экономики – повышение доверия к рублю как средству сбережения. Этому будет способствовать установление Банком России пределов роста стоимости бивалютной корзины, подорвавшее привлекательность конвертации рублевых средств в иностранную валюту. Параллельно Федеральная антимонопольная служба активизирует борьбу с необоснованным повышением цен за счет сговора поставщиков и других незаконных действий.
Следующая задача состоит в расширении банковского кредитования и его удешевлении для предприятий и граждан. В настоящее время высокая стоимость заемных средств в значительной мере определяется рисками, связанными с неопределенностью внешнего и внутреннего спроса. Поддержка потребительского и инвестиционного спроса за счет дополнительных государственных расходов позволит снизить такие риски, а в сочетании со стабилизацией ожидаемой будущей стоимости иностранной валюты создаст предпосылки для снижения в будущем процентных ставок. В среднесрочной перспективе определяющим условием снижения процентных ставок станет последовательное замедление инфляции. Правительство намерено воздержаться от существенного наращивания заимствований на внутренних финансовых рынках, для того чтобы ограниченные инвестиционные ресурсы банковской системы полностью направлялись на кредитование граждан и отечественных предприятий. Важнейшей задачей остается поддержание достаточного уровня макроэкономической устойчивости российской экономики. Это требует сохранения определенного минимального уровня средств в Резервном фонде, достаточного объема золотовалютных резервов, поддержания положительного баланса внешней торговли и последовательного сокращения бюджетного дефицита. Правительство планирует снизить дефицит федерального бюджета до 3% в 2011 г. К концу 2011 г. в Фонде национального благосостояния останутся средства на сумму порядка 2% ВВП. Такая политика обеспечит доверие российских и иностранных инвесторов, что позволит возобновить приток капитала и восстановить рост экономики. На региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер, включающая в себя как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Основными целями системы антикризисных мер, принимаемых на уровне регионов, являются: поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной системы, оплаты первоочередных расходов; содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.
Поддержание сбалансированности бюджетной системы обеспечивается как предоставлением поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации средств из федерального бюджета, так и проведением ответственной политики на региональном уровне, включающей в себя: · оптимизацию бюджетных расходов и реструктуризацию бюджетной сети; · пересмотр параметров бюджета, в том числе путем отказа от «необязательных» капитальных вложений; · недопущение роста кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам; · отказ от пополнения доходной базы бюджета субъекта Российской Федерации за счет снижения доходной базы местных бюджетов. Предоставление поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета будет осуществляться с учетом: · реализации принятых Правительством Российской Федерации решений о снижении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на которые предоставляются субсидии из федерального бюджета; · сокращения направлений предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с одновременным увеличением объемов оставшихся субсидий и концентрации их на решении 3–4 наиболее важных первоочередных для регионов задач; · обеспечения компенсации выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации путем совершенствования существующего механизма предоставления дотаций на поддержку, мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также предоставления бюджетных кредитов на основе формализованной методики. В настоящее время на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 300 млрд. рублей. [28]
Важнейшими направлениями антикризисной политики региональных властей должны стать реализация программ содействия занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан, а также поддержка реального сектора экономики (создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, организация системы взаимодействия с инвесторами по реализации приоритетных проектов, поддержку агропромышленного, строительного комплексов, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, поддержку предприятий регионального значения и т.д.). Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ содействия занятости населения и по социальной поддержке безработных граждан направляются на проведение следующих мероприятий: · опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников); · организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; · оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; · содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Программы будут гармонизированы с мероприятиями, осуществляемыми субъектами Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета в рамках реализации делегированных полномочий. Также будет оказываться дополнительная поддержка субъектам Российской Федерации, у которых наиболее остро выражены кризисные явления на региональных рынках труда, в том числе через формирование резервов в рамках общего объема субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, для его распределения между регионами с учетом состояния региональных рынков труда на софинансирование программ повышение занятости населения. Такой резерв уже предусмотрен, например, в рамках субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С учетом состояния регионального рынка труда будет осуществлено распределение субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства и субсидий на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования.
В рамках государственной поддержки реального сектора экономики на региональном уровне в целях сохранения рабочих мест реализуются следующие меры: · субсидирование процентной ставки по кредитам предприятий реального сектора экономики (данная мера предусмотрена в 69 регионах); · предоставление государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики (данная мера предусмотрена в 57 регионах). Одновременно с этим, субъекты Российской Федерации должны предусмотреть мероприятия, направленные на минимизацию административных процедур, сопровождающих предоставление указанных мер поддержки. Представляется также крайне важной организация на региональном уровне системы взаимодействия по реализации приоритетных инвестиционных проектов, которая должна включать как организацию взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, так и интеграцию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, средств государственных корпораций, средств частных инвесторов, привлечения заемных ресурсов. Мероприятия по поддержке агропромышленного комплекса, реализующиеся в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, как правило, предусматривают предоставление субсидий на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства, а также на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам. В части оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса: в большинстве субъектов Российской Федерации предпринимаются меры по обеспечению условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений. Так, во исполнение Федерального закона от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также в целях обеспечения условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений в 80 субъектах Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты; регионы пользуются предоставленными налоговыми возможностями по поддержке малого и среднего предпринимательства. 36 регионов приняли решение о снижении дифференцированных ставок, в 27 регионах соответствующие проекты нормативных правовых актов находятся на различных стадиях рассмотрения; практически все субъекты Российской Федерации заявили о своем участии в федеральной программе оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, реализуемой Минэкономразвития России. Поддержка строительного комплекса осуществляется путем предоставление регионам средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилого фонда. Общий объем средств, предусмотренный для предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счёт средств Фонда в период с 2008 по 2011 гг., составит 240 млрд. рублей. В счет этой суммы в качестве антикризисных мер приняты решения о выделении средств Фонда на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья по 124 заявкам 78 регионов на общую сумму 55,02 млрд. рублей. Выделение указанных финансовых ресурсов позволит отремонтировать 41,5 тысяч домов, улучшив условия проживания 6,1 миллионов человек, и расселить 2004 аварийных дома, где проживает 33,7 тысяч человек. С участием средств Фонда в настоящее время отремонтированы и ведётся капитальный ремонт в 34 639 домах (84% от заявленных к ремонту), в том числе завершен ремонт 28 292 домов в 70 субъектах Российской Федерации, ведется капитальный ремонт 6 347 домов в 62 субъектах Российской Федерации. При этом 17 субъектов Федерации полностью выполнили свои программы капитального ремонта на 2008 год. По программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда расселены 253 аварийных дома, в которых проживало 5 922 человека. В целях реализации антикризисных мер, направленных на оздоровление ситуации в отдельных отраслях экономики, Фондом с 10 декабря 2008 г. осуществляется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья. По указанной программе одобрена 51 заявка на сумму 20,6 млрд. рублей (с учетом софинансирования субъектов Российской Федерации – 28,8 млрд. рублей). Это позволит переселить 62 465 человек в 23 071 квартиру. В I квартале 2009 года по вышеназванной программе до 17 регионов представят свои заявки на сумму 6,1 миллиардов рублей. 29 субъектов Российской Федерации уже разместили заказы на приобретение квартир на общую сумму 17,8 миллиардов рублей. Итоги размещения подведены в 20 субъектах Российской Федерации, где заключены государственные контракты на приобретение 7 895 квартир на сумму 11,9 миллиардов рублей. Средства в объеме 3,8 миллиарда рублей из уже перечислены застройщикам. Всего в настоящее время в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ участвуют 79 субъектов Российской Федерации. Общий объём осваиваемых финансовых средств с учётом долевого финансирования регионов составляет 116,0 миллиардов рублей. Реализация региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда, обеспечивает занятость 1,5 миллиона человек. [40] Усилия по поддержке реального сектора экономики будут сосредоточены в первую очередь на поддержке градообразующих предприятий и организаций. Одним из приоритетов региональной бюджетной политики должно стать обеспечение прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. В текущей экономической ситуации необходимо принять все меры по недопущению сокращения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и системы обязательного медицинского страхования на бесплатную медицинскую помощь, и при этом, обеспечить в полной мере выполнение требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. В условиях недостатка доходов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования особую важность приобретает исполнение в полном объеме обязательств субъектов Российской Федерации в части страхования неработающего населения. Российская Федерация в 2009 г. должна осуществлять дополнительную финансовую поддержку системы обязательного медицинского страхования по двум направлениям: · увеличение дотаций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках нормированного страхового запаса, порядок использования которого утвержден Правительством Российской Федерации; · выделение в составе создаваемого резерва федерального бюджета на 2009 г. бюджетных ассигнований на предоставление Федеральному фонду обязательного медицинского страхования для перечисления территориальным фондам ОМС (в случае снижения против запланированных доходов бюджетов территориальных фондов ОМС) межбюджетных трансфертов с целью исполнения территориальных государственных гарантий предоставления гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В 2009 г. в приоритетном порядке должна оказываться помощь тем субъектам Российской Федерации, которые обеспечивают выполнение действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в части государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию, в качестве выводов, на наш взгляд, можно отметить следующие моменты. В работе проведен анализ имеющихся подходов к исследованию категории «домашнее хозяйство». На наш взгляд, наиболее полным является определение, в соответствии с которым домохозяйство – отдельный человек или группа людей, постоянно проживающие в данном жилище и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни. Проведенное исследование позволило выявить основные функции домашнего хозяйства. Домохозяйство – экономическая единица, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения конечных продуктов. Современные экономические школы по-разному подходят к исследованию поведения домашнего хозяйства. Представители неоклассического направления рассматривают его, в основном, на микроуровне, основываясь на постулате о рациональном поведении индивида в отношении распределения собственного дохода между потреблением и сбережениями. Функции домашнего хозяйства они видят в предоставлении факторов производства другим экономическим субъектам и использовании полученного за них дохода для потребления и накопления. Представители кейнсианского направления сосредотачиваются на рассмотрении не отдельного домохозяйства, а их совокупности. Они исследуют совокупный объем спроса, предъявляемый домохозяйственным сектором, общий объем предложения и сбережений, которые определяют темпы роста экономики, объем выпуска, уровень занятости и другие макроэкономические величины. И, наконец, в работах представителей институционального направления в исследование вводятся различные аспекты деятельности домохозяйства (демографические, социальные, половые, психологические, национальные и т.д.). Так или иначе, важнейшей функцией домашнего хозяйства является потребление благ. В работе проведен анализ основных траекторий потребительского поведения, к которым мы отнесли: традиционное действие; инструментальное действие; поведение потребителей во время инфляции; иррациональное потребительское поведение; ценностно-ориентированное поведение потребителя. Как показано в исследовании, важным фактором поведения является принадлежность потребителя к той или иной или нескольким социальным группам, типологию которых удалось сформировать в работе. Далее анализировались основные методы исследования поведения потребителей, удалось выделить основные принципы проведения таких исследований. Анализ сектора домашних хозяйств в национальной экономике, проведенный во второй главе работы, показал, что доля доходов от предпринимательской деятельности в последние годы снижалась, доходы от собственности, наоборот, стали выше на порядок. Доля расходов на покупки товаров и услуг значительно не менялась, это говорит о том, что население не стало тратить больше. Траты на обязательные платежи и взносы возросли. Расходы на приобретение недвижимости стали в несколько раз больше Основными факторами, определяющими величину сбережений в домохозяйствах, являются уровень доходов после уплаты налогов, богатство, уровень цен, ожидания, потребительская задолженность, налогообложение. Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия: в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации; в размерах и составе семей; в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения. Действие названных факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном уровне отдельных групп населения. Устранить диспропорции призвана социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Регулирующая деятельность государства проявлялась, в частности, в установлении социальных стандартов. Анализ статистической информации показал, что доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума в последние годы снижалась, что свидетельствует о позитивных тенденциях в экономике. Важнейшей проблемой обеспечения должного уровня потребления домашних хозяйств выступает доступность кредитных (заемных) средств. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения, что напрямую отражается на поведении домашних хозяйств. В октябре – декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В третьей главе работы проведен анализ планируемых государством мероприятий по преодолению кризисных явлений. Реализация данных мероприятий будет являться важнейшим фактором поведения домашних хозяйств.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30.11.94 г. №51-ФЗ, часть вторая от 29.01.96 г. №14-ФЗ, часть третья от 26.11.01 г. №146-ФЗ. – М.: Экзамен, 2007. 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 г. №197-ФЗ. – М.: Экзамен, 2007. 3. Акулов В.Б., Акулова О.В Экономическая теория: Учебное пособие. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. 4. Белозёров С.А. Сущность и функции сбережений домашних хозяйств. Финансовый мир. Вып. 3 – М.: ООО «Изд-во Проспет», 2006. 5. Бондарев Л.Д. Автоматизация домохозяйств в России. – М.: ИНФРА-М, 2007. 6. Борисов Е.Ф Экономическая теория: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 7. Бродская Т.Г, Видяпин В.И, Добрынин А.И. и др. Экономическая теория. (Учебное пособие) – М.: Знание, 2008. 8. Бугаян И.Р. Современная макроэкономика: учебник. – М.: Феникс, 2009. 9. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ИНФРА, 2005. 10. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2006. 11. Волков А. Г Семья глазами демографа. – М.: Знание, 1989 12. Горяинова Л.В. История экономических учений. (Учебное пособие) – М.: МФПА, 2003. 13. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. – М.: КноРус, 2008. 14. Градов А.П. Национальная экономика. – СПб.: Питер, 2007. 15. Добрынин А.И, Тарасевич Л.С.: Экономическая теория. – СПб.: «Питер Паблишинг», 2003. 16. Жеребин В.М., Романов А.Н. Экономика домашних хозяйств М.: ЮНИТИ, 2005. 17. Илларионов А.И «Проблемы внешней и внутренней торговли» // «Проблемы современной экономики» – 2008 – №8. 18. Кудров В.М. Национальная экономика России (3-е издание). – М.:Дело, 2008. 19. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика. – М.: Юнити, 2009. 20. Ланкин В.Е. Экономика: Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену – Таганрог: ТРТУ, 2006. 21. Ларионов П.Н. Проблемы домашних хозяйств // Эксперт онлайн – 2008. – №7. 22. Лучкин. Л. Проблемы бедности в странах ЦВЕ и в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – №5. 23. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. (Учебное пособие), 5-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2007. 24. Нордхаус В.Д., Самуэльсон П.Э. Микроэкономика – М.: Знание, 2008. 25. Поляка Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 26. Родионова В.М. Финансы. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. 27. Романовский М.В Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебное пособие. – М., Юрайт, 2006. 28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. 29. Светлов Л.И. Кризис 2009 года // Вопросы экономики – 2009. – №2. 30. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. (Учебник), 6-е изд. – М.: МФПА, 2006. 31. Фролова Т.А. История экономических учений: конспект лекций – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. 32. Фролова Т.А. Макроэкономика: конспект лекций – Таганрог: ТРТУ, 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|